Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Aber jetzt ist schon längst wieder Schule» («Но теперь снова школа»), 8класс
методическая разработка по немецкому языку (8 класс)
Основная цель урока: познакомить учащихся со школами 19 века
Среди педагогических технологий, применяемых в ходе урока, можно отметить те, которые, во-первых, являются личностно-ориентированными, во-вторых, имеют коммуникативное основание, в-третьих, рефлексивны, в четвертых, стимулируют учащихся к использованию индивидуальных стратегий и техник усвоения языка и приобщают к различным стратегиям опосредованного и непосредственного общения.
Следует также отметить внешние и внутренние мотивы учебной деятельности на уроке. К внешним относится желание получить хорошую оценку, обеспечив тем самым собственное благополучие, избежать неприятностей.
Среди внутренних можно выделить познавательный интерес к изучаемому материалу, желание найти объяснение непонятному, интерес к процессу обучения и т.д. – в этом и заключается задача учителя.
Поставленной цели можно достичь разными средствами. Остановимся на основных.
К первому отнесем удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. В данной методической разработке, например, это может быть связано с историческим комментарием.
2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей перевода.
3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой. Для этого используются средства наглядности.
4. Получение эстетического наслаждения.
Материал к данной разработке предполагает следующие виды практических работ:
1. Использование презентации для знакомства со школами 19 века .
2. Использование текстов как материала для чтения, с помощью которого обучающиеся знакомятся с историей развития школы в России.
3. Чтение и выполнение упражнений на закрепление понимания.
4. Развитие монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_nemetskogo_yazyka_v_8_klasse.docx | 801.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока немецкого языка по теме:
«Aber jetzt ist schon längst wieder Schule»
(«Но теперь снова школа»), 8класс
Предмет: немецкий язык, 8 класс, 7 год обучения, углубленный уровень.
УМК: Бим И.Л., Садомова Ж.Я. Немецкий язык. 8класс: учебник для общеобразоват. организаций / Рос. Акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -12-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Тип урока: комбинированный.
Техническое оснащение: компьютер, проектор, кроссворд, тексты для работы в группах презентация.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Раздаточный материал: кроссворд, тексты для работы в группах.
Цель урока: познакомить учащихся со школами 19 века
Задачи урока:
- Расширить представление учащихся о системе образования и видах школ в Германии и России;
- Тренировать в чтении с полным пониманием содержания по теме;
- Практиковать навык в устной речи на базе изученного лексического материала;
- Развивать критическое мышление, умение оценивать собственную деятельность;
- Формировать уважительное отношение к школе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Овладение навыками говорения и лексическими единицами по теме «Школа»;
- Овладение навыком монологического высказывания по теме;
- Овладение навыком передачи основного содержания, выражения своего отношения к прочитанному, передачи краткой характеристики;
Метапредметные:
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
- Умение строить логические рассуждения и выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину и достижения соотечественников;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы: поисковый, самостоятельная работа ис информацией, выступление с докладами, самооценка.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке. Предметные результаты: поисковая работа позволяет определить уровень сформированности умений работать с текстом.Выполнение послетекстовых упражнений, оценивание авсказываний на немецком языке позволяет определить уровень усвоения материала урока.
Метапредметные результаты обучающихся диагностируются через педагогическое наблюдение за работой учащихся на всех этапах урока; в ходе групповой работы с текстами, само- и взаимо проверки выполненных заданий, соблюдение регламента выступлений и рефлексивные выказывания в конце урока.
Ход урока
- Anfang der Stunde. Begrüβung. Gespräch mit dem Ordnungsdienst.
(Начало урока. Ввдение в языковую среду)
Lehrer: Guten Tag, liebe Freunde! Ich bin froh, euch wieder zu sehen.
- Wer hat heute Klassendienst?
- Der wievielte ist heute?
- Und welcher Wochentag ist heute?
- Wer fehlt heute?
- Was ist die Hausaufgabe für heute?
Schüler: S 52 Ü.2.
2. Zielsetzung und Motivation. (Целеполагание и мотивация)
Lehrer: Also, was werden wir heute in der Stunde machen? Was meint ihr?
Um diese Frage zu beantworten, lösen wir ein Kreuzworträtsel!
S | Z | ||||
S | C | H | U | L | E |
T | H | E | H | E | U |
U | Ü | F | R | H | G |
H | L | T | R | N | |
L | E | E | I | ||
R | R | S | |||
I | I | ||||
N | N |
- Стул
- Ученица
- Тетрадь
- Часы
- Учительница
- Табель
Ученики решают кроссворд. Задача детей – догадаться, о чем будем говорить сегодня на уроке, сформулировать тему урока.
Lehrer: Was meint ihr, wie heiβt das Thema heute?
Schüler: “Die Schule”
Lehrer: Ja, liebe Freunde, heute sprechen wir zum Thema “Die Schule in Deutschland und in Russland”. Die Schüler in Deutschland und in Russland finden immer Zeit für Humor. Lachen ist gesund. Die Schule heißt nicht nur Stress, sondern auch Spaß!
Und beginnen wir unsere Stunde mit kleinenWitzen. Lesen wir kleine Witze, um unsere Laune zu verbessern. (приложение 1)
3. Hausaufgaben kontrollieren. (Контроль домашнего задания)
Lehrer: Jetzt kontrolliere ich die Hausaufgabe. Die erste Etappe ist die Arbeit am Wortschatz. Wer ist heute der beste Dolmetscher oder die beste Dolmetscherin in der Klasse? Űbersetzt die neuen Wörter ins Deutsche.
Учащиеся оценивают друг друга. Учитель использует прием “Die Leistungsstufe” ( прием «Лестница успеха»)
а) урок;
б) ступень;
в) начальная школа;
г) реальная школа;
д) основная школа;
е) полугодие;
ж) пробное полугодие;
з)успех;
и) свидетельство;
к) оценка;
л) сдавать экзамен на аттестат зрелости;
м) обмен;
н) выбор профессии;
о) легко даваться;
п) тяжело даваться;
После выполнения задания учитель демонстрирует слайд с правильными ответами (приложение 2)
4. Wissensaktualisierung. (Актуализация знаний)
Lehrer: Die Schule spielt eine große Rolle in unserem Leben. Ich glaube, dass die Schule auch für deutsche und russische Schüler wichtig ist. Und sagt, bitte, was fällt euch dazu ein?
- Worüber freust du dich, Lera, in der Schule?
- Freust du dich, Wanja, über den Schulanfang?
- Freust du dich, Jaroslawa, über die gute Note?
- Freust du dich, Sergej, über die neue Schulfӓcher?
- Worüber ärgerst du dich, Alina?
- Ärgerst du dich, Nastja, über langweilige Stunden?
- Ärgerst du dich, Polina, über die Hausaufgabe?
- Macht dir,Slawa,das Lernen Spaβ?
Lehrer: In der letzten Stunde haben wir das Schulsystem in Deutschland kennengelern. Beantwortet meine Fragen.
- Was bestimmen die Bundesländer im Schulsystem Deutschlands?
- Welche Stufen hat das Schulsystem in Deutschland?
- Wohin gehen die deutschen Kinder zuerst?
- Was machen die deutschen Kinder in der Grundschule?
- Was steht hier auf dem Stundenplan?
- Was habt ihr von der Hauptschule erfahren?
- Wo können die Jugendlichen nach der Schule lernen?
- Womit beginnt die Realschule?
- Wozu braucht man das Probehalbjahr?
- Wohin kann man nach dem Abitur gehen?
- Welche Schulfächer spielen im Gumnasium eine wichtige Rolle?
Lehrer: Jetzt machen wir Übungen zum Text. Wie geht’s weiter?
1. Die Bundesländer bestimmen …
2. Das Schulsystem hat …
3. Zuerst kommen die Schüler in …
4. Die Hauptschule umfasst gewöhlich die Klassen …
5. Nach dieser Schule können die Jugendlichen in …
6. Die Realschule umfasst die Klassen …
7. Nach der Realschule kann man einen Beruf …
8. Am Ende der Klasse 13 machen die Schüler …
После выполнения задания учитель демонстрирует слайд. (приложение 3)
5. Neues Material. (Сообщение нового материала)
Lehrer: Heute lernen wir die Schulen kennenlernen, die im 19. Jahrhundert gegründet wurden. Hier sind zwei kurze Informationen. Teilen wir uns in 2 Gruppen ein. Jede Gruppe wählt einen Text (A oder B), liest ihn, um Wichtiges zu verstehen.
Text A
Die Eliteschule
Am 19. Oktober 1811 wurde in Zarskoje Selo nahe St.Petersburg eine ungewöhliche Schule eröffnet. Das war eine Eliteschule für Jungen von 10 bis 14 Jahre. Sie sollte den Nachwuchs für die höchsten Posten im Staate ausbilden. Die Schüler blieben hier sechs Jahre lang und durften während dieser Zeit nicht nach Hause zu ihrer Eltern fahren. Sogar nicht während der Ferien. Stell dir vor – 2060 Tage waren die Jungs zusammen wie eine Familie! Natürlich gab es da Lehrer und Erziher. Die Schule hieβ das Kaiserliche Lyzeum, aber heute nennt man sie öfter das Puschkin-Lyzeum, denn der groβe russische Dichter war einer der ersten Absolventen des Lyzeums. Er war wohl der bekannteste Schüler des Lyzeums, aber viele seiner Schulkameraden sind ebenfalls sehr berühmt geworden. Zum Beispiel Alexander Gortschakow wurde zum Auβenminister und Kanzler Russlands. Zwei Jungs aus den deutschen Familien Anton Delwig und Wilheim Küchelbecker wurden Dichter. Modest Korf, auch au s seiner deutschen Familie, wurde zum Direktor der Russischen Nationalbibliothek in St. Petersburg und trug viel zu ihrer Entwicklung bei. Weiβt du übrigens, dass Puschkin auch deutsche Wurzeln hatte? Seine Urgroβmutter Christina Scheberg war Deutsche.
Die Jungs haben im Lyzeum vier Sprachen gelernt – Russisch, Latein, Französisch und Deutsch sowie die Literatur in diesen Sprachen. Es wurden auch Mathematik, Physik und Astronomie, Statistik, Geschichte, Geografie, Ethik und Logik, Rechtswissenschaften und politische Őkonomie unterrichtet. Natürlich gab es im Lehprogramm auch Zeit für das Gesetz Gottes. Zusätzlich wurden Tanz, Schwimmen, Feuchten und Reiten beigebracht.
Lehrer: Sucht im Text deutsche Äquivalente zu folgenden russischen Sätzen. Sie helfen euch den Text besser verstehen.
- Это была элитная школа для мальчиков от 10 до 14 лет.
- Она должна была выпускать специалистов подрастающее поколение для высоких постов в государстве.
- Школа называлась императорским лицеем, но сегодня ее называют чаще Пушкинским лицеем, так как великий русский поэт был первым выпускником лицея.
- Ты знаешь между прочим, что Пушкин имел также немецкие корни?
- Конечно имелось в учебной программе также время для Божьего Закона
- Мальчики выучили в лицее четыре языка –русский, латинский, французский и немецкий, а также литературу на этих языках.
Lehrer: Beantwortet meine Fragen.
- Wann wurde die Eliteschule in Zarskoje Selo eröffnet?
- Wofür sollte die Schule den Nachwuchs ausbilden?
- Wie lange blieben die Schüler in der Eliteschule?
- Welche bekannte Schüler lernten im Kaiserlichen Lyzeum?
- Wie nennt man das Kaiserische Lyzeum heute?
- Welche Fächer erlernten die Jungen im Lyzeum?
Text B
Die deutsche Schule des 19. Jahrhunderts
Die mеisten Deutschen kamen nach Russland auf die Einladung Katharinas II. und Alexanders I. Sie haben aus ihrer Heimat die Tradition der allgemeinen Schulbildung mitgenommen. In Russland bekam die deutsche Schule eine weitere Entwicklung, aber Ihr Hauptprinzip blieb: Die Schule war Pflicht sowohl für Jungen als auch für Mädchen. Die Lehre wurde als Vorbereitung des Kindes auf den Eintritt in die kirchliche Gemeinde betrachtet.
Die Schule war für die deutschen Kolonisten sehr wichtig. Sogar so wichtig, dass sie gleichzeitig mit Dörfern gegründet wutde. Die Anzahl der deutschen Schulen wuchs standing. Im Jahr 1838 gab es in ganz Russland 287 Schulen. 1881 waren es bereits 535 Schulen allen in den sechs russischen Gebieten. Der Volkszählung vom Jahr 1897 nach waren die Deutschen das am besten alphabetisierte Volk in Russland. Die Situation verschlechtete sich drastisch wegen der Repressalien im 20. Jahrhundert.
Wie sah die typische deutsche Schule im 19. Jahrhundert aus? Das Gebäude war gut, aber oft nicht geräumig genug. Der Unterricht liefe für unterschiedliche Altergruppen gleichzeitig in einem groβen Raum. Es gab wenig Möbel, oft nur einen langen Tisch und Bänke. Die Eltern kümmerten sich um die Lehrbücher. Der Unterricht dauerte von 8 bis 15 Uhr mit zwei Stunden Mittagspause. Der Tag began stets mit dem Gesetz Gottes. Den Text aus der Bibel hat man vorgelesen, nacherzählt, die einzelnen Aussagen auswendig gelernt.
Lehrer: Sucht im Text deutsche Äquivalente zu folgenden russischen Sätzen. Sie helfen euch den Text besser verstehen.
- Большинство немцев прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и Александра I.
- В России немецкая школа получила дальнейшее развитие, но ее основной принцип остался: Школа была обязательна как для мальчиков так и для девочек.
- Школа расценивалась как подготовка детей на вступление в церковную общину.
- После 1897 года немцы были самым грамотным народом в России
- Ситуация резко ухудшилась в 20-м веке из-за репрессий.
- Занятия проходили одновременно для разных возрастных групп в одном большом помещении.
Lehrer: Beantwortet meine Fragen.
- Welche Tradition haben die Deutschen nach Russland im 19. Jahrhundert mitgenommen?
- Wie wurde die Lehre betrachtet?
- Wie wuchs die Anzahl der deutschen Schule im 19. Jahrhundert?
- Wie sah die typische deutsche Schule im 19. Jahrhundert aus?
- Wie liefe den Unterricht in der deutschen Schule des 19. Jahrhunderts?
- Was wurde in der Schule gelernt?
6. Bewusstsein, Verständnis des Lernmaterials, überprüfung und Korrektur der Ergebnisse. Mündliche Fähigkeiten Verbesserung. (Осознание, осмысление учебного материала. Совершенствование навыков устной речи)
Die Gruppen tauschen die Information aus den gelesenen Texten aus (приложения 4,5)
7. Reflexion. (Рефлексия)
Liebe Freunde, was habt ihr über das Lyzeum in Zarskoe Selo und die deutsche Schule im 19. Jahrhundert erfahren? Wie findet ihr unsere Stunde? (приложение 6)
8. Die letzte Phase des Unterrichts. Die Hausaufgabe. (Заключительный этап. Домашнее задание)
Liebe Freunde, eure Arbeit in der Stunde hat mir viel Spaβ gemacht. Heute habt ihr gut gearbeitet.
Und zu Hause lest,bitte, die Information über Intergrierte Gesamtschule, Freie Waldorfschule und Montessorischule. S. 54, Ű. 5.
Приложение 1
Приложение 2
урок – der Unterricht ступень – die Stufe, начальная школа – die Grundschule, реальная школа – die Realschule, основная школа – die Hauptschule, полугодие – das Halbjahr. пробное полугодие – das Probehalbjahr, успех – die Leistung, свидетельство – das Zeugnis, оценка – die Zensur, сдавать экзамен на аттестат зрелости – das Abitur machen, обмен – der Austausch, выбор профессии – die Berufswahl, легко даваться – leicht fallen тяжело даваться – schwer fallen |
Приложение 3
Приложение 4
Die Eliteschule (das Puschkin –Lyzeum)
Приложение 5
Die deutsche Schule des 19. Jahrhunderts
Приложение 6
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ЭТАПЫ РАБОТЫ | ausgezeichnet | gut | nicht so gut |
(Определение темы урока) | |||
(Использование новых слов) | |||
(Ответы на вопросы) | |||
(Работа в команде) | |||
(Выступление с докладом) | |||
Abschlussnote für den Unterricht (Итоговая оценка за урок) |
Литература
1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика методика: Учебное пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
5. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Издательство «Высшая школа», 2004.
6. Педагогические технологии: учебное пособие для педагогических специальностей/под общей ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «Март», 2004.
7. Zeitschrift “Schrumdirum” № 3 (176), Mȁrz 2015, S.4-5,24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Любовь", 10 класс
Разработка урока немецкого языка. Тема:"Любовь"...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Кино", 11 класс
Подробный конспект урока с применением презентационного материала. Презентация....
методическая разработка урока немецкого языка по теме " спорт. "
Тщательный отбор предъявляемого материала и учет учебных возможностей учащихся - важное условие успешного проведения урока. Задав детям положительный импульс педагог , как правило ,получает такую же в...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Спорт. Введение лексики" (НПО)
Методическая разработка урока «Спорт. Введение лексики» представляет один из разделов программы по немецкому языку для учащихся НПО по профессии 2...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...
Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"
Данная презентация может быть использована в 8-м классе при повторении темы "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, ...
Урок по теме „Aber jetzt ist schon längst wieder Schule. Diesmal in Deutschland”
расширение и углубление знаний учащихся по теме «Школьная система Германии»; активизация умения воспринимать на слух иноязычную речь; развитие навыков диалогической, монологической речи и чтения с дет...