Россия в эпоху ИванаГрозного (1533 - 1584 годы).
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
В методическую разработку по теме: " Россия в эпоху Ивана Грозного" входит две презентации, приложения ( таблица, различные точки зрения на личность Ивана Грозного, карты, фильмы из интернета), методическая разработка урока, расчитанная на два учебных часа. Эти материалы можно использовать на уроках истории России в 6-х и 10-х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoroy_period_pravleniya_ivana_groznogo_1565_-1584.pptx | 2.21 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 35.75 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.91 КБ |
tablica.docx | 13.77 КБ |
tezisy.docx | 15.47 КБ |
car_ivan.pptx | 318.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: I . Введение опричнины, сущность и последствия; II . Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события .
Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран? Можно ли назвать опричнину реформой? Была ли главная цель опричнины оправдана исторически? В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»? Познавательные вопросы:
Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики. Земщина – территория под управлением Боярской думы и приказов. Крепостное право - насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле. « Заповедные лета» – запрет перехода крестьян от одного феодала к другому в «юрьев день» Основные понятия:
Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики. «Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто страдал от него так и тем , кто его исследовал.» / В.О. Ключевский / Опричнина 1565-1572гг. http:// video.mail.ru/mail/evolenkoklycaslan.nelli/4711/10815.html м h
Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати; Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная власть основным препятствием к которой были боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии; Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему - лучших землях. Причины введения « опричнины» : ( СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦАРЯ)
3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части: «Опричнина» во главе с Иваном Грозным Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю) Террор по всей стране «Земщина» во главе с Боярской думой и системой приказов
Последствия опричнины Политические Усиление политической роли дворянского сословия; Укрепление режима личной власти царя; Ликвидация пережитков удельной системы. Социально –экономические Хозяйственное разорение страны; Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е. введение «Заповедных лет» )
Н.М. Карамзин « Следствие психического расстройства Ивана Грозного». С.М. Соловьев – «Борьба и утверждение новых государственных начал против старых родовых». С.Ф. Платонов – « Антибоярская направленность опричнины». В.О. Ключевский – « Сверхцентрализация государственной власти». А.А. Зимин – « Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины». А.Л. Юрганов – опричнина- репетиция страшного суда на земле». Оценка историками «опричнины»
Внешняя политика Ивана Грозного
Западное направление южное направление восточное правление -выход в Балтийское море, - защита южных рубежей - борьба с Казанским, Возврат русских земель страны, борьба с крымским Астраханским, Сибирским На западных границах. Ханством. Ханствами. Основные направления и задачи внешней политики:
Россия в XVI веке
Дата Территории присоединенные Присоединенные народы Насильственное или добровольное вхождение Основные события внешней политики
Заполнить таблицу Параграфы 26, 27 учебника «история России» А.Н. Сахаров, В.И. Буганов . Выучить основные термины и понятия по теме. Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Тема: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 годы».
Эпиграф: «Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич
/М.Ю. Лермонтов/
Цели и задачи темы:
Образовательные: сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости;
Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке;
Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;
Развивающие: способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.
Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношение к чужому мнению, продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.
Время изучение темы: 2 учебных часа.
Оборудование урока: историческая карта «Россия в XVI веке»,учебник «История России» А.Н. Сахаров, тетради учащихся, таблицы «Реформы Ивана IV и Избранной рады», «Основные события внешней политики России в XVI веке» ,компьютерные презентации учителя.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:
I.Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;
II.Опричнина;
III.Внешняя политика России в xvi веке;
IV.Последствия и значение правления Ивана Васильевича.
Проблемные вопросы по теме:
Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?
Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?
Тема 1урока: « Внутренняя политика России в XVI веке»
План урока :
Этапы правления Ивана Васильевича IV:
1 этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;
2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;
3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;
4 этап - 1565 - 1572 гг. Опричнина.
Основные понятия :
Реформа – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально – экономических и политических структур.
Сословно – представительная монархия- форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).
Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.
Ход урока:
-В начале урока классу предлагаются высказывания историков (приложение 1) с целью определить оком идет речь и затем объявляется тема урока.(слайды 1-6)
-Определяются периоды правления Ивана Грозного ( слайд 7);
-Устанавливается родословная русских князей периода централизации России (слайд 8):
При каком князе было создано централизованное государство?
Кто завершил собирание земель вокруг Москвы?
Этапы правления Ивана грозного:
1 этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской
- Борьба с братьями Василия III ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;
- Реформы Елены Глинской:
- Денежная реформа( утверждение единой общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
- Унификация всех мер.
- Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города
2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;
- Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
- Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана.
- Дестабилизация положения в стране.
3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;
Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.
Причины и значения венчания:
- -уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
- -превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;
- -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;
- -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;
- - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.
-Рассмотрение вопроса о создании «Избранной рады».
Таблица: реформы Ивана IV и Избранной рады
Название реформ. Дата | Содержание реформы | Значение и последствия |
/заполнение таблицы самостоятельно используя учебник « История России» Сахаров Л.Н.- начало заполнения в классе, а закончить дома/
-Возвращение к познавательным вопросам:
- Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
- В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?
/ Обсуждение вопросов с учащимися/
Домашнее задание: параграф №25, заполнение таблицы « Реформы Ивана Грозного и Избранной рады».
Урок 2 темы: « Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584гг.»
Тема урока: «Второй период правления Ивана Грозного 1565 -1584 гг.»/ слайд 1 /
Актуализация знаний:
-Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
-Назовите период правления Ивана Грозного;
-Когда он венчался на Российский престол? Значение этого события?
-Что такое Земский собор и когда он был введен?
-Что такое Избранная рада?
-Перечислите реформы Избранной рады;
Учащимся предлагается заполнить таблицу «Реформы Избранной рады» по вариантам, по две реформы и сдать учителю.
План урока: / слайд 2/
I Введение опричнины, сущность и последствия;
II. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события.
Познавательные вопросы: / слайд 3 /
- Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
- Можно ли назвать опричнину реформой?
- Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?
- В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?
Основные понятия: /слайд 4/
Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.
Земщина – территория под управлением Боярской думы и приказов.
Крепостное право- насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле.
« Заповедные лета» – запрет перехода крестьян от одного феодала к другому в «юрьев день»
I.Введение опричнины, сущность и последствия .
Опричнина 1565-1572гг. «Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто страдал от него так и тем , кто его исследовал.» / В.О. Ключевский/ /слайд 5 /
Учащимся предлагается просмотреть видео ролик « Имя России» и самостоятельно в процессе просмотра выделить причины введения опричнины, а затем сравнить их с предложенными учителем на слайд.
Причины введения « опричнины»:
_Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати;
_Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная власть основным препятствием к которой были боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии;
_Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему - лучших землях.
3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части:
- «Опричнина» во главе с Иваном Грозным
Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю)
Террор по всей стране.
2. «Земщина» во главе с Боярской думой и системой приказов.
- с основные события и последствиями опричнины учащиеся знакомятся самостоятельно в учебнике «История России» А.Н. Сахарова, пар.27, стр.84. Последствияопричнины записывают в тетрадь, а затее сверяют и по необходимости дополняют со слайда №8.
Последствия опричнины:
Политические:
Усиление политической роли дворянского сословия;
Укрепление режима личной власти царя;
Ликвидация пережитков удельной системы.
Социально –экономические:
- Хозяйственное разорение страны;
-Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е. введение «Заповедных лет» ).
-Учащимся предлагается оценка историками «опричнины», а также дается возможность высказать свою точку зрения. /слайд 9/.
Возвращение к проблемным вопросам темы и их обсуждение:
- Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
- Можно ли назвать опричнину реформой?
- Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?
/учащиеся высказывают свое мнение по предложенным вопросам/.
2.Внешняя политика Ивана Грозного.
Работая с картой «Образование Российского централизованного государства», учащиеся вместе с учителем определяют основные направления и задачи внешней политики России в 16 веке, результаты записывают в тетрадь./слайд10 ,11,12/.
Основные направления и задачи внешней политики:
Западное направление южное направление восточное правление
↓ ↓ ↓
-выход в Балтийское море, - защита южных рубежей - борьба с Казанским,
Возврат русских земель страны, борьба с крымским Астраханским, Сибирским
На западных границах. Ханством. Ханствами.
Основные события внешней политики учащиеся вносят в таблицу дома самостоятельно.
Над проблемой: В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?, учащиеся подумают дома и выскажут свое мнение на следующем уроке закрепления.
Таблица: основные события внешней политики /слайд 13/
Дата | Присоединенные территории | Присоединенные народы | Насильственное или добровольное вхождение |
- Домашнее задание :Заполнить таблицу
- Параграфы 26, 27 учебника «история России» А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.
- Выучить основные термины и понятия по теме. /слайд 14/.
Предварительный просмотр:
Характеристики Ивана Грозного представителями различных эпох.
Спор об этом человеке идет уже около пяти веков. Одна из первых характеристик дана еще при его жизни, она весьма противоречива:
-некрасивый (« образом нелепый») с длинным и кривым носом царь вместе с тем высок, у него «сухое тело» и толстые мышцы, высокие плечи и широкая грудь.
-« Муж чудного разумения, книжного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за Отечество стоит крепко».
- жесток , не умолим в пролитии крови: множество народу от мало до велика при царстве своем погубил, однако многие благо сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан.
Похоже, современник стал в тупик перед многогранностью человеческого характера.
Карамзин - «герой» в первый период своего царствования он превращается в тирана во втором.
Соловьев - представлял историческое развитие России того времени как смену «родовых» начал на «государственные». В этом смысле деятельность Ивана Грозного была шагом в перед, к победе государственных начал. Однако Соловьев резко говорил о казнях неповинных людей, писал , что « не произнесет историк слово оправдания такому человеку».
Конец 19 – начало 20 веков историки , за исключением В.О. Ключевского, настаивали на свободе от моральных оценок прошлого, что надо не судить ,а понять людей минувших.
-В30 годы 20 века оценка историков деятельности этого человека была единодушной. Его изображали на экране, в литературных произведениях, в ученых трудах, как великого патриота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявшегося с изменниками боярами.
( О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ?)
Чтобы понять деятельность Ивана Грозного, надо знать какую страну он получил в наследство, когда трехлетним ребенком взошел на престол.
Предварительный просмотр:
Таблица « Реформы Ивана Грозного»
Название реформы и ее значение | Содержание реформы | Значение и последствия реформы |
Административная реформа и реформа местного управления | ||
Военная реформа | ||
Судебная реформа | ||
Религиозная реформа |
Предварительный просмотр:
Урок по истории: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 гг.»
Данная тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы , с использованием учительской компьютерной презентации.
Такая форма проведения урока позволяет более эффективно использовать наглядность на уроке, экономить время на повторении изученного материала. Использование видео роликов в контексте урока активизирует внимание учащихся, развивает мыслительную, аналитическую деятельность. Наличие познавательных и проблемных вопросов в изучаемом материале позволяет ученикам сформировать свою точку зрения, высказать ее и обосновать. Самостоятельная работа с источниками и заполнениями таблиц развивает аналитические способности и формирует оценочные суждения у учащихся. Презентации, которые используются на этих уроках, расширяют и систематизируют знания учеников, а также формируют наглядно- образное мышление. На уроке есть возможно использовать все развивающие технологии.
Для подготовки урока были использованы:
- ресурсы интернет;
- хрестоматия А.С. Орлова- Москва «Проспект» 1999года;
- История России «С древнейших времен до конца XX века» А.Н.Сахаров - Москва «Аист» 1998 год;
- История России для детей А.О.Ишимова – Москва – 2004год.и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема : «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 годы» Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич /М.Ю. Лермонтов/
Цели и задачи темы: Сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости; Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке; Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем; Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ: Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»; Опричнина; Внешняя политика России в xvi веке; Последствия и значение правления Ивана Васильевича.
Проблемные вопросы по теме: Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран? В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления? Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV ?
Основные понятия : Реформа – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально – экономических и политических структур. Сословно – представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы). Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.
Тема 1урока : « Внутренняя п олитика России в XVI веке» План урока : Этапы правления Ивана Васильевича IV : 1 этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской; 2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление; 3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ; 4 этап - 1565 - 1572 гг. Опричнина.
Родословная московских князей Иван III Иван Молодой Василий III Юрий Андрей Удельный Князь Старицкий Елена Глинская Иван IV Анастасия Захарьева-Юрьева Владимир
Иван Грозный – имя России http://video.mail.ru/mail/evolenkoklychaslan.nelli/4711/10815.html м
1 этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской Борьба с братьями Василия III ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены; Реформы Елены Глинской: Денежная реформа( утверждение единой общегосударственной системы счета. Введение копейки.) Унификация всех мер. Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города
2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление; Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских. Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана. Дестабилизация положения в стране.
3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ; Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года. Причины и значения венчания: -уравнивало по чину Ивана IV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды); -превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии; -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей; -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть; - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.
Таблица: реформы Ивана IV и Избранной рады Название реформы и год ее введения Содержание реформы Значение и последствия реформы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия в эпоху Ивана Грозного.
Презентация к уроку....
Литераторы эпохи Отечественной войны 1812 года
Дать представление о роли писателей и поэтов в сложную для Россию годину испытаний. Объяснить сущность писательского и поэтического талантов....
Императоры России и эпоха дворцовых переворотов.
Презентация к уроку. Портретная галерея императоров России XVIII-XIX вв....
Контрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс
2 варианта контрольного теста с ключом....
Развитие культуры и просвещения в России в эпоху Петра I
Текст, посвящённый развитию культуры и образования в России в эпоху правления Петра I...
Конспект урока "Художественная культура России пореформенной эпохи"
Второй урок темы, в которую вошли музыка и архитектура....
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...