Формирование и развитие познавательной мотивации учащихся в процессе работы над лексикой на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку

Летаева Елена Вячеславовна

В данной работе представлены лексические упражнения, способствующие повысить мотивацию учащихся к изучению немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие познавательной мотивации учащихся в процессе работы над лексикой на уроках немецкого языка

учитель немецкого  языка:                                                     Летаева Елена Вячеславовна

                        Современная школа ставит своей задачей  раскрыть и развить в полной мере созидательные способности личности, её интеллектуальный и творческий потенциал. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы содержание школьного образования соответствовало современному состоянию развития науки и техники, способствовало глубокому и прочному овладению знаниями о природе, обществе и человеке, придавало учебно – воспитательной работе развивающий характер. При этом особое внимание уделяется личности учителя. Современный учитель – всесторонне  образованный, высоконравственный, принципиальный, активный и творческий человек. Он стремится научить школьников ориентироваться во множестве мнений и убеждений, аргументировать свои взгляды и позицию, придерживаться моральных и общественных принципов, приобретать умение противостоять встречающимся трудностям, овладеть общечеловеческими ценностями. Выпускник современной школы стремится реализовать накопленные знания и умения в профессиональном образовании, стать высококвалифицированным специалистом.

                 Осознание необходимости владения  иностранными языками прочно вошло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно, поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Цель обучения иностранному языку в школах разных типов состоит в овладении коммуникативной компетенции, а это значит -  предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранного языка.

                 Обучение иностранному языку ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребёнка, на особенностях его психики (памяти, восприятия, мышления).Одним из самых важных направлений в совершенствовании коммуникативной компетентности  и познавательной мотивации учащихся  является работа над лексикой: изучение лексики, овладение лексическим материалом для осуществления иноязычного общения. Я стараюсь найти наиболее интересные пути введения и закрепления лексики. Учащиеся с удовольствием выполняют следующие задания:

 - добавляют слово в предложение, при этом следующий ученик повторяет предыдущее предложение и добавляет своё слово по этой теме, и далее по цепочке:

                - Ich fahre im Sommer ans Meer,…

                - Ich fahre im Sommer ans Meer, in den Ferienlager,…

- добавляют вместо слова своё предложение, следующий ученик, повторяя предложение соседа, добавляет своё предложение, так получается рассказ по данной теме:

                - Viele Menschen reisen gern.

                - Viele Menschen reisen gern. Einige fahren ins Ausland.

                - Viele Menschen reisen gern. Einige fahren ins Ausland. Andere erholen

        sich im Heimatland.

- распределяют слова определенной темы по частям речи, составляют словосочетания между этими словами:

                      Verb – Substantiv – Adjektiv

                  pflanzen - der Baum – klein

                 (pflanzen einen kleinen Baum)

- подбирают синонимы и антонимы:

                    alt – jung

                    gross - klein

- объясняют значение фразеологизмов:

                    - ein Schweinegeld haben

                    - schwarz fahren

- отбирают слова с положительным и отрицательным оттенком:  

                  positiv: treu, zuverlässig, witzig, intelligent

                  negativ: mürrisch, grob, arrogant, feige

- составляют ситуации, диалоги со словами

- образуют производные слова от данных:

                  Schule: Schüler, Schulhof, Mitschüler, schulfrei

- составляют логический ряд по теме:

                  Natur, Wald, Luft, Wasser, Baum, Fluss, Pflanzen

                 schwimmen, baden, sich erholen, reisen, wandern

- образуют длинную цепочку слов без пропусков в виде предложения:                                

                  JUGENDLICHELESENGERNABENTEUERGESCHICHTEN    

                  LIEBESROMANEKRIMISCOMICS.

- составляют кроссворды и ребусы по словам к определённой теме:

      K

K

I

R

C

H

E

O

T

W

X

A

L

M

U

S

E

U

M

A

R

R

U

S

N

C

M

K

T

R

O

P

A

L

A

S

T

    EN     (kaufen)                d KE   (danke)                                                          

im01  ,                                                                                         146040          (Hausaufgabe)

Наиболее трудным является для учащихся процесс запоминания немецких слов. Для лучшего запоминания слов используются упражнения по мнемотехнике:

- ученики составляют новое слово  из аббревиатур нескольких слов по данной теме, образуют ключевое слово из морфемных частей слов:

               Genusendungen

                Quasi-Wort

               -ig  -ling  -or  -ismus

           der Iglingorismus

-heit-ung -keit -ei -schaft -ion -ität -ik -e

    die Heitungkeiteischaftionitätik

      -tum -chen -ma -ment -um -lein

    das Tumchenmamentumlein

                  DOGFU                                                       BEILEK

                                                                             

durch   ohne  gegen  für  um                    Birne   Eiche   Linde   Esche   Kirsche

                                                                                                             

                                               

- используют цвета для запоминания существительных различных родов (мужской род – синий цвет, женский род – красный, средний род – желтый)

        

- составляют пиктограммы к словам по одной теме  

              Wort

       Piktogramm

         Bedeutung

             Zelt

             📪

      Campingplatz

   Messer und Gabel          

             

        Restaurant

            Brille

             👓

        kurzsichtig

            Hund

             

Vorsicht-bissiger Hund

 - изображают в картинках орфографию и значение слова:

         

- рифмуют слова:

   Haus – Maus           Brot – Not           kalt – alt                 singen – springen    

   Ecke – Decke          Welt – Geld        heute – Leute         gehen – sehen    

- выбирают из общего количества слов нужные слова по определённой теме и записывают их в алфавитном порядке:

                                          Mein Wissensalphabet

   Schule

   Sport

    Beruf

 Kleidung

    Obst

    …

    A

   Aula

  Athletik

Agronom

  Anzug

  Apfel

    B

Büroraum

Basketball

Bankangestellte

  Bluse

  Birne

    C

   …

Требования межкультурного общения ставят перед необходимостью научить учащихся умениям:

- употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения

- объяснить и усвоить на определённом уровне чужой образ жизни, поведения

- расширить собственный кругозор

Навыки и умения, познание и развитие есть звенья одной цепи – формирования личности. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурных связей имеет большой личностно-развивающий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»

Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...

Развитие логического мышления учащихся на основе работы с таблицами на уроке русского языка в 7 классе

Материал представляет собой статью, которая поможет развивать логическое мышление школьников на уроках русского языка...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

Методы развития ассоциативного мышления и восприятия в работе с лексикой на уроках английского языка»

На мой взгляд, чтобы заинтересовать учащихся, сделать процесс обучения простым, доступным и интересным, помогут активные методы обучения, а также обучение в сотрудничестве, т.е. коллективная работа....