Эссе.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1.Что такое эссе.
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».
Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».
«Большой энциклопедический словарь» дает развернутое определение: «Эссе - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные».
Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
Итак, во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратившись к специальной литературе, посвященной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.
2.Особенности эссе как литературного жанра.
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки» и др.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.
3. Небольшой объем.
Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).
4. Свободная композиция.
Это важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — наоборот!».
5. Непринужденность повествования.
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
6. Парадоксальность.
Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.
7. Внутреннее смысловое единство.
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
8. Открытость.
Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.
Таковы некоторые особенности, которые свойственны эссе как литературному жанру.
3. Разновидности эссе.
Исследователи выделяют следующие разновидности эссе.
С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.
Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.
Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.
4.Структурная схема эссе
Введение — определение основного вопроса эссе
Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос
Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.
Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему; аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, - видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация — это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
1) Структура аргументации (доказательства)
Структура любого доказательства включает в себя по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.
-Тезис — это суждение, которое надо доказать.
-Аргументы - это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
-Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.
-Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Аргументы обычно делятся на следующие группы:
а) Удостоверенные факты, к которым относится так называемый фактический материал, то есть статистические данные о доходах на душу населения, величине выпускаемой продукции и т.д., территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания. Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
б) Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
в) Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.
Если вернуться к требованиям, предъявляемым к эссе, и соотнести их с элементами структуры доказательства, то можно проследить тесную связь между критериями оценки и способностью учащегося аргументировать свой ответ, так как в первую очередь оценивается способность мыслить не хаотически, а в строгой логике и использовать виды аргументов для доказательства своего тезиса. Но для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи.
2) Виды связей в доказательстве.
Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента. Рассмотрим суть прямого доказательства — доказательства, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны кататься на лыжах, так как сегодня очень холодно. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.
Индукция— мыслительный процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от особенного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация. В качестве примера можно привести достаточно широко известные разработки уроков с введением понятий «спрос» и «предложение», когда ученики составляют опросный лист и предлагают как можно большему числу людей внести в него свои мнения по поводу цены и количества покупаемого по данной цене товара. На основе собранных фактов строится шкала спроса и предложения, которая отражает зависимость величины спроса и предложения от устанавливаемой цены.
Дедукция — процесс рассуждения, где вывод обычно строится с опорой на две предпосылки. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А.Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки.
Аналогия — способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.
И, наконец, причинно-следственная аргументация, которая широко используется в образовательных программах по всем школьным предметам. Очень часто в классе можно услышать следующие вопросы: «Почему большевики пришли к власти?», «Почему меняется спрос на определенный товар?», «Почему тело движется в этом направлении?». Все эти вопросы требуют объяснения причин происходящего явления. Иногда это может быть целый ряд причин. Например: «Почему возник пожар? — Потому что человек бросил горящую сигарету. — Почему он ее бросил? — Потому что спешил на работу. — Почему он спешил на работу? и т.д.». Вспомните песенку о прекрасной маркизе и ее сгоревшей усадьбе. Это и есть пример аргументации с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).
5. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ НАПИСАНИЯ ЭССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
1. Умения и навыки, необходимые для написания эссе.
Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, навыков выпускников по обществознанию предполагает, что накопление знания (понятий, определений и т.д.) не должно являться определяющей целью при изучении обществознания. Знание рассматривается как необходимая база для развития критического мышления личности, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой, как на научное знание, так и на собственный опыт. Обратим внимание на то, что требования к знаниям на репродуктивном уровне составляют примерно 28% от сформулированной авторами номенклатуры требований. К репродуктивным в той или иной мере можно отнести требования:
- знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в условиях письменной речи;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и их существенные свойства.
Следующие требования предполагают овладение учеником на основе усвоенных обществоведческих знаний сложными приемами интеллектуальной деятельности, причем в порядке нарастающей сложности:
- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять отличия и сходства определенного объекта с родственными;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. раскрывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
- приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Умения именно такого рода позволяют перевести обществоведческое знание из преимущественно теоретической плоскости в сферу практического осмысления, соотнесения с собственной позицией, имеющимся опытом.
Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Понятно, что эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить обществоведческие знания.
В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.
Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе, проявляется в том, что учащиеся:
1) на осознанном уровне владеют теоретическими знаниями и понятийным
аппаратом в области обществознания;
2) владеют на высоком уровне приемами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;
3) понимают, чем эссе по обществознанию существенно отличается от сочинения по литературе;
4) понимают, в чем состоят особенности обществоведческого эссе;
5) владеют практическими навыками, в том числе стилем, присущим эссе по обществознанию.
2.Критерии сформированности умений и навыков учащихся.
В статье Н. Забродиной Что такое эссе по экономике? Даётся следующая характеристика умений и навыков учащихся, которые оценивает преподаватель в эссе:
- знание экономических понятий и теорий;
- использование соответствующей теме информации;
- способность анализировать представленную информацию
- логику структурирования доказательств;
- графическую иллюстрацию предлагаемой информации;
- способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению.
Для определения ясности целей, которые ставят перед собой учащийся и преподаватель, можно сформулировать требования к эссе по следующим критериям:
А — знание и понимание материала;
В — анализ информации;
С — использование информационного пространства;
D — логика построения суждений;
Е — презентация эссе.
Критерий А.
Учащийся должен уметь:
- Определять предмет эссе.
- Обозначать круг понятий и теорий, необходимых для ответа на вопрос исследования.
- Иллюстрировать понятия соответствующими примерами.
Критерий В.
Учащийся должен уметь:
- Использовать основные категории анализа.
- Выделять причинно-следственные связи.
- Применять аппарат сравнительных характеристик.
Критерий С.
Учащийся должен уметь:
- Использовать статистические данные.
- Структурировать информацию в табличном и графическом выражениях.
- Определять, какую информацию из периодических изданий можно использовать при ответе на поставленный вопрос.
Критерий D.
Учащийся долен уметь:
- Выделять вопрос исследования.
- Делить эссе на смысловые части.
- Сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой,
- Аргументировать основные положения эссе.
- Делать промежуточные и конечные выводы.
Критерий Е.
Учащийся должен уметь:
- Демонстрировать владение научным стилем речи.
- Оформлять работу аккуратно, в соответствии с требованиями к цитатам.
- Составлять список используемой литературы.
- Сдавать работу в соответствии с заранее определенным сроком.
Д. М. Махотин, доцент кафедры прикладной экономики и управления МГПУ в статье «Эссе по экономике» предлагает 3 вида критериев при оценке умений и навыков учащихся, которые включают: А - знание и понимание учебного материала; В - анализ и оценку информации; С - логику построения суждений. Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить по каждому критерию - 3 балла. Общее количество баллов равно 9.
3.Оценка достижений учащегося в соответствии с критериями
Критерий | Оценка (3 балла) |
А. Знание и понимание теоретического материала | Учащийся определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры. |
В. Анализ и оценка информации | Учащийся умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, применяет категории анализа, дает личную оценку по проблеме. |
С. Построение суждений | Ответ демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях. Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией. Приводятся различные точки зрения, и демонстрируется собственная их оценка. |
Критерий А.
Учащийся должен уметь:
- Определять предмет эссе.
- Обозначать круг экономических понятий и теорий, необходимых для ответа на вопрос.
- Понимать и правильно использовать экономические термины и понятия.
- Иллюстрировать понятия соответствующими примерами.
Критерий В.
Учащийся должен уметь:
-Использовать основные категории анализа.
- Выделять причинно-следственные связи.
- Применять аппарат сравнительных характеристик.
- Давать субъективную личную оценку по данной проблеме.
Критерий С.
Учащийся должен уметь:
- Выделять вопрос исследования.
- Делить эссе на смысловые части.
- Сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой.
-Аргументировать основные положения эссе.
- Делать промежуточные и конечные выводы.
Используя данные критерии, можно сформулировать требования к написанию эссе.
Школьник заранее знакомится с требованиями к оформлению данного вида работы и вместе с учителем начинает шаг за шагом отрабатывать навыки, необходимые для достижения требуемого результата.
4.Критерии оценивания эссе.
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы;
- раскрытие проблемы на теоретическом и на бытовом
уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Максимальный балл за полный ответ:
4-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом
уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
3-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и основания не присутствуют или явно не прослеживаются); дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
2-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта при формальном
использовании обществоведческих терминов; дана аргументация своего мнения с
опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
1 балла заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на бытовом уровне; сделана попытка аргументации своего мнения.
О баллов заслуживает эссе, в котором: 1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации; 2)проблема не раскрыта или 3) дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
6. Методические приёмы формирования умений и навыков написания эссе.
1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.
Умения и навыки написания эссе по обществоведению, как показывает опыт, закладываются в основной школе в 8-9 классах и окончательно формируются в старшей школе.
Основная школа: 8 - 9 классы.
1.Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством приема незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др,), что..., так как...»
2.Введение понятий «тезис», «аргумент»
3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины
4.Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий
Старшая школа: 10 -11 классы.
1.Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик
2.Определение структуры эссе
3.Определение требований к содержанию эссе
4.Отработка навыка написания эссе.
2. Прием «незаконченного предложения».
В 8 классе, приступая к преподаванию курса «Введение в обществознание», каждый учитель, как правило, принимает во внимание, что у учащихся навык развернутого аргументированного ответа еще не сформирован на достаточном уровне. Большинство учеников испытывают затруднения при формулировании ответа, который чаще всего бывает односложным. Между тем развернутое аргументированное суждение — необходимый элемент эссе.
На помощь учителю приходит прием «незаконченного предложения», использовать который возможно на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Хотелось бы обратить внимание на применение данного приема при работе с вопросами и заданиями, предложенными авторами учебника и ориентированными на актуализацию жизненного опыта учащихся, что особенно значимо на начальном этапе изучения обществознания.
Приведем примеры. При изучении § 1 в работе с вопросом 7 («Какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего?»2) уместно предложить учащимся своего рода шаблон ответа: «Из рассмотренных человеческих качеств я ценю более всего...., так как...». Аналогичным образом при обсуждении задания 4 к § 4 («Человек совершает хороший поступок в расчете на вознаграждение. Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?»3) восьмиклассникам предлагается следующая схема построения ответа: «Я думаю, что такой поступок можно оценить как..., потому что...».
При введении данного приема впервые желательно, чтобы учитель первым выразил свое мнение по рассматриваемому вопросу, построив предложение по заданному «шаблону»: это не только служит образцом выполнения задания, но и позволяет создать столь необходимую на уроке обществознания атмосферу доверия, доброжелательности, сотрудничества.
Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение 5-6 уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности (например, на задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации и др.).
По мере освоения учащимися данной формы развернутого ответа вводятся понятия «тезис», «аргумент». Схема первичной отработки вводимых понятий предполагает следующий алгоритм учебной деятельности:
1) ученикам предлагается выполнить письменно задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения»;
2) введение непосредственно самих понятий «тезис», «аргумент» (возможно, в занимательной форме);
3) учащимся предлагается в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями, если ранее применялись и детьми приняты формы взаимопроверки);
4) обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при необходимости с корректировкой (желательно привлечение мнения одноклассников);
5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания из изучаемой темы (обязательно на выбор), предполагающих конструирование ответа по шаблону, и выделить в ответе тезис и аргумент (аргументы).
3. Обучение подбору аргументов.
Следующий этап предполагает обучение подбору аргументов для поддержки и опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изученные обществоведческие понятия и с использованием терминологии.
Первоначально для выполнения задания учащимся предлагается использовать в ответе определенный учителем круг понятий и терминов.
Так, при выполнении задания 1 к § 20:«Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объясните», учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «человек — существо биопсихосоциальное»; «трудовая деятельность»; «самореализация личности»; «материальные потребности»; «социальные потребности»; «ценностные ориентации».
Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению его собственного жизненного опыта или известных примеров. Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной деятельности возможно применение различных приемов и форм учебной работы в целях дальнейшего закрепления осознанного использования в ответе понятий и терминов. Возможна, например, постановка следующих опережающих заданий на дом:
1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма;
2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.
В первом случае на уроке эффективны различные варианты организации учебной деятельности: каждый ученик работает со своей «домашней заготовкой»; происходит обмен «домашними заготовками» между учащимися; если отработан навык групповой работы, возможна организация работы в группах. При использовании второго задания на уроке при различных вариантах организации учебной деятельности фактически пишется эссе (необходимо сразу же объявить учащимся, что данный вид работы ограничен по времени и объему).
Далее обучение приемам аргументации собственной позиции проводится в ходе учебных дискуссий. Желательно (при наличии резерва учебного времени) отвести один урок на более подробное ознакомление учащихся с понятием «дискуссия», формами и методами, правилами ее ведения на основе рекомендаций для учащихся, предложенных в рабочей тетради «Введение в обществознание» (8 класс).
4.Прием педагогической техники «Своя опора».
В 10 -11 классах вводится сам термин «эссе», определяются его существенные характеристики, структура. Возможен следующий методический приём при характеристике особенностей жанра эссе и его структуры.
Учитель даёт учащимся различные определение эссе, в т. ч. такое:
ЭССЕ - это разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а отображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Далее характеризуются особенности эссе: образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлении, раздумий, ассоциаций.
Затем учащимся предлагается поработать с памяткой, в которой даются определения незнакомых слов.
ПАМЯТКА № I
Афористичный - построенный на афоризмах, содержащий афоризм.
Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее
умозаключение.
Образность (образ) - живое, наглядное представление о чём-нибудь.
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой
одно из представлений вызывает другое,
Философский - глубокомысленный, серьёзный.
Раздумье - состояние сосредоточенности, задумчивости.
Впечатление - след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.
Учащимся прелагается выбрать из перечня слов и фраз те, которые относятся к эссе: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким. Ребята убирают лишние и в результате остаются только следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким.
5. Коллекционирование клише.
В качестве одного из вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях – рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать вместе с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов, можно воспользоваться следующей таблицей.
Вступление | Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... |
Основная часть. | Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером ... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны,… |
Заключение | Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... |
Кроме того, для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:
П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...
О - Объяснение — Потому что…
П - Пример, иллюстрация — Например, ...
С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...
Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.
6.Составление портфолио ученических эссе.
Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самыми разными:
-это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);
-портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);
можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву, что особенно важно для ребят, участвующих в правовой олимпиаде) и т.д.
6. Как написать эссе. Примеры эссе.
Первый шаг достижения успеха в выполнении такого вида работы — формулирование темы эссе. В определенной степени это искусство. Почему? Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению
Эссе — это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.
Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое им очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике).
Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать
Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта: экономика, социология, политология, правоведение, культурология, философия.
Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или культурологического знания.
Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самими собой» (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования «я-концепции», поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема «Не хлебом единым жив человек» ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, примеры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.
Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов:
1.Экономика. «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер.)
З.Социология, «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». (Р.Эмерсон.)
3.Политология. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». (К.Поппер.)
4.Правоведение. «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». (Д.Фонвизин.)
5.Культурология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М.Пруст.)
6.Философия, «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У.Годвин.)
Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с
ним, а понимает, что именно утверждает автор); может выразить свое отношение к
нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его); владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе); сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Проанализируем с этих позиций приведенные темы.
По экономике предложено высказывание Л.Питера: «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». В чем его смысл? Если выпускник помнит из курса обществознания, что основной проблемой экономики ученые признают проблему распределения ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, каковыми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), то он без труда поймет, что хотел сказать Л.Питер, и определить свое отношение к его утверждению. Без каких терминов и понятий обойтись едва ли удастся? Собственно говоря, они уже названы: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности. Наверное, автор эссе употребит и такие понятия, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен, - все они находятся в смысловом поле проблемы, а значит, их употребление экзаменаторы признают соответствующими ее контексту.
Если выпускник с интересом изучал на уроках обществознания основы социологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р.Эмерсона: «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р.Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качествам, материальным и духовным потребностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Дело выпускника принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае, необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, социальный престиж, социальный авторитет и др.), найти примеры, подтверждающие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.
«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», - утверждал К.Поппер. Трудности с пониманием смысла этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который помещено это высказывание: речь идет о демократии как форме политического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать, каким именно образом демократия позволяет избежать тирании, и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях — аргументировано), на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа XX в.. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм и др.
Свою компетентность в области права выпускник сумеет продемонстрировать, обратившись к словам Д.Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что называется, не лежит. Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного принуждения в отношении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе? Разве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и создававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыткой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и правда, социальная роль права, правонарушение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие, — вот те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему.
По словам М.Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». Как тема эссе, она вводит выпускника в контекст культурологического, философского знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мнению французского писателя, духовная жизнь человека — явление куда более широкое, чем та ее составляющая, которая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтением, которое стоит на ее пороге. Наверное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эссе будут примеры и аргументы, почерпнутые из его личного социального опыта, опыта осмысления окружающего мира и самого себя. Термины и понятия, к которым может обратиться выпускник, довольно широки: человек как существо биопсихосоциальное, индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духовные ценности, идеалы и др.
Вероятно, близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У.Годвин). Понятно, что речь идет о сложной системе взаимоотношений человека и общества, о том, что вне общества становление и развитие личности невозможно. Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «индивид», «личность», обобщения и примеры, показывающие, что только в обществе и под влиянием общества человеческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности.
Итак, выбор темы эссе - ответственный этап работы, в ходе которого выпускник:
знакомится с предложенными темами; определяет, к какой базовой науке
относится каждая тема; определяет смысл предложенных высказываний (отвечает на вопрос «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?); осмысливает проблему в контексте базовых наук (отвечает на вопросы:
«С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»); формулирует свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен?
Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»); определяет обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);
отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»).
Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята.
Далее работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.
Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр..
Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».
Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Начать эссе необходимо с введения, которое раскрывает тему и содержит определения основных встречающихся понятий. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который требуется ответить. Можно наметить путь развития рассуждений, обозначив круг прямо относящихся к теме понятий или теорий. При работе над введением могут помочь следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?». Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.
Рассмотрим три примера.
1. В качестве темы эссе выбраны слова О.Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает ("неутомимо работает на пользу", как говорит поэт) науки?»
2. Тема эссе — «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».
3. Выпускник, избрав тему «Прогресс — отец проблем (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»
Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.
С этой точки зрения предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой — позволяет перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Основная часть строится на основе аналитической работы, и ее задача заключается в сборе в систему основных, наиболее важных экономических понятий, которые раскрывают поставленный вопрос. В данном случае приведенные понятия и теории могут служить аргументами, доказывающими правильность утверждений учащегося. Необходимо проиллюстрировать аргументы с помощью как традиционных, так и современных примеров. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Приведем пример из эссе на уже известную нам тему: «За годы правления Петра I в экономике произошли огромные изменения — количество мануфактур по сравнению с 1725 годом выросло в 11 раз; было основано около 12 сталелитейных заводов. Однако деятельность вновь созданных промышленных предприятий подвергалась жестокому контролю со стороны государственных чиновников, труд оставался принудительным, так как к заводам приписывались целые деревни. Государевы указы повсеместно являлись единственным средством управления экономикой. Экономика оставалась командной».
В конце работы над эссе обязательно следует сделать заключение или дать ответ на поставленный вопрос. В заключении суммируются основные идеи, подводится итог рассуждений и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений. При этом необходимо избегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной части эссе. Заключение должно быть представлено в виде вывода или оценочного суждения, которое оставляет поле для дальнейшей дискуссии. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли:
вступление -
тезис, аргументы -
тезис, аргументы -
тезис, аргументы –
заключение
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора). Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение
Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
.
7. Памятки для учащихся при написании эссе.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало (актуализация заявленной темы эссе) | 20% |
Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса | 60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) | 20% |
Как написать домашнее эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1) изучите заданный на дом теоретический материал;
2) уясните особенности заявленной темы эссе;
3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2) проанализируйте содержание написанного;
3)проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Требования, предъявляемые к эссе
1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Тляубаев Рустам Сафиевич.
Учитель истории МОБУ СОШ д. Набиево, Бурзянский район, Республика Башкортостан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Структура эссе. Алгоритм написания эссе.
Структура эссе . Алгоритм написания эссе....
Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .
Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....
Эссе. Темы эссе
В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"
УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...
Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке
Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...