Методический семинар по теме "Игры на немецком языке"
материал по немецкому языку

В рамках участия в конкурсе "Учитель года" мной был обобщен опыт работы по проекту самообразования по теме "Игры на уроках немецкого языка на начальной ступени обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_moya.docx32.41 КБ
Файл igr.uchgoda.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ  НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА»

       

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости.

2 слайд Современную ситуацию в системе образования можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся сферу, требующую от педагогов инновационных подходов к обучению. Благодаря внедрению ФГОС II поколения происходит коренное изменение образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее жизненную и профессиональную самореализацию, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей.  Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичного, духовно-нравственного  человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Соответственно, задача современного педагога - помочь ученикам стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, обладающими нестандартным мышлением, вносящими новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющими ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

3 слайд Чтобы не оказаться «за бортом» в современном мире, необходимостью для каждого становится владение хотя бы одним иностранным языком. Это и обуславливает повышенный интерес и разнообразие подходов в обучении иностранным языкам Однако, выбор необходимой стратегии преподавания по-прежнему непрост, особенно в НОВЫХ УСЛОВИЯХ модернизации образования, где иностранные языки имеют особое значение и, возможно, станут обязательным предметом при прохождении государственной итоговой аттестации.

Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. 

2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.

4 слайд Работая преподавателем немецкого языка, я столкнулась с рядом следующих противоречий:

  • устаревшее содержание учебного материала в учебных пособиях и современные требования к изучению немецкого языка;
  • высокий темп изучения учебной программы и низкий уровнь сформированности учебных действий у учащихся;
  • реализация коммуникативного принципа обучения немецкому языку и низкий уровень развития речи на родном языке.

Все это приводит к потере интереса к предмету у учащихся, языковому барьеру, страху потерпеть неудачу, получить очередную «двойку», нет радости преодоления трудностей, нет чувства достижения успеха. Отсюда и вытекает актуальная проблема, связанная с повышением мотивации к изучению немецкого языка именно на ступени начального образования, так как, по мнению психологов, младший школьный возраст является наиболее сензитивным этапом школьного детства, основные достижения которого становятся во многом определяющими для последующих лет учебной жизни.

Слайд 5 На мой взгляд, основным требованиям современного образования в условиях реализации ФГОС на начальном этапе обучения иностранному языку отвечают игровые технологии. Иностранный язык как  предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно.  Игра на занятиях по иностранному языку — это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и плодотворно сказывается на результатах обучения. Основная особенность игры заключается в том, что ее можно и нужно применять на различных этапах урока, тем самым будет реализовываться дифференцированное обучение, иначе говоря, индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Цель и задачи педагогической деятельности

6 Слайд  Цель моей педагогической деятельности – повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование игровых технологий.

Для решения поставленной цели были выдвинуты ряд задач:

1. Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

2. Создание единой системы игровых приемов при обучении немецкому языку.

3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.

4. Технология реализации ведущей педагогической идеи.

7 Слайд В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых технологий как средства повышения мотивации для достижения успехов у школьников на уроках.  Изучением этой проблемы занимались  А.С. Макаренко, Выготский Л.С., Якобсон П.М., М.Н. Скаткин, Пассов Е.И.  и др. Крупнейший знаток этой проблемы Даниил Борисович Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека

функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

8 Слайд В начале своей работы по данной теме (три года назад) я начала формирование «Банка игр». Существует множество классификаций игр. Я же  за основу классификации взяла  использование определенного игрового приема на конкретном  этапе урока. (Таблицы). (примеры видео)

  1. Слайд 9 Игра «Какое слово ты слышишь?» использую во всех классах начальной школы на этапе первичного осмысления и закрепления материала. Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.
  2. Слайд 10 Этап актуализации изученных знаний. Игра-физминутка «выстрой ряд». Цель: воспроизведение ранее усвоенных знаний.
  3. Слайд 11 Этап контроля Словарная работа «Выбери слово». Цель: организация индивидуального выполнения обучающимися словарной работы.
  4. Слайд 12 Этап усвоения сущности знаний и способа действий. Игра «Домино». Цель: установление правильности и осознанности учебного материала.
  5. Результативность представленного педагогического опыта.      

Слайд 13 В данный момент наиболее значимыми результатами своей работы с применением игровых технологий считаю следующие:

  • Повышение уровня обученности своих учеников

учебый год

класс

%

2015-2016

2

44

3

42

4

51

2016-2017

3

52

4

50

5

62

2017-2018

4

58

5

57

6

66

Слайд 14

  • создание атмосферы доверия между участниками образовательного процесса, вовлечение в активную учебную деятельность обучающихся всех категорий;
  • удовлетворенность процессом обучения, которая выявляется с помощью социологического  анкетного опроса.

Слайд 15 Таким образом, анализируя опыт применения игровых технологий на уроке, можно сказать, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче.

Игра на уроке должна отвечать определенным требованиям:

1) Обязательно соответствовать программному материалу.

2) Не отвлекать от учебного процесса в целом.

3) Решать хотя бы одну из трех задач: образовательную, воспитательную,

развивающую.

4) Не быть длительной по времени.

5) Быть доступной обучающимся (учитывать их психологические и

возрастные особенности).

6) Активизировать учебный процесс.

7) Приносить удовольствие ученикам и учителю.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе, - М.:

Просвещение, 1988.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

3. Немов Р.С. Психология. – М.: Высшее образование, 2007.

34

4. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.:

Просвещение, 1991.

5. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред.

Е.А.Левановой – СПб.: Питер, 2006.

6. Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе. – М:

Астрель, 2006.

Деятельностый подход предполагает наличие у детей похнавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Игровые технологии

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,

персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар учителя немецкого языка Плетневой А.Н . «Использование игровых технологий на уроках немецкого языка на начальной ступени обучения как средства повышения мотивации к изучению предмета» 1

Слайд 2

Глобально-значимая роль школы и педагога для развития личности в условиях реализации ФГОС Учитель 21 века Раскрывает потенциал и таланты ребенка Помогает найти себя, свое призвание ИМЕЕТ: желание к самосовершенствованию ПОКАЗЫВАЕТ: заинтересованность уважение и доверие гибкость и мобильность открытость ВЛАДЕЕТ: современными технологиями в обучении и развитии использует интерактивный подход УМЕЕТ : вдохновлять и мотивировать наделять ответственностью слушать и слышать воспринимать ученика как личность радоваться успехам каждого ребенка ПООЩРЯЕТ: самостоятельность целеустремленность веру в свои силы 2

Слайд 3

Инновационное Адаптивное Проектное Вычислительное мышление Умение фильтровать лишнюю информацию Межкультурная компетентность Умение работать удаленно Постоянное самообучение Социальный и эмоциональный интеллект Знания, не ограничивающие-ся своей узкой специализацией Что позволит преуспеть современному школьнику ? 3

Слайд 4

В чем заключаются противоречия при обучении немецкому языку? устаревшее содержание учебного материала в учебных пособиях и современные требования к изучению немецкого языка; высокий темп изучения учебной программы и низкий уровень сформированности учебных действий у учащихся; реализация коммуникативного принципа обучения немецкому языку и низкий уровень развития речи на родном языке. 4

Слайд 5

Учение с увлечением Развитие психических функций и способностей Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив Мотивированность Деятельность Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей 5

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта Создание единой системы игровых приемов при обучении немецкому языку Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование игровых технологий 6

Слайд 7

«Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок» (Л.С. Выготский ). «Величайшее искусство уметь превращать для детей в игру все, что они должны делать или выучить» (Дж. Локк ) «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (А.С. Макаренко). «… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский) «Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» (Д.Б. Эльконин ) 7

Слайд 8

Класс Тема Этап 2 ABC Оргмомент Усвоение НЗ Актуализация Физминутка 2 Zahlen Усвоение НЗ Актуализация Контроль Физминутка 2 Farben Усвоение НЗ Актуализация Контроль 2 Post Усвоение НЗ Контроль 8

Слайд 9

Этап первичного усвоения учебного материала, игра «Какое слово звучит?» Цель: формирование звуко-буквенных соответствий. Обучающиеся маркируют по порядку услышанные слова. 9

Слайд 10

Этап актуализации учебного материала+ физминутка , игра «Выстрой ряд» Цель: воспроизведение ранее усвоенных знаний. Обучающиеся выстраиваются в ряд в соответствии с заданной темой . 10

Слайд 11

Этап контроля. Игра «Выбери слово». Цель: организация индивидуального выполнения обучающимися словарной работы. Обучающиеся выбирают из списка имеющихся на карточке слов только слова , представленные на экране. 11

Слайд 12

einen Bleistift ein Buch eine Puppe ein Heft einen Kuli ein Lineal einen Teddy ein Automodell 12

Слайд 13

Учебный год Класс % обученности 2015-2016 2 44 3 42 4 51 2016-2017 3 52 4 50 5 62 2017-2018 4 58 5 57 6 66 Повышение уровня обученности своих учеников 13

Слайд 14

создание атмосферы доверия между участниками образовательного процесса, вовлечение в активную учебную деятельность обучающихся всех категорий; удовлетворенность процессом обучения, которая выявляется с помощью социологического анкетного опроса. 14

Слайд 15

Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание , разум и фантазия «работают» синхронно 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

методическое пособие для занятий по немецкому языку для студентов экономических специальностей

В сборник вошли лексико-грамматические упражнения для учащихся СПО и НПО....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку «Встреча с гостями из Зальцгиттера»

Внеклассное мероприятие «Встреча с гостями из г.Зальцгиттера» проводится в форме пресс-конференции. Главными участниками являются обучающие...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку "Знатоки немецкого языка"

Данная разработка представляет собой игру-викторину по немецкому языку, которую можно провести в рамках предметной недели или организовать на кружке немецкого языка...

Семинар РМО для учителей немецкого языка."Деятельностный подход на занятиях - необходимое условие повышения качества образования"

В основе ФГОС  – федеральных образовательных стандартов основного общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Основной педагогической задачей является создание и организация услови...

Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса «Немецкая молодежь в борьбе с национал-социализмом в годы Второй мировой войны»

Методическая разработка аудиторного занятия по дисциплине ОУП.03 Иностранный язык для студентов 1 курса.Цель разработки: формирование у обучающихся гуманистического мировоззрения; воспитание нравствен...