Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве.
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Балинская Татьяна Владимировна

Обучение в сотрудничестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_sotrudnichestve.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Обучение в сотрудничестве

     Использование современных педагогических технологий -  одно из условий повышения качества  образовательного процесса  на уроках иностранного  языка

     Задача учителя:

- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося,

- выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество  активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения  иностранным языкам.

     Современные педагогические технологии и обучение в сотрудничестве в том числе, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

     При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт технология сотрудничества. Она позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.

                 Обучение  в сотрудничестве  на уроках иностранного  языка

     Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока? Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? Как сделать так, чтобы учиться было интересно? Чему нужно обучать на уроках иностранного языка?

     Недостаток активной устной практики на уроке иностранного языка, стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать групповую работу (обучение в сотрудничестве), так как в процессе обучения учащиеся обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга.

     В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще  сталкивается с диалогической и полилогической формами общениями.  Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать.

     Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

     При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам.

     Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе - пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

     Работая в группе, учащиеся  проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Основные принципы  обучения в сотрудничестве:

  • Формируются группы учащихся. При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»).  
  • учитель выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит,  цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

     Основной принцип технологии сотрудничества - берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

      Главная идея  обучения  в  сотрудничестве  - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее,  но и значительно эффективнее.  Причем важно,  что эта  эффективность  касается  не  только академических успехов учеников, их интеллектуального развития,  но и  нравственного. Дети  учатся помогать другу,  вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.

     Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках я оцениваю не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.

Как правило, я сама выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу.

     Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

     Но следует отметить, что учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются  равноправными  субъектами. Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок.

Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания:

- грамматического характера,

- задания на проверку домашнего задания,

- работу над текстом для чтения,

- совместную работу по  проекту,

- по отработке орфографических навыков,

- работу над лексикой.

    Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения ИЯ и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

"Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве"

Технология обученя в сотрудничестве. Методы обучения. Принципы. С чего начать?...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе...

Современные педагогические технологии обучения в рамках подготовки к ФГОС второго поколения

Еще А.С.Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством" , ставил  проблемы разработки "педагогической техники". В технологическом подходе изн...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Применение педагогических технологий на уроках русского языка...

Современные педагогические технологии обучения иностранному языку при переходе на ФГОС.

Технология обучения может рассматриваться как уорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучеия в изм...