Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся
статья по немецкому языку на тему

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение обучающегося: семья, соседи, сверстники в школе, средства массовой информации. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Л.Г. учитель немецкого языка, МОУ гимназия  4 г. Волгоград

Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся

Проблемой современного общества и государства XXI века является проблема воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Система образования сегодня является одним из важнейших и мощных факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, так как содержание образования формируется под влиянием общества и общество изменяется под влиянием образования.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Общепризнанно, социализация личности - это способность к творчеству, это поведение в быту, восприятие культуры своего народа. Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ученика. Социализация обучающегося предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность личности, выражать чувства и отношения к миру. Главным критерием социализированности личности должна выступать не степень ее приспособленчества, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение обучающегося: семья, соседи, сверстники в школе, средства массовой информации. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

На каждом уроке должны создаваться условия, чтобы каждый ученик почувствовал себя частью единого школьного коллектива, а впоследствии - гражданином единого российского общества. Учащиеся при этом учатся мыслить, осуществлять поиск информации в различных источниках (не только в Интернете). Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности.

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка [Скалкин, 2008: 6]. Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. [Негневицкая, 2007: 4].

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ Общая функция урока - целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Важные особенности современного урока

-определение учащимися целей и задач собственной учебно-познавательной деятельности;

- установление межпредметных связей, связей содержания образования с личным опытом и интересами детей, их возрастными особенностями;

- создание доброжелательной атмосферы, основанной на доверии и уважении к учащимся, знании их интересов, потребностей и возможностей;

- формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, который обеспечивается осознанием значимости учебного материала;

- развитие у учащихся самостоятельной познавательной деятельности и умения принимать решения, приобретать знания и осваивать способы работы с информацией;

- дифференцированное групповое обучение с проблемными заданиями, различные виды самостоятельной работы;

- текущий и итоговый контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности;

-участие учащихся в оценке процесса и результатов учебно-познавательной деятельности;

Урок решает конкретные задачи каждого отдельно взятого временного отрезка учебного процесса, но одновременно он является маленькой частью учебного предмета, темой конкретной программы, поэтому решает те цели, которые стоят в данный момент перед ним. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения [Гальскова, 2005: 3]. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, который в конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

На своих уроках использую следующие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного обучения, частично-поисковые или эвристические, исследовательские, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы стимулирования интереса к учению, методы контроля и самоконтроля, методы устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений) и письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачёты, письменный самоконтроль), методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

При подготовке к уроку очень важно подобрать соответствующий программный материал для всех трех частей урока: подготовительной, основной и заключительной. Сначала подбирается материал для основной части, так как именно в ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной.

После того как учитель определил конкретные задачи урока, подобрал соответствующий программный материал для совместной и индивидуальной работы учеников, он составляет план урока. В плане должно быть зафиксировано содержание урока, по каким видам упражнений будет проведена проверка знаний и умений, какие виды упражнений предназначены для самостоятельной работы. Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Учитель никогда не должен забывать, что планирование — процесс творческий, что в план всегда можно внести коррективы с учетом тех возможностей, которыми располагает учитель в данное время. В начале урока должно быть проговорено, чем будут учащиеся заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи урока. Интересны и содержательны презентации моих учащихся по изученным темам: «Школа», «Спорт», «Страны изучаемого языка», «Моя будущая профессия» и др.

Планирование в основном сводится к правильному и последовательному распределению программного материала, исходя из дидактических и воспитательных задач, решаемых в течение учебного года, на отдельных уроках. Планируя работу, учитель намечает методические средства, которые он применит для выполнения поставленных задач. Важное условие планирования — соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом.

На моих уроках учащихся приобщаются к проектной, научно-исследовательской деятельности, что является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности индивидуального и группового проектов.

Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. [Полат, 2004: 1].

Метод проектов - личностно - ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности. Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира является одной из задач стратегической национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Именно такие члены нашего общества будут определять успехи России в будущем.

Литература

1. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.

2. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика обучения немецкому языку в средней школе / Н.И.Гез. – М.: Педагогика, 1986. – С.364

3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.

4. Негневицкая, Е.И. Иностранный язык: вчера, сегодня, завтра. // Иностранный язык в школе, 1987. - № 6. – 26.

5. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. – С.32-38.

6. Скаткин, М.Н. Как организовать урок / М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – С.428


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические особенности уроков лыжной подготовки

Впереди – третья четверть, самая продолжительная. Большая часть уроков физкультуры в это время посвящена лыжной подготовке. Эти уроки стоят особняком в школьной программе, так как проводятся на свежем...

Методические особенности урока физической культуры.

Методические особенности урока физической культуры  Методика  Задачи     средства     методы     формы организации...

Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда.

Доклад на конференции "Городские педагогические чтения "Смысловое чтение - ключ успешного обучения"....

«Методические особенности урока математики в классе с детьми с ОВЗ». (Обобщение педагогического опыта)

Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое....

Методические особенности уроков лыжной подготовки

Работа в школе по лыжной подготовке...

Школьная методическая площадка «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся» .

Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.Федеральный государственный образовательны...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

Основной курс физики в школе начинается в 7 классе. Юных семиклассников на первых уроках физики переполняют эмоции, оттого что им предстоит изучать увлекательный предмет, не похожий ни на один из тех,...