Дозирование домашних заданий по немецкому языку
методическая разработка по немецкому языку на тему

Мацегорова Наталья Петровна
Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным, «первичным» является здоровье ребенка, а всё остальное, в том числе и знания, «вторично».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дозирование домашних заданий по немецкому языку

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным, «первичным» является здоровье ребенка, а всё остальное, в том числе и знания, «вторично».

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);

• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

• задание по английскому языку должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.

Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать: во 2-м -3-м - 4-м -1,5 ч, в 5 - 6-м - до 2 ч, в 7 - 8-м -2,5 ч, в 9-м-3ч, 10 - 11-м – 3,5 ч. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по немецкому языку должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5 -10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвертом – до 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (т.е. 10-минутного) перерыва учащиеся третьего-четвертого класса могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы).

Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

Домашнее задание по немецкому языку

Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но и в устной. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе. Время, которое затрачивается на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной нормы. Упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объём работы.

Наиболее трудоёмкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц и т.д., необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, целого слова), а также разные виды грамматического разбора.

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

• фронтальная проверка выполнения упражнения;

• выборочная проверка письменного задания;

• фронтальный опрос по заданию;

• выполнение аналогичного упражнения;

• взаимопроверка выполнения письменного задания;

• опрос по индивидуальным карточкам;

• опрос с вызовом к доске.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Дозирование домашних заданий по немецкому языку соответствует санитарным нормам СанПина.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-м -3-м - 4-м -1,5 ч, в 5 - 6-м - до 2 ч, в 7 - 8-м -2,5 ч, в 9-м-3ч, 10 - 11-м – 3,5 ч.

Дозирование домашних заданий по немецкому языку согласно установленным временным рамкам

В начальной школе на выполнение задания отводится -1,5 ч:

Объём домашнего задания должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

сначала рекомендуется выполнить задания по:

-аудированию: вид задания установление соответствия, цель – проверка умения аудировать с полным пониманием содержания. Учащиеся слушают интервью дважды. Перед первым прослушиванием учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Запись звучит первый раз. Учащиеся соотносят высказывания. Во время повторного прослушивания учащиеся проверяют выполнение задания, Длительность звучания текста не более 30-40 секунд;

-чтению а)вид задания единственный правильный ответ, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания. Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания; б) вид задания верно\неверно, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания. Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания. Объем текстов не должен превышать 100 слов без учета артиклей;

- страноведению: вид задания – установление соответствия, цель – контроль знаний фактов культуры страны изучаемого языка. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают высказывания первый раз. Выбирают правильный ответ, пользуясь, (если требуется) лингвострановедческим словарем. Домашнее задание не должно превышать 5-ти предложений

- говорению : а) вид задания – устное сообщение, цель проверить умение учащихся высказаться по заданной теме, б) вид задания - ролевая игра, цель – проверить умение вести диалогическое общение по заданной ситуации. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Составляют диалог. Объем высказываний должен составлять 2-3 реплики (диалог), 5-6 фраз (монолог).

- письму: вид задания – написание письма (объем слов от 20-50), выписки из текста (Объем слов не более 20), короткие поздравления (объем слов не более 20), заполнение бланков (объем слов не более 20); цель – проверить умение учащихся написать по заданной ситуации на основе пройденного материала.

Дозирование домашних заданий по немецкому языку согласно установленным временным рамкам

В средней школе (5-7 классы) на выполнение задания отводится 2-2,5 ч:

Объём домашнего задания должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

сначала рекомендуется выполнить задания по:

-аудированию вид задания установление соответствия, цель – проверка умения аудировать с полным пониманием содержания. Учащиеся слушают интервью дважды. Перед первым прослушиванием учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Запись звучит первый раз. Учащиеся соотносят высказывания. Во время повторного прослушивания учащиеся проверяют выполнение задания, Длительность звучания текста не более 2-х минут;

-чтению :а)вид задания единственный правильный ответ, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания, (объем текстов не должен превышать 500 слов без учета артиклей). Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания; б) вид задания верно\неверно, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания. Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания. (объем текстов не должен превышать 250 слов без учета артиклей);

- страноведению: вид задания – установление соответствия, цель – контроль знаний фактов культуры страны изучаемого языка. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают высказывания первый раз. Выбирают правильный ответ, пользуясь, (если требуется) лингвострановедческим словарем. Домашнее задание не должно превышать 8-ми предложений

- говорению: а) вид задания – устное сообщение, цель проверить умение учащихся высказаться по заданной теме, б) вид задания - ролевая игра, цель – проверить умение вести диалогическое общение по заданной ситуации. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Составляют диалог. Объем высказываний должен составлять 2-3 реплики (диалог), 5-6 фраз (монолог) со стороны каждого учащегося.

- письму: вид задания – написание письма (объем слов от 50-60), выписки из текста (Объем слов не более 20), короткие поздравления (объем слов 30), заполнение бланков (объем слов не более 30); цель – проверить умение учащихся написать по заданной ситуации на основе пройденного материала.

Дозирование домашних заданий по немецкому языку согласно установленным временным рамкам

В средней школе (8-9 классы) на выполнение задания отводится 2,5-3 ч:

Объём домашнего задания должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

сначала рекомендуется выполнить задания по:

-аудированию: вид задания установление соответствия, цель – проверка умения аудировать с полным пониманием содержания. Учащиеся слушают интервью дважды. Перед первым прослушиванием учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Запись звучит первый раз. Учащиеся соотносят высказывания. Во время повторного прослушивания учащиеся проверяют выполнение задания, Длительность звучания текста не более 2-х минут;

-чтению: а)вид задания единственный правильный ответ, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания, (объем текстов не должен превышать 500 слов без учета артиклей). Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания; б) вид задания верно\неверно, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания. Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания. (объем текстов не должен превышать 600 слов без учета артиклей);

- страноведению: вид задания – установление соответствия, цель – контроль знаний фактов культуры страны изучаемого языка. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают высказывания первый раз. Выбирают правильный ответ, пользуясь, (если требуется) лингвострановедческим словарем. Домашнее задание не должно превышать 10-ти предложений

- говорению : а) вид задания – устное сообщение, цель проверить умение учащихся высказаться по заданной теме, б) вид задания - ролевая игра, цель – проверить умение вести диалогическое общение по заданной ситуации. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Составляют диалог. Объем высказываний должен составлять 5-7 реплик (диалог) со стороны каждого учащегося, до 12 фраз (монолог) .

- письму: вид задания – написание письма (объем слов от 80-90), выписки из текста (Объем слов не более 30), короткие поздравления (объем слов 60), заполнение бланков (объем слов не более 30); цель – проверить умение учащихся написать по заданной ситуации на основе пройденного материала.

Дозирование домашних заданий по немецкому языку согласно установленным временным рамкам

В средней школе (10-11 классы) на выполнение задания отводится 3,5 ч:

Объём домашнего задания должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

сначала рекомендуется выполнить задания по:

-аудированию : вид задания установление соответствия, цель – проверка умения аудировать с полным пониманием содержания. Учащиеся слушают интервью дважды. Перед первым прослушиванием учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Запись звучит первый раз. Учащиеся соотносят высказывания. Во время повторного прослушивания учащиеся проверяют выполнение задания, Длительность звучания текста не более 5-ти минут;

-чтению:а)вид задания единственный правильный ответ, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания, (объем текстов не должен превышать 1800 слов). Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания; б) вид задания верно\неверно, цель – развитие умения читать с целью полного понимания содержания. Учащиеся читают текст дважды. Перед первым прочтением учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают текст первый раз. Выбирают правильны ответ. Во время повторного прочтения учащиеся проверяют выполнение задания. (объем текстов не должен превышать 1900 слов)

- страноведению: вид задания – установление соответствия, цель – контроль знаний фактов культуры страны изучаемого языка. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Читают высказывания первый раз. Выбирают правильный ответ, пользуясь, (если требуется) лингвострановедческим словарем. Домашнее задание не должно превышать 10-ти предложений

- говорению: а) вид задания – устное сообщение, цель проверить умение учащихся высказаться по заданной теме, б) вид задания - ролевая игра, цель – проверить умение вести диалогическое общение по заданной ситуации. Учащиеся знакомятся с инструкцией к заданию и высказываниями. Составляют диалог. Объем высказываний должен составлять 8-9 реплик (диалог) со стороны каждого учащегося, до 12-15 фраз (монолог) .

- письму: вид задания – написание письма (объем слов от 100-190), выписки из текста (Объем слов не более 30), короткие поздравления (объем слов до 150), заполнение бланков (объем слов не более 130); цель – проверить умение учащихся написать по заданной ситуации на основе пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

Памятка для родителей при выполнении домашнего задания по английскому языку

Как помочь ребенку выполнить домашнее задание по  английскому языку...

Дозированные домашние задания, 8 класс (по программе Савинкиной)

Дозированные домашние задания по трём уровням: "СТАНДАРТ", "СТАНДАРТ + ХОРОШО", "СТАНДАРТ + ОТЛИЧНО"...

Домашние задания по английскому языку

Домашние задания по английскому языку...

Памятка для выполнения домашних заданий по английскому языку

http://rudocs.exdat.com/download/docs-159375/159375.doc Домашнее задание это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контро...

контроль домашнего чтения по немецкому языку для 3 класса "Aladdin und die Wunderlampe"

Рабочий лист с упражнениями по прочитанной сказке на немецком языке "Aladdin und die Wunderlampe" позволяет учащимся закрепить новую лексику, а учителю проверить сформированность лексических навыков и...

Домашнее задание по немецкому языку (уровень В1-В2)

Домашнее задание для учащихся уровней В1-В2 по немецкому языкуЗадания могут меняться в зависимости от уровня знаний ученика...