"Построение высказывания – сложный процесс" - их опыта работы моих коллег.
опыты и эксперименты по немецкому языку (5 класс)

Татьяна Михайловна Дрель

Педагоги часто делятся своим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение речи25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы коллег.

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка.

Семенова Лидия Георгиевна,

учитель немецкого языка, МОУ Гимназия № 4

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка.

Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо);

 языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами);

социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации);

 учебно – познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий.

Формирование речевой компетенции это одна из основных задач при обучении иностранному языку.

Речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме.)

В своем выступлении я остановлюсь подробнее на обучении говорению как виду речевой деятельности.

(Речевая компетенция в четырех видах речевой деятельности:

говорении) – это выражение для презентации.

При обучении говорению мы акцентируем внимание учащихся как:

* начинать, вести/ поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдение нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

* расспрашивать собеседника и отвечать на эти вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

* рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

* сообщать краткие ведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

* описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанного/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Основы иноязычного говорения  закладываются уже в начальной школе. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.

Развитие речевой компетенции невозможно без текстовой деятельности.

Начиная со 2 класса, в первую группу упражнений, направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковую правильность отношу следующие упражнения:

- подбери слова по определенной теме:

- найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа;

- составь предложение по картине;

- составь несколько предложений по картине, по серии картинок;

- придумай своё название текста.

- Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

- Составь ещё одно предложение, чтобы получился текст. Запиши его.

Ввожу и закрепляю следующие фразы и выражения:

«Фразы дня» с употреблением модального глагола dürfen для начальной школы

Darf ich?

Darf ich herein?

Darf ich heraus?

Darf ich sagen?

Darf ich lesen?

Darf ich antworten?

Darf ich schreiben?

Darf ich helfen?

«Фразы дня» с употреблением модального глагола können для начальной школы

Ich kann antworten.

Ich kann helfen.

Ich kann übersetzen.

Ich kann schreiben.

«Фразы дня» с употреблением глагола wissen для начальной школы

Ich weiß.

Ich weiß es nicht.

«Фразы дня» с употреблением Perfekt

Ich habe schon gemacht.

Ich habe schon geschrieben.

Ich habe schon gelesen.

Ich habe es verstanden.

Ich habe vergessen.

«Фразы дня» с употреблением cтепеней прилагательных

Nicht so laut, bitte!

Bitte schneller!

Nicht so schnell, bitte!

Etwas langsamer, bitte!

Könnte besser sein!

«Фразы дня» с употреблением отрицания в предложении

Das ist nicht schwer!

Das ist nicht so einfach!

Das ist keine gute Idee!

Ich habe keine Fragen!

Das verstehe ich nicht.

«Фразы дня» с употреблением безличного местоимения man

Das sollte man wissen!

Das sollte man lernen!

Фразы дня» для выражения поддержки или мнения учащихся

Das hast du gut gemacht!

Du schaffst das!

Ich bin mit dir einverstanden!

Ich bin mit dir nicht einverstanden!

Ich habe eine andere Idee!

Gute Idee!

 Das war gut!

Weiter so!

«Фразы дня» c использованием инфинитивного оборота

Ich habe Lust, zu antworten!

Ich habe Lust, zu schreiben!

Ich habe Lust, zu lesen!

«Фразы дня» c использованием Konjunktiv

Ich möchte antworten.

Ich möchte gerne lesen.

Ich könnte helfen.

Könnte besser sein!

«Фразы дня» для работы учащихся в классе

Wie heißt das auf Deutsch?

Wie schreibt man…….?

Können Sie das bitte buchstabieren?

Können Sie dieses Wort bitte wiederholen?

Können Sie den Satz bitte wiederholen?

Ich habe noch eine Frage!

Können Sie das bitte noch einmal erklären?

Das verstehe ich nicht.

Wo steht das?

Alles klar!

«Фразы дня» c использованием инфинитивного оборота

Ich habe Lust, zu antworten!

Ich habe Lust, zu schreiben!

Ich habe Lust, zu lesen!

«Фразы дня» c использованием Konjunktiv

Ich möchte antworten.

Ich möchte gerne lesen.

Ich könnte helfen.

Könnte besser sein!

«Фразы дня» для работы учащихся в классе

Wie heißt das auf Deutsch?

Wie schreibt man…….?

Können Sie das bitte buchstabieren?

Können Sie dieses Wort bitte wiederholen?

Können Sie den Satz bitte wiederholen?

Ich habe noch eine Frage!

Können Sie das bitte noch einmal erklären?

Das verstehe ich nicht.

Wo steht das?

Alles klar!

Фразы дня» для выражения поддержки или мнения учащихся

Das hast du gut gemacht!

Du schaffst das!

Ich bin mit dir einverstanden!

Ich bin mit dir nicht einverstanden!

Ich habe eine andere Idee!

Gute Idee!

Das war gut!

Weiter so!

Для обучения говорению использую различные речевые упражнения.

Речевые упражнения – тип упражнений, которые служат для развития речевых умений на основе фонетических, лексических и грамматических навыков; применяют для тренировки спонтанного употребления заученных языковых явлений в речи. Речевые упражнения ситуативно обусловлены, коммуникативно мотивированы, направлены на использование учащимися отрабатываемого лингводидактического материала для выражения собственных мыслей и понимания чужих.

Виды речевых упражнений:

*Составление плана прослушанного текста;

*Пересказ общего содержания текста кратко / подробно;

*Характеристика действующих лиц;

*Пересказ по заданному плану;

*Запись некоторых важных моментов информации (даты, имена, цифры, достопримечательности), с последующим воспроизведением.

Предлагаю несколько речевых упражнений:

7 класс

Тема «Отношения родителей и детей»

Цель упражнения: тренировать в диалогической речи по теме.

Задание: Beschreiben Sie die Bilder (опишите картины).

(Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает картинку с изображением ссоры между братьями и сестрами.)

Schreiben Sie einen Dialog zwischen den streitenden Geschwistern. Spielen Sie die Dialoge in der Klasse. Gebrauchen Sie die folgenden Ausdrücke.

Seit einer Stunde ... !

Jetzt... doch endlich ... !

Du hast schon wieder (nicht)... !

Immer muss/soll ich ... !

Ich wollte wirklich nur ...!

Ich dachte (wirklich)... !

Das wollte ich echt nicht!

Das stimmt überhaupt nicht!

Du bist wirklich gemein!

Lass mich in Ruhe!

Du, Esel (Kuh, Kamel)!

Könntest du vielleicht... ?

Определяются победители: наиболее убедительно изобразившие ссорящихся.

Тема: « Filmkunst»(10 класс)

Цель упражнения: практиковать в диалогической речи по теме с использованием опорного материала

Задание:Sie wollen mit einer Freundin / einem Freund heute Abend ins Kino gehen. (учащиеся получают карточки с заданиями и опорными выражениями)

Diskutieren Sie zu zweit, welchen der Filme Sie sich ansehen wollen:

(a) Machen Sie jeder einen Vorschlag und begründen Sie, warum
Sie den Film sehen wollen.

Was hältst du von ...

Wie war's mit...

Ich würde mir ganz gern ... ansehen.

... wollte ich schon immer mal sehen.

Ein Freund von mir war schon im Kino und fand diesen Film ...

Ich habe gehört, der Film soll... sein.

(b) Gehen Sie auf den Vorschlag Ihrer Gesprächspartnerin / Ihres
Gesprächspartners ein.
(eingehen (auf A) – соглашаться с чем-либо)

Das ist eine gute Idee.

Ja, von dem habe ich schon (viel) gehört.

Schade, aber den habe ich schon gesehen.

Ach, diese Art von Filmen liegt mir gar nicht.

Ich weiß nicht, der Film scheint mir nicht so interessant zu sein.

Практический опыт наглядно свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц на уроке немецкого языка может проводиться, с одной стороны, путем выполнения упражнений, рекомендованных авторами УМК, и, с другой стороны, большую пользу могли бы оказать различные игры.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми.

Цель речевой лексической игры — это решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами. При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в языковых лексических играх.

Можно выделить следующие группы игр:

· игры для отработки лексических навыков говорения.

· игры, которые готовят учащихся к пониманию слов при аудировании.

· игры для отработки навыков чтения.

В каждой из серий можно выделить упражнения, которые предназначены для отработки частных действий.

Игра: «Словесный портрет».

Цель: тренировка речемыслительной деятельности на иностранном языке посредством формирования и формулирования монологического высказывания типа описания.

Ход игры: стоя спиной к спине, играющие описывают друг друга после минуты наблюдения. Работа выполняется в парах, по кругу, по цепочке. Каждый записывает три утверждения о своем сходстве и три – о различиях с партнером. Затем участники игры обмениваются мнениями.

Игра: «Управляемое интервью».

Цель: активизация навыков и умений смыслового восприятия иноязычной речи на основе восстановления контекста иноязычного общения.

Ход игры: участвуют пары или группы учащихся. Каждая группа получает записанные на карточке тему и ответы на вопросы. Необходимо сформулировать соответствующие вопросы.

При выполнении упражнений учитель ставит каждый раз перед учеником конкретную задачу. Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц.

Такие задания помогают учащимся высказать свое мнение, согласиться с услышанным или прочитанным, выразить уверенность, сомнение, предположение. Это делает их речь более грамотной, выразительной, интересной.

Одна из главных задач учителя - повысить мотивацию к изучению немецкого языка и успешная сдача экзамена по немецкому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Нравственное воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе ( из опыта работы)

" Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке, к отупляющей , одурманивающей, никому не нужной зубрежке.. Хочется, чтобы дети  были путешественниками, открывателями...

Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии

Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...

«Практическая деятельность воспитанников,как форма повышения эффективности образовательного процесса» ( из опыта работы)

Материал  из опыта работы в  объединении эколого-биологической направленности.Рассказывается о практических видах деятельности детей, которые повышают эффективность образовательного процесса...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

"Использование личностно - деятельностного подхода в воспитательном процессе" (из опыта работы)

Основная идея личностно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется ...

Формирование правовой культуры участников образовательного процесса (из опыта работы учителя)

Анализ работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса для выступления на семинаре правозащитников, проводился по инициативе представителя Уполномоченного по правам человека в Мо...