«Земская реформа 1864 года и её реализация в Муроме»
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
реализация земской реформы в городе Муроме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemskaya_reforma_1864_goda_i_eyo_realizaciya_v_murome..doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Земская реформа 1864 года и её реализация в Муроме». (8 класс)
Цель урока:
- Изучая либеральные реформы второй половины XІX века, познакомиться с преобразованиями в родном городе;
- Знакомство с историей создания Муромского земства;
- Выяснить, какое влияние оказало земское самоуправление на развитие Муромского уезда;
- Создать условия для воспитания чувства любви и патриотизма к малой родине;
Словарь: ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА, ЗЕМСТВО, БЮДЖЕТ, ИНФРАСТРУКТУРА
ХОД УРОКА
В начале урока перед классом ставится вопрос:
- Перечислите реформы, которые проводились в России в 60-70гг. XІX?
- Назовите реформу, без которой преобразования в России не дали бы ожидаемого результата?
Слово учителя: После отмены крепостного права российская деревня, в особенности бывшая владельческая, была лишена какой-либо социальной инфраструктуры. Поэтому земская реформа стала неотъемлемой частью обширного плана преобразования России.
Вопросы учащимся:
- Как вы понимаете, что под этим понимается? (в бывшей помещичьей деревне не было больниц, школ, о дорогах никто не беспокоился)
- Почему было решено опереться именно на земское самоуправление, а не на силы государства? (казна истощена, своими силами правительство не могло поднять деревню – было решено пойти навстречу либеральным требованиям и предоставить местное самоуправление, которое более эффективно могло решать все насущные вопросы на местах).
Слово учителя: Претворение земской реформы в жизнь целесообразно рассмотреть на примере деятельности Муромского земства.
Запись в тетради:
19 марта 1866года состоялось первое заседание Муромской уездной земской управы.
На этом этапе урока заслушивается сообщение учащегося о функциях земства. (Учащиеся конспектируют в тетрадь функции земств)
- Строительство и содержание дорог - («О восстановлении старого Симбирского тракта»);
- Строительство и содержание школ и больниц;
- Организация продовольственной помощи крестьянам в случае голода;
Организуется работа учащихся с документом. (Раздается на парты)
Статьи расхода Муромского земства в 1909г.
1. На содержание правительственных учреждений: (лошадей в девяти станционных пунктах, разъезды полиции и судебных следователей) - 13 041 руб.
2. На содержание земской управы (зарплата чиновникам, канцелярские и хозяйственные расходы, пенсии и пособия) - 12 770 руб.
3. На содержание мест заключений - 6668 руб.
4. На благоустройство дорог и перевозов - 10 518 руб.
5. На развитие народного образования - 35 351 руб.
6. На содержание домов для сирот - 510 руб.
7. На развитие медицинской части - 59 145 руб.
8. На ветеринарную часть - 3455 руб.
9. На экономическое развитие уезда - 2035 руб.
Вопросы и задания к документу:
- Определите общий расход земства за 1909год. Какая его часть тратилась на содержание учреждений и земской управы?
- Проанализируйте объем затрат на социальные нужды и экономическое развитие уезда.
- Сделайте вывод: оправдали ли земства свое назначение и почему?
Особое внимание следует уделить изучению вопросов о работе земского управления в сфере образования и медицины. Целесообразно использовать местный материал.
Сообщения учащихся:
- Развитие образования в Муромском уезде.
- Состояние здравоохранения в Муромском уезде.
После выступления ученика с сообщением классу предлагается работа со следующим документом:
Состояние земских школ на 1898г.
№ №
| Название школ | Год основания
| Кол-во учеников
| Санитарное состояние и потребности
|
1
| Арефинская
| 1863
| 75
| холодно; в классной мебели, в учебных пособиях и принадлежностях |
2
| Загаринская
| 1868
| 64
| холодно; в класной мебели, в книгах для внеклассного чтения и руководствах для учителей |
4 | Булатниковская | 1868 | 90 | тесно; в книгах и учебных пособиях |
5 | Варежская | 1861 | 85 | тесно; в увеличении помещения |
6 | Вачская | 1864 | 42 | удобно |
7 | Жайская | 1864 | 100 | холодно, тесно; в увеличении помещения |
8 | Казаковская | 1880 | 47 | тесно; в увеличении помещения |
9 | Карачаровская | ? | 125 | неудобно, в классной мебели |
10 | Климовская | 1885 | 57 | холодно, тесно; в классной мебели и книгах |
11 | Кошелевская | 1891 | 60 | удобно; в ремонте классной мебели |
12 | Красненская | 1874 | 58 | темно, тесно; в ремонте классной мебели |
13 | Лазаревская | 1877 | 62 | удобно; в книгах |
14 | Липинская | 1867 | 51 | темно, тесно; в помещении |
15 | Михалевская | 1895 | 49 | удобно |
16 | Монаковская | 1856 | 56 | темно, тесно; в книгах |
17 | Нижнеберезовская | 1898 | 36 | удобно; в учебниках, книгах |
18 | Новосельская | 1868 | 69 | холодно; в классной мебели |
19 | Новошинская | 1862 | 50 | холодно, темно; в помещении, учебных пособиях, книгах |
21 | Пертовская | 1876 | 54 | сыро, холодно, тесно; в учебных пособиях |
22 | Поздняковская | 1867 | 82 | тесно; в помещении и квартире для учителя |
23 | Полецкая | 1895 | 104 | удобно |
24 | Севаслейская | 1870 | 76 | ветхая, тесно; в ремонте помещения |
25 | Талызинская | 1876 | 60 | удобно |
26 | Чаадаевская | 1888 | 66 | удобно |
27 | Черновская | 1867 | 41 | удобно |
29
| Муромская г. Муром | 1876
| 100
| сыро, тесно; в учебных пособиях и учебниках |
Вопросы и задания к документу:
- Изучив документ, выясните, какие проблемы просматриваются в земских школах?
- Подсчитайте, в скольких школах было удобно заниматься?
Далее заслушивается сообщение ученика о здравоохранении.
Вопросы классу по тексту сообщения:
- Назовите самые распространенные болезни?
- Опишите Муромскую больницу: кто в ней работал, сколько человек могло лечиться одновременно, в каком здании находилась?
- Почему самыми крупными расходами земства, были расходы на здравоохранение?
В конце урока учащиеся делают вывод:
Влияние земства на развитие уезда.
Несмотря на то, что функции земств были ограничены чисто хозяйственными делами и вопросами местного значения. Земства сыграли положительную роль в развитии русского общества.
Во-первых, хотя они находились под контролем губернской администрации, тем не менее, роль бюрократии на местах несколько ослабела.
Во-вторых, благодаря деятельности земств появилась сельская интеллигенция: земские врачи, учителя, агрономы, которые внесли значительный вклад в поднятие культурного уровня русской деревни.
Домашнее задание:
Вопрос: Кто из деятелей Муромского земства внес наиболее важный вклад в развитие города? Что вам известно об этих людях? Подготовьте сообщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реформы Екатерины 2 Великой в городе Муроме»
Методическая разработка содержит материал по реформам Екатерины Великой с привлечением краеведческого материала...
«НЭП и промышленность Мурома в 20-30 годы XX века»
Новая экономическая политика и её реализация на примере развития города Мурома (привлечение краеведческого материала)...
Опыт использования репертуарных решеток Дж. Келли для оценки компетентности педагога в рамках реализации реформы системы образования
Материал написан совметсно с старшим методистом Краснооктябрьского отделаСПС ОП МОУ ЦПК города Волгограда Любезновой Е.В. в попытке осмыслить понятие компетентности педагога и способов ее выявления. Н...
Судебная реформа 1864 года
Судебная реформа 1864 года...
Тест по земской реформе 60-70-х гг. XIX века
Повторение материала...
Тест по земской реформе 60-70-х гг. XIX века
Повторение материала...
Судебная реформа Александра II 1864 года
Правление Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономичес...