Приёмы здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку на тему

Костырева Наталья Викторовна

В данном материале представлена презентация о приемах здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка, а также примеры различных физультминуток, которые можно использовать на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zdorovesberezhenie_na_urokah_nem.yaz_.zip2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Приёмы здоровьесберегающих технологий

на уроках немецкого языка.

        учитель немецкого языка

        Костырева Наталья Викторовна

        МБОУ «Клушинская основная         школа»                        

Работая в школе, мы с вами наблюдаем, что в последние годы ухудшается здоровье школьников. Учебный процесс стал более интенсивным, используются новые формы и технологии обучения. Объём учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствует возрастным возможностям школьников, возникают перегрузки и переутомление. Все это в сочетании с уменьшением сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на организм школьников.

А.С. Бикеева: «Порой знатокам-методистам школьного образования кажется, что чем больше предметов удастся всунуть в школьную учебную неделю, тем лучше для детей, тем более качественное и глубокое образование они получат. На практике же получается наоборот: мы нагружаем и нагружаем наших детей, лишая радости жизни, подменяя детские занятия многочасовым изучение основ различных наук».

Н.К.Смирнов: «ученик, для которого школа - тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.»

Поэтому сегодня в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся, внедрение и использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Академик Н.К.Смирнов (возглавляет кафедру психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) дает определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Мы должны, используя эффективные педагогические технологии, методы и приемы, организовать для школьников такое образовательное пространство, в котором «качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью»

Главная заповедь здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!»

 Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Среди здоровьесберегающих технологий, используемых на уроках, можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Перед учителем, готовым использовать в своей  работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации;

- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

- начать целенаправленную реализацию технологий здоровьесбережения в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

Иностранный язык – один из наиболее трудных школьных предметов, требующих значительного умственного напряжения учащихся и концентрации внимания.  Учащиеся учатся общаться на чужом языке, им нужно усвоить большое количество лексических единиц, грамматических форм, приобрести произносительные навыки. Поэтому особенно важно вовремя снимать напряжение, давать учащимся отдых, вызывать положительные эмоции, поднимать настроение. Неправильно построенный урок приводит к быстрому утомлению, снижению внимания, потере интереса и никак не будет способствовать укреплению здоровья детей. Поэтому очень важно правильно организовать урок.

Учителю важно учитывать 4 правила построения урока с позиции здоровьесбережения:

Правило 1: Правильная организация урока. Сюда входят количество и смена видов учебной деятельности, чередование видов преподавания, наличие эмоциональных разрядок, место и длительность применения ТСО.

Правило 2: Использование каналов восприятия (аудиальное, визуальное восприятие; кинестетическое).

Правило 3: Учет зоны работоспособности учащихся. У каждого есть свои пики и спады как в течение дня, так и в течение недели. Важно учитывать возрастные особенности учащихся

Правило 4: Распределение интенсивности умственной деятельности.

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

1.                5 – 25-я минуты – 80%,

2.                25 – 35-я минуты – 60-40%,

3.                35 – 40-я минуты – 10%.

Приёмы  реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы.  Можно выделить частные и общие приемы.

Общие:

смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.

Частные:

1.  При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;

2.  При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

3. При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.

На первом этапе урока желательно проводить речевую зарядку, задача которой – ввести учеников в иноязычную атмосферу. Речевая зарядка помогает: настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык, повторить и усвоить лексику; закрепить в памяти новые грамматические структуры и речевые обороты активизировать речевую деятельность учащихся. Формы могут быть разнообразны: хоровое повторение выученных речевых образцов (по теме урока), произнесение считалок, рифмовок, стишков, скороговорок, пословиц.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить речевые зарядки, физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки.

Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки, повышение эмоционального настроя учащихся

Требования к организации и проведению физкультминуток:

1.  Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;

2.  Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;

3.  Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными.

Для проведения физкультминуток я использую различные рифмовки, стишки, песенки на основе движений, провожу пальчиковые и подвижные игры.

Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

Во втором классе физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками, например.

Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.

В этой рифмовке затем можно заменять глагол turnen на springen, laufen, Klavier spielen и др. Ученики произносят текст рифмовки и производят простые движения, используя мимику и жесты

Ich bin groß. Du bist klein.

Sie ist schön. Es ist fein.

Wir sind lustig. Ihr seid nett.

Alle mögen Internet.

Du, du, du – wie heißt du?

Ina,ina, ina – ich heiße Regina

Butz, butz, butz – ich heiße Lutz.

Eins, zwei, Polizei, drei, vier, Offizier,

Fünf, sechs, alte Hex,

Neun, zehn – auf Wiedersehen!

Elf, zwölf – böse Wölf.

dreizehn, vierzehn, kleine Maus,

 ich bin drin, und du bist raus!

Die Arme, die Hände,
die Füße und Bein’.
Wir müssen sie üben,
um kräftig zu sein.

Schön ist der Winter
für Große und Kinder.
Eins, zwei, drei, vier.
Schlittschuh laufen alle wir.
Fünf, sechs, sieben, acht.
Wir machen eine Schneeballschlacht

Eins, zwei, drei – juchei

Wir spielen alle Eishockey

eins, zwei, drei, vier –

alle, alle rodeln wir.

Punkt, Punkt,

Komma, Strich,

fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran –

Fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut.

Ist der Hampelmann nicht gut?

Punkt, Punkt,

Komma, Strich,

fertig ist nun das Gesicht.

Links und rechts sind Ohren,

so bin ich geboren.

Am Montag spielen wir Klavier,

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\2 класс\раскраски семья\999267376.gif

am Dienstag turnen alle wir,

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\3 класс\занятия детей, картинки\detia-815.gif

am Mittwoch springen alle hoch,

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\2 класс\раскраски\springen.jpg

am Donnerstag – fahren Rad im Hof

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\все рисунки и картинки (2)\клипы\0000006036.jpg

am Freitag laufen wir schnell,

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\2 класс\раскраски алфавит\animashki-deti-515.gif

am Samstag scheint die Sonne hell,

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\2 класс\раскраски алфавит\byC4LDBOG0c.jpg

am Sonntag schwimmen alle hier,

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\2 класс\раскраски\schwimmen.jpg

am Montag – in der Schule  wir

C:\Users\Ноутбук\Documents\рабочий стол\Моя папка\Уроки\все рисунки и картинки (2)\школа, части тела, профессии\0b03fa5d49b384b1b7b33fbde1bbb835.jpeg

Использование музыки и песен – это один из приёмов эффективного обучения иностранному языку.

Музыка и пение играют большую роль при изучении иностранного языка, являясь эффективным дополнительным материалом, который знакомит со страной, обычаями, нравами, культурой, литературным и музыкальным творчеством ее народа. Музыка очень важна для снятия психологической и эмоциональной нагрузки. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных  песенок с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма. Учащиеся отдыхают, поют песенку и ненавязчиво учат новую структуру.

 В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов.

Дети с удовольствием поют, им нравится двигаться и играть под музыку. Особенно важно проводить двигательные паузы под музыку в начальных классах, уже на стадиях изучения алфавита и счета.

(Примеры песенок см в приложении)

        Подвижные игры

Различные подвижные игры сделают процесс изучения языка более динамичным и интересным.

(Примеры подвижных и пальчиковых игр в приложении)

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

После письменных заданий можно использовать пальчиковые и подвижные игры. Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать внимание, терпение, стимулировать фантазию.

  • Пальчиковые игры на иностранных языках стимулируют развитие речи у ребенка в принципе и иностранной речи в частности. В процессе игры активно используются руки, что стимулирует развитие соответствующей области головного мозга, а также проговариваются слова на иностранном языке, что способствует развитию речевых центров, отвечающих за иностранную речь. В связке оба навыка усиливают развитие способностей к изучению иностранного языка.
  • Опять же пальчиковая игра на иностранном языке позволяет весело запоминать новые слова, а во время движений понимать, как эти слова применяются в реальной жизни.

Одним из самых важных здоровьесберегающих действий – это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога, улыбка, юмор во время урока  – важные моменты здоровьесберегающих технологий.  

  • К.Н. Смирнов: «Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности».
  • Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки»

Важно сохранять не только физическое, но и психологическое здоровье школьников, а для этого необходимо:

  • создавать благоприятный психологический настрой, ситуацию успеха для учащихся, формировать чувство уверенности в своих силах;
  •  использовать доброжелательный тон в общении с учениками;
  • позитивно реагировать на желание ученика высказать свою точку зрения;
  • тактично исправлять допущенные учениками ошибки;
  • корректно и объективно оценивать деятельность уч-ся;
  • избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя;
  • использовать юмор, лирические отступления

Вывод: использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, сохранять интерес к учебе.

Используемая литература и ресурсы интернета

Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

А.С. Бикеева «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель»

Статьи  Маргариты Павловой, начальника Центра здоровьесберегающих технологий, доцента кафедры социологии и психологии ГАУ ДПО "СарИПКиПРО « Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе».   

Г.Н. Лебедева «Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения

http://www.kinderspiele-welt.de

http://www.kleinkind-online.de/seiten/fingerspiele/index.htm

http://lingvachild.ru/palchikovye-igry-na-inostrannyh-yazykah#ixzz45SLLtbU6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

Статья методического характера из опыта работы...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка»

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках дл...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка

Урок иностранного языка отличается большей интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому необходимо помнить о здоровье обучающихся, о создании условий, к...

Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе профессиональной подготовки в ССУЗе. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Иностранный язык является одним из наиболее сложных школьных предметов и характеризуется  большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего...

Приёмы здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка.

Изучение  иностранного языка это дополниетеьная нагрузка для учеников. Учителю важно помнить о здоровье ребенка,  использовать приемы здоровьесберегающих технологий на уроках....