Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора.
статья по немецкому языку (9 класс)
Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора по УМК "Горизонты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_ns_2019.odt | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора.
Цели и задачи :
1.Мотивировать учащихся к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран, формируя при этом позитивное отношение к народам-носителям изучаемого языка и их культурам.
2. Познакомить учащихся с современной жизнью и важными культурными традициями не только Германии, но и других немецкоязычных стран.
3. Формировать у учащихся способности к социальному взаимодействию с представителями иной лингвокультуры в ситуациях межкультурного общения.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся. Язык является
важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствование их филологической подготовки.
При обучении немецкому языку как второму иностранному мы пользуемся современными УМК «Горизонты» , в которых социокультурные материалы представлены учебными текстами, рассказывающими о страноведческих реалиях.
УМК «Горизонты» (5 класс) содержат много информации о жизни, быте и интересах детей из Германии. Географические названия и названия школьных предметов, проблемы карманных денег и увлечения подростков — всё это отдельные темы в общей культуре страны изучаемого языка. Материалы в рубрике Land und Leute дополняют и расширяют знания учащихся в этой области.
Но мы не должны забывать о том, что живём в России, и можно использовать полученные умения и навыки для того, чтобы рассказать о своих друзьях из разных городов России. Страноведческий материал на страницах Kinder- Russland помогает вывести учащихся на беседу о домашних животных в нашей стране,
об интересах детей в разных городах России и разных семьях.
Изучая тему «Tiere» в 5 классе, учащиеся знакомятся с новым лексическим материалом по теме и речевыми образцами, которые они используют в устной речи, рассказывая о домашних животных в Германии, готовя проект «Моё любимое животное».
УМК «Горизонты» (6 класс) знакомит учащихся с жизнью, бытом и интересами детей не только из Германии, но и из Австрии, Швейцарии, с географическими названиями и названиями традиционных немецких блюд, с национальными блюдами Австрии и Швейцарии.
Страноведческий материал на страницах * Landeskunde/ Ru помогает вывести учащихся на беседу о традиционно русской еде. Составляют диалоги, опираясь на ключевые слова, ведут диалог «В кафе», используя необходимые реплики: Ich möchte..., Haben Sie auch...?
...kostet...?
Учащиеся узнают о проблемах и увлечениях подростков, об их предпочтениях в одежде, времяпрепровождении. Знания учащихся дополняют материалы в рубрике Land und Leute.
В УМК «Горизонты» (7 класс) продолжается развитие коммуникативной и социокультурной компетенции :
- умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише;
- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая, например : глава 3 LB, с.26 задание 12 (комплименты), а также иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.
- выражать надежды и желания: Ich hoffe, dass.... …...Oliver sagt, dass … … .
- описывать внешность, черты характера своего друга , используя выражения Ich finde es wichtig, dass mein Freund zuverlässig ist.
- умение говорить об электронных средствах коммуникации и информации.
- писать СМС- сообщения и электронные письма;
- вести диалог о теле- и радиоканалах в Германии, Австрии и Швейцарии.
- создание продукта - составление телепрограммы; проект : знаменитые личности.
Дополнительный лингвострановедческий материал о немецкоязычных странах представлен в разделах Маленькой и Большой перемены. Пройденный материал можно повторить в игровой форме. LB с.66-70
В главе 1 «Wie war es in den Ferien?» учащиеся знакомятся с краткими сведениями о Швейцарии, cоставляют вопросы викторины об этой стране, составляют диалоги, обмениваются информацией в рамках темы.
Глава 2 «Meine Pläne» в рубрике «Land und Leute»развивает межкультурную компетенцию учащихся, умение диалогического общения на основе прочитанных текстов, узнают, как проходит производственная практика учащихся 8-9 классов в Германии, какое образование необходимо для овладения многими ремесленными и торговыми специальностями в Германии, Австрии и Швейцарии.
В 8 классе учащиеся знакомятся с историческими сведениями о Берлине и Германии, обсуждают плюсы и минусы школьного обмена с немецкими школьниками, проблемы охраны окружающей среды, экономия водных и энергоресурсов в школе и дома. Подробно знакомятся с достопримечательностями Берлина, Москвы .(Раздел Landeskunde/ Ru, LB с.76.
Изучив лексический и грамматический материал по теме «Berliner Luft», учащиеся могут говорить о городе, спрашивать дорогу и объяснять дорогу : Entschuldigung, wie komme ich zum Bahnhof?
Gehen Sie über die Brücke und dann an der nächsten Ampel links. На основе изученной лексики по теме могут рассказать о своём родном городе.
Тема: «Reisen am Rhein». Учащиеся расширяют лексический материал: der Bahnsteig, abfahren, ankommen, das Gepäck....
Учащиеся могут спросить о прибытии и отправлении поездов, купить билет и т.д.
УМК 9 класса наполнен аутентичными материалами, которые представляют современную жизнь, быт и интересы подростков из стран изучаемого языка. Большое количество иллюстративного материала и статистических данных делают подачу информации наглядной и достоверной.Коллажи, с которых начинается каждая глава, дают возможность для сопоставления разных культур.Содержит дополнительные материалы о России: Museum für Holzarchitektur in Susdal, Politisches System in Russland, die russische Nationaltracht; russische Lyrik позволяют овладеть речевыми структурами, описывающими явления родной культуры. Это готовит учащихся к реальному взаимодействию с представителями немецкоязычных стран, в процессе которого они будут выступать трансляторами российской культуры.
Остановлюсь на главе 4 «Das Essen».Учащиеся знакомятся с натюрмортом в живописи, с картиной швейцарского художника Даниэля Спёрри (Шпёрри), с немецким художником, основателем немецкой школы натюрморта Георгом Флегелем и его картиной «Большой обед», учатся описывать картины, используя местоимённые наречия davor, dabei, darauf, daneben, dahinter и речевые клише. Учащиеся могут составить из своих школьных предметов натюрморт и описать его.Для активизации лексических единиц по теме можно описать другие картины или фото с изображением продуктов питания.Учащиеся читают меню в кафе и ресторанах, узнают названия кулинарных блюд. Изучив тему, учащиеся смогут заказывать еду в кафе или ресторане, жаловаться на качество блюда или обслуживания, говорить о вкусовых свойствах еды.
Глава 6 «Die Politik und ich» предоставляет учащимся 9 класса возможность познакомиться с политическим устройством немецкоязычных стран. Расширяется лексический запас по теме: die Regierung, das Parlament, der Bundestag, der Bundesrat, der Landtag, der/die Abgeordnete, die Bundesregierung, das Wahlrecht, die Wahl usw.
После работы с текстом «Der Staatsaufbau der BRD» учащиеся выполняют следующее задание: Suche im Text Erklärungen für die untenstehenden Begriffe und ordne sie dann entsprechend zu: z. B. Wähler — Bundesbürger ab 18 Jahre
Bundesstaat | 2. Kammer des Parlaments |
Landtag | Parlament |
Bundesrat | Organ zur Wahl des Bundespräsidenten |
Bundestag | Chef der Landesregierung |
Bundeskanzler | Föderation |
Bundespräsident | Staatschef |
Bundesversammlung | Parlament eines Bundeslandes |
Wähler | Regierungschef |
Ministerpräsident | Bundesbürger ab 18 Jahre |
Страноведческий материал раздела LANDESKUNDE/RU на стр. 79-80 предоставляет в наше распоряжение текст и послетекстовые задания по теме «Государственный строй Российской Федерации». Учащиеся знакомятся со словами по данной теме:
der Präsident, der Ministerpräsident, das Verfassungsgericht, Oberster Gerichtshof, Föderalversammlung, die Staatsduma, direkte Wahl auf 5, 6 Jahre usw. Выполнив послетекстовые задания, учащиеся делают сообщение о российском парламенте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)
1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...
Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»
Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...
Расширение лингвистического кругозора учащихся – приоритетное направление развития гимназии
Процессы глобализации общественной жизни (объединение многонациональной Европы, интеграция национальных образовательных систем в мировое культурно-образовательное пространство, возможность выхода в не...
Доклад "Формирование культуры общения у подростков"
Изучить теоритические основы формирования у подростков культуры общения, практически проверить эффективность методов и средств формирования культуры общения...
Расширение лингвистического кругозора школьников
Статья о том, как и зачем нужно расширять лингвистический кругозор....
Тема самообразования: «Формирование культуры общения через семейные традиции».
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному и воспитательному процессу в сиротских учреждениях предполагают включение отдельных элеме...
Презентация к выпускной аттестационной работе на тему: «Технологии формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область...