Творческий подход в обучении немецкому как второму иностранному в условиях ФГОС
статья по немецкому языку
Творческая составляющая в планировании уроков немецкого как второго иностранного
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время в российской системе языкового образования происходят значительные изменения:впервые в стандарте основной школы определен статус второго иностранного языка. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области "филология". О признании важности государственной образовательной политикой в области обучения иностранным языкам так информировал глава Министерства образования науки Дмитрий Ливанов: «Иностранные язык - не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка».
Таким образом, второй иностранный язык в школе - это первая, но очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной личности. Изучение языков и культур, тесно связано с реализацией двух важнейших тенденций в современном мире: фундаментализацией образования и интеллектуализацией личности. Введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы с 2011 г. стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности. Согласно базисному учебному плану всего на изучение второго иностранного языка в школе выделяется 2 часа в неделю, 34 учебные недели, в каждом классе (5-8 классы).
Однако, несмотря на всеобщую заинтересованность введением обучения второму иностранному языку, в настоящее время существует ряд проблемных вопросов, связанных как с теорией, так и с практикой обучения, выбором современного учебно-методического комплекта. В нашей школе обучение немецкому языку как второму иностранному выстраивается на основеучебно-методического комплекта «Горизонты» (М. Аверин)— совместный проект издательства «Просвещение» и немецкого издательства „Cornelsen“ (г. Берлин), созданы интернациональным авторским коллективом с учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком).
В УМК «Горизонты» представлены современные тенденции преподавания немецкого языка после английского, такие как использование информационно-образовательной среды, мультикультурная коммуникация и толерантность, духовно-нравственное воспитание, межпредметные связи, игровые и проектные задания, рефлексия.
Основные характеристики УМК:
все УМК построены по модульной системе, то есть имеют единую типовую структуру;
целостность комплекта позволяет учителю методически грамотно пользоваться материалами комплекта;
материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки;
возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами;
материалы серии включают современный страноведческий компонент по немецкоязычным странам и России;
содержит задания игрового и творческого характера;
к окончанию 9 класса линия УМК выводит на предпороговый уровень (А2) Общеевропейских компетенций владения иностранным языком;
к окончанию 11 класса учащиеся достигнут порогового уровня (В1);
в состав всех УМК входят рабочие тетради с аудиоприложениями на CD (mp3), контрольные задания, книги для учителя и видеофильмы с дидактическим материалом для 5–6 и 7–8 классов;
на сайте серии «Горизонты» выложены методические пособия, рабочие листы, информационные материалы для бесплатного скачивания.
Основные принципы и особенности обучения по УМК «Горизонты»
1. Актуальность использования сопоставительного (контрастивного) подхода в обучении второму иностранному языку состоит в том, чтобы предотвратить межъязыковую интерференцию и способствовать положительному переносу знаний с английского языка, побуждать учащихся к сравнению/сопоставлению изучаемых иностранных языков, что также будет содействовать общему образованию, воспитанию и развитию школьников. Учащиеся могут и должны опираться на уже приобретённый опыт, так как им уже известны принципы работы.
2. Портфолио: личностно ориентированное обучение
Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в организации учебного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового портфеля. Формированию необходимых навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию. Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей. В УМК «Горизонты» существует стройная система работы по портфолио:
В начале темы учитель проводит ознакомление с предстоящей работой и конкретными задачами: «Чему они научатся в этой главе? Что будут уметь?». Используйте титульную страницу главы.
В начале каждого урока учитель отводит несколько минут для постановки задачи по формированию конкретных умений: «Чему мы научимся на этом уроке? Что будем уметь?».
В конце урока и главы учащиеся подводят итоги: «Что мы теперь умеем?».
Почти каждый урок предоставляет учащимся в учебнике или рабочей тетради задания по портфолио, помеченные значком. Учащиеся выполняют их самостоятельно в классе или дома. Это приучает их к саморефлексии. Свои задания по портфолио мои ученики вырезают или копируют и вкладывают в своё досье.
В конце каждой главы в рабочей тетради есть рубрика портфолио EinenSchrittweiter — Waskannichjetzt? Она относится к языковой биографии каждого учащегося. Перед работой учащиеся повторяют весь материал по пройденной главе и выполняют задания по портфолио. Воспитание чувства успешности — один из принципов портфолио. УМК «Горизонты» предлагает ориентированную на требования Совета Европы к уровням владения иностранным языком систему промежуточного и итогового контроля. В 5 классе учащиеся приучаются к системе требований и контрольных заданий в виде теста после каждой главы. Этому предшествуют задания на повторение на страницах FitnesscenterDeutsch, Daskannstdu, DeineWörter и задания с маркировкой «портфолио». В главах KleinePause и Groβe Pause материал для повторения данной темы в игровой форме. Кроме того, в последних главах задания на контроль чтения, аудирования и письма идут в учебнике с чёткими разъяснениями видов этих работ и указаниями по их выполнению.
3. Коммуникативная направленность обучения
Большое количество диалогов и мини-диалогов, бесед, статистических опросов, интервью предполагает постоянное общение учащихся на языке. Целью обучения является интегрирующая коммуникативная компетенция, её формирование и развитие.
4. Межкультурная направленность обучения
Материалы учебного комплекта содержат много информации о жизни, быте и интересах детейиз Германии. Географические названия и названия школьных предметов, проблемы карманныхденег и увлечения подростков — всё это отдельные темы в общей картине страны изучаемогоязыка. Материалы в рубрике LandundLeute дополняют и расширяют знания учащихся в этой области. Страноведческий материал на страницах Kinder-Russland поможет вывести учащихся на беседу о домашних животных в нашей стране, об интересах детей в разных городах России и разных семьях. Анализ параллельных структур и лексических соответствий немецкого, английского и русского языков облегчает и дополнительно мотивирует изучение как родного, так и иностранных языков.
5. Изучение иностранного языка как творческий процесс
Материалы учебника подлежат осознанию и творческому переосмыслению. Учащиеся высказывают своё мнение, находят соответствия в своей жизни и быте тем реалиям, с которыми знакомятся в процессе обучения, учатся анализировать и самим выводить его из ряда предложенных примеров. Этому способствует творческая языковая инициатива, без которой невозможно представить себе диалогов, бесед, обсуждений, интервью. Принцип наглядности материала и отражения достижений учащихся в изучении немецкого языка как процесса творческого представлен разучиванием аутентичных стихов, песенного материала и работой с ними, разыгрыванием диалогов и сценок, заданиями проектного характера, входящими в портфолио, например, составь рассказ о своём любимом животном, проект «Что у тебя в портфеле?», составь анкету о себе, Моё меню? Моя комната, в 7-8 классе – это уроки – круглые столы?Уроки-форумы с обсуждением тем «Проблемы дружбы», Здоровый образ жизни, проблемы школьного обмена и т. д.
Сегодня едва ли можно представить современный мир без использования цифровых технологий. Их значение в нашей жизни достигло новых высот и в плане обучения иностранным языкам. Острая нужда в цифровом контенте появилась в период пандемии, которая охватила весь мир и поставила перед российским образованием новую задачу — организовать дистанционное обучение. Как показала практика, реализовать поставленную задачу отказалось не так просто, так как дистанционный формат требует переосмысление в методике обучения иностранному языку.
Вот некоторые бесплатные интернет-ресурсы, которые являются полезными в формате удаленного обучения.
Хотела бы остановиться на ресурсе DeutscheWelleOnlineUbungen, содержащем материалы и советы для проведения занятий. Примеры упражнений:
подбор правильного слова,
выбор глагола из выпадающего списка,
выбор правильной формы глагола из 2х предложенных.
Представлен огромный выбор лексико-грамматических тем.
LearningApps.orgМожно пользоваться упражнениями из предложенных, можно составлять собственные. Типы упражнения: выбор слова из списка, подбор слова к картинке. Для старших на аудирование интересен материал на Deutsch Labor.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.
«Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие творческого потенциала в процессе изучения предмета Технология в условиях ФГОС.»
Введение Глава I. Развитие творческого потенциала учащихся, как социально- 4 педагогический аспект в процессе изучения предмета «Технология». 1.1. Педагогическая наука о сущности творческого пот...
Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО
Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"...
Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО
Презентация к докладу...
Инновационные подходы в преподавании уроков татарского языка в условиях ФГОС ОО
укучыларга белем һәм күнекмәләр алганда инновацион якын килү- иң әһәмиятле этапларның берсе булып санала...
Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях ФГОС
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поко...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики в условиях ФГОС в основной школе
Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом»....