Урок Мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда
классный час по истории (9 класс) на тему

Урок Мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:  Баринова Ольга Евгеньевна учитель истории

муниципального общеобразовательного учреждения гимназии№2.

Наша страна переживает важный ответственный период: поднять экономику на принципиально новый уровень, достичь высокой производительности труда. Успешно решить эти проблемы в нашей стране можно только с повышением роли человеческого фактора.

Что побуждает человека к подвигам, к самоотверженному труду, творческим исканиям? Великая сила патриотизма.

События последнего времени подтвердили, что происходит девальвация духовных ценностей, резко снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем.

На своих уроках я стараюсь воспитывать Гражданина своей великой Родины на основе усвоения детьми ее богатейшей истории и культуры.

 В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов нашей страны есть возможности для формирования исторического сознания, чувства гордости за свою Отчизну.

 Начиная с 6 класса, а также и 7 при изучении тем о борьбе русского народа с иноземными захватчиками уделяю внимание беседам о доблести и мужестве русских воинов, их горячей любви к Родине. Важное воспитательное значение имеют наиболее яркие моменты  деятельности  А. Невского, Д.Донского, Д. Пожарского, Петра1  и других.

В 8 классе при изучении темы Отечественная война 1812 года подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный, народный характер. Чувство гордости за Отечество вызывают у учащихся  имена прославленных героев войны: Кутузова, Багратиона и других. После рассказа о партизанском движении в народной войне учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой  величие духа и патриотизма народа были главной силой в поражении врага.

В 9 классе при изучении тем о Великой Отечественной войне, подчеркивая массовой героизм и самоотверженность нашего народа во имя спасения Родины, даю возможность детям почувствовать себя преемниками героического прошлого, а значит и созидателями будущего.

 К сожалению, на тему о войне очень мало уроков. И, конечно, нет речи о том, чтобы уделить внимание героям войны, тем более вопросам краеведения.

 Но, понимая, что вопросы эти важные, за счет других тем, стараюсь включить их в свое планирование.

Так, в 9 классе было дано  задание подготовить сообщение на тему «Моя семья в годы войны».

В 10 -11 классах продолжаю обогащать патриотическим содержанием всю работу, проводимую с учениками.

У каждого школьника важно не только пробудить чувство любви к Родине, но и сформировать образ мыслей и поведения, характерные для гражданина и в этом большую роль играют уроки курса обществознания.

 Но и конечно патриотическому воспитанию уделяется большое внимание не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Кабинет № 41 нашей гимназии  оформлен как Комната Боевой Славы и работает по теме: «Великая Отечественная война». Пополняется материалами поисковой работы о героях – земляках. К юбилейным датам выпускаются стенгазеты, проводятся радиопередачи, уроки Мужества.  

Представляю сценарий внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда.

Урок Мужества, посвященный снятию блокады   Ленинграда.

Цели: воспитывать чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными в годы Великой Отечественной войны; показать героизм нашего народа; формировать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность.

Учитель: 27 января 2009 года наша страна отметила важную историческую дату – 65-летие снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Жители осажденного города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского Флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали его врагу. Это была великая победа, так как в случае сдачи города фашистам был бы открыт путь на Москву.

1 ведущий.

Город на Неве – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Вместе с тем – это один из красивейших городов мира. Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли великолепно сочетаются с четкой планировкой проспектов и площадей, парков и садов, водной гладью рек и каналов.

За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой».

1 ученик.  

Я счастлив, что в городе этом живу,

Что окна могу распахнуть на Неву,

Я вижу, как зори над нею играют-

Так сильно, так ярко, что волны пылают!

Я счастлив, что я ленинградец,

Что в городе славном живу.

Все грозы, все бури наш город осилил,

Он воин, любимой Великой Россией.

2 ведущий.

Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого командования «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы- более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение.

2 ученик.

Враг бешеный на нас пошел войной,

Жестокий враг на наше счастье поднял руку.

Враг топчет мирные луга,

Он сеет смерть над нашим краем,

Иди смелее в бой, рази врага,

Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.

Как дом, в котором ты живешь,

Оберегай страны просторы,

завод родной, сады, и лес, и рожь,

И воздух наш, и степь широкую, как море,

Храни, как дом, в котором ты живешь!

1 ведущий.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, театры, музеи,  гибли женщины, старики, дети. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!»

3 ученик.

Весь Ленинград, как на ладони,

С горы Вороньей виден был.

И немец бил

С горы Вороньей,

Из дальнобойной «Берты» бил.

Прислуга в землю «Берту» врыла

Между корней, между камней.

И поворачивая рыло,

Отсюда «Берта» била, била

Все девятьсот блокадных дней.

Без перерыва в голод, в горе,

В ребячий выкрик, в хлеб и соль,

В последний свет в последнем взоре,

В его отчаянье и боль,

В его последнее решенье,

В его «Умрем, но не сдадим!»

И над открытою мишенью ревел огонь,

Клубился дым.

2 ведущий.

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный,  четкий, как приказ, стук метронома.

Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется. В ленинградском  эфире с августа 1941 года стал звучать голос  известной поэтессы Ольги Берггольц – она читала очерки, корреспонденции с фронта, письма, стихи. Чем тяжелее становилось положение города, тем необходимее был для горожан именно ее голос, всегда звучавший с какой-то особой доверительностью, помогавший жить. Страдания города, лишенного хлеба, воды и света, перешли все видимые пределы, а голос ее ежедневно звучал в ленинградских квартирах.

4 ученик.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

 Не поколеблет грохот канонад,

 И если завтра будут баррикады-

Мы не покинем наших баррикад.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

3 ведущий.

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противовоздушной обороны; на заводах и фабриках – отряды по их охране; оборудованы медпункты, организованы дежурства.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125г. Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.  Смерть входила во все дома. Свыше 600 тысяч ленинградцев погибло от голода.

5 ученик.

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

На детских санках узеньких, смешных

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

Вот женщина везет куда-то мужа.

Серая полумаска на лице.

В руках бидончик – это суп на ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа,-

Товарищи, мы в огненном кольце…

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, к вечеру добраться б…

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

4 ведущий.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких записей.

3 и 4 ведущий по очереди читают:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

« Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

« Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года»

«Савичевы умерли».

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

4 ведущий.

При первой возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

1 ученик.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом, страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник- это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!

3 ведущий.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, заглушат в них все человеческое. Они думали, что голодные люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

1 ведущий.

«Все для фронта, все для победы!» - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней и ночей  дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 4500 полевых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. Подростки-рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелейших, порой невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из цехов и вносили свой вклад в разгром врага. За доблестный труд многие мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

2 ученик.

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта.

2 ведущий.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.  С большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера.  Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Вплоть до 23 апреля 1942 года  по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны. Скольких людей от смерти спасла эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее «Дорогой Жизни».

Немало героических подвигов совершили те, кто обслуживал ледовую трассу.

3 ученик.

И было так: на всем ходу машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду. Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут – пустяк, поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак: их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре-

125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре: не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех хотя бы крошку  бросить наземь.

3 ведущий.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду!

12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепления противника. 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой землей. Была построена узкоколейная железная дорога, по которой стали получать продовольствие, топливо, сырье, боеприпасы.

4 ведущий.

Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, под командованием нашего земляка, генерала армии Кирилла Афанасьевича Мерецкова начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию. Город был полностью освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

6 ученик.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Учитель:

Давайте почтим память воинов, жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

7 ученик.

Люди, покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

О тех, кто уже никогда не споет,

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но тех, кто уже не придет никогда,

Заклинаю:

Помните!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда

Урок  мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда

В композицию входят стихотворения, песни, музыка Шостаковича...

"900 дней мужества"(посв. снятию блокады Ленинграда)

Мероприятие посвещено снятию блокады Ленинграда. Актёрами выступают учащиеся 7 класса. Постановка способствует воспитанию патриотизма....

Классный час , посвященный снятию блокады Ленинграда "Им досталось блокадное детство..."

Материал урока рассказывает учащимся о детях блокадного Ленинграда...

Сценарий конкурса чтецов, посвященный снятию блокады Ленинграда

В данном сценарии приведён пример проведения торжественного мероприятия в честь освобождения Ленинграда от блокады. Праздник был проведён в виде театрализованного конкурса чтецов....

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда

Разработка классного часа посвященного снятию блокады Ленинграда...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...