Программа. Страноведение, 5 класс.
рабочая программа по немецкому языку (5 класс)
Программа по страноведению для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_klass_stranovedenie_germanii.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 108 ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА
Приложение 1 к основной образовательной программе основного общего образования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Страноведение Германии»
5 класс
Составитель
учитель немецкого языка
Поспелова Татьяна Юрьевна
г. Екатеринбург
2019
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета | 8 |
Структура и содержание курса | 12 |
Тематическое планирование | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСУ
«Страноведение Германии»
5 класс
(35 часов)
Предлагаемый школьный курс «Страноведение Германии» относится к числу курсов, обязательных для посещения. Он входит в состав предметов гуманитарного профиля школьного компонента обучения на средней ступени.
Программа курса по «Страноведение Германии» разработана с учетом современных требований к преподаванию иностранного языка. Цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на изучение языка и культуры. Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ.
Преподавание страноведения строится на принципах высокой информативности, развития критического мышления, соблюдения метапредметных связей со смежными науками, благодаря чему, предлагаемый курс позволяет наиболее эффективно решить проблему выработки целостного восприятия стран изучаемого языка, их истории, культуры, географических и экономических особенностей и ознакомить школьников с обычаями, нравами и традициями народов, говорящих на этих языках. Интегрируя в едином комплексе сведения географического, исторического, экономического, культурного и социологического характера, страноведение способствует формированию современного социокультурного портрета стран изучаемого языка, что является непременным условием для адекватного владения иностранным языком как средством общения.
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком. Универсальные учебные действия учащихся формируются через практическое овладение немецким языком на основе аутентичных учебных материалов и учебных пособий, а также интернет ресурсов.
В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры, развивающим все виды речевой деятельности.
Цель курса – развитие навыков социокультурной коммуникативной компетенции учащихся на основе базового владения немецким языком; дальнейшее совершенствование языковых навыков и умений, различных видов речевой деятельности и форм речи (устной, письменной, диалогической и монологической). Курс обеспечен учебной литературой, построенной с ориентацией на такие принципы культуроведческого образования учащихся средствами иностранного языка, как:
• принцип соизучения языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций;
• принцип дидактической культуросообразности;
• принцип приоритета проблемных заданий и творческих работ при соизучении языков и культур;
• принцип взаимосвязанного поликультурного и билингвального развития личности учащегося;
• принцип опоры на метапредметные знания и умения учащихся средних классов
Задачи курса:
- создание условий для повышения информированности учащихся о странах изучаемого языка;
- показать роль немецко- говорящих стран, их культуры и экономики, а также значение иностранного языка в диалоге культур;
- обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой;
- формирование речевых навыков, обеспечивающих познавательно-коммуникативные потребности учащихся;
- развитие умений собирать, систематизировать страноведческую информацию;
- развитие умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры;
- способствовать воспитанию у детей понимания и уважения к другой культуре;
- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
В процессе изучения курса «Страноведение Германии» продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;
- языковая (лингвистическая) компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения;
- социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) – расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом ситуаций общения, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;
- компенсаторная компетенция – совершенствование умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля;
Формы контроля и система оценивания.
В результате овладения содержанием курса учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:
- знания географии, истории, культуры, традиций, национальной специфики изучаемой страны;
- знание географических, этнографических, общественно-политических реалий изучаемой страны;
- умение анализировать эти знания, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка, правильно употреблять страноведческую значимую лексику.
В качестве объектов контроля выступают:
1. Страноведческая компетентность (знания и представления о культуре и реалиях иноязычной культуры, умение их анализировать, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка; навык употребления этих слов в подходящей ситуации общения).
- Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения).
- Речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода).
- Коммуникативная компетентность (способность понимать и продолжать иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и формой художественного произведения в разных ситуациях общения).
- Лингвострановедческая компетентность (владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой).
Для определения качества знаний по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля и оценивания.
В конце каждой темы предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, составление и решение кроссвордов, викторины, составление сравнительных таблиц, перевод, подготовка устных сообщений, мини-сочинение, монолог.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчётности, как создание проекта в среде Power Point и его устная защита.
Текущий контроль предполагается осуществлять в форме:
- самостоятельных и проверочных работ;
- написание докладов;
- подготовки мини-проектов;
- кратких монологических высказываний учащихся по той или иной теме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к овладению основными общеучебными навыками.
Изучение предлагаемого курса должно обеспечить развитие у учащихся следующих умений и навыков:
- анализировать и сопоставлять культуры разных стран;
- оперировать соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой;
- ориентироваться в реалиях страны изучаемого языка;
- достигать понимания в диалоге с представителями указанной культуры, носителями языка;
- использовать средства массовой информации на языке оригинала для расширения своих представлений о стране изучаемого языка;
- участвовать в обсуждениях или дискуссиях на страноведческие темы;
- работать с учебной и научной литературой.
Требования к уровню сформированности социокультурных умений.
По окончанию изучения данного курса учащиеся должны:
- систематизировать и углубить страноведческие знания о немецкоязычных странах мира на базе пройденного материала; уметь оперировать приобретёнными страноведческими знаниями в ходе построения собственных высказываний;
- уметь собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию, используя разнообразную информационно-справочную литературу (включая файлы Интернета и электронную справочную литературу), газетно-журнальные материалы, художественную литературу и использовать их при выполнении культуроведческих проектов;
- уметь обрабатывать информацию и проводить сравнительный анализ изученного страноведческого материала: проводить аналогии, находить противопоставления и делать обобщения при сравнении фактов, явлений культуры и науки, событий и культурной жизни немецко-говорящих стран и России;
- уметь представлять свою Родину и достопримечательности стран изучаемого языка в условиях межкультурного общения;
Требования к уровню сформированности коммуникативных умений.
В области аудирования:
- понимать на слух основное содержание высказываний носителей языка в стандартных ситуациях общения;
- понимать на слух детальное содержание высказываний в рамках изученной тематики;
- выполнять задания с вариантом ответа “да”, ”нет”, на установку соответствия; выбирать правильный вариант ответа из предложенных опций; заполнять недостающую информацию.
В области говорения уметь:
- вести разговор в стандартных ситуациях общения, поддержать его, соблюдая нормы речевого этикета, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свою просьбу, мнение, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказать о реалиях своей страны и стран изучаемого языка, их географии, истории, праздниках, искусстве, традициях, культуре, достопримечательностях, знаменитых людях;
- делать краткие и развернутые сообщения в рамках изученных тем, давать оценку прочитанного;
- давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;
- уметь участвовать в дискуссиях при обсуждении культурных аспектов жизни народов немецко-говорящих стран и России;
- представить результаты индивидуально-групповой работы (защита мини-проекта, реферата, доклада);
В области чтения и письма уметь:
- работать с текстами страноведческого содержания; отделять основную информацию от второстепенной;
- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной задачей (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
- выполнять письменные коммуникативные задания: писать личные письма, мини- сочинения, эссе, описания, газетные статьи.
Личностные универсальные учебные действия | ||||
класс | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Предметные УД |
5 | Учитывать разные мнения и интересы, стремиться к сотрудничеству; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Развивать умения планировать свое речевое и неречевое поведение; Работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Отображать в речи(описание) содержания совершаемых действий. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Владеть навыками основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; Структурировать тексты включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Самостоятельно ставить цели и задачи, устанавливать целевые приоритеты; Организовывать и планировать учебное сотрудничество. | Говорение. Диалогическая речь. Выпускник научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Монологическая речь. Выпускник научится: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своем городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы). Аудироваие Выпускник научится: - воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных тестов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений. Чтение Выпускник научится: - читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений. Письменная речь. Выпускник научится: - заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами принятыми в стране изучаемого языка; - писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: - различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки немецкого языка; - соблюдать правильное ударение в изученных словах; -различать коммуникативные типы предложения по интонации. Орфография Выпускник научиться правильно писать изученные слова. Лексическая сторона речи Выпускник научится:- узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначны, в пределах тематики курса «Страноведение Германии» - употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначны, в пределах тематики курса «Страноведение Германии» в соответсвии с решаемой коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: -распознавать принадлежность слов к частям речи по определенным признакам (артиклям, аффиксации и др.) Грамматическая сторона речи Выпускник научится:- оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами французского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Страноведение» рассчитан на 35 часов в общеобразовательном учреждении МАОУ гимназия №108.
Курс имеет модульную структуру и состоит из 7 тематических модулей:
- Географическое положение Германии.
- Вниз по Рейну.
- Экскурсия по Берлину.
- Самые популярные праздники.
- По страницам сказок Братьев Гримм.
- Пословицы и поговорки.
- Что мы уже знаем о Германии?
Содержание представлено аутентичными текстами для чтения и аудирования. Особое внимание в курсе уделено лексике, имеются разные типы упражнений, направленных на усвоение важной лексики современного немецкого языка. Ведется работа над всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, устной речью, письмом.
Формирование навыков устной речи осуществляется посредством разных форм работы: групповой, парной, индивидуальной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Первый год обучения: 5 класс.
Тема 1 Географическое положение Германии.! Страны, граничащие с Германией, крупные города и столицы федеральных земель. Введение названий на немецком языке, их автоматизация. Работа с географической картой. Закрепление лексического материала. Составление диалогов и монологов о географическом положении Германии. Составление и разгадывание кроссвордов по теме.
Тема 2. Вниз по Рейну. Природа и ландшафты Германии: горы, нагорья и реки, озера и острова Германии, растения и животные. Работа с картой, введение названий на немецком языке, их автоматизация. Микросообщения учащихся, викторина по теме «Путешествие по Рейну».
Тема 3. Экскурсия по Берлину. Берлин – столица Германии. Наиболее известные достопримечательности: Бранденбургские ворота, улица «Под липами», Площадь Александра, Телевышка, Остров музеев и т.д. Просмотр видеофильмов «In Berlin», показ достопримечательностей, просмотр открыток и буклетов, введение названий на немецком языке. Составление и обсуждение учащимися программ одно- и двухдневного пребывания в Берлине (перечень достопримечательностей, распределение времени визитов, прогулок, покупки сувениров и т.д). Проведение игры, составление собственного рассказа о Берлине, его достопримечательностях.
Тема 4. Самые популярные праздники. Рождество – любимый праздник немецких детей и взрослых. Как празднуют Рождество и как к нему готовятся в Германии (рождественские подарки, Адвент, сочельник, письма детей Св. Николаусу). Разучивание немецких стихов и песен по теме «Рождество».
Тема 5. По страницам сказок Братьев Гримм. Чтение и перевод отрывков из произведений. Знакомство с лексикой, автоматизация и активизация в речи (названия сказок и персонажей). Составление вопросов к викторине «Знаешь ли ты сказки Братьев Гримм».
Тема 6. Пословицы и поговорки. Знакомство с немецкими пословицами, поговорками и загадками по теме «Лень и трудолюбие». Русские эквиваленты пословиц и загадок. Разучивание немецких пословиц и поговорок. Практическое применение пословиц и поговорок в разговорной речи.
Тема 7. Что мы уже знаем о Германии?
Обучение разгадыванию кроссвордов, ребусов и их составлению. Разучивание сценок, сказок, небольших шуточных рассказов, которые инсценируются парами или группами учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ СТРАНОВЕДЕНИЕ ГЕРМАНИИ
(пятый класс)
дата | № урока | Тема Содержание учебного материала | Кол-во Часов по теме | |
02.09-07.09 | Тема 1. Географическое положение Германии.! | 5 | ||
1 | Географическое положение Германии. Страны, граничащие с Германией, крупные города и столицы федеральных земель. | 1 | ||
09.09-14.09 | 2 | Введение названий на немецком языке | 1 | |
16.09-21.09 | 3 | Закрепление лексического материала, работа с картой. | 1 | |
23.09-28.09 | 4 | Составление диалогов о географическом положении Германии. | 1 | |
30.09-05.10 | 5 | Монологи и загадки о Германии. | 1 | |
07.10-12.10 | Тема 2. Вниз по Рейну | 3 | ||
6 | Природа и ландшафты по берегам Рейна Обсуждение видеофильма. | 1 | ||
14.10-19.10 | 7 | Работа с картой, введение названий на немецком языке | 1 | |
21.10-26.10 | 8 | Микросообщения учащихся о природе Германии, викторина | 1 | |
05.11-09.11 | Тема 3. Экскурсия по Берлину | 8 | ||
9 | Берлин – столица Германии. | 1 | ||
11.11-16.11 | 10 | Актуализация лексики по теме «Достопримечательности Берлина» | 1 | |
18.11-23.11 | 11 | Наиболее известные достопримечательности: Бранденбургские ворота, Рейхстаг, площадь Александра…. | 1 | |
25.11-30.11 | 12 | Просмотр видеофильма «Berlin», викторина по итогам просмотра. | 1 | |
02.12-07.12 | 13 | Показ достопримечательностей на основе презентации, обсуждение, составление экскурсионной программы. | 1 | |
09.12-14.12 | 14 | Составление и обсуждение учащимися программ одно –и двухдневного пребывания в Берлине | 1 | |
16.12-21.12 | 15 | Проведение игры «Исторический Берлин». | 1 | |
23.12-28.12 | 16 | Составление монологического высказывания, проведение репортажа, интервью о столице Германии, ее достопримечательностях. | 1 | |
Тема 4. Самые популярные праздники. | 4 | |||
13.01-18.01 | 17 | Рождество в Германии. История возникновения праздника. | 1 | |
20.01-25.01 | 18 | Адвент и его атрибуты. | 1 | |
27.01-01.02 | 19 | Поздравительные открытки, песни и стихи к Рождеству. | 1 | |
03.02-08.02 | 20 | Рождественская вечеринка. Игры, загадки. | 1 | |
10.02-15.02 | Тема 5. По страницам сказок Братьев Гримм. | 4 | ||
21 | Знакомство с авторами, названиями сказок, актуализация лексики. | 1 | ||
17.02-22.02 | 22 | Просмотр видеофрагментов мультфильмов по мотивам сказок Братьев Гримм. | 1 | |
24.02-29.02 | 23 | Чтение и перевод отрывков из произведений. | 1 | |
02.03-07.03 | 24 | Драматизация сценок из сказок. | 1 | |
09.03-14.03 | Тема 6. Пословицы и поговорки | 4 | ||
25 | Значение пословиц и поговорок в родном языке | 1 | ||
09.03-14.03 | 26 | Сравнение поговорок о труде и лени в немецком и русском языке. | 1 | |
30.03-04.04 | 27 | Актуализация лексики, попытки авторского перевода пословиц и поговорок. | 1 | |
06.04-11.04 | 28 | Конкурс «Знатоки» пословиц и поговорок. | 1 | |
13.04-18.04 | Тема 7. Что мы уже знаем о Германии? | 7 | ||
29 | Чтение текстов о Германии с полным пониманием. | 1 | ||
13.04-18.04 | 30 | Аудирование с общим пониманием. | 1 | |
27.04-02.05 | 31 | Тренировка вводной лексики в ситуациях «Знакомство», «Ориентация в городе». | 1 | |
04.05-09.05 | 32 | Подготовка к мини-проектам по городам Германии. | 1 | |
11.05-16.05 | 33 | Экскурсия по городам Германии. | 1 | |
18.05-23.05 | 34 | Литературная гостиная. | 1 | |
25.05-30.05 | 35 | Обобщение и повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Программа "Страноведение"
Программа "Страноведение" предназначена в качестве программы дополнительного образования для учеников 7-8 классов....
Рабочая программа «Страноведение. Страницы истории Великобритании» для учащихся 8,9 классов"
( предпрофильная подготовка)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страноведение: мир вокруг нас»
Программа «Страноведение: мир вокруг нас» направлена на освоение и активное использование знаний и умений в области естественнонаучной направленности, создание благоприятных условий для со...
Дополнительная общеразвивающая программа «Страноведение»
Направленность программы: социально-гуманитарная. Дополнительная общеразвивающая программа «Страноведение» направлена на удовлетворение познавательных и коммуникативных инте...