Петрова Г. М., учитель немецкого языка Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами; 26% — слышит; 30% — видит; 50% — видит и слышит; 70% — обсуждает; 80% — опирается на опыт; 90% — говорит и делает совместно; 95% — обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. К функциям универсальных учебных действий относятся • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области. Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов). Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения. В рамках предмета «Иностранный язык» это находит своё выражение в трудностях школьников. В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: I. личностный; II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); III. познавательный; IV. коммуникативный. Подробнее рассмотрим коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета. Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речью сводятся к следующим действиям: 1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют немцы, чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в немецком языке. 2. Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера; 3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ; 4. Действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения; 5. Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности; 6. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Здесь важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь маленькому ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения. В рамках изучения иностранного языка мы трактуем коммуникативные учебные действия как • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; •разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Я хочу показать, как можно реализовать поставленные цели развития коммуникативных навыков учащихся на примере урока в 5 классе . В процессе занятия создаётся реальная ситуация иноязычного общения, в которой участники имеют возможность использовать приобретённые в процессе урока языковые знания и коммуникативные умения. План урока Цель • (учебная) научить обсуждать проблему «Die Strassen der Stadt» ; • (воспитательная) психологически подготовить учащихся к возможной поездке в другую страну (туристической или образовательной). Учебные задачи • Ознакомить с лексикой по теме. • Развивать навыки аудирования в рамках указанной темы. • Развивать навыки устной речи (вопросительные предложения, высказывания с аргументацией). Использование ИКТ • Презентация Power Point. • Аудиозапись.
Содержание урока 1. Ознакомление с темой занятия. 2. Работа с лексикой Аудирование: . Упражнение во время прослушивания текста. 5. Упражнения после прослушивания с опорой на текст. Фразы по теме. 6. Развитие устной речи: «Как спросить о дороге до определенного места».
В результате проведённого урока учащиеся 1) узнали лексику по теме; 2) тренировались в аудировании информации по теме; 4) тренировались в использовании вопросительных предложений в вежливой форме и в аргументированных высказываниях; 5) приобрели (дополнительный) опыт общения с представителем другой культуры. Данные коммуникативные действия способствуют дальнейшему развитию личности учащихся, которые учатся на подобных упражнениях «строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».
Список литературы Краюхин В.ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты.//Первое сентября.-2011.-№9.-С.3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39. http://festival.1september.ru/articles/411286 http://lchool.narod.ru/UD.htm Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 Зинаида Николаевна Никитенко http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200901909 |