Игры на уроке немецкого языка
статья по немецкому языку ( класс) на тему
Довольно часто урок иностранного языка в начальных классах вызывает утомление младших школьников. В своей практике с целью активизации познавательной деятельности обучающихся, недопущения их перегрузки использую игровые приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение иностранному языку в начальной школе является оправданным социальным заказом. Дети 7–8 лет имеют ряд психологических особенностей, которые позволяют им успешно осваивать другой язык:
интенсивное формирование познавательных интересов;
более быстрое, по сравнению с детьми 10–11лет, запоминание языковой информации;
развитие способности к имитации;
отсутствие (практически) языкового барьера.
Но не только перечисленные психологические особенности следует учитывать в работе с детьми этого возраста: ведущим видом деятельности для учащихся начальной школы является ИГРА. Поэтому занятия, особенно на первом этапе обучения, должны рассматриваться и готовиться преподавателем не как урок, а как организация совместного с детьми занятия. В этих целях необходимо широко использовать групповые и коллективные формы работы, а в качестве важного методического приема — игры. При этом нужно использовать не только сюжетно-ролевые игры, но и подвижные, мимические, настольные.
Игра хороша тем, что во время ее проведения, если она интересна ребенку, включается и работает на полную мощность непроизвольная память, которая позволяет детям запоминать намного больше, намного прочнее, чем если бы они заучивали это специально.
Игровая форма проведения уроков позволяет сделать урок интересным и привлекательным для учащихся и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Часто на своих уроках использую игровые моменты и провожу игры-уроки, которые всегда сопровождаются повышенным интересом учащихся к изучаемому материалу.
Игры для закрепления лексического материала
- Ich habe eine Farbe gern.
«Водящий» выходит к доске и сообщает учителю свой любимый цвет (вытаскивает карточку с определенным цветом). Остальные отгадывают, какой у него любимый цвет, задавая вопросы:“Ist das grau?“ Отвечать можно: „Ja./ Nein“. Позже ответы можно усложнить: „Nicht, falsch, richtig”.
- Ich sehe was und das ist rot.
Учитель (ведущий ученик) загадывает какой-нибудь предмет в классе. Остальные отгадывают загаданный предмет: „Ist das еine Blume?”
А. Более сложный вариант с употреблением притяжательного местоимения или родительного падежа собственного имени: „Ist dasmein / dein Heft? Ist das Tanjas Bleistift?“
Б. Вариант: „Meine Lieblingsfarbe ist ROT“. Учащиеся ищут у себя и у одноклассников принадлежности, вещи, одежду красного цвета и отвечают: „Mein Bleistift ist rot. Lenas Bluse ist rot.“ Повторять названия предметов нельзя, выигрывает тот, чей предмет оказался последним в перечислении.
3. Mathe auf Deutsch
На доске написаны простые примеры. Учащийся решает их, произнося условие: 2+5 = 7 (zwei und fünf ist sieben). Этот прием позволяет даже очень слабым учащимся справиться с заданием.
А. Более сложный вариант: учитель диктует пример, учащиеся записывают его у себя в тетради. Итоги подводятся после нескольких примеров.
В. Составь пример. У каждого ученика 1–3 карточки, за которые он «отвечает». Учитель диктует пример на немецком языке. Учащиеся, у которых есть данные карточки с цифрами или знаками, выходят к доске и иллюстрируют данный пример.
Г. Командная игра «Составь пример». Какая команда быстрее проиллюстрирует пример, продиктованный учителем, имея одинаковые наборы карточек?
4. Wie ist deine Telefonnummer?
Представившись, учащиеся по очереди диктуют свои телефонные номера (задания на карточках). Остальные записывают № телефона и имя собеседника. Проверяет учитель (ученик). Эту игру можно проводить как контроль сформированности аудитивных умений.
5. Was für ein Wort ist das?
Ученики получают карточки с записанными на них словами (от 10 до 20) в произвольном порядке. Учитель диктует все слова 2–3 раза. Учащиеся рядом со словом должны поставить его порядковый номер при диктовке.
А. Более сложный вариант: на листке написано больше слов, чем диктует учитель, т.е. какие-то слова должны остаться без номера.
6. Was fehlt hier?
На столе учителя разложены предметы: картинки по определенной теме. Водящий запоминает их в течение 1–2 минут, затем отворачивается, а учитель убирает один предмет (картинку). Потом спрашивает ученика: „Was fehlt hier?“
А. Более сложный вариант: после минутного запоминания учащиеся в тетради записывают все слова, которые они запомнили.
7. Zahlendomino
Карточки перемешиваются. Игра продолжается по принципу «домино».
А. Более сложный вариант: карточки подписываются вразброс, например: 1 — drei, 2—sieben и т. д. Таким образом, сразу у нескольких игроков будет возможность хода. Выигрывает тот, кто быстрее сориентируется.
Б. Вариант: число — картинка, картинка — слово, слово — цвет.
8. Obstsalat
Ученикам раздаются карточки (от 1 до 3) с названиями фруктов (овощей). Ведущий «перемешивает» салат, приказывая всем сортам фруктов по очереди меняться местами, например: „Alle Äpfel tauschen ihre Plätze!“ Ученики, которые имеют карточку с яблоками (слово или рисунок), меняются местами. Ведущий в это время пытается занять освободившееся место. Оставшийся без места становится ведущим.
9. Wer hat was an?
Учитель просит внимательно посмотреть друг на друга 1–2 минуты. Затем ведущий выходит к доске, поворачивается к классу спиной. Учитель задает вопрос, например: „Hat Lena einen Rock an? Wie ist ihr Rock (Farbe)?“
A. Более сложный вариант: ученик должен перечислить все вещи названного ученика, которые он запомнил.
10.Kofferpacken (снежный ком)
Учитель начинает игру. Дети сидят в кругу.
„Wir fahren ans Meer. Ich nehme einen Badeanzug mit“.
Cледующий ученик произносит предыдущую фразу и добавляет свою: „Wir fahren ans Meer. A. nimmt einen Badeanzug mit. Ich nehme einen Sonnenschirm mit“. „Wir fahren ans Meer. A. nimmt einen Badeanzug mit. B. nimmt einen Sonnenschirm mit. Ich nehme ein Вuch mit“ usw.
A. Другие варианты: «Идем на день рождения и покупаем подарки», «Планируем выходные», «Когда я буду большой (профессии)» и т.д.
11. Reimschmiede
На рифмы, составленные учителем (der Hase — die Nase), учащиеся составляют простые предложения, добавляя одно-два слова. Кто быстрей и правильней?
А. Вариант: в качестве домашнего задания учащиеся готовят свои рифмы, а в классе обмениваются ими и сочиняют предложения с рифмами одноклассника.
Грамматические игры
- Ist/sind das …?
Тренировка вопросительного предложения без вопросительного слова.
„Ist (sind) das…?“ и ответов на этот вопрос: „Ja!“, „Richtig!“, „Falsch!“; отрицаний „Nein, nicht“.
А. Более сложный вариант: отгадать пару. „Sind das P. und N.“?
Б. Bариант — числа. „Ist das 7“?
2. Katze im Sack (тренировка неопределенного артикля).
В мешке (или большой коробке) находятся предметы по определенной теме: „Tiere“, „Schulsachen“. Это могут быть и картинки с изображением того или иного предмета.
Ведущий (учитель) по очереди подходит к ученикам и те берут, не заглядывая в коробку, один предмет, определяют его на ощупь и, вытаскивая, говорят: „Ich glaube, das ist ein Igel”. Затем сам учитель или одноклассники оценивают верность догадки: „Das stimmt (nicht)“.
A. Вариант: 1 предмет заворачивается в несколько слоев бумаги. Все учащиеся ощупывают его и строят догадки, что это. Потом догадки проверяются при развертывании предмета.
3. Quatsch (тренировка родовых окончаний неопределенного артикля и отрицания «kein»).
Учитель показывает различные предметы или картинки и говорит, намеренно допуская ошибки. Задача учащихся — заметить и исправить ошибку: „Das ist ein Tisch”. Ученики, заметившие ошибку, исправляют: „Quatsch, das ist kein Tisch, das ist eine Tafel“.
- Was und wieviel gibt es in der Klasse? (тренировка конструкции es gibt).
Учитель спрашивает: „Wie viele Stühle gibt es in der Klasse?“ Задача учеников — как можно быстрее сосчитать количество названных предметов. Проверка осуществляется хором.
- Bunte Kleidung (тренировка притяжательных местоимений по образцу «снежного кома»).
Учащиеся по очереди называют свою одежду и все ранее перечисленные вещи с указанием цвета. Вещи можно повторять, если они разного цвета, например:
1. „Meine Hose ist grau.“
2. „Deine Hose ist grau und meine Hose ist blau“.
3. „Seine Hose ist grau; deine Hose ist blau, und mein Pulli ist weiß“.
- Was habe ich?
Учитель (ведущий) держит за спиной предмет (картинку с изображением какого-либо предмета) и просит отгадать, что это такое. Он может отвечать на задаваемые вопросы, используя только: „Jа/ Nein. Ich weiß nicht“.
Учащиеся спрашивают (шаблоны вопросов можно выписать поначалу на доске): „Ist das groß? Ist das blau? Kann das gehen? Kann dasschreiben?“... Когда картина более или менее прояснится, можно уже спрашивать напрямую: „Hast du ein Heft?“ После неправильного ответа учащийся выбывает на время из игры (сдает ведущему свой фант).
- Ich habe kein(e, en)… (тренировка „Ich habe ein…/kein…“, „Gib mirein…“, хорошая тренировка аудитивных умений).
Для этой игры потребуются карточки по определенной теме (например, «Одежда»). Каждый предмет должен быть в трех экземплярах. Например, в группе 9 человек, значит, карточек нужно 27 (по 3 одинаковых или с незначительным отличием). Карточки перемешивают и раздают учащимся — по 3 карточки. Игра идет по кругу. Учащийся решает, какой комплект он будет собирать и обращается к соседу слева: „Dima, hast du eine Hose?“. Если у него эта карточка есть („Ja, ich habe eine Hose“.), они меняются, если нет („Leider habe ich keineHose“.), ход переходит к следующему учащемуся. На втором круге учащийся уже может обратиться к любому yченику с этой же просьбой. Выигрывает тот, кто первым соберет свой комплект.
Игры на закрепление букв и буквосочетаний
ABC-Karten
Для игры потребуются карточки с буквами и буквосочетаниями (их изготовление можно давать в качестве домашнего задания по мере изучения букв).
Memory („Найди пару“)
Учитель показывает большую (маленькую) букву, учащиеся — ее пару.
А. Более сложный вариант — учитель называет букву. Учащиеся показывают ее.
Buchstabiert bitte!
Раздать учащимся листы, где написано по одному слову, учащиеся произносят это слово, называя каждую букву. Учитель записывает его на доске.
А. Более сложный вариант: листок со словом передается от ученика к ученику.
Б. Другой вариант: ученик с выданным ему словом играет роль учителя, произнося слово по буквам, остальные записывают (один у доски).
В. Третий вариант: Учитель произносит какое-то слово, ученики составляют его из карточек у себя на парте. Итоги подводят после составления нескольких слов.
Г. То же самое с цифрами.
Wunderfeld (Поле чудес)
На доске записано (выставлено из карточек) слово, где указана только первая буква: I — — — . Учащиеся на парте выкладывают свой вариант этого слова. Затем читают. Выигрывает тот, кто отгадал слово, загаданное учителем.
А. Более сложный вариант: игра в группах — по 3–4 человека. 2–3 комплекта букв перемешиваются, делятся на 3 части и раздаются каждой группе (3). Задача участников — сложить из имеющихся у них букв как можно больше слов (имен). Результаты записываются в тетрадь. Через несколько минут учащиеся обмениваются карточками и выполняют то же задание со вторым и третьим набором карточек. Выигрывает та группа, которая придумала и правильно записала больше всех слов.
Wo ist das Gegenteil? (Где пара?)
Карточки раскладываются лицом вниз. Задача игроков — найти как можно больше пар за определенное время. Поднимать нужно по 2 карточки подряд. Если они не составили пару, они возвращаются на свои места. При этом играющие стараются запоминать места нахождения букв, что очень хорошо тренирует зрительную память.
А. Варианты: большая — маленькая буква, печатная — прописная, цифра — ее название по-немецки, цвет — название цвета, картинка — слово.
ABC-Ups!
Фронтальная или индивидуальная работа. Ученики называют немецкий алфавит. Только вместо каждой четвертой (третьей) буквы говорят:Ups! Следующий ученик называет уже следующую букву. Кто ошибся — отдает свой фант. Игра требует большого внимания и сосредоточенности.
А. Вариант — тренировка счета.
Welcher Buchstabe fehlt? (Какая буква пропала?)
Кто быстрее и правильнее вставит пропущенные буквы? На более позднем этапе можно предлагать учащимся целые слова, например: „GE…T” (с пропущенной H).
Namen (игра с мячом)
Учитель называет букву, ученик придумывает имя (название предмета на определенную тему) на эту букву.
Zungenbrecher (скороговорки из учебника для тренировки произношения).
Сначала учащиеся читают по одной скороговорке: оценивается правильность и скорость чтения, затем по несколько предложенных учителем скороговорок.
Führe ein Beispiel an!
Для тренировки и закрепления правил чтения ученики из предложенных на карточках слов выбирают (выписывают) те, которые обозначены учителем.
А. Более сложный вариант: по данным словам (3–4 слова) нужно вспомнить правило чтения.
Игры на тренировку сложных слов
Bilde ein Wort aus 2 Wörtern
На листке написаны (вперемешку) существительные. За определенное время нужно их соединить и затем прочитать / записать получившиеся сложные слова. На первом этапе слова получаются у всех одинаковые, т. е. вариант соединений должен быть один. Позднее вариантов соединения должно быть несколько.
А. Более сложный вариант: на листке 3 группы: части сложного слова и артикль.
Wortigel («Словарный ёжик»).
Учитель собирает слова, названные учащимися, и записывает их на доске, предлагая частично заполненную форму. Дети записывают получившиеся слова по примеру учителя. В классе учитывается время, скорость и правильность.
А. Более сложный вариант. В качестве домашнего задания ученики готовят «Ежика» — подбирают слова к определенной теме. В классе они обмениваются своими «ежиками» и работают с заготовкой соседа по парте или случайно попавшей.
Komische Gerichte / Dinge
Из предложенных учителем слов учащиеся придумывают свои странные блюда или вещи, например, слова der Kartoffelsalat, dieZwiebelsuppe, die Ananasmarmelade можно сгруппировать так: dieKartoffelsuppe, die Zwiebelmarmelade, der Ananassalat. Могут неожиданно получиться как совсем новые, несуществующие блюда, так и вполне реальные.
Кроме темы «Еда» можно проводить игру для повторения лексики по темам: «Мебель», «Одежда», «Школьные принадлежности» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
доклад на муниципальных педагогических чтениях...
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
презентация...
игры на уроках немецкого языка
игры на уроках немецкого языка для внеклассных мероприятий по немецкому языку, проведения предметных недель и для разнообразия выдов учебной деятельности....
Игры на уроках немецкого языка
Предлагаемые игры предназначены для работы с учащимися II - VI классов. Они могут быть использов...
Игры на уроках немецкого языка
Игра-викторина...
Игры на уроках немецкого языка
Игра-викторина...
Игры на уроках немецкого языка
Игра-викторина...