Использование технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку
В данной статье описывается использование новой технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, глубинным понятием обучения.
Современному педагогу необходимо не только знать, но и владеть новыми педагогическими технологиями, эффективно применять их в своей педагогической деятельности.
ФГОС содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы не только предметной области, но и к личностным результатам обучающихся и метапредметным результатам. Таким образом, целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Идеи активизации процесса обучения высказывались педагогами на протяжении долгого развития педагогики еще до выделения ее в отдельную самостоятельную науку. Современная педагогика придерживается активного процесса обучения. Активность личности в обучении является основным ведущим фактором достижения целей обучения и общего развития личности. Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, их способов.Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не увеличение числа контрольных работ, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучаемого не только на уровне интеллектуальной, но социально-личностной активности.
Итак, что же мы понимаем под активными методами обучения? Под активном обучением понимают использование целой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игре и творчестве в процессе обучения, взаимодействия, различных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и самоанализе.
Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Необходимо не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Репродуктивное обучение устарело. Необходимо перейти к инновационны методам преподавания. Но инновация – это не обязательно и не только новое. Это всё то, что направлено на развитие, на изменение качества системы образования.
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогут активные методы обучения.
К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие.
Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала. В зависимости от возрастных особенностей учеников и целей урока необходимо использовать грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие игры.
Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности.
Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока.
Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.
Специфика предмета «иностранный язык» требует несколько иных форм обучения, нежели другие теоретические предметы, так как цель учащегося при обучении иностранному языку - не просто знать материал предмета, но и уметь применять его непосредственно в языковой ситуации. Правильно задать языковые ситуации и заинтересовать обучающихся своим предметом помогают интерактивные методы изучения языка.
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.). В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.
Интерактивные приемы помогают всем учащимся активно взаимодействовать между собой при правильной организации комфортных условий учебного процесса. Использование таких приемов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации в процессе собственной активности.
Методика интерактивного обучения способствует выработке у учащихся коммуникативных навыков, помогающих им завести новых друзей и проявить свои личные качества. Упражнения на приобретение чувства уверенности у учащихся появляется с помощью таких упражнений, как чтение стихов, исполнение песен, рассказы о себе и о своих увлечениях. Такие упражнения позволяют говорить на немецком языке раскованно и свободно.
Работа в группе и парах, ролевые игры, конкурсы, праздники, инсценировки, мультимедийные проекты раскрывают таланты и творческий потенциал у учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...
Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития...
Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
Перечисленные в статье методы и приемы обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности на всех этапах занятия, а также помогают сформировать его благоприятный фон....
Применение интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка
Дело не только в знании предмета, но и в умении применять его в конкретной языковой ситуации. Один из способ решения этой задачи-применение интерактивных методов....
Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
Методический доклад...
"Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтенияв 4-9 классах ООШ, осуществляющей деятельность по АООП"
Сообщение было заслушано на видеоконференции со специалистами ИКП РАО и Министерства Просвещения РФ...