Формирование и развитие познавательной мотивации учащихся в процессе работы над лексикой на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку
В данной работе представлены лексические упражнения, способствующие повысить мотивацию учащихся к изучению немецкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие познавательной мотивации учащихся в процессе работы над лексикой на уроках немецкого языка
учитель немецкого языка: Летаева Елена Вячеславовна
Современная школа ставит своей задачей раскрыть и развить в полной мере созидательные способности личности, её интеллектуальный и творческий потенциал. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы содержание школьного образования соответствовало современному состоянию развития науки и техники, способствовало глубокому и прочному овладению знаниями о природе, обществе и человеке, придавало учебно – воспитательной работе развивающий характер. При этом особое внимание уделяется личности учителя. Современный учитель – всесторонне образованный, высоконравственный, принципиальный, активный и творческий человек. Он стремится научить школьников ориентироваться во множестве мнений и убеждений, аргументировать свои взгляды и позицию, придерживаться моральных и общественных принципов, приобретать умение противостоять встречающимся трудностям, овладеть общечеловеческими ценностями. Выпускник современной школы стремится реализовать накопленные знания и умения в профессиональном образовании, стать высококвалифицированным специалистом.
Осознание необходимости владения иностранными языками прочно вошло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно, поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Цель обучения иностранному языку в школах разных типов состоит в овладении коммуникативной компетенции, а это значит - предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранного языка.
Обучение иностранному языку ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребёнка, на особенностях его психики (памяти, восприятия, мышления).Одним из самых важных направлений в совершенствовании коммуникативной компетентности и познавательной мотивации учащихся является работа над лексикой: изучение лексики, овладение лексическим материалом для осуществления иноязычного общения. Я стараюсь найти наиболее интересные пути введения и закрепления лексики. Учащиеся с удовольствием выполняют следующие задания:
- добавляют слово в предложение, при этом следующий ученик повторяет предыдущее предложение и добавляет своё слово по этой теме, и далее по цепочке:
- Ich fahre im Sommer ans Meer,…
- Ich fahre im Sommer ans Meer, in den Ferienlager,…
- добавляют вместо слова своё предложение, следующий ученик, повторяя предложение соседа, добавляет своё предложение, так получается рассказ по данной теме:
- Viele Menschen reisen gern.
- Viele Menschen reisen gern. Einige fahren ins Ausland.
- Viele Menschen reisen gern. Einige fahren ins Ausland. Andere erholen
sich im Heimatland.
- распределяют слова определенной темы по частям речи, составляют словосочетания между этими словами:
Verb – Substantiv – Adjektiv
pflanzen - der Baum – klein
(pflanzen einen kleinen Baum)
- подбирают синонимы и антонимы:
alt – jung
gross - klein
- объясняют значение фразеологизмов:
- ein Schweinegeld haben
- schwarz fahren
- отбирают слова с положительным и отрицательным оттенком:
positiv: treu, zuverlässig, witzig, intelligent
negativ: mürrisch, grob, arrogant, feige
- составляют ситуации, диалоги со словами
- образуют производные слова от данных:
Schule: Schüler, Schulhof, Mitschüler, schulfrei
- составляют логический ряд по теме:
Natur, Wald, Luft, Wasser, Baum, Fluss, Pflanzen
schwimmen, baden, sich erholen, reisen, wandern
- образуют длинную цепочку слов без пропусков в виде предложения:
JUGENDLICHELESENGERNABENTEUERGESCHICHTEN
LIEBESROMANEKRIMISCOMICS.
- составляют кроссворды и ребусы по словам к определённой теме:
K
K | I | R | C | H | E |
O | T | W | X | A | L |
M | U | S | E | U | M |
A | R | R | U | S | N |
C | M | K | T | R | O |
P | A | L | A | S | T |
EN (kaufen) d KE (danke)
, (Hausaufgabe)
Наиболее трудным является для учащихся процесс запоминания немецких слов. Для лучшего запоминания слов используются упражнения по мнемотехнике:
- ученики составляют новое слово из аббревиатур нескольких слов по данной теме, образуют ключевое слово из морфемных частей слов:
Genusendungen | Quasi-Wort |
-ig -ling -or -ismus | der Iglingorismus |
-heit-ung -keit -ei -schaft -ion -ität -ik -e | die Heitungkeiteischaftionitätik |
-tum -chen -ma -ment -um -lein | das Tumchenmamentumlein |
DOGFU BEILEK
durch ohne gegen für um Birne Eiche Linde Esche Kirsche
- используют цвета для запоминания существительных различных родов (мужской род – синий цвет, женский род – красный, средний род – желтый)
- составляют пиктограммы к словам по одной теме
Wort | Piktogramm | Bedeutung |
Zelt | 📪 | Campingplatz |
Messer und Gabel | | Restaurant |
Brille | 👓 | kurzsichtig |
Hund | | Vorsicht-bissiger Hund |
- изображают в картинках орфографию и значение слова:
- рифмуют слова:
Haus – Maus Brot – Not kalt – alt singen – springen
Ecke – Decke Welt – Geld heute – Leute gehen – sehen
- выбирают из общего количества слов нужные слова по определённой теме и записывают их в алфавитном порядке:
Mein Wissensalphabet
Schule | Sport | Beruf | Kleidung | Obst | … | |
A | Aula | Athletik | Agronom | Anzug | Apfel | |
B | Büroraum | Basketball | Bankangestellte | Bluse | Birne | |
C | ||||||
… |
Требования межкультурного общения ставят перед необходимостью научить учащихся умениям:
- употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения
- объяснить и усвоить на определённом уровне чужой образ жизни, поведения
- расширить собственный кругозор
Навыки и умения, познание и развитие есть звенья одной цепи – формирования личности. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурных связей имеет большой личностно-развивающий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»
Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...
Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий
Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....
Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование и...
Развитие логического мышления учащихся на основе работы с таблицами на уроке русского языка в 7 классе
Материал представляет собой статью, которая поможет развивать логическое мышление школьников на уроках русского языка...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .
Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...
Методы развития ассоциативного мышления и восприятия в работе с лексикой на уроках английского языка»
На мой взгляд, чтобы заинтересовать учащихся, сделать процесс обучения простым, доступным и интересным, помогут активные методы обучения, а также обучение в сотрудничестве, т.е. коллективная работа....
Новые технологии в образовательном процессе как средство формирования и развития познавательной деятельности учащихся. Метод проекта.
В данной статье я делюсь своим опытом работы....