Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора.
статья по немецкому языку (9 класс)

Субботина Татьяна Анатольевна

Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора по УМК "Горизонты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_ns_2019.odt27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора.

                                              Цели и задачи :

    1.Мотивировать учащихся к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран, формируя при этом позитивное отношение к народам-носителям изучаемого языка и их культурам.

    2. Познакомить учащихся с современной жизнью и важными культурными традициями не только Германии, но и других немецкоязычных стран.

    3. Формировать у учащихся способности к социальному взаимодействию с представителями иной лингвокультуры в ситуациях межкультурного общения.

   

    Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся. Язык является

важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.

    Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствование их филологической подготовки.

    При обучении немецкому языку как второму иностранному мы пользуемся современными УМК «Горизонты» , в которых социокультурные материалы представлены учебными текстами, рассказывающими о страноведческих реалиях.

    УМК «Горизонты» (5 класс) содержат много информации о жизни, быте и интересах детей из Германии. Географические названия и названия школьных предметов, проблемы карманных денег и увлечения подростков — всё это отдельные темы в общей культуре страны изучаемого языка. Материалы в рубрике Land und Leute дополняют и расширяют знания учащихся в этой области.

    Но мы не должны забывать о том, что живём в России, и можно использовать полученные умения и навыки для того, чтобы рассказать о своих друзьях из разных городов России. Страноведческий материал на страницах Kinder- Russland помогает вывести учащихся на беседу о домашних животных в нашей стране,  

об интересах детей в разных городах России и разных семьях.

Изучая тему «Tiere» в 5 классе, учащиеся знакомятся с новым лексическим материалом по теме и речевыми образцами, которые они используют в устной речи, рассказывая о домашних животных в Германии, готовя проект «Моё любимое животное».

    УМК «Горизонты» (6 класс) знакомит учащихся с жизнью, бытом и интересами детей не только из Германии, но и из Австрии, Швейцарии, с географическими названиями и названиями традиционных немецких блюд, с национальными блюдами Австрии и Швейцарии.

Страноведческий материал на страницах * Landeskunde/ Ru помогает вывести учащихся на беседу о традиционно русской еде. Составляют диалоги, опираясь на ключевые слова, ведут диалог «В кафе», используя необходимые реплики: Ich möchte...,  Haben Sie auch...?

...kostet...?

    Учащиеся узнают о проблемах и увлечениях подростков, об их предпочтениях в одежде, времяпрепровождении. Знания учащихся дополняют материалы в рубрике Land und Leute.

    В УМК «Горизонты» (7 класс) продолжается развитие коммуникативной и социокультурной компетенции :

    - умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише;

    - поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая, например : глава 3 LB, с.26 задание 12 (комплименты), а также иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.

    - выражать надежды и желания: Ich hoffe, dass....  …...Oliver sagt, dass …  … .

    - описывать внешность, черты характера своего друга , используя выражения Ich finde es wichtig, dass mein Freund zuverlässig ist.

    - умение говорить об электронных средствах коммуникации и информации.

    - писать СМС- сообщения и электронные письма;

    - вести диалог о теле- и радиоканалах в Германии, Австрии и Швейцарии.

    - создание продукта - составление телепрограммы; проект : знаменитые личности.

    Дополнительный лингвострановедческий материал о немецкоязычных странах представлен в разделах Маленькой и Большой перемены. Пройденный материал можно повторить в игровой форме. LB с.66-70

     В главе 1 «Wie war es in den Ferien?» учащиеся знакомятся с краткими сведениями о Швейцарии, cоставляют вопросы викторины об этой стране, составляют диалоги, обмениваются информацией в рамках темы.

     Глава 2 «Meine Pläne» в рубрике «Land und Leute»развивает межкультурную компетенцию учащихся, умение диалогического общения на основе прочитанных  текстов, узнают, как проходит производственная практика учащихся 8-9 классов в Германии, какое образование необходимо для овладения многими ремесленными и торговыми специальностями в Германии, Австрии и Швейцарии.

    В 8 классе учащиеся знакомятся с историческими сведениями о Берлине и Германии, обсуждают плюсы и минусы школьного обмена с немецкими школьниками, проблемы охраны окружающей среды, экономия водных и энергоресурсов в школе и дома. Подробно знакомятся с достопримечательностями Берлина, Москвы .(Раздел Landeskunde/ Ru, LB с.76.

    Изучив лексический и грамматический материал  по теме «Berliner Luft», учащиеся могут говорить о городе, спрашивать дорогу и объяснять дорогу : Entschuldigung, wie komme  ich zum Bahnhof?

Gehen Sie über die Brücke und dann an der nächsten Ampel links.  На основе изученной лексики по теме могут рассказать о своём родном городе.

    Тема: «Reisen am Rhein». Учащиеся расширяют лексический материал: der Bahnsteig, abfahren, ankommen, das Gepäck....

Учащиеся могут спросить о прибытии и отправлении поездов, купить билет и т.д.

    УМК 9 класса наполнен аутентичными материалами, которые представляют современную жизнь, быт и интересы подростков из стран изучаемого языка. Большое количество иллюстративного материала и статистических данных делают подачу информации наглядной и достоверной.Коллажи, с которых начинается каждая глава, дают возможность для сопоставления разных культур.Содержит дополнительные материалы о России: Museum für Holzarchitektur in Susdal, Politisches System in Russland, die russische Nationaltracht; russische Lyrik позволяют овладеть речевыми структурами, описывающими явления родной культуры. Это готовит учащихся к реальному взаимодействию с представителями немецкоязычных стран, в процессе которого они будут выступать трансляторами российской культуры.

     Остановлюсь на главе 4 «Das Essen».Учащиеся знакомятся с натюрмортом в живописи, с картиной швейцарского художника Даниэля Спёрри (Шпёрри), с немецким художником, основателем немецкой школы натюрморта Георгом Флегелем и его картиной «Большой обед», учатся описывать картины, используя местоимённые наречия davor, dabei, darauf, daneben, dahinter и речевые клише. Учащиеся могут составить из своих школьных предметов натюрморт и описать его.Для активизации лексических единиц по теме можно описать другие картины или фото с изображением продуктов питания.Учащиеся читают меню в кафе и ресторанах,  узнают названия кулинарных блюд. Изучив тему, учащиеся смогут заказывать еду в кафе или ресторане, жаловаться на качество блюда или обслуживания, говорить о вкусовых свойствах еды.

      Глава 6 «Die Politik und ich» предоставляет учащимся 9 класса возможность познакомиться с политическим устройством немецкоязычных стран. Расширяется лексический запас по теме: die Regierung, das Parlament, der Bundestag, der Bundesrat, der Landtag, der/die Abgeordnete, die Bundesregierung, das Wahlrecht, die Wahl usw.                            

После работы с текстом «Der Staatsaufbau der BRD» учащиеся выполняют следующее  задание: Suche im Text Erklärungen für die untenstehenden Begriffe und ordne sie dann entsprechend zu: z. B. Wähler — Bundesbürger ab 18 Jahre

Bundesstaat

2. Kammer des Parlaments

Landtag

Parlament

Bundesrat

Organ zur Wahl des Bundespräsidenten

Bundestag

Chef der Landesregierung

Bundeskanzler

Föderation

Bundespräsident

Staatschef

Bundesversammlung

Parlament eines Bundeslandes

Wähler

Regierungschef

Ministerpräsident

Bundesbürger ab 18 Jahre

      Страноведческий материал раздела LANDESKUNDE/RU на стр. 79-80 предоставляет в наше распоряжение текст и послетекстовые задания по теме «Государственный строй Российской Федерации». Учащиеся знакомятся со словами по данной теме:

der Präsident, der Ministerpräsident, das Verfassungsgericht, Oberster Gerichtshof, Föderalversammlung, die Staatsduma, direkte Wahl auf 5, 6 Jahre usw. Выполнив послетекстовые задания, учащиеся делают сообщение о российском парламенте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)

1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»

Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...

Расширение лингвистического кругозора учащихся – приоритетное направление развития гимназии

Процессы глобализации общественной жизни (объединение многонациональной Европы, интеграция национальных образовательных систем в мировое культурно-образовательное пространство, возможность выхода в не...

Доклад "Формирование культуры общения у подростков"

Изучить теоритические основы формирования у подростков культуры общения, практически проверить эффективность методов и средств формирования культуры общения...

Расширение лингвистического кругозора школьников

Статья о том, как и зачем нужно расширять лингвистический кругозор....

Тема самообразования: «Формирование культуры общения через семейные традиции».

Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному и воспитательному процессу в сиротских учреждениях предполагают включение отдельных элеме...

Презентация к выпускной аттестационной работе на тему: «Технологии формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»

      В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область...