Научная статья "Значимость игрового обучения на уроках иностранного языка"
статья по немецкому языку
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, признается неактуальным. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться.(А.Г.Асмолов) Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimost_igrovogo_obucheniya_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования личного вклада в развитие образования
- Научно-исследовательские условия: изучение работ философов, психологов и педагогов (Ф.Фрёбель, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, С.Л. Рубинштейн и др.)
- Методические условия: изучение работ по методике преподавания иностранного языка (Е.И.Пассов, А.Н.Шамов, М.А.Ариян, Г.В.Рогова, Р.П.Мильруд и др.), изучение научно – педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по использованию игровых технологий в обучении ИЯ
- Организационно-педагогические условия: участие в работе профессиональных педагогических сообществ на сайтах nsportal.ru, multiurok.ru, infourok.ru
Результаты анкетирования: рейтинг предметов по популярности.
Я выбрала изучение этой темы неспроста. Проведенное мной анкетирование среди учащихся средней школы на тему: рейтинг предметов по популярности, показало, что немецкий язык не является приоритетным предметом. Передо мной встал вопрос, как повысить интерес к изучению немецкого языка у учащихся средней школы.
Актуальность личного вклада в развитие образования
Одна из проблем современной школы – отсутствие у многих учащихся интереса к учению. Причины этого негативного явления неоднозначны:
- перегрузка учебным материалом,
- некоторое несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса,
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, признается неактуальным. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться.(А.Г.Асмолов) Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра.
- Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
Дидактическая игра:
- способствует созданию на уроке благоприятного психологического климата, помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность, творческий потенциал;
- активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Поэтому игровые технологии – очень актуальны для современной школы.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Ещё в древних Афинах практику воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования. В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Кампанелла и Ф.Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XVI—XVII веках Ян Амос Коменский призывал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся и игровые технологии.
По классификации педагогических технологий Г.Селевко:
- Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- Частнопредметные педагогические технологии
- Альтернативные технологии
- Природосообразные технологии
- Технологии развивающего образования
- Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств
К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии, в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.
- Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.
- Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
- Контекстное обучение[2] отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объёме использовать методы активного обучения.
- Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи и других. Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались: Б.Г.Ананьев, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, Л.М.Лопатин, Н.А.Добролюбов, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие.
Цель и задачи педагогической деятельности
- Цель: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся и формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе изучения ИЯ на уровне начального и основного среднего образования
- Задачи:
- повышать мотивацию к изучению ИЯ на уроке и во внеклассной деятельности;
- формировать и развивать коммуникативные умения, иноязычную коммуникативную компетенцию (языковые знания и навыки + речевые умения = языковая компетенция, и социо-культурная компетенция);
- создать основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения ИЯ, к использованию ИЯ как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях;
- сформировать чувство патриотизма и толерантного отношения к ценностям иных культур, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности, выраженную личностную позицию в восприятии мира, в развитии национального самосознания;
- повышать качество обучения и эффективности учебно-воспитательного процесса;
- совершенствовать педагогическое мастерство
Ведущая педагогическая идея
- Включение учащихся в активную речевую деятельность на уроках ИЯ и внеурочной работе через разработку системы игровых упражнений и заданий.
Использование игровых технологий
Повышение мотивации к изучению ИЯ
Прочное освоение системы знаний, повышение качества обучения
Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться
Мотивация
Как повысить мотивацию? Мотивация непосредственно связана с осязаемым, реальным, этапным и конечным успехом. Если нет успеха, то угасает и мотивация, что отрицательно сказывается на выполнении деятельности. На уроках иностранного языка следует уделять особое внимание таким формам занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, стимулируют стремление к речевому общению, повышают интерес к изучению языка и культуры других стран. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре наиболее полно проявляются способности любого человека, а особенно ребенка. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если дети при этом говорят на иностранном языке, открываются богатые обучающие возможности.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Данные психологических экспериментов показывают, что наиболее благоприятные условия для формирования произвольного запоминания создаются в игре. Т.е., через организацию игровой деятельности реализуется непосредственно образовательная деятельность (которая является основным блоком в структуре образовательного процесса).
Игровая деятельность обладает большими обучающими возможностями:
- Игра - самая точная модель общения;
- Повышает мотивацию к высказыванию и вообще к учению;
- Способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала;
- Повышает эмоциональный тонус , что положительно сказывается на усвоении ИЯ;
- Способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства;
- Является средством социализации школьника.
Кроме того, у игровой деятельности есть еще много функций:
- Игровые педагогические технологии включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр (Селевко Г.К.):
- дидактические игры (используются для расширение кругозора и познавательной деятельности; они формируют определённые умения и навыки, необходимые для практической деятельности):
- языковые:
- алфавитные (напр., найти пару заглавную и маленькую букву, найти пропущенную букву, написать буквы в алфавитном порядке),
- фонетические (напр., соотнести звук и букву, найти слово по его транскрипции и наоборот, отгадать звук, поселить звуки в открытые и закрытые домики-слова),
- лексические (напр. снежный ком, найти лишнее слово в строчке, разгадать кроссворд)
- орфографические ( перепутанные слова - составить слово из букв, соединить начало и концовку слова, ,
- грамматические(один показывает действие, другие должны правильно составить предложение про него, кто прав, тот водит. Или Правила вежливости за столом – Правильно попросишь – получишь картинку с едой)
- коммуникативные:
- аудитивные (нарисовать радугу на слух, догадаться по описанию, что это за животное)
- монологические(напр., рассказать о себе от имени животного. Чтоб остальные догадались, кто это)
- диалогические (ответить на вопросы с мячиком, догадайся, какая реплика будет дальше),
- воспитывающие - воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, общительность и коммуникативность, формируют определённые подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки; (напр., игры с установками «Помоги герою…», работы в парах и группах)
- развивающие - развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; (напр., в игре на доске вывешиваются картинки, на которых изображена определенная ситуация (цвет, предмет, действие), дети запоминают расположение картинок, закрывают глаза, одна картинка исчезает или они меняются местами, дети открывают глаза и угадывают. Или нарисовать фантастическое животное. Или найти отличия на картинках.)
- социализирующие - приобщают к нормам и ценностям общества. (напр., игра «В магазине», «За столом», «На почте»)
- Фрагмент использования игровых технологий на уроке:
Формирование лексических навыков по теме «Продукты» (6 класс)
Упражнения в усвоении нового материала (подготовительные языковые упражнения):
- Игра с картинками: какой продукт исчез? (учитель прячет одну из картинок, дети должны назвать, что пропало)
- Игра с картинками: сопоставить картинку и слово
- Игра со словами: найти лишнее слово в строчке
- Игра со словами: вставить пропущенные буквы
- Игра со словами: составить слово из букв
- Использование игровых технологий на уроке:
1) стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
3) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.
5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
- Организация внеурочной деятельности по предмету:
- организация работы кружка «Немецкий культурный центр» для учащихся 12-13 лет(7 класс),2020/2021 уч. г.,
- постановка театрализованных представлений , сказок, сценок для родителей учащихся средней школы,
- участие в Предметных неделях, олимпиадах, конкурсах
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
- Диапазон личного вклада:
Опыт использования игровых технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся охватывает как учебную (урок / часть урока), так и внеурочную деятельность; наиболее эффективен на ступени начала обучения второго иностранного(5 класс), в силу возрастных и психологических особенностей детей.
- Степень новизны личного вклада:
Использование игровых технологий в процессе обучения ИЯ обеспечивает создание уникальной образовательной среды, в которой ребенку комфортно и которая позволяет проявить и раскрыть все его таланты, т.е., способствует всестороннему развитию личности обучающегося.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
- Уроки с применением ролевых игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере. Они способствуют появлению у ребят искреннего желания общаться на ИЯ не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению ИЯ. Что, в свою очередь, приводит к повышению качества обучения.
- Помимо учебных целей ролевые игры помогают решать воспитательные задачи. Например, выработке умения вежливо вести разговор. Кроме того, посредством ролевых игр и заданий у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих друзей.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
- Опыт использования игровых технологий в процессе обучения может быть полезен любым педагогам, т.к. данные технологии могут обеспечить хорошие результаты в любой предметной области как в учебной, так и во внеклассной работе.
- Делюсь своим опытом в социальной сети работников образования, с коллегами в школе
- Возможные трудности при работе с данными технологиями:
– это трудоемкая форма работы, подготовка игры требует на порядок больше времени, чем ее проведение,
- дети младшего школьного возраста могут «заиграться», увлечься игровой оболочкой, и тогда теряется образовательное содержание игры.
Литература
- Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте /СПб.: Союз, 1997.
- Зуева И.Е. Познавательные стратегии и их использование на уроках иностранного языка: учебное пособие / Н.Новгород.: Нижегородский институт развития образования, 2008
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). http://pedlib.ru/Books/6/0349/6_0349-3.shtml#book_page_top
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/
- Прохорова Л.М. Воспитание младшего школьника // Развиваем творческую активность школьников / 1996 №5, май
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 // Сост. С.Ф. Егоров. / М.: Педагогика, 1998
- Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков. Общий курс, /М.: «Восток-Запад», 2008
- http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11#P6 Современные педагогические технологии как объективная потребность https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогические_технологии
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение
- http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/01/05/obuchayushchie-igry-na-urokakh-angliyskogo-yazyka-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическое и техническое обеспечение уроков иностранных языков
В статье рассматриваются преимущества использования информационных технологий над традиционными технологиями в преподавании иностранных языков...
Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»
В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...
Опыт работы учителя немецкого языка "Использование игровых форм обучения на уроках иностранного языка"
Опыт работы учителя немецкого языка...
Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...
Игровые технологии на уроке иностранного языка как способ мотивирования обучающихся ранней ступени обучения
Одной из основных задач учителя, на мой взгляд, особенно на ранней ступени обучения иностранным языкам является, мотивирование обучающихся на изучение иноязычной культуры несмотря на все...
Место, роль и функции игрового обучения на уроках иностранного языка в начальной школе
Игровая деятельность на занятиях иностранного языка вызывает интерес к изучению языка, повышает мотивацию, снижает утомляемость, способствует преодолению языкового барьера, создают благоприятную атмос...