Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Иностранный язык является одним из наиболее сложных школьных предметов и характеризуется  большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока

Использование новых форм и методов преподавания, раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению.

В связи с этим при планировании урока английского языка необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников и уделять большое внимание применению здоровьесберегающих технологий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

         В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать следующие дидактические принципы обучения:

1. Самый главный принцип – «Не навреди!»  Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.

2. Принцип деятельности заключается в формировании личности ученика и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.

3. Принцип минимакса осуществляет индивидуальный подход и дифференцированное обучение, когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получает максимум.

 4. Принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи в школе не принесут пользы, если они «замешаны на страхе и подавлении личности ребенка».

5. Принцип вариативности означает развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.

6. Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного творческого опыта, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

7. Принцип успеха: заключается в создание на уроке для каждого ученика ситуации успеха. Успех – это качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Каждый школьный предмет имеет свою специфику. Школьный курс иностранного языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться не на родном языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки.

На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Огромное значение имеет организация урока. Какие приемы позволяют учителю сделать урок максимально эффективным и интересным для детей? Рассмотрим некоторые из них.

  1. Положительный эмоциональный настрой.

Начало урока является одним из его важных этапов, который во многом определяет успех всего урока. Одна из главных задач учителя состоит в том, чтобы ввести учеников в атмосферу иноязычного общения. Создать позитивную атмосферу во многом помогает зарядка (фонетическая, речевая) или произнесение скороговорок.

Park, dark, far, are, bar, farm

One, two, three, four.

 Tom is sitting on the floor.

 One, two, three, four.

 Who is sitting on the floor?

I scream, you scream, all we scream for ice cream!

A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

Помимо использования зарядок, одним из приемов для стимулирования общения на иностранном языке в начале урока является обращение учителя к учащимся по именам, короткая беседа с некоторыми из них.

Hello, Maxim!

How are you?

How are things with you, Katya?

Are you feeling better today, Marina?

And what about you, Masha? How are you today?

I’m glad/ pleased/ happy/ sorry to hear that.

I hope you all had a good/ enjoyable/ relaxing holiday/ break.

I hope you are all feeling well/ fit.

I hope you’ve had/ you’re having a nice/ good day so far.

What’s the weather like today, Kostya? Do you like the weather today?

  1. Оптимальный темп ведения урока.
  2. Чередование видов деятельности (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная).
  3. Наличие методов активизации инициативы и творчества учащихся. 

Это могут быть различные игры, проекты, кроссворды, соревнования на скорость и правильность выполнения задания между группами и т.п.

Например, игра с построением слов: учитель пишет на доске слово, а учащиеся должны придумать следующее слово, начинающееся с последней буквы предыдущего.

Или игра на закрепление темы кратких ответов в английском языке:

Учитель заранее заготавливает несколько вопросов, на которые учащимся необходимо дать краткий правильный ответ. Лучше это делать в парах. Учащиеся засекают время ответов на секундомере в мобильных телефонах. Выбираем лучший результат.

Is there a cat here? – No, it isn’t.

Do you have a dog? – Yes, I do.

Can you dance on the street? – No, I can’t.

Have you seen a ghost? – No, I haven’t.

Would you like to eat pizza now? – Yes, I would.

Did you take out the rubbish yesterday?- Yes, I did.

Также можно предложить ученикам составить предложения из заготовок фраз, а затем придумать короткий рассказ по полученным фразам в определенном времени (Past Simple, Past Perfect, Future Tenses, Present Simple и др.).

Очень нравится учащимся средних классов игра «How long can you talk about…?», которая способствует развитию спонтанной монологической речи. Каждому из обучающихся предлагается тема, по которой они должны говорить, не останавливаясь, как можно дольше. Выигрывает, тот, кто говорил дольше всех. Если группа большая, можно выбрать для игры несколько обучающихся (самому учителю, по желанию обучающихся или с помощью жребия). Либо разделить учащихся на малые группы, чтобы игра охватила всех обучающихся.

  1. Оздоровительные паузы. Это могут быть физкультминутки, разминки, приемы релаксации.

Упражнение 1 (Цель - концентрацию внимания, предупреждение утомления): Учитель делит детей на группы и каждой группе показывает слово, написанное на листе формата А4, и объясняет, что услышав данное слово, они должны будут быстро встать и также быстро сесть. Учитель читает небольшой текст, в котором определенные слова (2-3) повторяются много раз.

Упражнение 2 (цель – концентрация внимания, предупреждение утомления): Учитель называет действия на английском языке и показывает их, умышленно допуская ошибки (называет одно действие, а показывает другое). Задача детей не допустить ошибку.

Упражнение 3 (цель – предупредить утомление, сменить позицию тела): дети выстраиваются в проходе в классе (или у доски)  и начинают передавать друг другу мяч, называя числа. При если кому-то выпадает число, которое делится на 5, он должен присесть.

Упражнение 4 (цель – снять напряжение, поднять настроение, активизировать внимание): учитель включает ритмичную песню. Дети выполняют движения, о которых говорится в песне.

Упражнение 5 (цель – снять напряжение с глаз, сменить позицию тела): учитель выключает свет и просит учащихся положить лицо на руку, лежащую на парте, зарыв глаза. Вторую руку учащиеся будут поднимать. Учитель называет понятия, учащиеся поднимают руку, если оно относится к поставленной теме (например, нужно узнать глагольные формы одного из грамматических времен). Учитель комментирует, относится или нет понятие к теме, а учащиеся могут сосчитать количество своих правильных ответов.

Упражнение 6 (цель – релаксация). Это упражнение любят выполнять учащиеся средних и старших классов. Учитель включает спокойную музыку и просит детей закрыть глаза и представить то, что он будет описывать. После упражнения дети рассказывают, что они себе представили.

Упражнение 7 (цель – концентрация внимания): на доске написаны слова по изучаемой теме. При указании на различные слова дети выполняют какое-либо движение: приседают, поднимают руки вверх, опускают вниз и т.д.

  1. Плотность занятия – 60-80% учебного времени. 20% отводится на оздоровительные моменты.
  2. Завершение урока в спокойном темпе до звонка.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда психическому и физическому здоровью детей.

Необходимо отметить, что использование какой-то одной технологии на уроках, затруднительно. Однако сочетание традиционной формы урока с нетрадиционной вносит разнообразие в процесс изучения иностранного языка.

Правильный выбор форм организации урока иностранного языка, профилактические методики, чередование режимов и видов работы согласно гигиеническим критериям организации урока, демократический стиль педагогического общения, используемые в системе, и являются условиями для сохранения и улучшения здоровья в обучении иностранному языку.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, улучшает психологический климат в коллективе, повышает мотивацию к учебной деятельности, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

Формирование адаптивной среды с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

«Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка с использованием здоровьесберегающих технологий»     “Tell me and Ill forget. Show me and I’ll remember. Involve me and ...

Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе профессиональной подготовки в ССУЗе. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в рамках новых ФГОС

В презентации можно узнать о причинах внедрения здоровьесберегающих технологий в школе, классификацию здоровьесберегающих технологийи, критерии здоровьясбережения, организацию урока с применением данн...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Методы сбережения и укрепление здоровья учащихся на уроках английского языка , формирование у них установки на здоровый образ жизни....