статья
статья по немецкому языку (9 класс)
ЭОР в формировании социокультурной компетенции обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shubenkova_yum_domodedovo_opyt_raboty_s_eor_1.doc | 39.5 КБ |
prezentatsiya_k_state_shubenkovoy_yum_1.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Ю.М. Шубенкова
Опыт работы с электронными образовательными ресурсами в обучении немецкому языку с целью формирования социокультурный компетенции обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к освоению основной образовательной программы результатами освоения предметной области «Иностранные языки» является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции» [1]. В ходе исследований, проведёнными учеными лингвистами и методистами, а также исходя из бытовой повседневной практики иноязычной коммуникации становится ясно, что коммуникативная компетенция не представляется возможной без социокультурной компетенции, включающей с себя как фактологические знания о странах изучаемого языка, так и правила речевого общения, вербального и невербального поведения, ценностного и толерантного отношения к иным культурам.
Социокультурные знания и умения включены в результаты освоения основной образовательной программы по учебным предметам «Иностранный язык. Второй иностранный язык» как «способность понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала», «использовать социокультурные реалии при создании письменных и устных высказываний» [2]. Задания по контролю сформированиями социокультурной компетенции включены с контрольно-измерительные материалы ГИА. Исходя из вышеперечисленного можно утверждать, что социокультурные знания и умения - требования времени, а значит формированию социокультурной компетенции на уроках иностранного языка следует уделять должное внимание. Безусловно, современные УМК по иностранным языкам содержат упражнения, направленные на формирования социокультурных знаний. Однако, исходя из факта «язык - отражение картины мира», а современный мир динамичен и постоянно наполняется новыми реалиями, материалы УМК представляется возможным дополнять и расширять, не в последнюю очередь, за счёт возможностей интернет-среды.
В повседневной педагогической практике на уроках немецкого языка в гимназии используются как готовые электронно-образовательные ресурсы (интерактивные упражнения, веб-квесты), так и самостоятельно разработанные педагогами-практичками интерактивные упражнения.
Среди доступных в сети интернет ресурсов мы активно используем страноведческие материалы серии. Deutschlandlabor (https://www.dw.com/de/deutsch-lernen/das-deutschlandlabor/s-32379) ,
представленные на портале Deutsche Welle для изучающих немецкий язык. Преимущества использования данной серии видеофильмов мы видим в следующем:
- аутентичность;
-наглядность;
-соответствие тем видеофрагментов темам школьной образовательной программы;
-наличие интерактивных упражнений после видеофильма;
-доступность;
-новизна;
-дифференциация упражнений по принципу от «простого к сложному»;
-дифференциация упражнений от рецептивных до репродуктивных;
-доступный интерфейс.
Работа над видеорядом строится по следующему алгоритму:
на этапе ознакомления
1.Выбор темы в соответствии с изучаемой темой из образовательной программы;
2. просмотр видеофильма.
На этапе закрепление
1. Выполнение к интерактивных упражнений к фильму.
На этапе применения изученного материала
4. Включение изученного материала в задания по формированию письменной и устной речи (написание письма другу, монолог-распрос)
В ходе наблюдения, анализа достижений обучающихся следует отметить повышение мотивации, расширение лексического запаса, развитие навыков формирования устного и письменного высказывания.
В предлагаемом мною опыте апробации пересмотр существующих положений технологии работы с ЭОР выразился в том, что сделан акцент на использование авторских ЭОР, которые дополняются в зависимости от целей и задач урока.
Так, для тренировки реплик-клише, необходимых для написания личного письма, используя технические возможности ресурса Learning-Apps, мы создали упражнения для закрепления лексических единиц-клише. Следует отметить, что владение репликами-клише при написании личного письма, а также при создании устного высказывания также можно отнести к социокультурным знаниям, которые обеспечивают корректную коммуникацию и позволяют избегать коммуникативных сбоев в межличностном и межкультурном общении.
Работа над закреплением реплик-клише строится следующим образом:
на этапе закрепления материала обучающимся предлагается выполнить упражнение, ставив нужные реплики в текст (https://learningapps.org/display?v=pkwv73bnj18). Правильный ответ маркируется зеленым цветом. По завершению работы обучающийся получает отметку своей работы, в случае неправильного ответа задание можно повторить.
Результатами данной работы является повышение мотивации обучающихся и как следствие повышение качества знаний, расширение социокультурных компетенций обучающихся. Полученный опыт позволяет сделать вывод, что ЭОР в обучении иностранному языку представляют широкие возможности для развития познавательного интереса обучающихся, формирования социокультурных знаний и умений, которые являются неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2015
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования - М.: Просвещение, 2015
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам.-М.: ИКАР.
- Андронова О.С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС // Интернет-издание Открытый урок https://openclass.ru
- Barkowski Hans. Deutsch als fremde Sprache. - München: Klett- Langenscheidt, 2014 – 324 S.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретико-методологическая база ФГОС ООО, СОО : Результатами освоения предметной области «Иностранные языки» является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции» Социокультурная компетенция - «способность понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала», «использовать социокультурные реалии при создании письменных и устных высказываний»
ЭЛЕКТРОНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ( ЭОР) – ИНСТРУМЕНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ МАТЕРИАЛА ЯЗЫК – ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА ДИНАМИКА, ИЗМЕНЕНИЯ ЭОР – ДОПОЛНЯЮТ МАТЕРИАЛЫ УМК
ЭЛЕКТРОНННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – средство презентации материала СОЗДАНИЕ АВТОРСКИХ ЭЛЕКТРОНННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
РЕСУРС НА ПЛАТФОРМЕ DEUTSCHE WELLE DEUTSCHLANDLABOR НОВИЗНА АУТЕНТИЧНОСТЬ СООТВЕТСВИЕ ТЕМ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ТЕМАМ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЫ УДОБНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ Das Der
АВТОРСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПЛАТФОРМА LEARNING APPS СОЗДАН БАНК УПРАЖНЕНИЙ ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСТУПНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ВОЗМОЖНОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ И ДОПОЛНЕНИЯ МАТЕРИАЛА ИНТЕРАКТИВНОСТЬ НАЛИЧИЕ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
РЕСУРС НА ПЛАТФОРМЕ DEUTSCHE WELLE DEUTSCHLANDLABOR НОВИЗНА АУТЕНТИЧНОСТЬ СООТВЕТСТВИЕ ТЕМ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ТЕМАМ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УДОБНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ Das Der
Анализ и оценка ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ, РАСШИРЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПОВЫШЕНИЕ УРО В НЯ САМО С ТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2015 Примерная основная образовательная программа основного общего образования - М.: Просвещение, 2015 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам.-М.: ИКАР. Андронова О.С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС // Интернет-издание Открытый урок https://openclass.ru Barkowski Hans. Deutsch als fremde Sprache. - München: Klett- Langenscheidt, 2014 – 324 S.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....