Развитие логического мышления учащихся на основе работы с таблицами на уроке русского языка в 7 классе
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Материал представляет собой статью, которая поможет развивать логическое мышление школьников на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudina_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Чудина Ирина Владимировна
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №5
г. Белая Калитва
Развитие логического мышления учащихся на основе работы с таблицами на уроке русского языка в 7 классе
(из опыта работы с УМК С.И.Львовой)
Известно, что логическое мышление не является врожденной способностью ребенка, его необходимо развивать. Это возможно делать в процессе введения основных понятий и законов логики на уроках русского языка. Поскольку язык и мышление неразделимы, а в школе нет специального предмета «Логика», значит, учителю русского языка необходимо именно через язык развивать мышление.
В педагогической науке проблеме развития мышления уделяется большое внимание. Педагог К.Д Ушинский говорил о развитии логического мышления у младших школьников. М.В. Ломоносов утверждал, что природный рассудок человека опирается на логику, «которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам» (Ломоносов М.В., с 126). «Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку, — писал известный физиолог, академик Н.К. Анохин.
Основы развития логического мышления закладываются в начальной школе. К моменту ее окончания большинство учеников усваивают более ста (М.Р.Львов) языковых понятий (форма абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов) русского языка. Например: главные и второстепенные члены предложения, корень, суффикс, согласные и гласные звуки, переносный смысл, рассказ, тема. На второй ступени обучения происходит «расширение» понятий, ведется работа с новыми понятиями. Практика преподавания русского языка убеждает, что нецелесообразно давать определения тех или иных понятий в готовом виде, следует вести работу с понятием в «развитии». В психологической литературе подчеркивается, что от работы с понятием необходимо переходить к работе с суждением (форма абстрактного мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах, их свойствах и отношениях). Если не вести такую работу, то учащиеся не будут отличать понятие от суждения или умозаключения. Суждение всегда представляет собой повествовательное предложение и может быть истинным или ложным. В отличие от понятия, которое выражается одним словом, реже группой слов, суждения содержат в себе развернутую информацию о предмете, явлении, его существенных признаках, позволяющих отличать этот предмет или явление от других.
Как уже отмечалось, существует три основных формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Осмысление этих форм идет постепенно: сначала ребенок знакомится с понятием, выясняет, что оно собой представляет, в каких случаях возможно его применение. На основе понятия формируется суждение, впоследствии суждение дает возможность строить умозаключение. Происходит это примерно так: понятие «предложение» первоначально связано у ребенка с какой-то законченной мыслью. Затем понятие расширяется и появляется суждение, что «предложение – это основная единица языка». По мере приращения к понятию предложение существенных признаков происходят изменения и в суждениях, и можно говорить уже о различных видах предложения. Далее школьники приходят к умозаключению, что в зависимости от цели высказывания они должны использовать различные виды предложений.
В подростковом возрасте у учащихся происходят существенные изменения в мыслительной деятельности по сравнению с младшими школьниками. В общем виде эти изменения можно представить так:
- переход к более высокому уровню обобщения;
- способность к абстрактному мышлению;
-неумение устанавливать причинно-следственные связи;
- активный процесс усвоения научных понятий.
Об условиях и этапах развития логического мышления писал в своей статье «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» психолог Л.В.Выготский. Опираясь на данную работу, к условиям, необходимым для развития логического мышления, будем относить:
- высокую познавательную активность учащихся;
- высокую самооценку;
- применение принципа «права на ошибку»;
- учет результатов деятельности учащихся;
- учет динамики успеха каждого ученика;
- оптимальное сочетание форм работы на уроке.
Основными мыслительными операциями человека (не исключение подростки) являются сравнение, анализ, синтез, обобщение. Работая с таблицами на уроках русского языка, мы помогаем учащимся выполнять следующие логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств или различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий.
В данной статье предлагается один из путей развития логического мышления школьников при работе с таблицами на уроках русского языка в 7 классе по УМК С.И. Львовой и В.В.Львова (издательство «Мнемозина», 2009). Таблица рассматривается как средство развития речемыслительной деятельности учащихся.
Представленные в УМК С.И.Львовой таблицы можно разделить на три типа:
- таблицы на усвоение научных понятий;
- таблицы на установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями (понятиями);
- таблицы на обобщение материала.
Типы таблиц | Материал учебника |
1.Усвоение научных понятий | Упр.13. Заполните таблицу, распределяя по графам. Упр.131. На основе материалов таблицы расскажите… Упр.152. Заполните таблицу… Упр.172. Выпишите из предложений…, распределяя по графам. §15 Используя таблицу, расскажите… Упр. 511. Распределите предложения по графам… Упр.642. Объясните, почему… Упр.728. На основе заполненной таблицы расскажите… Упр. 856(2). Выпишите из текста…, распределяя… |
2.Установление причинно-следственных связей | Упр.4. На основе проведенного анализа установите… Упр.16. Используя таблицу, установите… Упр.100. Сделайте выводы. Упр. 195. Используя материалы таблицы, расскажите… Упр.292. Проанализируйте примеры и докажите… Упр.578. Почему одна из граф должна быть незаполненной? Упр.617. Составьте список…, которыми можно воспользоваться… Упр.813. Расскажите об использовании… |
3.Обобщение материала | §6. Разделы русской орфографии – вспомните, начертите, заполните… Упр.213. Распределите по графам…, вставьте… Упр.471. Выберите материал и систематизируйте… Упр.932. Перечертите…, заполните…, сделайте вывод. |
Так при изучении нового материала по теме «Разряды наречий по значению» на этапе предъявления новых знаний для объяснения нового материала используется таблица, предложенная в §15. До начала работы с таблицей необходимо активизировать мыслительную деятельность учащихся. Для этого на доске в разбивку записываются следующие слова: сколько?, давно, специально, как?, когда?, внизу, трижды, вправо (слова могут быть другими). Предлагается задание: установите соответствие между словами (как можно объединить данные слова?). Для каких слов вы не нашли соответствий?
Это задание создает условия для усвоения учащимися новых понятий (метод обучения диалогический). Также задание помогает учащимся составить целое из его частей (синтез).
Переходим непосредственно к работе с таблицей.
№ | Разряд | Вопросы | Примеры |
1. | Образа и способа действия | Как? Каким образом? | Быстро, весело, по-новому, ошеломляюще и т.д |
В таблице перечислены 6 разрядов и к каждому разряду даются вопросы и примеры. Задания, предложенные авторами учебника:
В чем особенность подачи информации в рубрике «Теоретические сведения»?
Используя данную таблицу, расскажите о разрядах наречий. Начните свое выступление словами: По значению наречия делятся на группы…
С целью активизации речемыслительной деятельности учащихся целесообразно предложить дополнительные вопросы и задания: какими еще словами можно начать свой ответ? дайте оценку своему выступлению, выступлению одноклассника (что было удачным? что неудачным? на что следует обратить внимание?).
На выполнение заданий и проверку отводим 6-7 минут.
Выводы по заданию в целом: наречия в зависимости от вопросов, признаков делятся на определенные разряды.
Таким образом, идет процесс расширения (приращения) понятий, реализуется принцип «права на ошибку», развивается умение устанавливать общие признаки и свойства целого, стимулируется познавательная активность учащихся.
На уроке совершенствования знаний по теме «Осложненное предложение» работаем с таблицей упражнения №195. Материал таблицы позволяет обеспечить условия усвоения учащимися особенностей употребления вводных слов (метод программированных заданий, исследовательский метод).
Задания к упражнению сформулированы следующим образом. 1.Устное высказывание. Запишите вводные слова, распределяя их по графам таблицы. Устно составьте предложения.
Выражают отношение говорящего к высказываемой мысли (уверенность …) | Показывают источник высказываемой мысли | Привлекают внимание собеседника | Помогают оформить порядок высказываемых мыслей |
вероятно | По-твоему | Видите ли | Во-первых |
Практика показывает, что работу продуктивно организовать в таком порядке:
- разбить класс на 4 группы;
- каждой группе работать с двумя графами таблицы (1группа – графы 1-2, 2 группа – графы 2-3, 3 группа – графы 3-4, 4 группа – графы 1, 4; таким образом, с каждой графой таблицы работают две группы и осуществляется как самопроверка, так и взаимопроверка);
- при проверке приводить примеры составленных предложений (возможна запись наиболее интересных примеров).
2. Используя материалы таблицы, расскажите о том, какую роль в речи выполняют вводные слова (при ответе используйте записанные или составленные вами предложения в качестве примеров).
Проверка заданий осуществляется поэтапно. При работе с первым заданием учащиеся выполняют такие логические действия, как анализ (выделение единиц из целого) и классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака). Выполняя второе задание и предъявляя свои выводы аудитории, школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и их использованием в речи.
Выводы по заданию: в зависимости от цели высказывания говорящего или пищущего вводим в свою речь соответствующие вводные слова.
На всю работу отводится 8 минут.
Приведем фрагмент урока обобщения материала по теме «Пунктуация». Учащиеся работают с таблицей упражнения №932 «Знаки препинания в простом и сложном предложении».
Номер упражнения выделен красным цветом и специальным значком «Русский язык на других уроках». Упражнение повышенной сложности помогает учащимся устанавливать межпредметные связи (в данном случае между языком и литературой). Предлагаем задания: «Перечертите таблицу в тетрадь и заполните ее примерами из художественных текстов (по одному предложению на каждый). Выполнив задание, сделайте вывод». Данное задание направлено на организацию деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме (методы: диалогический и алгоритмический).
Знаки препинания | Где ставится | Примеры |
запятая | Между частями сложного предложения | |
Между однородными членами предложения | ||
Для выделения обращений | ||
Для выделения вводных слов | ||
Для выделения сравнительных оборотов | ||
Для выделения причастных и деепричастных оборотов | ||
Для оформления прямой речи | ||
тире | Между подлежащим и сказуемым | |
Перед обобщающим словом | ||
После прямой речи перед словами автора | ||
двоеточие | После обобщающего слова перед словами автора | |
После слов автора перед прямой речью |
Для учащихся 7 класса предложенное в учебнике задание достаточно объемно, поэтому в целях экономии времени целесообразно предложить такой порядок и форму работы:
- работать в группах по 3-4 человека;
- каждой группе работать с 2-3 примерами;
- каждой группе указать, из какого текста, какого автора, на какой странице взят пример;
- в примерах графически или с помощью принятых сокращений показать условия выбора данного примера;
- при устном ответе обосновать верность выбора данного примера.
В ходе выполнения задания учащиеся приходят к выводу: авторы художественных произведений используют в своих текстах различные знаки препинания: запятая ставится как в простом, так и сложном предложении при определенных условиях; тире и двоеточие выполняют свои функции (указывают, какие конкретно)
На всю работу отводим 15 минут: 6-7 минут на перечерчивание таблицы (чертят только ту часть, для которой подбирают примеры) и подбор примеров; 8-9 минут на устные выступления.
При выполнении данного задания у учащихся развиваются аналитические способности: анализа текста (предложения) с точки зрения выбора автором знака препинания, сериации (сложное-простое, запятая-тире-двоеточие); обобщения (выделение общего из ряда признаков – однородные члены, сравнительный оборот и т.п.). Эти аналитические способности направлены на развитие монологической речи, трансформацию письменной речи в устную.
Таким образом, методический аппарат учебника для 7 класса позволяет организовать в системе работу с таблицами, учитывая выбор материала, возрастные особенностей школьников, результаты работы каждого ученика. При этом логические операции направлены на:
- формулирование личных, языковых, нравственных проблем;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера: анализ/ синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия;
- формирование новых понятий и способов действий;
- формирование системы научных знаний;
- формирование определенных свойств личности и характера;
- активизацию познавательных психических процессов, личностных качеств;
- развитие различных форм мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков УУД при работе с таблицами на уроках русского языка в 6-8 классах
В методической разработке представлены возможности поэтапного формирования навыка работы с таблицами, необходимого учащимся для структурирования и обобщения изучаемого материала...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Аннотация. Методическая разработка, представленная Рожковой М.А., учителем английского языка ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Презентация к методической разработке на тему: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка» ...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Методическая разработка, представленная, учителем английского языка МБОУ Средняя общеобразовательная школа №4", посвящена использованию краеведческого материала на уроках английского языка. Проб...
Статья на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
В современных условиях расширения экономических, политических и культурных связей активизируются обмены между различными учреждениями России и за рубежом. Это повышает информированность специалистов о...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость....