Россия при Петре I
материал по истории (7 класс) по теме
Урок диагностики навыков и умений (повторительно-обобщающий урок). 7 класс. Обобщение и закрепление материала проводится в виде тестовых работ и "Своей игры", которая увлекательно позволяет провести урок и закрепить знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_pri_petre_i.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории
(урок диагностики навыков и умений)
Россия при Петре I
7 класс
Учитель Шалонина Н.А.
Тема урока: Россия при Петре I.
Тип урока: Урок диагностики навыков и умений – повторительно-обобщающий.
Цели урока:
Учебная:
- Раскрыть характерные особенности личности Петра I как человека и государственного деятеля;
- Закрепить знания о главных преобразованиях в стране при Петре I.
Развивающая:
- продолжить развитие умений анализировать, обобщать, определять и объяснять понятия, касающиеся темы урока;
● развивать способности давать полный ответ на поставленный вопрос и делать выводы;
● способствовать развитию памяти;
Воспитательная:
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
Оборудование:
- Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс.-М.:Просвещение,2010.
- Тестовые задания
- Игровое поле «Своя игра» на доске
- Видеофильм «Петр I» из цикла «Российская империя»
План урока:
- Тест - работа с понятиями, датами.
- «Своя игра»
- Государственное устройство России
- Направления реформ Петра I
Ход урока:
Структура урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1.Организационный момент | Приветствие учащихся. Учитель отмечает отсутствующих. | Дежурный ученик называет отсутствующих на уроке учащихся |
2.Определение целей урока | Закрепление знаний по теме «Россия при Петре I» | |
3.Ход урока 1)Тест - работа с понятиями, датами 2) «Своя игра» 3)Государственное устройство России 4)Направления реформ Петра I 6)Обобщение материала | Деление класса для работы в 4-х группах путем жеребьевки жетонов. Петр I – Великий… По сей день не смолкают споры о роли личности царя-реформатора, его преобразованиях. При этом необходимо признать, что именно Петром I было проведено множество реформ, произошли значимые события, колоссальные преобразования. Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках и объяснить, почему именно данные события сыграли решающую роль для всего дальнейшего развития России. 1-я форма работы – работа с понятиями и датами в виде теста, который выполняет каждый ученик, принося себе баллы за работу на уроке. Наш урок продолжает «Своя игра». Перед вами на доске начерчено поле игры, где команды по очереди выбирают для себя тему. Если команда не сможет ответить на вопрос, то право ответа переходит той команде, которая знает ответ и получает баллы. Работая в группах, составьте схему государственного устройства России. Каждая группа путем жеребьевки получает карточку, на которой необходимо сделать вывод о петровских преобразованиях в той или иной сфере жизни общества: - государственное управление - экономика и налогооблажение - изменения в социальной структуре - внешняя политика Каждая группа выступает со своими выводами, делает выводы. | Ребята работают с тестом на 2 варианта (см. приложение 1) Ребята выбирают темы игры, отвечают на вопросы, принося баллы как индивидуально, так и группе (Условия игры в приложении 2). Ребята выполняют схему (см. приложение 3) Ребята выполняют задания на карточках (ответ см. приложение 4) |
4)Подведение итогов урока | Ребятам предложено высказаться по следующим вопросам: - какая задача была поставлена перед вами в начале урока? - какое задание вызвало наибольший интерес? - что вызвало затруднение на уроке? Выставление оценок. | |
5)Домашнее задание | Домашнее задание не задается. Для ребят интересующихся историй Петровской эпохи, рекомендовано обратиться к дополнительной литературе школьной библиотеки или найти иные источники пополнения знаний. |
Приложение 1
Тест. Вариант 1
1.Кто был учителем Петра Алексеевича?
а) Василий Голицын;
б) Никита Зотов;
в) царица Наталья Кирилловна.
2.Первые свои батальоны Петр называл:
а) защитниками отечества;
б) «потешными» полками;
в) рыцарями.
3. Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики, поощрение развития отечественной мануфактуры – это:
а) меркантилизм;
б) реформа;
в) протекционизм
4. Важнейшими видами мануфактур при Петре I были:
а) химические;
б) металлургические;
в) текстильные.
5. Городские сословия были объединены:
а) в гостиные тысячи;
б) гильдии;
в) их не объединяли.
6. Северная война приходится на период:
1) 1700—1721 гг.;
2) 1709—1721 гг.;
3) 1699—1720 гг.;
4) 1701 — 1721 гг.
Ответы: 1-б; 2-б; 3-а; 4-б; 5-б; 6-1.
Тест. Вариант 2
1.Орган церковного управления, созданный Петром Первым ?
а) Сенат
б) приказ
в) Синод
2.Петербург был основан
а) в 1700 г.
б) в 1703 г.
в) в 1714 г.
3.Правление Петра Первого
а) 1700-1725 г.г.
б) 1682-1725 г.г.
в) 1700-1721 г.г.
4.Крупное промышленное предприятие
а) мануфактура
б) цех
в) ремесленная мастерская
5.Дочь Петра Первого, занявшая престол в результате переворота
а) Анна
б) Елизавета
в) Екатерина Первая
6. Что экспортировала Россия в первой четверти XVIII в.?
а) краски, вина, шелк, сукно;
б) лес, кожу, лен, пеньку;
в) пряности, сахар, предметы роскоши.
Ответы: 1-в; 2-б; 3-б; 4-а; 5-б; 6-б.
Приложение 2
Словарь 1 | Военное сражение 1 | Личность в истории 1 | Сподвижники Петра I 3 | Культура (даты) 1 | Словарь 7 |
Реформы 1 | Словарь 2 | Военное сражение 2 | Личность в истории 2 | Культура (даты) 2 | Словарь 8 |
Культура 1 | Реформы 2 | Словарь 3 | Военное сражение 3 | Личность в истории 3 | Культура (даты) 3 |
Народные восстания 1 | Культура 2 | Реформы 3 | Словарь 4 | Военное сражение 4 | Личность в истории 4 |
Сподвижники Петра I 1 | Народные восстания 2 | Культура 3 | Реформы 4 | Словарь 5 | Военное сражение 5 |
Культура (даты) 4 | Сподвижники Петра I 2 | Народные восстания 3 | Культура 4 | Реформы 5 | Словарь 6 |
Задания:
Позиция в поле заданий | Задание | Ответ |
Словарь 1 | «Нарвская конфузия» | Поражение русской армии под Нарвой, потеря ею артиллерии |
Словарь 2 | Приписные крестьяне | Приписанные к предприятиям крестьяне , беглые люди |
Словарь 3 | Посессионные крестьяне | Государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях |
Словарь 4 | Подушная подать | Основной прямой налог взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста |
Словарь 5 | Отходники | Крестьяне, вынужденные уходить на заработки на мануфактуры и на сельскохозяйственные работы |
Словарь 6 | «Прелестные грамоты» | Призыв К.А. Булавина к крестьянам и казакам к восстанию |
Словарь 7 | Ревизия | Перепись населения |
Словарь 8 | Редуты | Земляные укрепления |
Реформы 1 | Какой орган был образован вместо Боярской думы? | Правительствующий Сенат |
Реформы 2 | Какой орган был образован вместо приказов? | Коллегии |
Реформы 3 | Какой орган занимался вопросами Русской православной церкви? | Святейший Правительствующий Синод |
Реформы 4 | Каково значение введения Табеля о рангах? | По этому документу служба делилась на военную и гражданскую. Служебный рост не зависел от происхождения человека. |
Реформы 5 | Каково значение учреждения указа о единоначалии? | Отныне поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам, стирание границ между родовой и дворянской знатью |
Народные восстания 1 | Причиной этого восстания стало ограничение самоуправления казаков, привлечение их на строительные государственные работы | Восстание под предводительством К.А. Булавина |
Народные восстания 2 | Одной из причин этого восстания стало установление налога на карие глаза | Башкирское восстание |
Народные восстания 3 | Причиной каких восстаний стали гонения на религиозной почве? | Старообрядцев |
Культура 1 | Как называется первый музей в России? | Кунсткамера |
Культура 2 | Как называется первая печатная газета? | Ведомости |
Культура 3 | Как называется стиль в культуре в петровскую эпоху? | Петровское барокко |
Культура 4 | Как назывались мероприятия на которых можно было не только веселиться, но и заниматься государственными делами? | Ассамблеи |
Сподвижники Петра I 1 | Выходец из крестьянской семьи стал одним из ближайщих соратников Петра Великого; закончил свой жизненный путь в Сибири | А.Д. Меншиков |
Сподвижники Петра I 2 | Этот человек изобрел и построил первый в мире токарный станок | А.К. Нартов |
Сподвижники Петра I 3 | Этот выдающийся полководец вместе с А.Д. Меншиковым и Н.П. Репниным возглавил Полтавское сражение | Б.П. Шереметев |
Культура (даты) 1 | В каком году учреждена Академия наук? | 1724 |
Культура (даты) 2 | В каком году введен гражданский алфавит? | 1710 |
Культура (даты) 3 | В каком году основан Санкт-Петербург? | 1703 |
Культура (даты) 4 | С какого года в России стали праздновать Новый год 1 января? | 1700 |
Личность в истории 1 | Леблон, Трезини, Леблон –каков их вклад в историю? | Они были первыми архитекторами Санкт-Петербурга |
Личность в истории 2 | И.Н. Никитин – это… | Самый известный художник петровской эпохи |
Личность в истории 3 | Л.Ф. Магницкий – это… | Автор арифметики |
Личность в истории 4 | П.А. Толстой – это … | Петровский дипломат |
Военное сражение 1 | 27 июня 1709 года состоялась … | Полтавская битва |
Военное сражение 2 | 27 июля 1714 года состоялось … | Гангутское сражение |
Военное сражение 3 | Назовите даты великого посольства в Западную Европу | 1696-1698 |
Военное сражение 4 | В каком году был издан указ о создании флота в России? | 1696 |
Военное сражение 5 | В каком году состоялось сражение о острова Гренгам? | 1720 |
Приложение 3
Император
Правительствующий Синод Правительствующий Сенат
Генерал-прокурор
12 Коллегий
Губернии с губернаторами
Провинции с воеводами
Уезды с воеводами
Приложение 4
Область | Основные события |
Государственное управление | 1711 г. – возникновение Сената. (Вместо Боярской Думы). |
1721 г. – возникновение Синода. (подчинение церкви государству.) | |
Экономика и налогообложение | 1718-1724 гг. – введение подушной подати. |
Политика протекционизма. | |
Изменение в социальной структуры | 1699 г. – введение рекрутского набора в армию |
1722 г. – «Табель о рангах» | |
Внешняя политика | 1700-1721 гг. – Северная война. |
1722-1723 гг. – Персидский поход. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории в 7 классе по теме «Россия при Петре I».
Урок построения системы знаний по теме "Россия при Петре I" в форме круглого стола....
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс
Контрольная работа состоит из трех вариантов. В каждом варианте 8 тестовых заданий с выбором ответа, одно - с закрытым вариантом ответа и одно - на определение терминов. Работа рассчитана на урок....
Викторина для 10 класса по Истории России "Россия при Петре I"
Презентация с вопросами, может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-викторины....
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I" 7 класс
Контрольная работа состоит из трех вариантов. В каждом варианте 8 тестовых заданий с выбором ответа, одно - с закрытым вариантом ответа и одно - на определение терминов. Работа рассчитана на урок....
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс...
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...