рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Елисеева Светлана Викторовна

содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по Новой истории (Юдовская, Баранов) и истории России (Данилов, Косулина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma8.rar49.54 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование по курсу « История России» 8 класс

п\п

Тема урока

Тип   урока

Количество

часов

Элементы

содержания

Требования к

уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

 

Элементы

дополнительного содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

РАЗДЕЛ I. Россия в 1801-1855гг. (14ч)

1.

Социально-экономическое развитие в первой половине ХIХв.

Комбинированный урок

1

Территория и население. Сельское хозяйство. Кризис крепостнического хозяйства. Отходничество. Промышленное производство. Города. Транспорт. Торговля.

Объяснять смысл изученных исторических терминов (отходничество, кризис крепостничества,

промышленный переворот, политика протекционизма);

показывать на исторической карте центры промышленности и торговли;

выявлять общность и различия сравниваемых явлений (крепостные и вольнонаемные мануфактуры)

Эвристическая беседа, понятийный диктант.

Первые железные дороги.

§ 1,2

Вопросы и задания

Готовимся к зачету в конце изучения темы. с.148

2.

Внутренняя политика в первой четверти ХIХв.

Урок изучения нового материала

1

Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах.

Учреждение Министерств.

Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Называть характерные черты внутренней политики Александра I. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. Характеризовать «План государственного преобразования» М.М. Сперанского.

Беседа по вопросам учебника.

Работа с документом.

АлександрI

§3,4

Вопросы и задания.

Работа с историческим источником.

С.37. Подготовка сообщений: 1.Вхождение Грузии в состав России. 2.Присоединение Финляндии.

3. Войны с Турцией. Ираном.

3.

Внешняя политика в 1801-1812гг.

Комбинированный урок

1.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско- французский союз. Континентальная блокада. Бухарестский мир с Турцией.

Объяснять смысл изученных исторических терминов ( коалиция, континентальная блокада, контрибуция), показывать на исторической карте места сражений.

Определять на основе учебного материала причины войн 1805-1807гг., причины неудач России в этих войнах.

Сообщения,

работа с текстом учебника.

Вхождение Грузии в состав России. Присоедине

ние Финляндии.

 Войны с Турцией, Ираном.

§ 5 Вопросы и задания.

4-5

Отечественная война 1812г.Загранич

ные походы русской армии.

Комбинированный урок

2

Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии

Объяснять смысл изученных исторических терминов ( конгресс,

ополчение, авангард, редут, маневр, «отечественная война»,восточный вопрос);

Используя карту описывать ход военных действий, знать даты важнейших сражений, хронологические рамки войны.

Объяснять свое отношение к войне 1812г. и   ее участникам.

Алгоритм военных действий.

тест

М. Барклай-де-Толли,М. Кутузов,Д. Давыдов.Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

§ 6,7 Вопросы и задания.

6

Внутренняя политика после Отечественной войны 1812г.

Комбинированный урок

1

Усиление консервативных тенденций. Аракчеевщина.  «Казенный мистицизм»

Объяснять смысл изученных исторических терминов ( военные поселения, цензура)

Характеризовать исторический деятелей- Аракчеев А.А.. аракчеевщина.

Беседа по вопросам учебника.

Хронологи

ческий диктант.

7-8

Движение декабристов.

1. Практическая работа.

2.Урок – лекция с элементами беседы.

2

Организации декабристов, Северное и Южное общества. Их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825г. Восстание Черниговского полка.

Объяснять смысл изученных исторических терминов ( военный переворот, пропаганда, общественное мнение)

Уметь сравнивать : «Союз спасения» и «Союз благоденствия» по их организационным принципам, программные документы Северного  и Южного обществ. Называть причины поражения восстания.

Составление сравнитель

ной таблицы

Работа с историческим источником.

Работа со словарем.

§9,10

Вопросы и задания.

Работа с историческим источником.

С.74.( письменный ответ)

Индив.опережающие  задания.- сообщения:

1. Крестьянский вопрос (с.86-88);

2. Политика в области просвещения.

(с.82-85)

9-10

Внутренняя политика во второй четверти ХIХ века. Николай I.

Лабораторное занятие по учебнику

2

Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. Кодификация законов. Политика в области просвещения.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

( жандарм, террор, инвентарная реформа,

Кодификация, откупщики,)Сравнивать политику Александра I и Николая I в крестьянском вопросе, знать положения  реформ  Е.Ф. Канкрина,

П.Д. Киселева, суть кодификации  Сперанского М.М.

Работа с учебником:

решение познавательных задач, тестовых заданий

Сообщения

А.Х. Бенкен

дорф, «Манифест о почетном гражданстве» «Указ об обязанных крестьянах»

Польское восстание 1830-1831гг.

§11-13

11

Кавказская война

Урок изучения нового материала.

1.

Присоединение Закавказья. Этапы кавказской войны. Мюридизм.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

( мюридизм, имамат, шариат, газават). Знать хронологические рамки кавказской войны, показывать на исторической карте основные места военных действий,

Работа с историческим источником (с.105),

Работа с картой.

Тестовые задания.

Шамиль

§15 Вопросы и задания.

12.

Восточный вопрос в царствование Николая I. Крымская война.

Комбинированный урок

1

Греческое восстание и европейские державы. Русско-турецкая война 1828-1829гг.

Начало Крымской войны. Оборона Севастополя. Парижский мирный договор.

Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(Восточный вопрос)

Знать даты: русско-турецкой войны, Крымской войны. Используя карту описывать ход военных действий и итоги русско-турецкой войны, Крымской войны. Различать понятия причины войны и повод к началу войны. Анализировать причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Тестовые задания

Герои обороны Севастополя

§16 Вопросы и задания.

Подготовка к семинару

( задания группам:

1.С.78-80,

2.119-121,

3. 121-123,

4. 124-126,

5. 126-127;

6. 129-131.)

13

Общественная мысль и общественные движения второй четверти ХIХ века

Урок- семинар

1

Теория официальной народности. Кружки конца 1820-1830гг. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

( либеральные взгляды,

утопический социализм).

Использовать приобретенные знания при подготовки материалов к семинарскому занятию.

Сообщения,

беседа, решения познавательных задач.

П.Я. Чаадаев.

Петрашевцы.

§17-18

Историческое

Сочинение

(1,5-2 стр.)

1. «Сумасшед-

ший»  П.Я. Чаадаев на балу у Молчалиных.

2. Спор К.С. Аксакова и

Т.Н.Грановского о судьбе России.

3. Письмо Ф.М. Достоевского брату Михаилу об инсценировке расстрела петрашевцев в 1848г.

14

Русская культура первой половины ХIХ века

Урок изучения нового материала.

(лекция с использованием  аудио и видео материалов)

1

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

Золотой век русской поэзии. Основные стили в русской культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Объяснять смысл изученных  терминов

(сентиментализм, романтизм, реализм, ампир, классицизм, барокко, эклектик)

 Давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Тестовые задания

Становле-

ние литературного русского языка.

§19-20

1.Составить таблицу

«Основные открытия русских ученных и путешественни-

ков первой половины ХIХ века»

2. Ответить письменно на вопрос: «Чем прославились русские композиторы,

архитекторы,

художники и скульпторы первой половины ХIХ века»

Готовимся к зачету с.148

15

Накануне перемен

( подведем итоги)

Повторно-обобщающий урок

За счет резервного времени

Определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий и личностей данного периода (1800—1855 гг.)

Зачет по вопросам на с.148.

Контрольное тестирование

РАЗДЕЛ II. Россия в 1855-1894гг.(11 часов)

16

Накануне отмены крепостного права. Содержание и значение Крестьянской реформы.

Урок изучения нового материала.

1

Александр II.Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных  крестьян.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(надел, временнообязанные крестьяне, отрезки, выкупная операция, уставные грамоты, мировые посредники).

Характеризовать причины, содержание, последствие Крестьянской реформы.

Работа с текстом учебника,

Решение познавательных задач.

Крестьянское самоуправление.

§21-22

Мини- сочинение:

«Что бы вы сделали по-другому, находясь на месте Александра II и проводя

Крестьянскую реформу?».

Готовимся к зачету в конце изучения темы. с.272

17

Сельское хозяйство после реформы 1861г.

Комбинированный урок

1

Крестьянское хозяйство. Община. Помещичье хозяйство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(отработки). Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

Работа с историческим источником (с.167-168),

§23 Вопросы и задания.

Опережающее задание- подготовка рефератов по теме: «Деятели культуры и науки второй половины ХIХ века»

18

Промышленное производство. Город. Торговля Итоги экономического развития России во второй половине ХIХв.

Лабораторное занятие по учебнику

1

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично- заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

( буржуазия, пролетариат, стачка)

показывать на исторической карте крупнейшие города России, основные направления железнодорожных путей. Построенных в России;

работая с текстом группировать исторические явления и события по заданному признаку.

Работа с текстовой таблицей

«Развитие капитализма в промышленнос

ти России после отмены крепостного права».

Решение познавательных задач.

Остатки крепосничества  и общинного быта.

§24-25 Вопросы и задания.

19

Либеральные реформы 60-70гг.

Комбинированный урок

1

Земская и городская реформы.

Судебная реформа. Военные реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения и печати.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

( земство. Куриальная система выборов, суд присяжных, всеобщая воинская повинность)

Раскрывать содержание и особенности Либеральных  реформ 60-70гг. ХIХв..

Работа с историческим источником.

§26-28

Составить опорный конспект.

20

Русское общество и власть во второй половине ХIХв.

Урок-лекция

1

Общественные движения 50-60 гг. ХIХв. «Современник», «Земля и воля». Кружок ишутинцев. «Нечаевщина».

Объяснять смысл изученных исторических терминов

( разночинцы, прокламации, нигилизм)

Контрольное тестирование.

А.И.Герцен и

Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда». «Колокол».Н.Г.Чернышевский.Н.А.Добролюбов. Журнал  «Современник»

§29-30

Вопросы и задания

21

Революционное народничество и политика правительства в 70- нач. 80-х гг. ХIХв.

Комбинированный урок

1.

Теория революционного народничества.М. Бакунин.

П. Ткачев, П. Лавров. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля».

Т.М. Лорис-Меликов и его «конституция».

Излагать основные идеи народнического учения. Знать хронологию народнического движения.

Составление опорного конспекта, взаимопроверка.

§31-32

Вопросы и задания

Подготовить доклады (краткие сообщения) о таких деятелях революционнодемократического движения, как: А.И.Герцен и

Н.И. Огарев Н.Г.Чернышевский.Н.А.Добролюбов М. Бакунин.

П. Ткачев, П. Лавров, В. Засулич, С. Перовская, Н. Кибальчич, А. Желябов и др.

22

Внешняя политика Александра II

Комбинированный урок

1

Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. Ситуация на Балканах в середине 70-х гг. ХIХв. и Россия. Русско-турецкая война 1877-1878гг. Сан- Стефанский договор и Берлинский конгресс.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(Балканский кризис, национально-освободительная война)

Знать дату русско-турецкой войны, используя карту описывать ход военных действий и итоги русско-турецкой войны, использовать текст исторического источника при ответе на вопросы

Сообщения. Беседа по тексту учебника, работа с историческим источником.

Тестовые задания

А.М.Горчаков

§33 Вопросы и задания

23

Внутренняя политика Александра III.

Урок изучения нового материала.

1

Перемены во внутренней политике. Укрепление государственной власти. Контрреформы. Политика в области просвещения и цензуры. Попечительская политика.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

( реформы и контрреформы. Указ о «кухаркиных детях»).

Раскрывать содержание и особенности внутренней политике Александра III.

Обобщающая

беседа, работа с историческим источником.

§ 34 Вопросы и задания

24

Внешняя политика Александра III

Комбинированный урок

1

Обострение противоречий с Германией. Сближение России и Франции в 1890-х годах. Присоединение Средней Азии.

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III.

Используя карту рассказывать о присоединении Средней Азии к России.

Фронтальный опрос. Работа с исторической картой.

Народы Российской империи

§ 35 Вопросы и задания

25

Общественное движение 80-х- пер. пол. 90-х гг.

ХIХвеке.

Комбинированный урок

1

Революционное народничество. Русский марксизм. Либеральное движение.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(марксизм,)

Сравнивать взгляды русских марксистов,

революционных народников, либералов.

Работа с текстом учебника.

Решение познавательных задач.

Г.В.Плеханов.

В.И. Ленин.

П.Б. Струве

§ 36 Вопросы и задания

Подготовка к семинару

( защита рефератов)

26

Русская культура второй половины ХIХ века.

Урок- семинар.

1

Просвещение. Наука.  Русские первооткрыватели. Литература. Театр. Живопись. Скульптура.

Давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

защита рефератов

Готовимся к зачету с.271

27

Великие реформы и их последствия

( подведем итоги)

Повторно-обобщающий урок

За счет резервного времени

Определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий и личностей данного периода

 (1855-1894 гг.)

Зачет по вопросам на

с.271

Контрольное тестирование.

РАЗДЕЛ III. Россия в 1894-1917гг. (11 часов)

28

 Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.

1. Лабораторное занятие по учебнику

1) Мир в конце XIX — начале XX в.
Три эшелона модернизации.
Империалистические противоречия.
2) Россия как локальная цивилизация:
— особенности геополитического положения страны;
— демографический портрет империи;
— религиозная ситуация;
— экономические успехи и проблемы.

Называть даты важнейших событий (1894, 1896, 1901), а также хронологические рамки важнейших периодов (1894—1917, 1894—1904, 1900—1903);
Локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы;

Проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках;

Работа с текстом учебника.

Решение познавательных задач.

§ 1; Вопросы и задания

29-30

Экономическое и политическое развитие страны в начале XX в.

. Комбинированный урок.

2

 Управление империей и потребность в политической модернизации.
Социальная структура российского общества;

 Николай II — личность и новый государь
«Аграрный вопрос» — корень всех бед и проблем России. Обострение рабочего вопроса и меры правительства по его смягчению. Революционные партии, их программы.

Давать обобщающую характеристику исторических фактов по предложенному плану (геополитическое положение России на рубеже веков; Николай II — личность и государственный деятель; положение основных классов и слоев российского общества);
Приводить оценки исторических событий, изложенные в разных источниках, высказывать суждения об их обоснованности

— анализ документа;
— понятийный диктант

«Полицейский социализм»

§ 2-4; Вопросы и задания

 схема «Органы власти и управления в России (до 1906 г.)»

31

1. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Урок изучения нового материала

1

Внешняя политика России на рубеже веков. Дальний Восток в сфере российских интересов.
Россия и Япония: соотношение сил и планы сторон накануне войны.
Ход военных действий.
Причины поражения России и его последствия. Портсмутский мир.)

Локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы;

Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия (причины и характер Русско-японской войны, оценка ее хода и итогов, высказывать суждения об обоснованности различных версий и оценок;

— тест на определение хронологической последовательности;

§ 5; Вопросы и задания

 карта «Внешняя политика России на Дальнем Востоке»

32

. Формирование первых политических партий.

Лабораторное занятие по учебнику

За счет резервного времени

Предпосылки активизации политической оппозиции в начале XX в.
Три политических лагеря.
Ведущие политические объединения и партии, сформировавшиеся накануне революции (сравнительная характеристика).

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(оппозиция политическая партия консерваторы
либералы революционеры)

Сравнивать однородные исторические факты (политические партии) и выявлять их сходство и различия;

— сравнительная таблица;
— проблемное задание;

§ 6

Вопросы и задания

33-34

Революция 1905—1907 гг.

Уроки изучения нового материала с элементами обобщения

2

 Социально-экономические и политические предпосылки революции. Начало революции. «Кровавое воскресенье».
Развитие революции весной — осенью 1905 г.
Политические маневры власти. «Булыгинская дума».
Манифест 17 октября и его историческое значение.
Отношение к Манифесту различных политических сил. Раскол оппозиции. Образование новых политических партий.
Спад революции в 1906—1907 гг.
Итоги революции.
Герои и антигерои первой русской революции

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(революция
«Кровавое воскресенье»
Манифест 17 октября
октябристы, кадеты
Государственная дума
курия, Советы рабочих депутатов
думская монархия);

Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия ( события 9 января 1905 г., оценка Манифеста 17 октября, оценка итогов первой русской революции), Высказывать суждения об обоснованности различных версий и оценок.

— тест с «открытыми» ответами;
— образное задание;
— анализ документа

§ 7—8; Вопросы и задания

 карта-схема «Органы власти и управления в России 1906—1917 гг.»

35

 Столыпинские реформы

Урок изучения нового материала.

1

I и II Государственные думы: первый опыт российского парламентаризма.
Третьеиюньский государственный переворот.
Программа реформ П. А. Столыпина и отношение к ней различных политических сил.
Аграрная реформа и ее итоги.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(третьеиюньская монархия, отруб, хутор,
переселенческая политика);

Называть даты важнейших событий (9 ноября 1906 г., 3 июня 1907 г.,)

 Образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках

— анализ документа

— понятийный диктант

§ 9 Вопросы и задания

Подготовить доклады (краткие сообщения) о  деятелях

П.А. Столыпин,

С. Ю. Витте

36

К «великой России».

Комбинированный урок.

1

 Подъем российской промышленности в 1908—1913 гг. и его особенности.
Обострение социальных противоречий и радикализация общества.
Раскол Европы и внешняя политика России перед неизбежностью мировой войны.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(концентрация производства и капитала ,синдикат,
Антанта, Тройственный союз);

Проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках;
сравнивать однородные исторические факты (,промышленный подъем в России и за рубежом);

— план параграфа;
— диаграммы и графики

§ 10

37

Россия в первой мировой войне.

Лабораторно-практическое занятие по учебнику и карте.

1

Причины и повод к началу Первой мировой войны.
2) Отношение к войне российского общества и политиков в 1914—1915 гг.
3) Участие русских войск в военных событиях 1914—1917 гг. и его влияние на общий ход войны и положение в стране.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(мировая война,
«Брусиловский прорыв»);

Отметить исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы;

 синхронистическая таблица;
— тестовые задания

— хронологическая таблица;

Угроза национальной катастрофы.

§ 10, последний пункт;
§ 13—15;
карта

Вопросы и задания

Составить хронологическую таблицу;

38-39

 Культура Серебряного века

урок изучения нового материала на основе сообщений учащихся

2

 Противоречия общественной жизни в произведениях писателей и художников-реалистов.
Новые направления в поэзии и искусстве.
Научные открытия мирового масштаба.
Феномен «русского ренессанса» начала XX в.

Объяснять смысл изученных исторических терминов

(Серебряный век, модерн, критический реализм, авангард);

Давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

— сообщения-выступления о творчестве мастеров культуры от «первого лица»;


Демократизация культуры.

§ 11—12; репродукции произведений искусства; портреты деятелей культуры начала века

40

Сумерки императорской России

( подведем итоги)

За счет резервного времени

Определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий и личностей данного периода (1894—1917 гг.)

Зачет по вопросам

Контрольное тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...