Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку.
методическая разработка по немецкому языку (7 класс)
Изучение определенной лексической темы на уроках немецкого языка формирует у учащихся представление о Германии, ее традициях, нравах, обычаях, о людях, проживающих в этой стране, о их современной жизни. Более широкое приобщение учащихся к культуру страны изучаемого языка позволяют осуществить проекты интегрированные в обучение ИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_metodika_s_ispolzovaniem_informatsionno.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку.
На уроках иностранного языка учитель не только учит
школьников использовать иностранный язык как средство
достижения понимания и общения людей из разных
языковых пространств, но и знакомит учащихся с другой
национальной культурой.
Изучение определенной лексической темы на уроках немецкого
языка формирует у учащихся представление о Германии, ее традициях,
нравах, обычаях, о людях, проживающих в этой стране, о их
современной жизни. Более широкое приобщение учащихся к культуре
страны изучаемого языка позволяют осуществить проекты,
интегрированные в обучение ИЯ.
Проект представляет огромную возможность включения учащихся в
активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать
особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные
способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка,
потребность в самообразовании. В конечном итоге предлагается
достижение коммуникативной компетенции, т.е., определенного уровня
языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных
умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное
общение (1).
Как же применяется метод проекта на уроках немецкого языка?
Прежде всего, следует подобрать темы, которые будут наиболее
интересны для учащихся при выполнении проекта. Далее необходимо
сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и
групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися
необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта.
В нашей школе учащиеся изучают немецкий язык как второй язык в
гимназических классах. Уже на начальном этапе обучения языку есть
темы, при прохождении которых уместно использовать проектный
метод. При изучении тем “Meine Familie”, “Ich und meine Freunde”,
“Meine Schule”, “Die Schule in Deutschland”, “Hobbys”, “Die Ferien”,
“Reisen”, “Meine Freizeit”, “Eine Traumschule”, “Eine Traumreise”
учащимся предлагается участие в краткосрочных проектах, упрощенных
по оформлению. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбом,
создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как
соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их
творческие способности.
В старших классах проекты усложняются по форме и содержанию,
практикуется научный подход к их оформлению, при этом,
соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся
среднесрочными.
Так, при работе над темами “Treibe Sport, und du bleibst gesund?”, “Wir
machen Musik” учащиеся представляют свои проекты в различных
формах на немецком языке, уже используя информационно –
коммуникативные технологии. Они не только ищут информацию в
Интернет – ресурсах, но и делают первые шаги в создании презентации
своего проекта. Презентации таких проектов на смарт – доске не
оставляют равнодушным ни одного ученика.
Учащиеся старших классов работаю над большими проектами, как
“Fernsehen” (положительное и отрицательное влияние телевидения),
“Berlin” (история города, достопримечательности), “Umwelt”. Во время
работы над проектами возникают новые темы, проблемы, требующие от
учащихся проявления с их стороны творчества, самостоятельности
суждений. В процессе индивидуальной, парной, групповой,
коллективной работы над проектами происходит формирование
способностей к коммуникации. В период выполнения проектов у
школьников развиваются следующие умения:
- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной
литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по
теме и т.д.
- специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной
форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться
двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять
сообщения и др.;
- собственно – коммуникативные умения по видам речевой
деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.
В начале первого полугодия учащиеся выбирают тему для
долгосрочного проекта в соответствии со своими личными интересами
практическими возможностями. В процессе подготовительного этапа
над проблемой, школьники подбирают материал и затем оформляют
его в виде научно-исследовательской работы (Referat, Bericht, Aufsatz),
либо представляют его в форме прикладного проекта (Collage, Zeitung.).
Презентация проектов происходит на заключительных уроках по
определенной теме с оформлением результатов и подведением итогов.
Нередко учащиеся проводят презентацию своих проектов с
использованием мультимедийного проектора и смарт – доски.
Предлагаю разработку проекта, интегрированного в учебном процессе,
выполненного учащимися старших классов по теме “Umweltschutz”.
Тема проекта: “Umweltschutz”
Тип проекта: ролево-игровой с элементами исследовательской и
творческой деятельности; монопроект с открытой координацией;
внутренний, групповой, краткосрочный.
В основе проекта “Umweltschutz” лежит исследовательская работа
учащихся и выявление основных проблем экологического и социального
характера, с которыми сталкивается человек, живущий в большом
городе.
Цели проекта:
1)повышение уровня владения языковым материалом и говорением
как одним из видов речевой деятельности;
2)повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более
качественному владению немецким языком;
3)повышение уровня самостоятельности учащихся, а также из их
общего интеллектуального развития.
Задачи проекта:
- формировать языковые знания и совершенствовать речевые умения
учащихся по теме “Umweltschutz”, систематизировать и закрепить ранее
пройденный материал по теме, совершенствовать развитие иноязычной
речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом;
- повысить уровень автономности учащихся посредством
самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы;
- познакомить учащихся с методами групповой работы, методами
проведения исследований, направленных на решение определенной
проблемы;
- развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое
мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролевой
игровой деятельности;
- вовлечь учащихся данного проекта и дальнейшую исследовательскую
деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной
жизнью и внутренним миром подростков.
Продолжительность проведения: 3 академических часа.
Оборудование и оформление: слайды по теме “Umweltschutz”,
физическая карта России, смарт – доска.
Модель проектного занятия. Занятие основано на пройденном
материале по теме “Umweltschutz” и нацелено на расширение знаний
учащихся по данной теме (с привлечением дополнительной
литературы), а также на совершенствование лексико – грамматических
навыков в процессе иноязычной речевой деятельности (Passiv,
Konditionalis I, Konstruktionen mit “es”, Zeitausdrucke im Akkusativ,
Relativpronomen, Nebensatz: Relativsatz), лингвистической и
коммуникативной компетенции в целом.
Урок строится по типу ролевой игры и предполагает деление класса на
2 группы (в классе 16 человек). В каждой группе участники
распределяют между собой роли жителей мегаполиса, людей живущих
за городом, репортеров, экологов. В ходе ролевой игры учащимися
обсуждаются преимущества и недостатки проживания в большом
городе и за городом. На заключительном этапе проектного занятия
проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие
выводы.
Проект “Umweltschutz” состоит из 3 этапов (подготовительный,
основной, заключительный), организуемых в определенной
последовательности в соответствии с технологией использования
проектной методики при обучении иностранному языку.
Занятие 1.(Подготовительный этап).
Введение. Занятие начинается с краткого введения учителя: он
приветствует всех участников проекта, знакомит учащихся с основными
особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта –
“Umweltschutz”.
Задачи урока:
- сформулировать проблему исследования;
- выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации
по работе с гипотезами;
- организовать группы учащихся, определить роли каждого члена
группы.
Пошаговое описание действий.
1.Учитель представляет ряд ситуаций, позволяющих выявить одну или
несколько проблем по обсуждаемой тематике. Учащимся предлагается
поразмышлять над следующими высказываниями:
Der Mensch totet seine Umwelt.
Umweltschutz geht jeden an!
Unser Planet ist unser Haus!
Der Wald stirbt.
Учащимся предлагается ряд наводящих вопросов:
- Wie seht ihr die Umweltsituation in Russland? Wie ist es mit dem
Strassenverkehr, der Luft – und Wasserverschmutzung oder dem Wald in
Russland?
-Welche Meinung habt ihr zum Umweltschutz?
-Was tut ihr fur den Umweltschutz?
-Warum schimpft man uber die Wirtschaftsbetriebe?
-Woran denkt ihr bei dem Begriff “Wald”?
-Spart ihr zu Hause Energie und Wasser? Wie?
-Worauf achtet ihr beim Mull? и т. д.
После ответов учащихся учитель дает следующую информационную
справку:
Lehrer: In den letzten Jahreszeiten diskutiert man viel uber den
Umweltschutz. Das Ozonloch, das Waldsterben, die Luft – und
Wasserverschmutzung bedrohen unser Leben. Die Natur ist in der modernen
Welt stark belastet. Stadte, Industriewerke, Verkehrswege nehmen viel Platz
ein. Autos vergiften Luft, Wasser, und Boden. Sie stossen viele Schadstoffe
aus. Der Wald ist auch nicht gesund. Das Leben und die Gesundheit der
Menschen, Tiere und Pflanzen sind in Gefahr. Darum bekommt jetzt der
Umweltschutz eine grosse Bedeutung.
Лексические трудности снимаются посредством перевода незнакомых
слов, которые даны на доске:
bedrohen (D) – угрожать;
belastet sein – быть загрязненным;
in Gefahr sein – быть в опасности.
2.Учитель предлагает обсудить содержание двух стихотворений о
природе, написанных на доске:
Uber allen Gipfeln
Ist Ruh.
In allen Wipfeln
Spurest du
Kaum einen Hauch;
Die Vogelein schweigen im Walde,
Warte nur, balde
Ruhest du auch.
Johan W. von Goethe
Zu fallen einen schonen Baum,
braucht es eine halbe Stunde kaum.
Zu wachsen, bis man ihn bewundert,
braucht er, bedenk es, ein Jahrhundert!
Eugen Roth
Lehrer: Wer hat diese Gedichte geschrieben? Wovon ist die Rede in diesen
Gedichten? Welcher Zusammenhang gibt es zwischen den Gedichten und
den an der Tafel geschriebenen Aussagen? Seid ihr mit dem Autor
einverstanden.
Ответы учащихся.
3.Обращается внимание на высказывание: “Unser Planet ist unser
Haus!”
Lehrer: Sollen wir unseren Planet schutzen? Warum? Was wurde mit
unserem Planeten passieren, als wir ihn nicht schutzen wurden?
Ответы учащихся.
4. Lehrer: Wie meint ihr, was “der Umweltschutz” bedeutet? Sind die Leute
von der Umwelt abhangig? Warum?
В ходе рассуждений учащиеся сами логически подходят к
обозначению проблем и выдвижению гипотез – предложений для их
успешного решения. Учитель при этом играет роль консультанта –
координатора.
Schuler: Wenn wir unsere Umwelt schutzen wurden,…; Wenn wir fur die
Walder sorgen,…; Wenn wir Erdressourcen sparen,…
Далее учитель совместно с учащимися определяют направления
поиска по работе с гипотезами:
- исследовать современную жизнь за городом, экологически
безвредную для окружающей среды;
- найти способы создания уюта комфорта в городе, не нанося вред
окружающей среде;
Первый урок заканчивается выбором рабочих групп и распределением
ролей в командах. В качестве домашнего задания учащимся
рекомендуется поработать с компьютером и подобрать необходимый
материал по теме.
Занятие 2. (Основной этап)
Введение. Занятие начинается с краткого введения учителя, который
приветствует всех участников , формирует цели урока.
На данном этапе происходит отработка уже известного языкового
материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми
лексическими единицами.
Основные задачи урока:
- организовать работу в малых группах по сбору необходимой
информации, провести анализ и синтез идей;
- обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах:
интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;
- определить формы и способы представления результатов проектов.
Пошаговое описание действий.
С целью систематизации и закрепления основной лексики по
выбранной теме (“Umweltschutz”) учащимся предлагаются различные
виды речевых упражнений:
1.Учитель раздает учащимся опорную словарную схему и проводит
игру, направленную на активизацию необходимых лексических единиц.
2.Учитель демонстрирует учащимся фотоиллюстрацию по данной
тематике, проводит игру – соревнование. Учащиеся работают в группах,
каждая группа по очереди озвучивает то, что изображено на
иллюстрации, используя необходимые слова и выражения из активного
вокабуляра. Работа проводится с использованием смарт – доски.
3.Учитель предлагает прочитать текст “Herrlich, dieser Fruhling 2000!”,
на основе которого организуется небольшая дискуссия.
Lehrer: Was ist die Grundidee des Textes? Mochtet ihr in solchem
Landesort leben? Warum? Konnte es mit unserer Stadt sein? Sucht im Text
die Vor – und Nachteile von diesem Ort!
Выполнение данных упражнений способствует активизации учащихся
в малых группах, подводит их к сбору необходимой информации
анализу и синтезу идей.
В конце занятия учащиеся определяют форму и способ представления
результатов проекта (интервью, реклама, ролевая игра, устный доклад),
а также обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах:
интервью, опрос, наблюдение и т. д.
Учащимся предлагается следующая схема для организации языкового
материала:
Необходимая информация:
Nachteile | Vorteile | Entscheidung | |
Die Stadt | |||
Das Land |
Факультативные задачи: учащимся предлагается самостоятельно
отыскать дополнительный материал по данной проблеме в соответствии
с определенной ролью: репортер, житель мегаполиса, житель деревни и
т. д.
С целью проверки принятых гипотез учащиеся проводят беседы,
опросы, интервьюирование родных и близких, своих одноклассников и
школьных товарищей (результаты демонстрируются при защите проекта
на смарт – доске.
Занятие 3. (Заключительный этап)
Введение. Вводное слово учителя. Он приветствует всех учащихся,
формулирует цели урока.
Основные задачи занятия:
- завершить обсуждение информации в группах, составить сценарий
защиты проекта;
- оформить проектную работу;
- защитить проект, проанализировать результаты проектной
деятельности.
Пошаговое описание действий.
1.Подготовка.
Учитель предоставляет время учащимся (20 минут) для завершения
проектной работы, ее оформления и подготовки к защите (презентации)
результатов. Наблюдает, координирует деятельность учащихся.
2.Защита проекта.
Первая группа занималась проблемой «Экологическая ситуация в
Москве».
Учащиеся данной группы провели большую исследовательскую и
творческую работу по данной проблеме. В итоге ими был представлен
анализ экологической ситуации в их родном городе и предложены
примерные пути решения экологической проблемы в мегаполисе.
Каждый участник имел возможность высказаться в соответствии со
своей ролью.
Вторая группа подготовила сообщение по теме «Жизнь за городом:
«за» или «против», составленное самими учащимися и обобщенное
одним из участников проекта. Сообщение сопровождалось
демонстрацией иллюстраций на смарт – доске. Во время защиты
учащиеся задавали своим одноклассникам различные вопросы.
3.Оценка результатов.
Проанализировав опыт применения проектной методики с
использованием информационно – коммуникативных технологий в
обучении немецкому языку, можно сделать следующие выводы:
Проектная методика значительно повышает уровень владения
языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень
самостоятельности школьников, способствует совершенствованию
уровня владения страноведческой информацией. А компьютерные
технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы
для построения эффективной коммуникации всех участников проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку
Проектная методика является альтернативным подходом в современ- ной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой ди- дактическое средство активизации познавательной де...
Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".
Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...
Использование современных педагогических технологий на уроках немецкого языка
Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания н...
Проектная методика как одна из современных технологий при обучении иностранному языку.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно – ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, к...
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»...
Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»
В работе рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....
Использование современных информационных технологий в обучении немецкому языку (из опыта работы)
Статья посвящена обобщению опыта внедрения курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» в средней школе с углубленным изучением немецкого языка....