Организация внеурочной деятельности по иностранному языку: цели, содержание, формы
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную и внеурочную.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка, в результате которой формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организации.
Целью внеурочной деятельности по немецкому языку считаю формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_po_inostrannomu_yazyku.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности по иностранному языку:
цели, содержание, формы
Введение
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную и внеурочную.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка, в результате которой формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организации.
Целью внеурочной деятельности по немецкому языку считаю формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
В связи с этим актуальными про организации внеурочной деятельности считаю следующие задачи:
- учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
- образовательные (приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
- развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);
4.воспитательные (воспитание нравственных качеств личности школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).
Для того, чтобы внеурочная деятельность по немецкому языку для обучающихся проходила результативно и интересно выполняю следующие требования:
- Системность и творческий подход в работе.
- Приобщение обучающихся к использованию ресурсов сети Интернет.
- Организация соревнований и игр в процессе занятий.
- Подготовка обучающимися различных проектов, видеороликов, презентаций.
- Применение разнообразных современных технологий, форм и методов работы, пробуждающих интерес ребят к изучению немецкого языка как второго иностранного.
Основная часть
Программа курса внеурочной деятельности «Немецкий язык как второй иностранный» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы Аверина М.М. «Рабочие программы к предметной линии учебников «Горизонты» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений».
В процессе реализации данного курса внеурочной деятельности использую разнообразные формы работы с обучающимися: беседа, игра, психологический тренинг, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, театральные постановки, инсценировки, викторины, онлайн-лекции, конференции, олимпиады, виртуальные экскурсии, мастер-классы, поисковые и научные исследования.
Обучающиеся не должны быть на занятиях пассивными слушателями, необходимо максимально включить их в совместную работу, стимулировать их творческую активность, создать условия, для того, чтобы каждый мог высказать мнение по обсуждаемому вопросу.
Изучение немецкого языка строю на межпредметных связях с предметами «Русский язык» и «Английский язык», используя полученный языковой и речевой опыт с целью формирования обучающихся навыков и развития умений обобщать и систематизировать уже приобретенные знания. Такие взаимосвязи наблюдаются, прежде всего, на уровне изучения грамматики. При введении нового грамматического материала я опираюсь на знания учащихся в родном и английском языках, активно применяю сравнительно-сопоставительный метод в обучении. На уровне лексики интеграция реализуется за счет множества двусторонних заимствований. На занятиях я активно использую элементы билингвального обучения как эффективной формы обучения второму иностранному языку.
В условиях все более усиливающихся связей и усовершенствования мировых коммуникаций между странами и народами (туризм, бизнес, учеба и т.д.) особое внимание я уделяю реализации межпредметных связей в изучении второго иностранного языка и таких предметов, как история и география. Учащиеся должны быть готовы к изложению максимально полной информации о России, знать реалии, традиции, обычаи в первую очередь своей страны, уметь представить информацию о своей стране на немецком языке партнерам по общению. Совместно с учителем географии Пономаренко Г.Н. мы подготовили исследовательские проекты для участия в международном конкурсе Гёте-института « Школа за экологию», приняли участие в конкурсе научно-популярных видероликов на немецком языке «Открытие острова Я-Я»
Связь немецкого языка с информатикой прослеживается при проведении видеоэкскурсий и виртуальных путешествий по ознакомлению с достопримечательностями и социокультурными реалиями России и стран изучаемого языка. Я создаю условия для участия обучающихся в онлайн – конкурсах, викторинах, олимпиадах различного уровня, что дает им возможность интеллектуального и творческого развития, повышения самооценки и диагностики своих собственных знаний и возможностей. В системе использую ИКТ на каждом занятии, в организации проектной и исследовательской деятельности, при подготовке к научно-практическим конференциям, олимпиадам, предметным творческим и интеллектуальным конкурсам, включая международные олимпиады, конкурсы и экзамены.
Реализация межпредметных связей в процессе изучения немецкого языка осуществляю на организационном и на содержательном уровнях:
- на содержательном уровне межпредметные связи реализую за счет изучения соответствующих тем, представленных в современном УМК «Горизонты» и онлайн-ресурсов Гёте-института. Обучающиеся знакомятся с историей, географическим положением, климатом, политическим устройством, экономикой России и стран изучаемого языка, с биографиями исторических и политических деятелей, великих путешественников, композиторов, ученых, спортсменов, достижениями науки в разных отраслях. На занятиях активно использую межпредметные познавательные задачи в форме проблемных вопросов, практических заданий, обеспечивающих формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.
- на процессуальном уровне реализую межпредметные связи за счет проведения занятий межпредметной направленности, основанных на применении современных педагогических технологий, обеспечивающих интеграцию различных предметов (CLIL (технология предметно-языковой интеграции), CBT (технологии изучения языка через культуру, CompareandContrast (технология сравнения и противопоставления), ролевых игр по смежной тематике. В системе использую разработки внеурочных занятий по реализации межпредметных связей Немецкого детского онлайн –университета, образовательного проекта Гёте-Института для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Он помогает детям находить ответы на вопросы о явлениях окружающего мира и параллельно, в игровой форме, знакомит их с немецким языком.
Ежегодно включаю задания межпредметного характера (социокультурной направленности) в содержание заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.
Занятия курса «Немецкий язык как второй иностранный» способствуют формированию у каждого обучающегося следующих результатов внеурочной деятельности:
- личностных (воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, формирование здорового образа жизни),
- метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решение, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение),
- предметных (формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой).
А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у обучающихся таких компетенций как:
- Речевая (в основных видах деятельности говорении, аудировании, чтении, письменной речи).
- Языковая (владение языковыми средствами и действиями с ними)
- Социокультурная компетенция (знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка).
- Компенсаторная компетенция (умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств nри получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики).
Особое внимание на занятиях внеурочной деятельности уделяю расширению кругозора школьников, знакомству ребят с печатными и электронными словарями, текстами зарубежной детской литературы. Использую совместно с мультипликатором Гёте-института Соколовской Татьяной Александровной интересную для ребят форму проведения занятия- мастер-класс «Немецкий в чемоданчике» для формирования и развития продуктивной речи обучающихся. В рамках дистанционного обучения занятия кружка проводились в онлайн-формате (онлайн- занятия, онлайн-тесты, видео-уроки, онлайн-лекции Немецкого детского университета).
Обучающиеся очень активно принимают участие во всех внеклассных мероприятиях по немецкому языку: конкурс на лучшего чтеца стихотворения на немецком языке, открытой российской интернет-олимпиаде по немецкому языку, Международной акции «Tolles Diktat», празднике для первоклассников «Немецкий-это здорово!», образовательной платформы Гёте-института.
Кружковцы принимают активное участие в различных номинациях в школьном конкурсе «Минута славы», в городском конкурсе валентинок на немецком языке, организованной Мурманской языковой школой, в образовательном проекте для подростков «Онлайн -университет DIGITALE JUNIORUNI“ в городе Мурманске, в интерактивном мероприятии Гете-института « В поисках Николауса», онлайн-квесте «Поговорим о Германии».
Кружковцы заняли 1 место в школьном конкурсе «Минута славы», 1 место в школьном этапе Всероссийской олимпиады по немецкому языку среди 5-х классов, среди 6-х классов, среди 7-х классов, среди 8-х классов, среди 9-х классов, 1 место в международной акции ««Tolles Diktat», получили диплом 3 степени за участие в дистанционной олимпиаде по немецкому языку, диплом участников отборочного этапа конкурса олимпиады школьников «Учитель школы будущего-2020» по немецкому языку.
В системе веду работу по пропаганде передового педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по немецкому языку:
2017-2018 учебный год: обобщила опыт работы по теме: «Организация духовно-нравственного воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности» на региональном этапе XXVI Международных рождественских образовательных чтений;
2018-2019 учебный год: обобщила опыт работы по теме: «Мой урок немецкого языка» в рамках конкурса Гёте-института на получение стипендии для участия в курсах повышения квалификации в Германии;
2019-2020 учебный год: обобщила опыт работы кружка «Немецкий язык как второй иностранный», выступила на семинаре для школьного методического объединения учителей иностранного языка по теме «Осуществление межпредметной интеграции при воспитании духовно-нравственной культуры школьников. Организация внеклассной работы по предмету (немецкий язык как второй иностранный)»;
2020-2021 учебный год: обобщила опыт работы кружка «Немецкий язык как второй иностранный», выступила на заседании городского методического объединения учителей иностранного языка по теме: «Осуществление межпредметной интеграции при воспитании духовно-нравственной культуры школьников. Организация внеклассной работы по предмету (немецкий язык как второй иностранный)».
Результатом внеурочной деятельности в МБОУ ЗАТО г.Североморск являются творческие научно-исследовательские проекты учащихся на немецком языке, театральные постановки в рамках международного фестиваля школьных театров на немецком языке, посещение онлайн-лекций Немецкого детского онлайн-университета, участие в мероприятиях, организованных Немецким культурным центром им. Гёте в России.
В 2021-2022 учебном году планирую организовать проект «Города Германии» с целью создания творческого продукта обучающихся: буклетов о достопримечательностях страны изучаемого языка.
Список литературы
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: 2010
- Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2019/2020 учебном году
- Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
- Шитова В.А. Нетрадиционные формы внеклассной работы. - Вологда, 2008.
- http://www.goethe.de/ins/ru/ - Гёте-Институт.
- Unterrichtssprache Deutsch, Hueber Verlag,2016
- Michaela Brinitzer DAF unterrichten, Klett, 2019
- Mit Erfolg zu Fit in Deutsch 1, Klett,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...
Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»
Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...
ПРОГРАММА «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»
Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Изменения в жизни ведут к изменению условий, в которых предстоит работать педагогу в ближайшем будущем. Неизбежны определенные моменты, создающие пробле...
Организация внеурочной деятельности по иностранному языку
Статья: Использование методики театроведениия в организации внеурочной деятельности по иностранному языку с приложением сценария сказки на немецком языке "Зайцы и лиса"...
Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...