Компетентностный подход в образовании
статья по немецкому языку на тему
Материал использовать можно при выступлении на педсовете, ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_obrazovani1.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Бухтоярова Т.В
Компетентностный подход в образовании
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова немецкого психолога Роджера Левина : “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Концепция модернизации содержания общего образования, а теперь и ФГОС второго поколения одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход». Компетентностный подход-это важнейший компонент новой модели школьного образования ,который ориентирован на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.. Таким образом, компетентностный подход возник по 3 основным причинам:
Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности.
Второе: образовательные программы должны способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания за пределами учебных ситуаций в повседневной практике.
Третье: на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать.
Кто заказчики компетентностного подхода?
- работодатели
- обучающиеся
- преподаватели
Интерес работодателя в том, чтобы выпускники образовательных учреждений, принимаемые ими на работу, были к ней готовы. Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Стандартной схемы «знания — умения — навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям . Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, инициативность, инновационность, , гибкость, динамизм и конструктивность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Таким образом,наиболее востребованные качества и умения
- саморазвитие (способность к самообразованию)
- решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация)
- работа с другими (сотрудничество)
- владение информационными технологиями
- адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)
Наиболее сложный заказчик – сам обучающийся. Не каждый сможет сходу ответить на вопрос, зачем он учится. Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений. Однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:
- хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
- золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;
- молодой специалист – выпускник института – слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объём профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен;
- в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
- подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни
Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни. Нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции .
Поэтому было принято решение:
- выделить ключевые компетенции, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определить их содержание;
- довести важность формирования ключевых компетенций до сотрудников ОУ, учащихся и родителей;
- оценивать достижения по ключевым компетенциям учащихся;
Ключевые компетенции -
- универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях;
- ими должен обладать каждый член общества; · ключ к успешной жизни человека в обществе;
- универсальные способы социальной деятельности -4 элементарные ключевые компетенции
- информационная- готовность работать с информацией;
- коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной
- кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
- подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
- подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам
Компетентностный подход позволяет
- повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; · облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (Л.С.Выготский)
- разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Педагог должен уметь :
- успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- ориентироваться в ситуации на рынке трудя, хотя бы в своём районе, и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста; · закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
- планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; · в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
- оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Педагог должен понимать, что:
- стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;
- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
- его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники;
- любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам;
- часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
- достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.
Педагог должен остерегаться:
- по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
- передавать своим ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам; · представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
- мелочных правил и инструкций;
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Компетентностный подход - этот подход к:
- определению целей,
Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. Цели обучения должны быть направлены на развитие обучающихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.
- отбору содержания,
Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
- организации образовательного процесса,
Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.
Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса.
Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности школьников путем реализации модели «учения с увлечением».
- выбору образовательных технологий,
- оценке результатов.
Поэтому, если мы, для себя, на каком-то уровне, планируем развитие образовательного процесса с точки зрения компетентностного подхода, то было бы желательно поэтапно определить, вплоть до целого учебного года, а что меняется в постановке целей, что меняется в оценке результатов, а что меняется в отборе содержания и так далее.
Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования.
Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает:
- стратегическую деятельность,
- исследование,
- проектирование,
- моделирование,
- конструирование,
- прогнозирование результата.
Использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения | Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения | Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования | Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования | «Знаю, что» | «Знаю, как» |
Характер образовательного процесса | Репродуктивный | Продуктивный |
Доминирующий компонент процесса | Контроль | Практика и самостоятельная работа |
Характер контрольных процессов | Статистические методы оценки учебных достижений | Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения) |
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. ФГОС в образовательной программе уже закладывают не формирование ЗУН, а формирование универсальных учебных действий (личностные, метапредметные и предметные). Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях.
При составлении плана урокав системе компетентностного образования необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование. Компетентностным является то задание, которое не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:
1-й этап – целеполагание.
Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация.
На нём происходит:
- Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
- теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
- практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
- воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
- Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования).
- Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.
Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.
Основные характеристики творческого урока:
- Исследовательский метод и вид деятельности;
- Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
- Многообразие подходов и точек зрения;
- Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
- Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:
- 20% услышанного;
- 40% увиденного;
- 60% увиденного + услышанного;
- 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими
Компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа. Через деятельность учащийся получает навыки применения знаний при решении проблемных ситуаций. Через деятельность учащийся может сказать «могу», вместо «знаю». К чему, собственно, и стремится «школа компетенций».
Современная жизнь требует от любого работника не только знаний, умений, хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на высоком уровне новых компетентностей, лежащих в основе качественного овладения любой профессией, в т.ч. и педагогической. Сразу же надо внести ясность относительно используемых определений. Различают понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетентность – способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).
Компетенция – способность человека следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).
Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека. Учителя в формулу «знания –умения-навыки» не загонишь. Компетентность хоть как-то можно «измерить», в то время как компетенция часто не поддается диагностике с помощью традиционного набора оценочных средств. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.
Результатами работы любого учителя являются :
- ключевые компетенции;
- воспитанность;
- здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим необходимо понять, какие компетенции определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.
Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.
Но результаты исследований показывают, что при использовании компетентностного подхода у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в образовании
Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...
Компетентностный подход в образовании
материал для педсовета...
Компетентностный подход в образовании.
Компетентностный подход в преподовании физики....
Компетентностный подход в образовании
Вашему вниманию представлен доклад и презентация к нему...
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Доклад для МО...
Компетентностный подход в образовании
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования...
Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс
Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...