немецкая грамматика
методическая разработка по немецкому языку по теме

Зленко Галина Александровна

немецкая грамматика для самостоятельной работы с упражнениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemetskaya_grammatika.docx158.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

Кафедра иностранных языков

Г.А. Зленко, Н.Н. Новикова

Deutsch für Fernstudenten

В двух частях

Часть 2

Грамматический справочник с упражнениями по немецкому языку

для студентов заочной формы обучения

Кострома

КГТУ

2016


УДК 803 (035)

Зленко, Г. А. Deutsch für Fernstudenten: грамматический справочник с упражнениями. В 2 ч. Часть 2. / Г. А. Зленко, Н. Н. Новикова. – Кострома:   Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2016. – 37 с.

Данное пособие содержит грамматические темы, которые необходимо повторить перед выполнением контрольных работ,  а также тренировочные упражнения к каждой грамматической теме.

                Цель пособия – помочь студентам заочной формы обучения правильно организовать внеаудиторную работу в межсессионный период, а также выполнить контрольные работы.

                Грамматический материал излагается в той последовательности, в какой он требуется для выполнения контрольных работ.

Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Немецкий язык» в неязыковом вузе.

                                 

Рецензент:  Т.М. Денисова, к.ф.н., доцент кафедры романо-германских языков КГУ им. Н.А. Некрасова

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

© Костромской государственный технологический университет, 2016


Содержание

Контрольная работа № 1………………………………………………………

4

  1. Личные местоимения. Замена существительных личными местоимениями 3-го лица. …………………………………………………

4

Притяжательные местоимения……………………………………………

5

  1. Präsens Aktiv (настоящее время действительного залога): слабые и сильные глаголы; неправильные глаголы; глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками; возвратные глаголы……………………...

6

  1. Простое предложение. Порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях……………………………………………

9

Контрольная работа № 2………………………………………………………

11

1.  Основные формы глагола………………………………………………...

11

2. Образование временных форм Präteritum (Imperfekt), Perfekt,             Plusquamperfekt, Futurum, их употребление и перевод глаголов на русский язык…………………..................................................................

13

Контрольная работа № 3………………………………………………………

19

  1. Модальные глаголы в Präsens и Präteritum………………………………

19

  1. Артикль. Склонение определенного и неопределенного артикля………

21

  1. Сложные существительные………………………………………………

22

  1. Предлоги, употребляемые с родительным падежом (Genitiv), с дательным падежом (Dativ), с винительным падежом (Akkusativ), с дательным и винительным падежами (Dativ und Akkusativ)……………

23

Контрольная работа № 4………………………………………………………

25

  1. Степени сравнения прилагательных и наречий…………………………

25

  1. Неопределенно-личное местоимение man……………………………….

26

       Безличное местоимение es…………………………………………………

27

  1. Сложносочиненное предложение и сочинительные союзы……………..

27

  1. Сложноподчиненное предложение и типы придаточных предложений..

28

Контрольная работа № 5………………………………………………………..

31

  1. Страдательный залог (Passiv)……………………………………………

31

  1. Временные формы страдательного залога, их образование, перевод на русский язык………………………………………………………………...

31

Контрольная работа № 6………………………………………………………..

34

  1. Употребление инфинитива с частицей zu и без zu……………………….

34

  1. Инфинитивные обороты um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv,

ohne … zu + Infinitiv………………………………………………………

35

  1. Модальные конструкции haben … zu + Infinitiv, sein … zu + Infinitiv….

35


Контрольная работа № 1

  1. Личные местоимения. Замена существительных личными местоимениями 3-го лица. Притяжательные местоимения.
  2. Präsens Aktiv (настоящее время действительного залога): слабые и сильные глаголы; неправильные глаголы; глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками; возвратные глаголы.
  3. Простое предложение. Порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях.

  1. Личные местоимения. Замена существительных личными местоимениями 3-го лица. Притяжательные местоимения

Личные местоимения

В немецком языке 9 личных местоимений:

Единственное число

Множественное число

ich – я

1.

wir – мы

du – ты

2.

ihr – вы

er – он

3.

sie – они

sie – она

Sie – Вы (Вежливая форма)

es – оно

Личные местоимения имеют категорию лица, числа и падежа, а в 3-м лице единственного числа – категорию рода.

Замена существительных личными местоимениями 3-го лица

Личные местоимения 3-го лица употребляются вместо существительных: der Mann (m) – er, die Frau (f) – sie, das Kind (n) – es, die Blumen (Pl) – sie.

Так как род имен существительных в немецком и русском языках не всегда совпадает, необходимо следить за тем, чтобы род местоимений соответствовал роду заменяемого существительного (при переводе на русский язык следует подобрать соответствующее местоимение в русском языке):

Das Buch ist interessant. Es gehört mir. – Книга интересная. Она принадлежит мне. Der Fluss heißt Wolga. Er ist breit. – Река называется Волга. Она широкая.

Задание. Замените существительные, выделенные курсивом, соответствующим личным местоимением.

1. Erna kauft das Kleid in einem Geschäft.

2. Herr Krause besucht einen Kollegen.

3. Das Mädchen gefällt dem Jungen.

4. Die Studentin übersetzt einen Text.

5. Die Kinder singen ein Lied.

6. Der Junge hilft der Mutter.

7. Die Mutter spricht mit der Tochter.

8. Der Ingenieur gibt den Kollegen das Projekt.

9. Klaus liest eine Zeitung.

10. Paul und Peter besuchen einen Freund.

11. Das Haus befindet sich im Dorf.

12. Meine Freundin braucht das Lehrbuch.

13. Die Blumen sind schön.

14. Anna sieht ein Kind.

15. Frau Lenz vergisst oft den Regenschirm.

Притяжательные местоимения

         В немецком языке каждому личному местоимению соответствует определенная форма притяжательного местоимения. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность лица или предмета. Они отвечают на вопрос Wessen? (Чей? Чья? Чье? Чьи?). Они стоят перед существительным и согласуются с ним в роде, числе и падеже:

Dein Kleid ist schön.  Твое платье красивое.

Deinе Töchter sind schön.  Твои дочери красивые.

При выборе притяжательного местоимения 3-го лица единственного числа необходимо учитывать род лица, которому принадлежит предмет:

Der Mann  zieht seine Jacke an. Мужчина одевает свою (его) куртку.  

Das Mädchen zieht seine Jacke an. Девочка одевает свою (ее) куртку.

Die Frau zieht ihre Jacke an. Женщина одевает свою (ее) куртку.  

Die Kinder ziehen ihre Jacken an. Дети одевают свои (их) куртки.  

В немецком языке каждому лицу соответствует свое притяжательное местоимение, и нет аналога русскому притяжательному местоимению «свой».

Лицо

Местоимение

Единственное число

Множественное число

die Kinder

Перевод притяжательного местоимения

м.р.

der Freund

ср.р.

das Buch

ж.р.

die Pflanze

1

ich

mein Freund

mein Buch

meine Pflanze

meine Kinder

мой, мое, моя, мои

2

du

dein Freund

dein Buch

deine Pflanze

deine Kinder

твой, твое, твоя, твои

3

er, es

sein Freund

sein Buch

seine Pflanze

seine Kinder

его, ее

sie

ihr Freund

ihr Buch

ihre Pflanze

ihre Kinder

ее, его

1

wir

unser Freund

unser Buch

unsere Pflanze

unsere Kinder

наш, наше, наша, наши

2

ihr

euer Freund

euer Buch

eure Pflanze

eure Kinder

ваш, ваше, ваша, ваши

3

sie

ihr Freund

ihr Buch

ihre Pflanze

ihre Kinder

их

Sie

Ihr Freund

Ihr Buch

Ihre Pflanze

Ihre Kinder

Ваш, Ваше, Ваша, Ваши

Задание. Употребите существительное с притяжательным местоимением.

die Tasche (du) – deine Tasche

der Bleistift (die Frau), die Hose (er), das Glas (Sie), das Buch (ihr), der Mantel (du),  der Hund (der Mann),  die Bücher (wir), die Flasche (Sie), die Tasse (du), die Jacke (das Kind), das Fahrrad (er), die Schuhe (ich), der Kaffee (Sie), der Apfel (du), die Kekse (ihr), der Kursraum (wir), das Haus (er), die Tasse (sie), die Kopien (wir), das Wörterbuch (er).

  1. Präsens Aktiv (настоящее время действительного залога): слабые и сильные глаголы; неправильные глаголы; глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками; возвратные глаголы

Präsens служит для выражения действия, которое происходит в настоящее время или будет происходить в ближайшем будущем.

Образование: основа глагола (часть глагола без окончания -(e)n) + личное окончание.

Глаголы, основа которых заканчивается на d, t, dm, tm, dn, gn, chn, fn, имеют гласный -e  между основой и личным окончанием во 2-м и 3-м лице единственного числа и во 2-м лице множественного числа.

     

Таблица личных окончаний в Präsens:

единственное число

множественное число

1-е лицо  

ich (я)       –    -e

wir  (мы)   –    -en

2-е лицо

du (ты)     –    -(е)st

ihr  (вы)    –    -(е)t

3-е лицо

er (он)

sie (она)    –    -(е)t

es (оно)

sie (они)   –     -en

    Вежл. форма

Sie (Вы)   –      -en

  • Слабые глаголы образуют Präsens без изменения корневой гласной.

ich –

lerne,  bade,  mache auf

wir –

lernen,  baden,  machen auf

du –

lernst, badest, machst auf

ihr –

lernt,  badet, macht auf

er

sie

es

lernt, badet, macht auf

sie

Sie

lernen,  baden,  machen auf

  • Сильные глаголы  меняют корневую гласную при спряжении. В словаре они обозначены значком *.

Глаголы с корневыми гласными a, o, au во 2-м и 3-м лице ед. числа   получают умлаут: ä, ö, äu (искл.: schaffen).  Глаголы с корневой гласной -e  во

2-м и 3-м лице единственного числа меняют гласную на -i(-ie).

ich –

fahre,    spreche

wir –

fahren,  sprechen

du –

fährst,   sprichst

ihr –

fahrt,    sprecht

er

sie

es

fährt,    spricht

sie

Sie

fahren,  sprechen

Особенное написание: nehmen (nimmst, nimmt), treten (trittst, tritt), sehen (siehst, sieht), lesen (liest, liest), sitzen (sitzt, sitzt).

Глаголы gehen, stehen, bringen, heben, weben образуют Präsens как слабые глаголы, т. е. без изменения корневой гласной.

  • Неправильные глаголы. В немецком языке 21 неправильный глагол.

У них особые формы, которые надо запомнить.

1-я группа: nennen, rennen, brennen, kennen, senden, wenden, denken образуют Präsens как слабые глаголы;

2-я группа:  модальные глаголы müssen, sollen, können, dürfen, wollen, mögen и wissen. Спряжение модальных глаголов будет рассматриваться в контрольной работе № 3.

3-я группа:  haben, sein, werden, tun, gehen, stehen, bringen.

haben

sein

werden

 tun

Глаголы gehen, stehen, bringen образуют Präsens как слабые глаголы, т. е. без изменения корневой гласной.

ich

habe

bin

werde

tue

du

hast

bist

wirst

tuest

er/sie/es

hat

ist

wird

tut

wir

haben

sind

werden

tun

ihr

habt

seid

werdet

tut

sie/Sie

haben

sind

werden

tun

  • Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками

Глагольные приставки в немецком языке могут либо полностью менять значение глагола, либо его уточнять.  Приставки могут быть отделяемыми и неотделяемыми.

Неотделяемых приставок в немецком языке восемь: be-, ge-, er-, ver-, zer, ent, emp-, miss-.  Все они безударные и никогда не отделяются.

В качестве отделяемых приставок употребляются предлоги и наречия. Отделяемые приставки всегда стоят под ударением. Отделяемые приставки выводятся из состава слова и ставятся в конец предложения или перед однородным глаголом-сказуемым:

aufstehen:  Ich stehe morgen früh auf. Ich stehe morgen früh auf und gehe ins Bad.

  • Возвратные глаголы  – это глаголы с возвратным местоимением sich, которое указывает на то, что действие направлено на подлежащее:

Ich wasche. – Я мою. Ich wasche mich. – Я умываюсь.

Спряжение глаголов с возвратным местоимением sich:

ich

interessiere mich

wir

interessieren uns

du

interessierst dich

ihr

interessiert euch

er/ sie /es

interessiert sich

sie/Sie

interessieren  sich

                                                                                                                                                                                 

Задание 1. Поставьте слабый глагол в скобках в соответствующем лице и числе.

1. Im Herbst (regnen) es oft.

2. Katarina (arbeiten) 12 Jahre bei der Firma Kapsch.

3. Ich (schauen) den Film an.

4. Auf der Donauinsel (grillen) wir jeden Sommer mit unseren Freunden.

5. Viele Jahre (sparen) du Geld.

Задание 2. Поставьте сильный глагол в скобках в соответствующем лице и числе.

1. Er (sehen) seinen Freund oft.

2. Ihr (helfen) euren Kollegen bei der Arbeit.

3. Mir (gefallen) das Studium an der Uni.

4. Sie – oнa – (tragen) Jeans gern.

5. Um drei Uhr (fahren) ich nach Hause.

Задание 3. Поставьте неправильный глагол в скобках в соответствующем лице и числе.

1. Ich (kennen) ihn seit meiner Kindheit.

2. Er (sein) mein Freund.

3. Ich (haben) einen Computer und er (haben) ein Notebook.

4. Wann (sein) Sie zu Hause?

5. Das Wetter (werden) wärmer.

Задание 4. Поставьте глагол с приставкой в соответствующем лице и числе.

1. Das Konzert (stattfinden) am Sonntag.

2. Alle Studenten (teilnehmen) am Seminar.

3. Der Unterricht (beginnen) um 9 Uhr.

4. Die Lehrerin (vorlesen) und wir (zuhören) aufmerksam.

5. Wir (gebrauchen) Modalverben in neuen Sätzen.

Задание 5. Поставьте возвратный глагол в скобках в соответствующем лице и числе.

1. Ich … oft. (sich verspäten)

2. Es ist falsch. Du … . (sich irren)

3. Die Bibliothek … im Hauptgebäude. (sich befinden)

4. Wir … heute im Konferenzraum. (sich versammeln)

5. Viele Studenten … mit Informatik. (sich beschäftigen)

  1. Простое предложение. Порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях

Основным объектом синтаксиса является структура предложения. Для немецкого предложения характерны следующие свойства:

  • двусоставность (обязательное наличие подлежащего и сказуемого):

Was machst du? – Ich lese. Что ты делаешь? – Читаю.

  • глагольность (обязательное наличие глагола в личной форме в составе сказуемого):

Er ist Student. – Он студент.

  • порядок слов в оформлении места сказуемого для различных типов предложений (повествовательного, вопросительного, побудительного).

Сказуемое занимает в повествовательном предложении второе и последнее место. Под местом в предложении понимается место, занимаемое не отдельным словом, а членом предложения. Любой член предложения может быть выражен как одним словом, так и несколькими словами:

Die ganze Familie geht heute ins Kino.

На втором месте всегда находится изменяемая (спрягаемая) часть сказуемого, а на последнем – его неизменяемая часть. Это может быть:

  • отделяемая приставка: Ich stehe gewöhnlich um 8 Uhr auf.
  • неопределенная форма глагола (Infinitiv): Mein Freund wird mich im Sommer besuchen.
  • причастие II (Partizip II): Die Kinder haben im Pausenhof gespielt.
  • именная часть сказуемого или устойчивого сочетания: Meine Mutter ist als Lehrerin tätig.
  • отрицание nicht, относящееся к глаголу. Heute geht sie auf das Gymnasium nicht.

Обе части сказуемого образуют так называемую глагольную рамку, которая включает второстепенные члены предложения, а часто – и подлежащее.

Подлежащее может стоять в немецком предложении либо перед изменяемой частью сказуемого, либо после нее. Если подлежащее или его группа стоит на первом месте, то такой порядок слов называют прямым:

Die ganze Familie geht heute ins Kino.

Если подлежащее или его группа стоит после сказуемого (т. е. оказывается на 3-м месте), то этот порядок слов называется обратным:

Heute geht die ganze Familie ins Kino.

Порядок слов в вопросительном предложении

        В немецком языке два типа вопросительных предложений – с вопросительным словом и без вопросительного слова.

        В вопросительных предложениях без вопросительного слова сказуемое, выраженное глаголом в личной форме, стоит на первом месте. Вслед за ним, на втором месте – подлежащее. Spielt dein Bruder Gitarre?

Если в вопросительном предложении есть вопросительное слово, то сказуемое в нем находится там же, где и в повествовательном предложении,     т. е. на втором месте, первое место занимает вопросительное слово.

Wer schreibt diese E-Mail? Wann beginnen die Sommerferien?

Некоторые вопросительные слова (Wessen, Wieviel, Welcher) сопровождают существительное.  В этом случае после вопросительного слова стоит определяемое существительное и вместе с ним занимает первое место.

Wessen Heft ist das? Wieviel Kinder haben Sie? Welche Bluse nimmst du mit?

В вопросительных предложениях так же, как и в повествовательных, неизменяемая часть сказуемого находится на последнем месте.

Hast du dieses Buch gelesen? Wer soll diese Arbeit machen? Welche Bluse nimmst du mit?

Задание 1. Определите порядок слов в предложениях. Запишите предложения с другим порядком слов.

1. Seit September sind wir Studentinnen und Studenten.

2. Abends gehen wir zum Studium.

3. Täglich haben wir sechs Stunden Unterricht.

4. Wir studieren viele Fächer im ersten Semester.

5. Nach dem Unterricht machen wir unsere Hausaufgaben.

6. Morgen gehen wir wieder zum Unterricht.

Задание 2. Поставьте к предложениям вопросы без вопросительного слова, затем задайте вопросы к выделенным курсивом словам и словосочетаниям.

l. Mein Freund studiert an der Universität.

2. Das Studium gefällt meinem Freund.

3. Er kommt aus Nowgorod.

4. Er fährt morgen nach Hause.

5. Drei Studenten kommen heute nicht.

6. Der Rektor zeigt dem deutschen Professor das Rechenzentrum.

7. Das Seminar beginnt um drei Uhr. 

8. Der Professor erzählt den Studenten eine interessante Geschichte.


Контрольная работа № 2

  1. Основные формы глагола.
  2. Образование временных форм Präteritum (Imperfekt), Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum 1, их употребление и перевод глаголов на русский язык.

1. Основные формы глагола

          Все  глагольные  формы  образуются  от  трех  основных форм:   Infinitiv (неопределенная форма),  Präteritum (Imperfekt) (простое прошедшее время),  Partizip II (причастие II).

          Образование основных форм зависит от типа спряжения глагола. По  типу  спряжения  глаголы делятся на  слабые, сильные и неправильные.

а) Слабые  глаголы.   

Признаки:  

  • В словаре без звездочки:  machen
  • Корневой  гласный  при спряжении глагола не меняется.
  • Präteritum (Imperfekt) образуется  с  помощью  прибавления  к основе глагола  суффикса   -(е)te.
  • Partizip II образуется  с  помощью  приставки  ge-  и суффикса  -(е)t. 
  • Глаголы  с  основой  на  t,  d,  dm,  gn,  chn,  ffn   имеют  суффиксы  -ete  в Präteritum  и  -et  в  Partizip II.

Infinitiv

Präteritum (Imperfekt)

Partizip II

zählen

zählte

gezählt 

arbeiten

arbeitete

gearbeitet

erzählen*

erzählte

erzählt

aufzählen**

zählte  auf

    aufgezählt

* Глаголы с неотделяемыми приставками be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-  и суффиксом -ieren (interessieren) образуют Partizip II без приставки ge- (interessieren – interessiert, erzählen – erzählt).

** У глаголов с отделяемыми приставками приставка ge- стоит в Partizip II между отделяемой приставкой и основой глагола (aufzählen – aufgezählt).

б) Сильные глаголы. 

Признаки:

  • В словаре со звездочкой:  fahren*
  • Корневой  гласный  меняется  всегда  в  Präteritum (Imperfekt),  часто  в  Partizip II.
  • Имеют  приставку  ge- и суффикс  -en  в  Partizip II.

Образование основных форм сильных глаголов надо смотреть в таблице сильных и неправильных глаголов.

Infinitiv                      Präteritum (Imperfekt)                         Partizip II

steigen                         stieg                                                    gestiegen

besteigen*                   bestieg                                                bestiegen  

aussteigen**               stieg aus                                        ausgestiegen    

* Глаголы с неотделяемыми приставками be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-  образуют Partizip II без приставки ge- (entnehmen – entnommen).

** У глаголов с отделяемыми приставками приставка ge- стоит в Partizip II между отделяемой приставкой и основой глагола (einnehmen – eingenommen).

в)   Неправильные глаголы

  • kennen – kannte – gekannt,   так же   nennen,  rennen, brennen                                            wenden  –  wandte – gewandt,   так же   senden                                               

     denken – dachte – gedacht        

  • модальные  и  wissen:  

müssen –  musste – gemusst          sollen – sollte – gesollt            

können – konnte – gekonnt            dürfen – durfte – gedurft                

mögen – mochte – gemocht           wollen – wollte – gewollt                

wissen – wusste – gewusst            

  • haben – hatte – gehabt                    

sein – war –  gewesen              

werden – wurde – geworden            

     stehen – stand – gestanden            gehen – ging – gegangen          

     tun – tat – getan                             bringen – brachte – gebracht          

Задание.   Переведите глаголы, напишите их три основные формы:

  1. bauen, sich einigen, fertigen, gründen, kaufen, kosten, lauten, stammen, starten, wagen, wählen;  
  2. entwickeln, erreichen, gehören, sich interessieren, installieren, konstruieren, modernisieren, präsentieren,  sich setzen, verändern versorgen, versetzen;
  3. ausstatten, einführen;
  4. bleiben, finden, geben, kommen, laufen, schaffen, schließen, schreiben, steigen, sterben;
  5. entwerfen, übernehmen,  verlassen;
  6. anbieten,  zusammenschließen;
  7. entstehen, zurückgehen.

  1. Образование временных форм Präteritum (Imperfekt), Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum, их употребление и перевод глаголов на русский язык

В немецком языке в отличие от русского языка имеются три формы выражения прошедшего времени: Präteritum (Imperfekt), Perfekt, Plusquamperfekt. По своему образованию  Präteritum – простая форма, а  Perfekt и Plusquamperfekt – сложные формы. Каждая из этих форм употребляется в определенных случаях.

Präteritum   (Imperfekt)

Präteritum используется при описании событий, происшедших в прошлом, поэтому называется  прошедшим повествовательным.

Образование:    

  • Слабые глаголы образуют Präteritum от неизмененной основы глагола. Они получают суффикс  -(e)te  и личное окончание.
  • Сильные глаголы образуют Präteritum путем изменения корневого гласного и прибавления к измененной основе личного окончания.
  • Отделяемые  приставки  выходят из состава глагола и ставятся в конец предложения.
  • Все глаголы имеют в Präteritum  одни и те же окончания. В  1-м  и  3-м  лице  единственного  числа  отсутствуют  личные  окончания у всех глаголов.

               

                       Личные  окончания  в  Präteritum (Imperfekt):

ich

-

wir

-(e)n

du

- st

ihr

-t

er/sie/es

-

sie/Sie

-(e)n

а) Слабые  глаголы.   

Основа глaгола  +  суффикс  -te  +   личное  окончание. Глаголы, основа которых заканчивается на d, t, dm, tm, chn, gn, ffn,  имеют  суффикс  -еte.                                                          

lernen

baden

aufmachen

ich

lern-te

bad-ete

mach-te         auf

du

lern-te-st

bad-ete-st

mach-te-st     auf

er/sie/es

lern-te

bad-ete

mach-te         auf

wir

lern-te-n

bad-ete-n

mach-te-n      auf

ihr

lern-te-t

bad-ete-t

mach-te-t       auf

sie/Sie

lern-te-n

bad-ete-n

mach-te-n      auf

б) Сильные  глаголы. Основа   глaгола  с  измененной  корневой  гласной + личное  окончание. Изменение  корневой  гласной  смотрите в  таблице  сильных и  неправильных  глаголов,  графа Präteritum   (Imperfekt).

trinken*

bekommen*

aufnehmen*

ich

trank

bekam

nahm      auf

du

trank-st

bekam-st

nahm-st  auf

er/sie/es

trank

bekam

nahm      auf

wir

trank-en

bekam-en

nahm-en  auf

ihr

trank-t

bekam-t

nahm-t    auf

sie/Sie

trank-en

bekam-en

nahm-en  auf

в) Неправильные  глаголы:  haben, sein, werden, tun, gehen, stehen, bringen.

Эти формы надо запоминать.

haben

sein

werden

tun

gehen

stehen

bringen

ich

hatte

war        

wurde

tat

ging

stand

brachte

du

hatte-st    

war-st    

wurde-st    

tat-e-st

ging-e-st    

stand-e-st      

brachte-st

er/sie/es

hatte

war

wurde

tat

ging

stand

brachte

wir

hatte-n

war-en

wurde-n

tat-en

ging-en

stand-en

brachte-n

ihr

hatte-t

war-t

wurde-t

tat-et

ging-t

stand-et

brachte-t

sie/Sie

hatte-n

war-en

wurde-n

tat-en

ging-en

stand-en

brachte-n

Задание. Поставьте данный в скобках глагол в Präteritum.    

  1. Du ........................ deine Eltern sehr. (lieben)
  2. Mit welchen Werkzeugen ............................ du das Auto? (reparieren)
  3. Wie lange ......................... sie an diesem Aufsatz? (arbeiten)
  4. Der Maler ......................... zuerst eine Skizze der Figur. (zeichnen)
  5. Wieso .................. du immer mit dem gleichen Mann? (tanzen)
  6. ................... sie dir ihre Idee auch? (erklären)
  7. Der Käufer ........................ die neue Kamera genau ........ . (anschauen)
  8. Neben wen ...................... du ..................... im Theater? (sich setzen)
  9. Ihr ................... aber lange weg! (sein)
  10.  Ich .................. überhaupt keine Angst in diesem Moment. (haben)
  11.  ...................... Sie Arzt aus Freude am Beruf? (werden)
  12.  Wir ....................... zuerst die Hausaufgaben. ( machen)
  13.  Ich .................... niemandem etwas davon. (sagen)
  14.  Du ...................... bis 23 Uhr an seinem Fest.  (bleiben)
  15.  Du ................ zu einer Freundin auf Besuch. (gehen)
  16.  ..................... ihr diese Frau? (kennen)
  17.  Das Licht in diesem Haus ...................... die ganze Nacht. (brennen)
  18.  An wen ...................... ihr gerade? (denken)

  1.  Alle Leute ....................... ihn „den Serben“. (nennen)
  2.  Die Serviertochter ..................... endlich das Essen. (bringen)
  3.  Eine halbe Stunde lang ...................... wir im Regen. (stehen)
  4.  Wir ....................... lange über das Problem .............. . (nachdenken)
  5.  Ich .................. den Ball mit einer Hand. (fangen)
  6.  .................... ihr Tee oder Kaffee? (nehmen)
  7.  Wir ...................... diese Information in der Zeitung. (lesen)
  8.  Sie ........................ immer nur über das gleiche Thema. (sprechen)
  9.  ........................ Sie vielleicht zu viel Alkohol? (trinken)
  10.  Sie ....................... ins Wasser. (springen)
  11.  Ich ..................... ein großes Stück Kuchen ........ . (abschneiden)

Perfekt

Perfekt используется для выражения действия в прошлом в диалоге, кратких сообщениях.  Поэтому  его называют  прошедшим разговорным.

Образование:  

Präsens глагола haben или sein + Partizip II  основного глагола.

Ich  habe  einen  Brief  bekommen.  /  Ich  bin  spät  nach  Hause  gekommen.       

1. Выбор  вспомогательного  глагола                 

С  haben  образуют  Perfekt

С  sein  образуют  Perfekt

1. Переходные  глаголы: lesen, machen, ... . В словаре  они обозначены значком  vt.

1. Глаголы, обозначающие направление или перемену места:  gehen, laufen, fliegen,… .

2. Модальные  глаголы:                     müssen, sollen, können, dürfen, wollen, mögen.

2. Глаголы, обозначающие изменение состояния: einschlafen, erwachen, wachsen, aufstehen, … .

3. Возвратные глаголы:  sich erholen, ... . 

3. Глаголы sein, werden, bleiben, gelingen, miβlingen, geschehen, folgen, passieren, begegnen D.

4. Безличные  глаголы:  es regnet, es schneit, ... .

5.  Непереходные  глаголы, обозначающие  состояние: arbeiten, schlafen,… .

В словаре  глаголы, образующие  Perfekt  со вспомогательным глаголом  sein, обозначены  значком  s:   fahren* (s)

2. Образование  Partizip II.

а) Слабые  глаголы.

ge-   +   основа  глагола   +   -(e)t: legen –  gelegt

Приставка   ge-   отсутствует,  если  глагол  имеет  неотделяемую  приставку  (be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-) или  суффикс  -ieren:  erzählen – erzählt,  interessieren – interessiert.

Если  глагол  имеет  отделяемую  приставку, то  в  Partizip II   ge-  стоит  между отделяемой  приставкой   и  основой  глагола:  ablegen –  abgelegt.

б) Сильные  глаголы.

Partizip II   сильных  глаголов  смотрите в  таблице  сильных и  неправильных  глаголов  в  графе  Partizip II: lesen –  gelesen, gelingen – gelungen.

Чтобы определить по словарю форму Partizip II глагола с отделяемой приставкой (abfahren), надо сначала отбросить приставку (fahren), затем найти в таблице Partizip II (fahren  gefahren) и вернуть приставку в начало (abgefahren).

в) Неправильные  глаголы.

haben – gehabt,   sein – gewesen,  werden – geworden, tun  getan,  gehen  gegangen,  stehen  gestanden, bringen  gebracht

                               

Спряжение  глаголов  в  Perfekt:

                         lesen                                                           kommen

ich

habe … gelesen    

ich

bin … gekommen

du

hast … gelesen  

du

bist … gekommen

er/sie/es

hat … gelesen                            

er/sie/es

ist … gekommen

wir

haben … gelesen                          

wir

sind … gekommen

ihr

habt … gelesen                            

ihr

seid … gekommen

sie

haben … gelesen                          

sie

sind … gekommen

Sie

haben … gelesen                          

Sie

sind … gekommen

Задание 1.  Вставьте вспомогательный глагол haben или sein.  

  1. Peter _________ am 20. Februar 17 Jahre alt  geworden.
  2. Er _________ zu seinem Geburtstag viele Leute eingeladen.
  3. Alle Gäste __________ gekommen.
  4. Sie __________ zu Jens mit der Buslinie 4 gefahren.
  5. Peter ______ viele Geschenke bekommen.
  6. Erich Maria Remarque _________ den Roman " Drei Kameraden" geschrieben.
  7. In diesem Jahr _________ die Bauarbeiter mit dem Bau einer neuen U-Bahn-Linie begonnen.
  8. Die Regierung _________ viele Reformen durchgeführt.
  9. Unsere Exkursion durch das Pergamonmuseum _________ 4 Stunden gedauert.
  10. Wo ________ du ihm zum ersten Mal begegnet?

Задание 2.   Поставьте глагол в скобках в Partizip II.   

  1. Warum hast du das Radio _________________________? (ausmachen)
  2. Sind Sie schon einmal in Japan _____________________? (sein)
  3. Hast du heute schon etwas ________________________? (essen)
  4. Wann sind Sie __________________________________? (ankommen)
  5. Warum hast du mir keine Karte aus dem Urlaub _______? (schreiben)
  6. Die Firma hat in diesem Monat sehr viel Geld ____________(verdienen).
  7. Gestern hat Frau Stoll den ganzen Abend Musik ____________(hören).
  8. Ich habe zu wenig ___________(schlafen).
  9. Die Gruppe hat zu Hause einen Text ______________(lesen).
  10.  In der Pause haben alle Tee ___________(trinken).

Задание 3.  Поставьте глагол в скобках в Perfekt.                                             

  1. Gestern _________ ich um sieben Uhr ______________ . (aufstehen)
  2. Ich ______ ________ _____(sich waschen) und Morgengymnastik ______. (machen)
  3. Dann _________ ich das Zimmer ______________ (aufräumen) und das Frühstück _______________. (machen)
  4. Um halb neun _________ ich zur Uni _________ . (fahren)
  5. Um acht Uhr ___________ die erste Vorlesung _________ . (anfangen)

Plusquamperfekt

Для обозначения действия, совершившегося раньше другого в прошлом. Поэтому  Plusquamperfekt  называют  предпрошедшим. Plusquamperfekt  употребляется часто в сложноподчиненных предложениях с придаточными времени с союзами  nachdem и  als.

Образование: Präteritum глаголов haben или sein + Partizip II основного глагола.

                         Ich  war  spät  nach  Hause  gekommen.

                         Ich  hatte  einen  Brief  bekommen.

  • Выбор  вспомогательного  глагола. (см. тему  Perfekt)
  • Образование  Partizip II. (см. тему  Perfekt)

     

   Спряжение  глаголов  в  Plusquamperfekt: 

                 lesen                                                           kommen

ich

hatte … gelesen                          

ich

war … gekommen

du

hattest … gelesen

du

warst … gekommen

er/sie/es

hatte … gelesen

er/sie/es

war … gekommen

wir

hatten … gelesen                            

wir

waren … gekommen

ihr

hattet … gelesen                            

ihr

wart … gekommen

sie

hatten … gelesen                            

sie

waren … gekommen

Sie

hatten … gelesen                            

Sie

waren … gekommen

Задание. Поставьте данный в скобках глагол в Plusquamperfekt. 

  1. Der Junge ______ in der letzten Zeit viel _________ (arbeiten) und sah sehr müde aus.
  2. Die Touristen _______ früh __________ (aufstehen) und machten sich nach dem Frühstück auf den Weg.
  3. Ich nahm an der Diskussion nicht teil, denn ich _______ den Vortrag nicht__________ (hörten).
  4. Ich war am Wochenende in Paris. Eine Freundin_____ mich ______ (einladen).  
  5. Wir ____________ rechtzeitig  zum Seminar ________________(ankommen).
  6. Tom __________ gestern von früh bis spät _______________ (trainieren).

Futurum 1

Futurum 1 употребляется для выражения  действия в будущем  или  предположения в настоящем.

Образование:    Präsens  глагола  werden  +  Infinitiv  основного глагола.

Спряжение  глаголов  в  Futurum:

ich

werde … kommen                                

wir

werden … kommen

du

wirst … kommen                                

ihr

werdet … kommen

er/sie/es

wird … kommen                                  

sie

Sie

werden … kommen

werden … kommen

                                                                 

Задание. Вставьте глагол  werden в нужной форме, предложения переведите.

  1. Was _______________ du nach der Schule machen?
  2. Was _______________ sie in der Kirche anziehen?
  3. Sie _______________ es schaffen.
  4. Ich _______________ dir einen Brief schicken.
  5. Joy und Kristine _______________ sich nie ändern.
  6. Er _______________ sich bald ein neues Auto kaufen.
  7. Ihr _______________ sie nicht finden.


Контрольная работа № 3

  1. Модальные глаголы в Präsens и Präteritum.
  2. Артикль. Склонение определенного и неопределенного артикля.
  3. Сложные существительные.
  4. Предлоги, употребляемые с родительным падежом (Genitiv), с дательным падежом (Dativ), с винительным падежом (Akkusativ), с дательным и винительным падежами (Dativ und Akkusativ).

1. Модальные глаголы в Präsens и Präteritum

Модальные глаголы выражают отношение к действию, поэтому они обычно употребляются с инфинитивом другого глагола, который ставится в конце предложения. В немецком языке 6 модальных глаголов:

  • können – мочь, уметь (возможность, способность, умение осуществить действие)

Ich kann schon gut Deutsch sprechen. – Я уже хорошо могу говорить по-немецки.

  • dürfen – мочь, (не) иметь разрешение  (разрешение, запрет действия)

Darf  ich fragen? – Могу я спросить? (Разрешите спросить.) Man darf hier nicht rauchen. – Здесь нельзя курить.

  • müssen – долженствовать (необходимость, внутренняя потребность действия)

Ich muss gut lernen. – Я должен хорошо учиться.

  • sollen – долженствовать (приказ, поручение, исходящее от другого лица)

Wir sollen die Gedichte lernen. – Мы должны выучить стихотворение.

  • wollen – хотеть (намерение, желание выполнить дейстие)

Er will morgen nach Hamburg fahren. – Завтра он хочет поехать в Гамбург.

  • mögen – желать, любить (некатегоричное желание, любовь к кому-либо, чему-либо). Наиболее употребительна форма глагола möchte (хотел бы), глагол «mögen» чаще всего употребляется без инфинитива.

Ich mag meine Stadt. – Я люблю свой город. Ich möchte essen. – Я хотел бы поесть.

         Модальные глаголы относятся к неправильным глаголам, т. к. при спряжении в Präsens они не имеют личных окончаний в 1-м и 3-м лице единственного числа, кроме того, все они, за исключением sollen, меняют корневую гласную или лишаются умлаута во всех лицах единственного числа. Во множественном числе они спрягаются по общему правилу.

Спряжение модальных глаголов в Präsens:

können

dürfen

müssen

sollen

wollen

mögen

Ед. число

1.

ich

kann

darf

muss

soll

will

mag

2.

du

kannst

darfst

musst

sollst

willst

magst

3.

er/sie/es

kann

darf

muss

soll

will

mag

Мн. число

1.

wir

können

dürfen

müssen

sollen

wollen

mögen

2.

ihr

könnt

dürft

müsst

sollt

wollt

mögt

3.

sie/Sie

können

dürfen

müssen

sollen

wollen

mögen

Образование Präteritum     

Модальные  глаголы теряют в  Präteritum умлаут (если он был), к основе прибавляется суффикс -te и  личное окончание, кроме  1-го и 3-го лица единственного числа: müssen – musste, können – konnte, dürfen – durfte, mögen – mochte, sollen – sollte, wollen – wollte.

ich            musste                                          wir            mussten

du             musstest                                       ihr             musstet

er/sie/es     musste                                          sie/Sie       mussten

Модальные глаголы в сочетании с местоимением man переводятся русскими безличными оборотами.

  • Man kann/konnte – можно/можно было
  • Man muss/musste – нужно/нужно было
  • Man soll/sollte – нужно/нужно было, необходимо/было необходимо
  • Man darf/durfte – можно/можно было, разрешается/разрешалось
  • Man darf nicht/durfte nicht – нельзя/нельзя было, не разрешается/не разрешалось

Задание. Поставьте модальный глагол в скобках в нужной форме в Präsens.

1. Ich … den Reporter am Fernsehen fast nicht verstehen. (können)
2. … ihr mit dem Hund zum Tierarzt gehen? (müssen)
3. Wir … mit Ihnen darüber sprechen. (wollen)
4.  … Sie das machen? (dürfen)
5. Warum … ihr nicht kommen? (können)
6. Ich … Orangensaft. (mögen)
7. Man … noch verschiedene Lebensmittel einkaufen. (müssen)
8. Sie (она) … mit niemandem über ihr Problem sprechen. (wollen)
9. Er … sehr gut Italienisch kochen. (können)
10. Ich … das Geschenk erst an Weihnachten öffnen. (dürfen)
11. … du alle Freunde zu dir nach Hause einladen? (dürfen)

12. Heute … du im Bett bleiben. (sollen)
13. Man … diese mathematische Aufgabe lösen. (sollen)
14.
Sie … sofort von hier verschwinden! (sollen)

Задание. Поставьте модальный глагол в нужной форме в Präteritum.

1. Cathy konnte sehr gut singen (können, singen).

2. Ich … noch meine Hausaufgaben … (müssen, machen).

3. Joy und Kristine … am Freitag ins Kino … (wollen, gehen).

4. Ihr … Rhendy vom Cafe … (müssen, abholen).

5. Wir … hier … (dürfen, schwimmen).

6. Du … mir … (sollen, vertrauen).

7. Er … in die Stadt … (müssen, fahren).

8. Gestern … es … (sollen, regnen).

9. Wir … dich nicht … (wollen, stören).

10. Man … rechtzeitig … (müssen, aufstehen).

11. Ihr … es nicht … (können, sehen).

12. Ich … es euch nicht … (dürfen, sagen).

  1. Артикль. Склонение определенного и неопределенного артикля

Особенностью немецкого языка является наличие артикля – слова, сопровождающего существительное. Артикль стоит перед существительным и определяет род, число и падеж существительного. На русский язык артикль не переводится. В немецком языке различают два вида артикля: определенный и неопределенный. Артикль мужского рода – der (ein), среднего рода – das (ein), женского рода – die (eine), множественного числа для существительных всех родов – die.

Склонение артиклей

В немецком языке всего четыре падежа: Nominativ – именительный, Genitiv – родительный, Dativ – дательный и Akkusativ – винительный. Каждому падежу соответствуют свои вопросы: Wer? Was? – Кто? Что?; Wessen? – Чей?; Wem? – Кому? Чему?; Wen? Was? – Кого? Что?

Падеж

Вопрос

Определенный артикль

Неопределенный артикль

м.р.

ср.р

ж.р.

мн.ч.

м.р.

ср.р

ж.р.

мн.ч.

Nom.

Wer?

Was?

der

das

die

die

ein

ein

eine

-

Gen.

Wessen?

des

der

der

eines

einer

-

Dat.

Wem?

dem

der

den

einem

einer

-

Akk.

Wen?

Was?

den

das

die

die

einen

ein

eine

-

Задание. Существительные, данные в скобках, поставьте в соответствующем падеже.

  1. Die Fenster (die Küche) gehen in den Garten.
  2. Der Dozent gibt (die Studenten) (die Aufgabe).
  3. Wir helfen  (die Nachbarin) von Anna bei der Gartenarbeit.
  4. Ich habe (ein Hund).
  5. Im Zimmer sehen wir (ein Schreibtisch) und (ein Computer).
  6. Die Frage (die Lehrerin) ist schwer.
  7. (Die Sonne) scheint heute hell.
  8. Der Maler zeigt (der Galerist) seine Bilder.
  9. Maria schenkt (das Kind) (ein Luftballon).
  10.  Die Lösung (die Aufgabe) finden Sie am Ende (die Seite).
  11.  Die Stimme (die Sängerin) war sensationell.
  12.  Auf der Haltestelle steht (eine Dame).

  1. Сложные существительные

        В немецком языке очень распространены сложные существительные, состоящие из двух, а иногда из трех и более слов. Этот способ образования существительных называется словосложение. Род сложного существительного определяется по его последнему слову. Первая часть сложного слова переводится на русский язык либо прилагательным, либо существительным в родительном падеже.

das Gemüse (овощи) + die Suppe (суп) = die Gemüsesuppe (овощной суп)

die Universität (университет) + das Gebäude (здание) = das Universitätsgebäude (здание университета)

        Слова, входящие в состав сложного существительного, могут соединяться при помощи соединительных элементов -e(n), -(e)s        , -er.

das Kind + der Garten = der Kindergarten (детский сад)

das Jahr + die Zeit = die Jahreszeit (время года)

die Woche + der Tag = der Wochentag (день недели)

Задание. Какие слова входят в состав сложных существительных? Определите род сложных существительных, запишите их с определенным артиклем и переведите.

Hausaufgabe, Kindergarten, Kontrollarbeit, Schneemann, Geburtstag, Volkslied, Gartenblume, Haustier, Fensterbrett, Aquariumfisch, Luftballon, Weihnachtsmarkt, Kugelschreiber, Feiertag, Jahreszeit, Himmelsrichtung, Neujahrsfest, Opernhaus, Regenschirm, Küchenmöbel, Schlafzimmer, Bettwäsche, Halbjahr, Schreibtisch, Kleiderschrank, Fuβboden, Deutschkurs, Telefonnummer.

  1. Предлоги, употребляемые с родительным падежом (Genitiv), с дательным падежом (Dativ), с винительным падежом (Akkusativ), с дательным и винительным падежами (Dativ und Akkusativ)

Genitiv: (an)statt (вместо), trotz (несмотря на, невзирая, вопреки), während (во время), wegen (из-за).

Dativ: аb (с), mit (с, на), nach (в, после, по), aus (из), zu (к, на, в), von (от, из, о), bei (у, возле, при), seit (с), auβer (кроме), gegenüber (напротив), entgegen (навстречу, напротив). Предлоги gegenüber, entgegen ставятся обычно после существительного.

Akkusativ: durch (через, по),  für (для, за, на), ohne (без), um (вокруг), bis (до), gegen (около, против), wider (вопреки), entlang (вдоль). Предлог entlang ставится обычно после существительного.

Dativ und Akkusativ: an (у, на, к, за), auf (на), in (в), über (над, через), hinter (позади, за), unter (под, среди), vor (перед), neben (рядом, около), zwischen (между).

Если речь идет о перемещении предмета в пространстве, то предлоги употребляются с Akkusativ, отвечая на вопрос wohin? – «куда?». Если говорится о положении предметов или временнόм пространстве, то эти предлоги употребляются с Dativ, отвечая на вопрос  wo? – «где?», wann? – «когда?».

После глаголов legen (положить), stellen (поставить), hängen (повесить), sich setzen (садиться) существительное с предлогом стоит в Akkusativ.

        После глаголов liegen (лежать), stehen (стоять), hängen (висеть), sitzen (сидеть) существительное с предлогом стоит в Dativ.

Ich stelle die Vase (wohin?) auf den Tisch. – Я ставлю вазу (куда?) на стол.

Die Vase steht (wo?) auf dem Tisch. – Ваза стоит (где?) на столе.

Предлоги an, in сливаются с артиклем мужского и среднего рода:

an + dem = am              in + dem = im

Предлоги an, auf сливаются с артиклем среднего рода:

an + das = ans               auf + das = aufs

Задание 1. Поставьте существительное с предлогом в Genitiv.

1. Wegen (die Hitze) fahren Dieter und Ulrike zum Strand.

2. Während (die Wanderung) haben wir viel Interessantes erlebt.

3. Trotz (die Schwierigkeiten) lernen sie jetzt Deutsch.

4. Statt (die Lebensmittel) kaufe ich eine Bluse.

5. Trotz (die Krankheit) geht Uta zur Arbeit.

Задание 2. Поставьте существительное с предлогом в Dativ.

1. Nach (der Unterricht) gehen die Studenten nach Hause.

2. Die Studenten gehen zu (die Vorlesung).

3. Er wohnt bei (die Oma) seit (ein Jahr).

4. Er spricht mit (die Eltern) von (das Studium).

5. Er nimmt aus (der Schrank) seinen Anzug.

Задание 3. Поставьте существительное с предлогом в Akkusativ.

1. Ingo will ohne (ein Cent) in der Tasche nach Spanien fahren.

2. Karl, warum nimmst du dir immer so wenig Zeit für (die Kinder)?

3. Einen Optiker finden Sie gleich hier um (die Ecke).

4. Kinder, warum müsst ihr denn immer durch (alle Pfützen) laufen?

5. Herr Hanswurst geht schon wieder ohne (seine Frau) ins Theater.

Задание 4. Поставьте существительное с предлогом в Dativ или Akkusativ.

1. Der Kaffee steht schon auf (der Tisch).

2. Martin hängt das Bild neben (der Kalender).

3. Paul hat zwei Wochen in (das Krankenhaus) verbracht.

4. Sie setzt sich auf (die Bank).

5. Die Jacke hängt über (der Stuhl).

6. Die neue Spülmaschine steht in (die Küche).


Контрольная работа № 4

  1. Степени сравнения прилагательных и наречий.  
  2. Неопределенно-личное местоимение man, безличное местоимение es.
  3. Сложносочиненное предложение и сочинительные союзы.
  4. Сложноподчиненное предложение и типы придаточных предложений.

                                                 

  1. Степени  сравнения  прилагательных и наречий

Качественные прилагательные и наречия имеют три степени сравнения:

Положительная степень обозначает качество предмета вне сравнения с каким-либо другим предметом, обладающим тем же качеством: Mein Mann ist nicht alt. – Мой муж не старый.

Сравнительная степень указывает на наличие большей степени качества у одного предмета сравнительно с другим предметом, обладающим тем же качеством, и образуется из положительной посредством суффикса -er: Mein Mann ist älter als mein Bruder. – Мой муж старше моего брата.

Превосходная степень указывает на высшую степень качества у того или иного предмета среди всех других однородных предметов, обладающих тем же качеством, и образуется из положительной посредством суффикса -(e)st: Mein Mann ist der älteste in unserer Familie. – Мой муж самый старший в нашей семье.

Прилагательные alt, lang, arm, hart, kalt, krank, scharf, schwach, stark, warm, grob, groß, dumm, jung, kurz образуют степени сравнения при помощи умлаута: alt – älter – der älteste (am ältesten).

Остальные прилагательные образуют степени сравнения без помощи умлаута: klein – kleiner  der kleinste (am kleinsten).

Исключения:

gut – besser – der beste (am besten),  

hoch – höher – der höchste (am höchsten),

nah – näher – der nächste (am nächsten),

bald – eher  – der eheste (am ehesten),

gern – lieber – der liebste (am liebsten),  

viel – mehr – der meiste (am meisten).

При сравнении прилагательные и наречия в положительной степени употребляются с союзами  so ... wie;   ebenso ... wie (такой же ... как):

Diese Arbeit ist ebenso schwer  wie jene.                  

Эта работа такая же трудная, как и та.

Прилагательные в сравнительной степени употребляются с союзом  als (чем):

Diese Arbeit ist schwerer als jene.                              

Эта работа труднее, чем та.

Задание. Вставьте прилагательное или наречие в нужной степени сравнения.

1.  Das Bild mit den Sonnenblumen gefiel mir (gut).

2.  Im Supermarkt gibt es (viel) Auswahl als im Laden nebenan.

3.  Sophie ist das (klug) Mädchen meiner Klasse.

4.  In Mathematik sind Mädchen meist (schlecht) als Jungen.

5.  Chianti schmeckt in Italien (gut) als in Deutschland.

6.  Die Aufgabe ist sehr (schwer).

7.  In Spanien ist es oft (warm) als in Italien.

8.  Chinesisch ist bestimmt noch (schwierig) als Deutsch.

9.  Mein altes Auto verbraucht wesentlich (viel) Benzin als deins.

10. Markus warf den Ball (weit).

11. Eine Schürfwunde ist (schmerzhaft) als eine Schnittwunde.

12. Eine Melone ist (saftig) als ein Apfel.

  1. Die Äpfel sind mir zu (sauer).
  2. Dieses Schiff ist so wie das andere (groß).
  3. Am Wochenende gehe ich immer (spät) ins Bett als unter der Woche.

  1. Неопределенно-личное местоимение man

Местоимение man всегда является формальным подлежащим неопределенно-личного предложения, т. е. не имеет лексического значения и на русский язык не переводится.

Перевод предложений с man:

Man sagt, er hat ein neues Auto. (Глагол в немецком языке стоит в 3 л. ед. ч.)                                                                                    

Говорят, у него новая машина. (Глагол в русском языке стоит в 3 л. мн. ч.)

Man sagte, er hat ein neues Auto. (Глагол в немецком языке стоит в 3 л.  ед. ч.)                                                                                    

Говорили, у него новая машина. (Глагол в русском языке стоит в 3 л. мн. ч.)

Задание. Поставьте данный в скобках глагол в Präsens и Präteritum. Предложения переведите.  

  1. Im Schwimmbad ______________ man eine neue Rutsche. (bauen)
  2. Man _______________ die Landebahn von Schnee und Eis.  (befreien)
  3. Man _______________ die Hafenrundfahrt. (beenden)
  4. Man _______________ dem Arzt. (vertrauen)
  5. Man _______________ dem Spender. (danken)

Безличное местоимение es

Es является формальным подлежащим, т. е. не имеет лексического значения и на русский язык не переводится. Случаи употребления местоимения  es  в качестве безличного надо запомнить.

Wie geht es  dir/Ihnen? (Как у   тебя / Вас   дела?)

Wie steht es mit deinem Diplom? (Как обстоит дело с дипломом?)

Es tut mir leid. (Мне жаль.)  

Es gibt ... (Есть …, имеется …)

Es regnet, schneit, blitzt, donnert, ...  (Идёт дождь, снег, сверкает молния, гремит гром, …)

Es ist  7 Uhr. (7 часов.)  

Es ist  Winter. (Зима.)  

Es ist warm, windig, sonnig, ... (Тепло, ветрено, солнечно, …)

Задание. Переведите предложения c безличным местоимением es.

  1. Es geht ihr gut.
  2. Es handelte sich um einen Unfall.
  3. Es geht dabei um eine wichtige Frage.
  4. Es steht nicht gut um ihn.
  5. Wie steht es damit?
  6. Gestern hat es stark geregnet.
  7. Was gibt es heute zum Frühstück?
  8. Am Meer ist es jetzt schon ganz warm.
  9. In diesem Zimmer ist es sehr gemütlich.

  1. Сложносочиненное предложение и сочинительные союзы

Сложносочинённое предложение состоит из двух или более предложений, соединённых сочинительными союзами.

Порядок слов в них не меняется после следующих союзов: und (и, а), sondern (а, но), aber (но), denn (так как), oder (или):

Wir haben jetzt viel zu tun, denn wir legen morgen eine Prüfung ab.

Порядок слов меняется после следующих союзов: darum, deshalb (поэтому), dann (тогда, затем), trotzdem (несмотря на), daher (поэтому). За ними стоит изменяемая часть сказуемого, а затем подлежащее.   

Viele wollen eine Prüfung ablegen, deshalb lernen sie eine Fremdsprache.  

Задание 1. Вставьте подходящий по смыслу союз, предложения переведите.

1. Es ist schon hell, ... brennt die Straßenbeleuchtung nicht mehr.

2. Der Wecker klingelt wie gewöhnlich um 7 Uhr, ... Hans dreht sich auf die andere Seite und schläft weiter.

3. Er hat heute verschlafen, ... kommt er eine Dreiviertelstunde zu spät zum Unterricht.

4. Er frühstückt schnell, ... nimmt er seine Tasche und verlässt die Wohnung.

5. An der Straßenkreuzung muss er warten, ... die Ampel steht auf Rot.

Задание 2. Составьте сложносочиненное предложение из двух простых, используя союзы в скобках.

1. Peter muss bald eine Prüfung ablegen. Er will noch ein paar Stunden ungestört über seinen Büchern und Heften sitzen. (darum)

2. Er macht dieses Jahr das Abitur. Er geht an die Universität. (dann)

3. Jetzt kann von freier Zeit nicht die Rede sein. Ihm stehen die Aufnahmeprüfungen bevor. (denn)

4. Er will in der Prüfung alle Fragen richtig beantworten. Er wiederholt gründlich alles Durchgenommene. (deshalb)

5. Peter hat einen Arbeitsplan für die ganze Woche. Hin und wieder ergeben sich unvorhergesehene Dinge. (aber)

6. Zu Hause überliest er den geschriebenen Brief noch einmal. Er klebt den Umschlag zu und bringt den Brief zum Briefkasten. (dann)

7. Die Studenten dürfen zum Unterricht nicht zu spät kommen. Sie müssen einige Minuten vor dem Unterrichtsbeginn an Ort und Stelle sein. (sondern)

8. Wir können zur Universität mit der Straßenbahn fahren. Man kann auch einen Bus nehmen. (oder)

9. Mit dem Bus gelange ich zur Universität in 15 Minuten. Mit der Straßenbahn muss ich 25 Minuten fahren. (und)

10. Ab und zu muss ich lange auf den Bus warten. Er kommt nicht. (aber)

  1.  Ich kann keinen Sitzplatz finden. Alle Sitzplätze sind besetzt. (denn)
  2.  Heute habe ich es eilig. Ich nehme ein Taxi. (daher) 

  1. Сложноподчиненное  предложение и типы придаточных предложений

В состав сложноподчиненного  предложения  входят  главное  и придаточное  предложения.  Придаточное предложение вводится  при  помощи  подчинительных  союзов  или  союзных  слов.

Порядок  слов  в главном предложении такой же, как и в самостоятельном (простом) предложении. Порядок  слов  в  придаточном предложении:

на первом месте стоит союз  или  союзное  слово;

на предпоследнем месте стоит неизменяемая часть сказуемого (Infinitiv, Partizip II);

на последнем месте – изменяемая часть  сказуемого. Отделяемые  приставки  не  отделяются.                                                                    

Es  war  spät,              als  wir  die  Stadt  erreicht  hatten.  

главное                       придаточное

предложение              предложение

Виды придаточных:

  • Придаточные дополнительные отвечают на вопросы was? (что?) и вводятся  союзами  dass (что),  ob (ли)  или союзными словами:  wer (кто), was (что), wo (где), wann (когда), wie (как), worauf, ... .
  • Придаточные   причины  отвечают на вопрос warum? (почему?) и  вводятся  союзами weil (потому что),  da (так как).        
  • Придаточные  времени  отвечают на вопрос  wann? (когда?) и  вводятся  союзами als (когда) (выражает  однократное действие в прошлом), wenn (когда), während (в то время как), nachdem (после того как).  
  • Придаточные   цели   отвечают на  вопрос  wozu? (для чего?) и  вводятся  союзом   damit (чтобы).
  • Условные  придаточные   отвечают на вопросы   unter  welcher  Bedingung?  (при каком условии?) и  вводятся союзами   wenn   (если),  falls   (если).  
  • Придаточные уступительные отвечают на вопросы trotz welcher Gegengründe? (несмотря на что? вопреки чему?)  и  вводятся союзом obwohl (хотя).
  • Придаточные  определительные  отвечают на вопросы:  welcher? (какой?)  или was für ein?  (что за?). Они вводятся относительными местоимениями  der, die, das, welcher,(-e, -es): который(-ая, -ое, -ые). Эти местоимения всегда стоят за определяемым существительным  главного предложения и согласуются с ним в числе и роде. Падеж относительного местоимения зависит от того, каким членом придаточного предложения оно является.

Склонение относительных местоимений:

m

n

f

Pl

N.

der

das

die

die

G.

dessen

dessen

deren

deren

D.

dem

dem

der

denen

A.

den

das

die

die

              m, Sg      N.

Der Mann, [der dort steht], kennt den Weg nicht. Человек, который там стоит, не знает дороги.

                m, Sg      A.

Der Mann, [den ich gefragt habe], ist nicht von hier. Человек, которого я спросил, не отсюда.

m, Sg      D.

Der Mann, [dem ich geantwortet habe], versteht mich nicht. Человек, которому я ответил, меня не понял.   

m, Sg     G.

Der Mann, [dessen Namen mir nicht bekannt ist], besuchte heute meine Schwester. Человек, имя которого мне неизвестно, навестил сегодня мою сестру.

Задание 1. Переведите предложения с относительными местоимениями.  

  1. Ich schenke meinem Freund das Buch, das ich heute gekauft habe.
  2. Kennst du den Herrn, der bei uns wohnt?
  3. Wo ist jetzt das Kind, dem wir die Schokolade geschenkt haben?
  4. Sie bekommen sofort das Essen, das Sie bestellt haben.
  5. Der Mann, mit dem du gesprochen hast, arbeitet hier.
  6. Wie heißt die Familie, bei der du wohnst?
  7. Ich habe dem Kind, das mich um Geld gebeten hat, nichts gegeben.

Задание 2. Вставьте подходящий по смыслу союз.

1) Der Arzt verschreibt dem Kranken diese Arznei, _____ er sie täglich einnimmt.

2) Ich kann dich vom Bahnhof nicht abholen, ____ich um diese Zeit zum Training gehe.

3) ________ wir letztes Jahr im Urlaub in Schweden waren, hatten wir großes Glück mit dem Wetter.

4) ________ die Sonne scheint, machen wir immer lange Wanderungen, und ________ es regnet, bleiben wir zu Hause.

5) Ich weiß, _________ er heißt.

6) Ich weiß, _________ er geboren ist.

7) Ich weiß, _________ er gelesen hat.

  1. __________ ich müde bin, gehe ich noch nicht schlafen.

Задание 3. Укажите номера сложноподчиненных предложений с правильным порядком слов.

1) Ich besuche alle Ausstellungen der jungen Maler, weil ich mich für Malerei

interessiere.

2) Die Mutter fragt mich, ob das Brot ich gekauft habe.

3) Die Zeitschrift, die er mir gebracht hat, ist sehr interessant.

4) Er war heute im Unterricht nicht, weil hatte er ein hohes Fieber.

5) Ich fuhr sofort zu meiner Freundin, als sie mich angerufen hatte.

6) Peter erzählte mir, dass er Medizin studiert.

7) Ich weiß nicht, wo lebt sie.

8) Ob sich sein Bruder am Schwarzen Meer erholen wird, weiß ich nicht.


Контрольная работа № 5

1. Страдательный залог (Passiv).

2. Временные формы страдательного залога, их образование, перевод на русский язык.

  1. Страдательный залог (Passiv)

           Глаголы в немецком языке имеют два залога: действительный (Aktiv) и страдательный (Passiv). Действительный залог показывает, что подлежащее является действующим лицом. Страдательный залог показывает, что подлежащее пассивно и действие исходит не от подлежащего, а направлено на него. В немецком языке глагол в пассиве употребляется чаще, чем в русском языке.

Сравните: Der Architekt arbeitet das Projekt aus. – Архитектор разрабатывает проект (подлежащее активно).

Das Projekt wird vom Architekten gearbeitet. – Проект разрабатывается архитектором (подлежащее пассивно).

2. Временные формы страдательного залога, их образование, перевод на русский язык

Образование: werden в соотв. временной форме + Partizip II осн. глагола.

Ich werde gefragt. – Меня спрашивают.

  • Präsens Passiv:  Präsens глагола werden + Partizip II осн. глагола.

ich  werde … gefragt                wir  werden … gefragt

du   wirst … gefragt                  ihr  werdet … gefragt

er/sie/es  wird … gefragt           sie/Sie  werden … gefragt            

  • Präteritum Passiv: Präteritum глагола werden + Partizip II осн. глагола.

ich  wurde … gefragt                 wir  wurden … gefragt

du   wurdest … gefragt               ihr  wurdet … gefragt

er/sie/es  wurde … gefragt          sie/Sie  wurden … gefragt            

  • Perfekt Passiv:  Perfekt глагола werden + Partizip II осн. глагола.

ich  bin … gefragt  worden                    wir  sind … gefragt  worden

du  bist … gefragt  worden                    ihr   seid … gefragt  worden

er/sie/es  ist … gefragt  worden              sie/Sie   sind … gefragt  worden       

  • Plusquamperfekt Passiv: Plusquamperfekt глагола werden + Partizip II осн. глагола.

ich  war … gefragt  worden                           wir  waren … gefragt  worden

du   warst … gefragt  worden                        ihr   wart … gefragt  worden

er/sie/es   war … gefragt  worden                  sie/Sie   waren … gefragt  worden   

  • Futurum Passiv:    Futurum глагола werden + Partizip II осн. глагола.

ich  werde … gefragt  werden                       wir  werden … gefragt  werden 

du   wirst … gefragt  werden                         ihr  werdet … gefragt  werden 

er/sie/es  wird … gefragt  werden                  sie/Sie  werden … gefragt  werden           

Passiv  является  двучленным,  если  нет  указания  на  действующее  лицо  или  предмет: Ich werde gefragt. (Подлежащее + сказуемое в Passiv).

Passiv является трехчленным, если указывается действующее лицо или предмет.  Действующее лицо вводится в предложение предлогом von + D., а действующий   предмет – durch + A.: Ich werde von meinem Lehrer gefragt. Мой учитель спрашивает меня. Ich werde durch den Wecker geweckt. Будильник будит меня.

Перевод Passiv на русский язык

1. Глаголами с частицей -ся; -сь.

 In der Stadt wеrden neue Häuser gebaut. – В городе строятся новые дома.

2. Сочетанием глагола  быть с краткой формой страдательного причастия

(в прошедшем и будущем времени).

Das periodische System der Elemente wurde von Mendeleew entdeckt. – Периодическая система элементов была открыта Менделеевым.

3. Действительной (активной) формой   глагола: личной или неопределенно-личной.

Der Arzt wurde zum Kranken gerufen. – Врача вызвали к больному.    (неопределенно-личная форма)  

Ich wurde von meinem Freund gefragt. – Мой друг спросил меня. (личная форма)

Задание 1. Поставьте глагол в скобках в Präsens Passiv.

1. Unsere Stadt … gern von den Touristen … . (besuchen)

2. Die Uhr … von meinem Bruder … . (reparieren)

3. Hier … vielstöckige Häuser … . (bauen)

4. In diesem Betrieb … verschiedene Produkte … . (erzeugen)

5. Asien … von Europa durch das Uralgebirge … . (trennen)

6. Welche Feiertage … in unserem Land … ? (feiern)

Задание 2. Поставьте глагол в скобках в Präteritum Passiv.

1. Der Kranke … vom Chefarzt selbst … . (operieren)

2. Der Verkehr … durch die Schneestürme … . (unterbrechen)

3. Die Gäste … vom Direktor des Werkes … . (empfangen)

4. Viele Städte … während des Krieges … . (zerstören)

5. Der Seeweg nach Indien … von Vasko da Gama … . (entdecken)

6. Das Radio … vom russischen Gelehrten A. S. Popow … . (erfinden)

Задание 3. Поставьте глагол в скобках в Perfekt Passiv.

1. Das Denkmal … im 18. Jahrhundert … … . (errichten)

2. Die körperliche Arbeit … durch die Maschinenautomaten … … . (ersetzen)

3. Dieses Problem … von diesen Gelehrten … … . (lösen)

4. In unserer Stadt … viele Betriebe … … . (rekonstruieren)

5. Die Übersetzung … von der Studentin … … . (machen)

6. Viele dringende Fragen … von den Fachleuten in dieser Versammlung … … . (besprechen)

Задание 4. Поставьте глагол в скобках в Plusquamperfekt Passiv.

1. Die Regel … … … (erklären) und die Studenten machten verschiedene Übungen.

2. Dieses Gebäude … … … (bauen) und die Arbeiter fuhren zu einem neuen Bauobjekt.

3. Die Aufgabe … noch gestern … … (erfüllen) und wir konnten die neue Arbeit beginnen.

4. Die Touristen bewunderten das Denkmal. Es … im 18. Jahrhundert … … . (errichten)

5. Das Handelsabkommen zwischen unseren Ländern … … … .(unterzeichnen).

6. Das Thema … … … (behandeln) und wir schrieben die Kontrollarbeit.

Задание 5. Поставьте глагол в скобках в Futurum Passiv.

1. Unsere Arbeit … morgen … … . (fortsetzen)

2. Die Straßen … durch moderne Laternen … … . (beleuchten)

3. Die neue Ausrüstung … hier von jungen Ingenieuren in Betrieb … … . (nehmen)

4. Diese Frage … in der nächsten Versammlung … … . (besprechen)

5. Das neue Gerät … in diesem Werk … … . (herstellen)

6. In ein paar Jahren … alle Siedlungen in unserer Region durch breite Straßen … …. (verbinden)

                           


Контрольная  работа № 6

  1. Употребление инфинитива с частицей zu и без zu.
  2. Инфинитивные обороты um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv, ohne … zu + Infinitiv.
  3. Модальные конструкции haben … zu + Infinitiv, sein … zu + Infinitiv.

1. Употребление  инфинитива с частицей  zu  и   без  zu

  • Инфинитив  без  zu употребляется:  
  • После модальных глаголов (müssen, sollen, dürfen, können,  mögen, wollen) и глаголов lassen и werden:  Ich muss arbeiten. Ich soll arbeiten. Ich darf arbeiten.
  • После глаголов, обозначающих движение (gehen, kommen, …): Ich gehe arbeiten.
  • После глаголов helfen, lehren, lernen, hören,  sehen, bleiben: Ich lerne tanzen. Ich höre die Vögel singen. Ich sehe das Kind spielen. 

                                     

  • Инфинитив  с  zu употребляется:  
  • После  глаголов, кроме указанных выше: Ich hoffe, Sie bald wieder zu sehen.   Ich habe  vergessen, ihn anzurufen.                             
  • После некоторых имен существительных, имеющих абстрактное значение (Möglichkeit, Wunsch, Lust, Freude, Traum, Zeit, ...):  Ich habe Zeit, dir zu helfen.
  • После некоторых имен прилагательных, употребленных в качестве предикатива: (gut, richtig, wichtig, nötig, schlecht, lustig,...): Es ist wichtig, ihn anzurufen. 
  • В  инфинитивных оборотах:   um/ohne/(an)statt + zu + Infinitiv                                            
  • В  модальных  конструкциях:

haben + zu + Infinitiv   (должен (надо) + неопр. ф. гл.);

     sein + zu + Infinitiv  (надо (можно) + неопр. ф. гл.)

Задание. Вставьте, где нужно, zu.

  1. Du sollst nicht so laut … sprechen.
  2. Wir haben schon angefangen … kochen.
  3. Warum lassen Sie den alten Fernseher nicht … reparieren?
  4. Wir werden ganz bestimmt … kommen.
  5. Er hat nie Zeit, länger mit mir … sprechen.
  6. Vergiss bitte nicht, den Lehrer danach … fragen.
  7. Sie sieht ihre Freunde … tanzen.
  8. Der Student soll heute einen Artikel … schreiben.
  9. Er versprach mir …  helfen.
  10.  Wir sind bereit, unser Bestes …  tun.
  11.  Ich habe keine Zeit, Briefe … schreiben.
  12.  Darüber kann man lange … lachen.

 

  1. Инфинитивные обороты  um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv, ohne … zu + Infinitiv

       

um … zu + Infinitiv                                      

чтобы + неопределенная форма глагола

ohne … zu + Infinitiv                                      

не + деепричастие

(an) statt … zu + Infinitiv                              

вместо того, чтобы  + неопр. форма глагола

       

Er spart sein Taschengeld, um sich ein Videospiel zu kaufen.

Он экономит чаевые, чтобы купить себе видеоигру.

Er fuhr weg, ohne sich zu verabschieden.  

Он уехал, не попрощавшись.

Ich bleibe lieber zu Hause, anstatt mit dir auszugehen. 

Я лучше останусь дома, вместо того, чтобы идти с тобой.

Задание. Вставьте  подходящий по смыслу инфинитивный оборот  (um … zu + Infinitiv,  ohne … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv).

  1. Nina sieht am Abend fern, ... die Hausaufgaben zu machen.
  2. ... die Sitzung zu unterbrechen, setzte der Direktor seine Rede fort.
  3. Der Vater fährt zum Bahnhof, ... meine Großmutter abzuholen.
  4. Man muss viel lesen, … gebildet zu sein.
  5. Er störte mich bei der Arbeit, … zu helfen.
  6. Ich war sehr müde, ich las den Text, … etwas zu verstehen.
  7. Sie ging an ihm vorbei, … ihn zu erkennen.
  8. Ich muss viel arbeiten, … die Prüfungen zu bestehen.
  9. … eine Fremdsprache zu erlernen, muss man Geduld haben.
  10.  Das Mädchen bleibt im Sommer in der Stadt, … ins Ferienlager zu fahren.
  11.  Ihr setzt euch an den Tisch, … die Hände zu waschen.
  12.  Warum siehst du abends fern, … spazieren zu gehen?

3. Модальные  конструкции haben … zu + Infinitiv, sein … zu + Infinitiv

Модальная конструкция «haben … zu + Infinitiv» имеет активное значение и соответствует  по значению модальным глаголам müssen и sollen.

Er hat noch zu arbeiten. (= Er muss noch arbeiten). – Он еще должен работать.

Sie haben mit dir zu reden. (= Sie sollen mit dir reden.) – Им надо с тобой поговорить.

Модальная конструкция  «sein … zu + Infinitiv»  имеет пассивное значение и соответствует  по значению модальным глаголам  können  или  müssen.

Diese Aufgabe ist zu lösen. (= Diese Aufgabe kann gelöst werden./Diese Aufgabe muss gelöst werden.) – Эту  задачу  можно решить./Эту  задачу  надо решить.  

Diese Aufgaben sind zu lösen. (= Diese Aufgabe können gelöst werden./Diese Aufgaben müssen gelöst werden.) – Эти  задачи  можно решить./Эти  задачи  надо решить.   

Пример замены модального глагола модальной конструкцией:

Ich muss den Brief schreiben. – Я должен написать письмо.

В данном случае подлежащее активно, т. е. оно выполняет действие. Значит, для замены сказуемого выбираем «haben … zu + Infinitiv». Глагол «haben» согласуем с подлежащим. Перед инфинитивом ставим zu:  

Ich habe den Brief zu schreiben.

Der Brief muss geschrieben werden. – Письмо должно быть написано.

В данном случае подлежащее пассивно, т. е. оно не выполняет действие. Значит, для замены сказуемого выбираем «sein … zu + Infinitiv». Глагол «sein» согласуем с подлежащим. Перед инфинитивом ставим zu:  

Der Brief ist zu schreiben.  

                   

Задание. Переведите предложения. В предложениях 1, 2, 6, 7 замените модальную конструкцию модальным глаголом.

  1. Was hast du zu berichten?  
  2. Du hast mir nichts vorzuschreiben.  
  3. Ich habe mit dir zu reden.
  4. Ich habe noch zu arbeiten.
  5. Wir haben noch eine Stunde zu fahren.  
  6. Diese Sterne sind nur im August zu beobachten.
  7. Deine Arbeit ist noch einmal zu überprüfen.
  8. Der Aufsatz ist vom Jungen zu schreiben.  
  9. Diese Zeitung ist im Kiosk an der Ecke zu kaufen.
  10.  Der Text ist in 10 Minuten zu lesen.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Ардова, В. В.  Учебник немецкого языка для вузов / В. В. Ардова, Т. В. Борисова, Н. М. Домбровская. – Изд. 6-е, перераб. и доп., репр. изд. – М.: Альянс, 2012. – 511 с.

2. Завьялова, В. М. Грамматика немецкого языка: краткий справочник / В. М. Завьялова, И. В. Извольская. – Изд. 7-е. – М.: КДУ, 2012. – 272 с.

3. Бережная, В. В.   Немецкая грамматика : [в табл. и схемах : учеб. пособие] / В. В. Бережная. – М.: Эксмо, 2010. – 159 с.

4. Бухаров, В. М. Практический курс немецкого языка : [учеб. для вузов] / В. М. Бухаров, Н. В. Чайковская, И. М. Канакова. – М. : Иностр. яз. ; ОНИКС 21 век, 2004. – 415 с.

5. Васильева, М. М.   Практическая грамматика немецкого языка : [учеб. пособие для неяз. вузов] / М. М. Васильева, М. А. Васильева. – Изд. 13-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 236 с.

6. Грамматика немецкого языка с упражнениями : учеб. пособие / Е. В. Дождикова [и др.]. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 266 с. – На обл. и тит. л. также загл.: Deutsche Grundgrammatik in Aktion.

Интернет-ресурсы

1. http://www.mein-deutschbuch.de 

2. http://www.deutschegrammatik20.de 

3. http://deutschtraining.org/deutsche-grammatik/ 

4. http://www.de-online.ru/ 


Учебное издание

3 л е н к о Галина Александровна

Н о в и к о в а Надежда Николаевна

                                   DEUTSCH FÜR FERNSTUDENTEN

          В двух частях        

     Часть 2

      Грамматический справочник с упражнениями по немецкому языку для студентов заочной формы обучения

Костромской государственный технологический университет

         Редакционно-издательский отдел

Кострома, ул. Дзержинского, 17

Тел. 31-15-21, e-mail: rio@kstu.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Немецкая грамматика - Perfekt"

В данной презентации представлено правило образования прошедшего разговорного времени немецкого языка (Perfekt)  в стихотворной форме, а также в конце презентации - упражнения по теме Perfekt....

Стихи для запоминания немецкой грамматики

Как запомнить очерёдность определений и дополнений в немецком языке. Как запомнить, когда некоторые приставки отделяются, а когда - нет.Данные стихотворения позволяют учащимся в доступной форме запомн...

Немецкая грамматика в картинках.

Подбор таблиц по курсу немецкой грамматики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ, СТИХОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОЙ ГРАММАТИКЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ, СТИХОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОЙ ГРАММАТИКЕ...

Элективный курс "Немецкая грамматика"

Элективный курс "Немецкая грамматика"...

Сертификат участника вебинара "Как стать грамматическим вундеркиндом. Изучаем немецкую грамматику с "Вундеркиндами плюс в 5 классе" 26.06.2020 г.

Вебинар "Как стать грамматическим вундеркиндом. Изучаем немецкую грамматику с "Вундеркиндами плюс в 5 классе"....

Немецкая грамматика с sein\haben\werden

Личные формы глаголов sein, haben, werden в презенсе с упражнениями...