Россия в эпоху ИванаГрозного (1533 - 1584 годы).
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Кислова Ольга Петровна

В методическую разработку  по теме: " Россия в эпоху Ивана Грозного" входит две презентации, приложения ( таблица, различные точки зрения на личность Ивана Грозного, карты, фильмы из интернета), методическая разработка урока, расчитанная на два учебных часа. Эти материалы можно использовать на уроках истории России в 6-х и 10-х классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второй период правления Ивана Грозного 1565 -1584 гг. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич /М.Ю. Лермонтов/

Слайд 2

План урока: I . Введение опричнины, сущность и последствия; II . Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события .

Слайд 3

Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран? Можно ли назвать опричнину реформой? Была ли главная цель опричнины оправдана исторически? В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»? Познавательные вопросы:

Слайд 4

Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики. Земщина – территория под управлением Боярской думы и приказов. Крепостное право - насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле. « Заповедные лета» – запрет перехода крестьян от одного феодала к другому в «юрьев день» Основные понятия:

Слайд 5

Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики. «Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто страдал от него так и тем , кто его исследовал.» / В.О. Ключевский / Опричнина 1565-1572гг. http:// video.mail.ru/mail/evolenkoklycaslan.nelli/4711/10815.html м h

Слайд 6

Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати; Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная власть основным препятствием к которой были боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии; Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему - лучших землях. Причины введения « опричнины» : ( СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦАРЯ)

Слайд 7

3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части: «Опричнина» во главе с Иваном Грозным Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю) Террор по всей стране «Земщина» во главе с Боярской думой и системой приказов

Слайд 8

Последствия опричнины Политические Усиление политической роли дворянского сословия; Укрепление режима личной власти царя; Ликвидация пережитков удельной системы. Социально –экономические Хозяйственное разорение страны; Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е. введение «Заповедных лет» )

Слайд 9

Н.М. Карамзин « Следствие психического расстройства Ивана Грозного». С.М. Соловьев – «Борьба и утверждение новых государственных начал против старых родовых». С.Ф. Платонов – « Антибоярская направленность опричнины». В.О. Ключевский – « Сверхцентрализация государственной власти». А.А. Зимин – « Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины». А.Л. Юрганов – опричнина- репетиция страшного суда на земле». Оценка историками «опричнины»

Слайд 10

Внешняя политика Ивана Грозного

Слайд 11

Западное направление южное направление восточное правление -выход в Балтийское море, - защита южных рубежей - борьба с Казанским, Возврат русских земель страны, борьба с крымским Астраханским, Сибирским На западных границах. Ханством. Ханствами. Основные направления и задачи внешней политики:

Слайд 12

Россия в XVI веке

Слайд 13

Дата Территории присоединенные Присоединенные народы Насильственное или добровольное вхождение Основные события внешней политики

Слайд 14

Заполнить таблицу Параграфы 26, 27 учебника «история России» А.Н. Сахаров, В.И. Буганов . Выучить основные термины и понятия по теме. Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


                       Тема: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 годы».

Эпиграф:  «Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит  во златом венце,

Сидит грозный царь  Иван Васильевич

/М.Ю. Лермонтов/

Цели  и задачи темы:

Образовательные: сформировать  представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости;

Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке;

Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;

Развивающие:  способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.

Воспитательные: продолжить формирование  уважительного  отношение к чужому мнению, продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.

Время изучение темы: 2  учебных  часа.

Оборудование урока:    историческая карта «Россия в XVI веке»,учебник «История России» А.Н. Сахаров, тетради учащихся, таблицы «Реформы Ивана IV и Избранной рады», «Основные события внешней политики России в XVI веке» ,компьютерные презентации  учителя.

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЕ  ТЕМЫ:

I.Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;

II.Опричнина;

III.Внешняя политика России в xvi веке;

IV.Последствия и значение правления Ивана Васильевича.

Проблемные  вопросы по теме:

Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?

В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?

Тема 1урока: « Внутренняя политика России в XVI веке»

План урока :

Этапы правления  Ивана Васильевича IV:

   1  этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;

   2 этап  - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

   3 этап  - 1547  -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

   4 этап  - 1565  - 1572 гг. Опричнина.

Основные понятия : 

Реформа – это преобразование  какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих  социально – экономических  и политических структур.

Сословно – представительная  монархия- форма феодального государства, при которой власть монарха  сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).

Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев  удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.

Ход урока:

-В начале урока классу предлагаются высказывания историков (приложение 1) с целью определить оком идет речь и затем объявляется тема урока.(слайды 1-6)

-Определяются периоды правления Ивана Грозного ( слайд 7);

-Устанавливается родословная русских князей периода централизации России (слайд 8):

При каком князе было создано централизованное государство?

Кто завершил собирание земель вокруг Москвы?

Этапы правления Ивана грозного:

1  этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской

  1. Борьба с братьями Василия III  ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;
  2. Реформы Елены Глинской:
  3. Денежная реформа( утверждение единой  общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
  4. Унификация всех мер.
  5. Укрепление Москвы. Строительство  стен Китай-города

2 этап  - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

  1. Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
  2. Пагубное влияние оказывали  на психику малолетнего Ивана.
  3. Дестабилизация положения в стране.

3 этап  - 1547  -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.

Причины  и значения венчания:

  1. -уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
  2. -превращение Руси в Российское государство  как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;
  3. -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;
  4. -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;
  5. - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.

-Рассмотрение вопроса о создании «Избранной рады».

     Таблица:     реформы Ивана IV и Избранной рады

Название реформ. Дата

Содержание реформы

Значение и последствия

/заполнение таблицы самостоятельно используя учебник « История России» Сахаров Л.Н.- начало заполнения в классе, а закончить дома/

-Возвращение к познавательным вопросам:

  1. Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
  2. В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

/ Обсуждение вопросов с учащимися/

Домашнее задание: параграф №25, заполнение таблицы « Реформы Ивана Грозного и Избранной рады».

Урок 2 темы: « Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584гг.»

Тема урока: «Второй  период  правления  Ивана Грозного 1565 -1584 гг.»/ слайд 1 /

Актуализация знаний:

-Какую тему мы начали изучать на прошлом  уроке?

-Назовите период правления Ивана Грозного;

-Когда он венчался на Российский престол? Значение этого события?

-Что такое Земский собор и когда он был введен?

-Что такое Избранная рада?

-Перечислите реформы Избранной рады;

Учащимся предлагается заполнить таблицу «Реформы Избранной рады» по вариантам, по две реформы и сдать учителю.

План   урока: / слайд 2/

 I  Введение  опричнины, сущность и последствия;

II. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события.

Познавательные   вопросы: / слайд 3 /

  1. Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
  2. Можно ли назвать опричнину реформой?
  3. Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?
  4. В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?

Основные   понятия: /слайд 4/

Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.

Земщина – территория под управлением Боярской думы и приказов.

Крепостное право- насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле.

« Заповедные лета» – запрет перехода крестьян от  одного феодала к другому в «юрьев день»

I.Введение опричнины, сущность и последствия .

Опричнина   1565-1572гг.     «Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто      страдал от него так и тем , кто его исследовал.»         / В.О. Ключевский/ /слайд 5 /

Учащимся предлагается просмотреть видео ролик « Имя России» и самостоятельно в процессе просмотра выделить причины введения опричнины, а затем сравнить их с предложенными учителем на слайд.

Причины  введения « опричнины»:

_Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати;

_Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная  власть основным препятствием к которой были  боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии;

_Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему  - лучших землях.

3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части:

  1. «Опричнина» во главе с Иваном Грозным

        Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю)

Террор по всей стране.

        2. «Земщина»    во главе с Боярской думой и системой приказов.

      -     с основные события и последствиями опричнины учащиеся знакомятся самостоятельно    в учебнике «История России» А.Н. Сахарова, пар.27, стр.84. Последствияопричнины записывают в тетрадь, а затее сверяют и по необходимости дополняют со слайда №8.

Последствия   опричнины:

Политические:

Усиление политической роли дворянского сословия;

Укрепление режима личной власти царя;

 Ликвидация пережитков удельной системы.

Социально –экономические:

 - Хозяйственное разорение страны;

  -Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е.      введение «Заповедных лет» ).

-Учащимся предлагается оценка   историками «опричнины», а также дается возможность высказать свою точку зрения. /слайд 9/.

Возвращение к проблемным вопросам темы и их обсуждение:

  1. Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
  2. Можно ли назвать опричнину реформой?
  3. Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?

/учащиеся высказывают свое мнение по предложенным вопросам/.

2.Внешняя политика Ивана Грозного.

Работая с картой «Образование Российского централизованного государства», учащиеся вместе с учителем определяют основные направления и задачи внешней политики России в 16 веке, результаты записывают в тетрадь./слайд10 ,11,12/.

Основные  направления  и задачи  внешней  политики:

Западное направление                                  южное направление                               восточное правление

        ↓                                                                       ↓                                                                     ↓

-выход  в Балтийское море,                      - защита южных рубежей                    - борьба с Казанским,

Возврат русских земель                             страны, борьба с крымским                Астраханским, Сибирским

На западных границах.                                 Ханством.                                                               Ханствами.

Основные события внешней политики учащиеся вносят в таблицу дома самостоятельно.

Над проблемой: В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?, учащиеся подумают дома и выскажут свое мнение на следующем уроке закрепления.

 Таблица: основные  события  внешней политики /слайд 13/

Дата

Присоединенные территории

Присоединенные народы

Насильственное или добровольное вхождение

  1. Домашнее задание :Заполнить  таблицу
  2. Параграфы 26, 27 учебника  «история России»  А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.
  3. Выучить основные термины и понятия по теме.  /слайд 14/.



Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


Характеристики Ивана  Грозного представителями различных эпох.

Спор об этом человеке идет уже около пяти веков. Одна из первых характеристик дана еще при его жизни, она весьма противоречива:

-некрасивый (« образом нелепый») с длинным и кривым носом царь вместе с тем высок, у него «сухое тело» и толстые мышцы, высокие  плечи и широкая грудь.

-« Муж чудного разумения, книжного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за Отечество стоит крепко».

- жесток , не умолим в пролитии крови: множество народу от мало до велика при царстве своем погубил, однако многие благо сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан.

Похоже, современник стал в тупик перед многогранностью человеческого характера.

Карамзин  - «герой» в первый период своего царствования он превращается в тирана во втором.

Соловьев  - представлял историческое развитие России  того времени как смену «родовых» начал на «государственные». В этом смысле деятельность Ивана Грозного была шагом в перед, к победе государственных начал. Однако Соловьев  резко говорил  о казнях неповинных людей, писал , что « не произнесет  историк слово оправдания такому человеку».

Конец 19 – начало 20 веков историки , за исключением  В.О. Ключевского, настаивали  на свободе от моральных оценок прошлого, что надо не судить ,а понять людей минувших.

-В30 годы 20 века оценка историков деятельности этого человека была единодушной. Его изображали на экране, в литературных произведениях, в ученых трудах,  как великого патриота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявшегося с изменниками  боярами.

( О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ?)

Чтобы понять деятельность Ивана Грозного, надо знать какую страну он получил в  наследство, когда трехлетним ребенком взошел на престол.



Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


Таблица « Реформы Ивана Грозного»

Название реформы и ее значение

Содержание реформы

Значение и последствия реформы

Административная  реформа и реформа местного  управления

Военная реформа

Судебная реформа

Религиозная реформа



Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


Урок по истории: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 гг.»

Данная тема рассчитана на два учебных часа, преподается  в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы , с  использованием  учительской компьютерной  презентации.

Такая форма проведения урока позволяет более эффективно использовать наглядность на уроке, экономить время на повторении изученного материала. Использование видео роликов в контексте урока активизирует внимание учащихся, развивает мыслительную, аналитическую  деятельность. Наличие  познавательных и проблемных вопросов  в изучаемом материале позволяет ученикам  сформировать свою точку зрения, высказать ее и обосновать. Самостоятельная работа с источниками и заполнениями таблиц  развивает аналитические способности и формирует оценочные суждения у учащихся. Презентации, которые используются на этих уроках, расширяют и систематизируют знания учеников, а также  формируют наглядно- образное мышление. На уроке есть возможно использовать все развивающие технологии.

Для подготовки урока были использованы:

  1. ресурсы интернет;
  2.  хрестоматия А.С. Орлова- Москва «Проспект» 1999года;
  3. История России «С древнейших времен до конца XX века» А.Н.Сахаров - Москва «Аист» 1998 год;
  4. История России для детей А.О.Ишимова – Москва – 2004год.и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Васильевич Грозный

Слайд 2

Тема : «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 годы» Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич /М.Ю. Лермонтов/

Слайд 3

Цели и задачи темы: Сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости; Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке; Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем; Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.

Слайд 4

ПЛАН ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ: Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»; Опричнина; Внешняя политика России в xvi веке; Последствия и значение правления Ивана Васильевича.

Слайд 5

Проблемные вопросы по теме: Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран? В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления? Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV ?

Слайд 6

Основные понятия : Реформа – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально – экономических и политических структур. Сословно – представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы). Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.

Слайд 7

Тема 1урока : « Внутренняя п олитика России в XVI веке» План урока : Этапы правления Ивана Васильевича IV : 1 этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской; 2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление; 3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ; 4 этап - 1565 - 1572 гг. Опричнина.

Слайд 8

Родословная московских князей Иван III Иван Молодой Василий III Юрий Андрей Удельный Князь Старицкий Елена Глинская Иван IV Анастасия Захарьева-Юрьева Владимир

Слайд 9

Иван Грозный – имя России http://video.mail.ru/mail/evolenkoklychaslan.nelli/4711/10815.html м

Слайд 10

1 этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской Борьба с братьями Василия III ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены; Реформы Елены Глинской: Денежная реформа( утверждение единой общегосударственной системы счета. Введение копейки.) Унификация всех мер. Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города

Слайд 11

2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление; Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских. Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана. Дестабилизация положения в стране.

Слайд 12

3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ; Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года. Причины и значения венчания: -уравнивало по чину Ивана IV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды); -превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии; -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей; -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть; - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.

Слайд 13

Таблица: реформы Ивана IV и Избранной рады Название реформы и год ее введения Содержание реформы Значение и последствия реформы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в эпоху Ивана Грозного.

Презентация к уроку....

Литераторы эпохи Отечественной войны 1812 года

Дать  представление о роли писателей и поэтов в сложную для Россию годину испытаний. Объяснить сущность писательского и поэтического талантов....

Императоры России и эпоха дворцовых переворотов.

Презентация к уроку. Портретная галерея императоров России XVIII-XIX вв....

Контрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс

2 варианта контрольного теста с ключом....

Развитие культуры и просвещения в России в эпоху Петра I

Текст, посвящённый развитию культуры и образования в России в эпоху правления Петра I...

Конспект урока "Художественная культура России пореформенной эпохи"

Второй урок темы, в которую вошли музыка и архитектура....

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...