Исследовательская работа по немецкому языку Сопоставительный анализ фразеологических единиц с компонентом “mund”/”рот” в немецком и русском языках.
материал по немецкому языку (7 класс) по теме

Маковеева Елена Викторовна

Современный этап в развитии фразеологии как лингвистической дисциплины характеризуется пристальным вниманием к вопросам семантики фразеологических единиц (ФЕ). Фразеология важна для изучения семантических процессов, связанных с развитием системы значений слов, рождением новых знаков, процессов, способствующих совершенствованию нашей компетенции при изучении функционирования языковой системы. Всё это свидетельствует о важности и необходимости изучения этой части лексикона.

В настоящее время изучаются разные типы ФЕ, исследуются их структура,

синтаксические связи. Широко рассматриваются тематические, синонимические и антонимические ряды во фразеологии.

Исследования соматических ФЕ (СФЕ) становятся всё более актуальными. К настоящему моменту СФЕ изучены ещё недостаточно. В специальной литературе ещё пока немного работ, посвящённых данной проблематике. Можно назвать лишь несколько диссертаций и не более нескольких десятков небольших статей(Т.Н.Васильева, Л.В.Чурсина, В.П.Шубина, Т.Н.Федуленкова, Ю.А. Долгополов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_nem.yaz_mund.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Энтузиастская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа по немецкому языку

Сопоставительный анализ фразеологических единиц с компонентом “mund”/”рот” в немецком и русском языках.

Автор Маковеева Кристина

7 класс

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава1. Сопоставительный анализ ФЕ с компонентом "Mund"/"рот" в немецком и русском языках

   § 1. Роль компонента-соматизма "Mund"/"рот" в ФЕ………………………..…………………………………………………….6

   § 2. Фразеосемантические группы с компонентом "Mund"/"рот"…………..……………………………………………………….8

   § 3. Типы фразеологических соответствий……………………………………...............................................20

Заключение………………………………………………………………….…21

Список использованной литературы. ……………………………………….23

Введение.

Современный этап в развитии фразеологии как лингвистической дисциплины характеризуется пристальным вниманием к вопросам семантики фразеологических единиц (ФЕ). Фразеология важна для изучения семантических процессов, связанных с развитием системы значений слов, рождением новых знаков, процессов, способствующих совершенствованию нашей компетенции при изучении функционирования языковой системы. Всё это свидетельствует о важности и необходимости изучения этой части лексикона.

В настоящее время изучаются разные типы ФЕ, исследуются их структура,

синтаксические связи. Широко рассматриваются тематические, синонимические и антонимические ряды во фразеологии.

Исследования соматических ФЕ (СФЕ) становятся всё более актуальными. К настоящему моменту СФЕ изучены ещё недостаточно. В специальной литературе ещё пока немного работ, посвящённых данной проблематике. Можно назвать лишь несколько диссертаций и не более нескольких десятков небольших статей(Т.Н.Васильева, Л.В.Чурсина, В.П.Шубина, Т.Н.Федуленкова, Ю.А. Долгополов).

В последние годы растёт количество работ, выполненных в русле сопоставительного изучения ФЕ разных языков. Фразеология немецкого языка  стала объектом сопоставительного анализа сравнительно недавно, и труды по данной тематике исчисляются единицами. Автором первой книги по системно- структурному сопоставлению немецкой и русской фразеологии является А.Д. Райхштейн, чьи принципы и положения до сих пор остаются основополагающими для исследований подобного рода.

Актуальность данных исследований заключается в том, что в настоящее время назрела теоретическая и практическая необходимость в сопоставлении конкретных языковых единиц в конкретных языковых парах. Установление регулярных функционально-семантических тождеств между единицами двух языков продиктовано как переводческими, так и методическими потребностями. Всё более востребованными становятся сопоставительные исследования в сфере фразеологии, так как здесь имеют место более сложные отношения перекодирования.

Предлагаемое исследование проводится на материале соматической фразеологии, то есть ФЕ, содержащих в качестве компонентов названия частей тела (от греч. "сома" = тело). В работе делается попытка сопоставления ФЕ немецкого и русского языков, содержащих компонент-соматизм "Mund"/"рот".

Выбор данного компонента неслучаен и обусловлен тем, что данные соматизмы характеризуются высокой продуктивностью и широкими фразообразовательными потенциями, они довольно многочисленны, обладают высокой частотностью употребления и образуют обширные ряды фразеологии немецкого и русского языков.

Целью данной работы является проведение сопоставительного анализа ФЕ с компонентом "Mund" / "рот" в немецком и русском языках и выявление полных и неполных структурно-семантических и функционально-семантических эквивалентов.

 В рамках данного исследования ставятся следующие задачи:

1. выявление корпуса ФЕ с компонентом "Mund" в немецком языке и с компонентом "рот" в русском языке;

2. рассмотрение семантики компонента-соматизма "Mund"/"рот";

3. выяснение значения компонента-соматизма "Mund"/"рот" во ФЕ немецкого и русского языков;

4. установление наличия или отсутствия символического значения данных компонентов-соматизмов;

5. формулировка выводов по исследованию.

Материалом исследования послужили ФЕ, извлечённые из лексикографических источников немецкого и русского языков. В результате, в нашей картотеке насчитывается 93 ФЕ с компонентом "Mund" и 70 ФЕ с компонентом "рот".

В данной работе мы ставим перед собой задачу изучения ФЕ методом семантического поля, сопоставительного и компонентного анализа.

Представляется, что такой подход является наиболее результативным для нашего исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем изучении проблемы фразеологической семантики и в области сопоставительной фразеологии.

Практическая важность заключается в возможности применения материалов исследовательской главы в практике перевода, преподавании языка, в спецкурсе по фразеологии, страноведению и интеркультурной коммуникации.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. После каждой главы

на основе анализа материала делаются выводы и обобщения.

 Глава1 Сопоставительный анализ ФЕ с компонентом "Mund" / "рот" в немецком и русском языках

§ 1. Роль компонента-соматизма "Mund" / "рот" в ФЕ.

Прежде чем приступить к сопоставительному анализу ФЕ немецкого и русского языков с компонентом-соматизмом "Mund"/"рот", следует обратить внимание на этот компонент, т.к. "Mund" / "рот" - отверстие в нижней части лица, служащее для принятия пищи и образования звуков, то и большинство ФЕ с этим компонентом будет непосредственно связано с этой тематикой.

Многообразие ФЕ с этим компонентом зависит прежде всего от функций данной части тела в жизни человека.

Большей частью это образные метафорические обороты речи, в основе,которых лежат наблюдения за поведением человека. Как известно, с функциями рта человек сталкивается постоянно. При его помощи он произносит слова, звуки, передает информацию другому лицу.

    Рот - неотъемлемая часть мимики человека. Различные конфигурации ротового отверстия (приоткрытый, широко открытый, сомкнутый, скривленный) выражают психическое состояние человека, его отношение к окружающей действительности.

При помощи рта человек принимает пищу. Характер приема пищи (быстро, медленно, большими или маленькими порциями) и её качественная характеристика показывает человека и его поведение с различных сторон.

 Поэтому можно сказать, что тематическое многообразие ФЕ с компонентом "Mund"/"рот" велико.

Фразеологическая активность зависит и от семантики компонента-соматизма.

Чем больше сем имеет соматизм, тем выше его фразеологическая активность.

Компоненты-соматизмы "Mund" и "рот" имеют приблизительно одинаковую фразеологическую активность. Все ФЕ с данным компонентом соотносятся с одной из сем данного слова, взятого в прямом значении.

 Внутри ФЕ одни семы компонента-соматизма отступают на второй план, не участвуют в формировании значения, а другие, напротив, выдвигаются на передний план, актуализируются в процессе фразообразования.

Чтобы отчетливее представить процесс образования ФЕ, рассмотрим семантическую структуру "Mund"/"рот".

MUND

1. Lippen;

2. Durch Lippen gebildete Цffnung;

3. Mundhцhle;

4. In der unteren Hдlfte des menschlichen Gesichts befindliche Цffnung, die

zur Nahrungsaufnahme dient;

5. In der unteren Hдlfte des menschlichen Gesichts befindliche Цffnung, die

zur Bildung der sprachlichen Lauten dient;

6. Steht fьr die ganze Person.

РОТ

1. очертание губ;

2. отверстие между губами;

3.  за губами и до глотки;

4. отверстие в нижней части лица, через которое принимается пища;

5. отверстие в нижней части лица, через которое издается голос;

6. едок, иждивенец;

7. источник информации.

   Семы, актуализированные (АС) при образовании ФЕ, развиваются во фразеосемы (ФС). Фразеосема - это сема, развиваемая словом в пределах ФЕ.

§ 2. Фразеосемантические группы с компонентом "Mund"/"рот"

    Проведем сопоставительный анализ ФЕ с компонентом "Mund"/"рот" методом семантического поля. Под семантическим полем понимают совокупность знаковых единиц определенной области семантики. Изучение лексики полевым методом имеет довольно солидную историю, так как изучение слов как взаимосвязанных единиц открывает новые возможности для раскрытия семантических и функциональных сторон слов как элементов семантического поля. Тот факт, что ФЕ также обнаруживают полевую организацию, свидетельствует о том, что полевой метод может быть с успехом применен и при исследовании фразеологии.

На основании лексикографических источников было нами получено 93 ФЕ с компонентом "Mund" и 70 ФЕ с компонентом "рот". Все выделенные ФЕ имеют в своем составе общий семантический центр лексему-соматизм "Mund"/"рот". Этот центр имеет смыслообразующую функцию и определяет тематику ФЕ.

Проанализировав ФЕ с данным компонентом, можно выделить три макрополя (МП):

I. качественно-оценочной характеристики;

II. физического и психического состояния человека и проявления эмоций;

III. практической деятельности человека.

Для облегчения анализа каждое МП мы разбили на фразеосемантические группы (ФСГ). Рассмотрим подробнее каждое МП.

2.I. Макрополе качественно-оценочной характеристики.

Можно выделить два противоположных семантических поля: положительная и отрицательная характеристика. Эти поля характерны каждой фразеосемантической  группы.

Фразеосемантическая группа  "счастье"

1. mit einem silbernen Lцffel im Mund geboren sein

АС:3; ФС: "быть счастливым". Положительная характеристика.

Эквивалента с компонентом "рот" (ЭК"Р") в русском языке нет.

Является ФСЭ ФЕ русского языка "родиться в рубашке".

2. посл.: растопырил пальцы - счастье увязло: рот нараспашку - а оно и туда

АС:3; ФС: "кому-то очень повезло". Положительная характеристика.

Эквивалента с компонентом "Mund" (ЭК"М") в немецком языке нет.

ФСГ "жадность"

Включает ФЕ с отрицательной характеристикой.

1. j-m die Bissen im Munde zдhlen

АС:4; ФС:"следить за тем, сколько кто-либо чего-либо съест".

смотреть кому-либо в рот.

Многозначная ФЕ. АС:4; ФС: "смотреть за тем, сколько кто-либо чего-либо

съест, жалея съеденного".

ХАС (Характер аспектной соотнесенности): различие;

ХФСС (Характер функционально-смысловой соотнесенности): неполное тождество.

Данные ФЕ являются ФСЭ (функционально-смысловыми эквивалентами).

2. посл.: was spart man vom Munde, fressen Katzen und Hunde

АС: 4; ФС: "быть чрезмерно бережливым".

ЭК"Р" в русском языке нет.

Является ФСЭ ФЕ русского языка "излишняя бережливость впрок не идет".

ФСГ "зависть"

Данная ФСГ отсутствует в немецком языке.

Включает пословицы русского языка, в основе которых лежит ФЕ "пялить

(открывать, разевать) рот":

1. На чужой кусок не пяль роток, а свой припасти, да в рот понеси.

2. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай

(затирай, припасай).

AС: 2; ФС: "смотреть с завистью на что-то чужое". Отрицательная

характеристика.

Является ФСЭ ФЕ немецкого языка "stecke deinen Lцffel nicht in anderer

Leute Tцpfe".

ФСГ "придирчивость"

1. посл.: einem geschenkten Gaul sieht man nicht ins Maul

АС:3; ФС: "не предъявляй высоких требований к тому, что подарено".

Oтрицательная характеристика.

Является неполным ССЭ ФЕ русского языка "дареному коню в зубы не смотрят".

ФСГ "характеристика коммуникативной деятельности человека"

Включает три подгруппы: болтливость/молчаливость; дерзость,грубость/робость и неосмотрительность.

Подгруппа "болтливость/молчаливость"

1. der Mund steht j-m nie (nicht einen Augenblick) still

АС:5; ФС: "болтать без умолку". Отрицательная характеристика.

Возможны варианты компонентов: nie – nicht einen Augenblick

Тождественно 2.

пог.: у кого-либо вехотка во рту.

АС:5; ФС: "говорить, болтать без умолку". Отрицательная характеристика.

ХАС: различие; ХФСС: тождество.

Являются ФСЭ.

2. sein Mund geht wie ein Mьhlwerk

АС:5; ФС: "болтать без умолку". Отрицательная характеристика.

Характерно разговорно-фамильярной речи.

Тождественно 1.

пог.: у кого-либо вехотка во рту

АС:5; ФС: "говорить, болтать без умолку". Отрицательная характеристика.

ХАС: различие; ХФСС: тождество.

Являются ФС

Подгруппа "дерзость, грубость/робость"

1. ein ungewaschener (grober, bцser, gottloser, schandbarer) Mund

AС:5; ФС: "быть грубым на язык". Отрицательная характеристика. Несет

оттенок пренебрежения.

Возможны варианты компонентов: ungewaschener – grober, bцser, gottloser,

schandbarer.

ЭК"P" в русском языке нет.

2. mit dem Mund vornehmig sein

АС:5; ФС: "быть дерзким, бойким на язык". Отрицательная характеристика.

Характерно разговорно-фамильярной речи

ЭK"P" в русском языке нет.

Подгруппа "неосмотрительность"

Данная подгруппа характерна только русскому языку.

1. разевать рот

Многозначная ФЕ. В данном случае АС:2.

ФС: "быть крайне рассеянным, неосмотрительным". Отрицательная

характеристика.

В русском языке существуют пословицы, основанные на данной ФЕ:

Не разевай рта: ворона влетит.

Не разевай рта: ворона влетит и карета четверней въедет.

2. ртом глядеть

АС:2; ФС:"быть неосмотрительным". Отрицательная характеристика.

ФСГ "оценка коммуникативной деятельности человека"

Характерна только русскому языку.

2.2. Макрополе "физическое и психическое состояние человека,

проявление эмоций"

Состоит из двух частей: 1) физическое и психическое состояние человека;

2) проявление эмоций.

Физическое и психическое состояние человека ФСГ "сосредоточение внимания на чем-либо".

1. j-m auf den Mund schauen (starren)

АС:5; ФС: "очень внимательно слушать кого-либо".

Возможен вариант компонентов: schauen – starren смотреть кому-либо в рот

Многозначная ФЕ, АС:5; ФС: "очень внимательно слушать кого-либо".

Возможен вариант компонентов: смотреть - глядеть.

ХАС: тождество; ХФСС тождество.

Являются полными ССЭ.

2. j-m am Munde hдngen (an j-s Mund hдngen)

АС:5; ФС: "очень внимательно слушать кого-либо, не в состоянии оторваться".

смотреть кому-либо в рот

АС:5; ФС: "очень внимательно слушать кого-либо".

ХАС: различие; ХФСС: неполное тождество.

Являются ФСЭ.

ФСГ "неистовое желание чего-либо"

1. j-m das Wasser lief im Munde zusammen

АС:4; ФС: "у кого-то потекли слюнки". Употребляется в разговорной речи.

2. j-m wдssert der Mund

АС:4; ФС: "у кого-то потекли слюнки, возникло сильное желание попробовать что-либо".

Употребляется в разговорной речи.

у кого-либо во рту слюнки текут

АС:4; ФС: "у кого-либо возникло сильное желание попробовать что-либо".

ХАС: различие; ХФСС: тождество.

Являются ФСЭ.

ФСГ "онеметь".

1. (wie) auf den Mund geschlagen sein

АС:5; ФС: "быть не в состоянии сказать слова".

(как) в рот воды набрать

АС:5; ФС: "быть не в состоянии сказать ни слова, онеметь".

ХАС: различие; ХФСС: тождество.

Являются ФСЭ.

2. der Bissen blieb ihm im Munde stecken

AC:4; ФС: "кусок застрял в горле".

Возможен вариант компонентов: blieb - quoll

ЭК"Р" в русском языке нет.

ФСГ "быть голодным"

Данная ФСГ характерна только для русского языка.

1. Смотреть в рот кому-либо

Многозначная ФЕ. AC:4; ФС: "будучи голодным, смотреть как кто-то ест".

2. маковой росинки во рту не было

AC:4; ФС: "кто-то ничего не ел".

ФСГ "позевота"

Данная ФСГ характерна только для русского языка.

1. пог.: один рот – и тот дерет

АС:2; ФС: "позевать".

Проявление эмоций

ФСГ "удивление"

1. Mund und Nase (Auge) aufsperren (aufreiЯen)

АС:2; ФС: "раскрывать рот от удивления до самого носа (до глаз)"

Возможны варианты компонентов:

Nase - Auge; aufreiЯen - aufsperren, где "aufsperren" придает оттенок

разговорной речи.

разинуть рот

Многозначная ФЕ. АС:2; ФС: "крайне изумляться, удивляться".

Возможен вариант компонентов: разевать - раскрывать.

ХАС: неполное тождество; ХФСС: тождество.

Являются неполными ССЭ.

2. den Mund aufreissen (aufsperren)

АС:2 ФС: "разинуть рот от крайнего удивления".

Возможен вариант компонентов: аufreissen - aufsperren

разинуть рот

Многозначная ФЕ. АС:2; ФС: "крайне изумляться, удивляться".

ХАС: тождество; ХФСС: тождество.

Являются полными ССЭ.

ФСГ "смех"

1. mit halbem Mund lachen

АС:2; ФС: "принужденно смеяться". Употребляется в разговорной речи.

ЭК"Р" в русском языке нет.

В русском языке ФЕ данной ФСГ имеют противоположную семантику - приветливо, открыто смеяться.

2. во весь рот

Многозначная ФЕ. АС:2;

ФC: "широко, приветливо улыбаться".

 2.3. Макрополе "практическая деятельность человека"

ФСГ "молчать"

Данная ФСГ состоит из двух подгрупп: "молчать самому" и "заставить кого-

либо замолчать".

Подгруппа "молчать самому"

1. den Mund halten

AC:5; ФС: "молчать, ничего не говорить, не рассказывать".

Данная ФЕ очень употребительна в разговорной речи.

заткнуть рот

AC:5; ФС: "молчать, ничего не говорить". Употребляется в разговорной речи.

На основе этой ФЕ в русском языке существуют следующие пословицы:

Заткни рот рукавицей! (Заткни хайло анучей! Зажмурь кадык!);

Зажми рот, да не говори с год.

ХАС: неполное тождество; ХФСС: тождество.

Являются неполными ССЭ.

2. reinen Mund halten

AC:5; ФС: "молчать, ничего не говорить".

Тождественно 1.

заткнуть рот

AC:5; ФС: "молчать, ничего не говорить".

ХАС: неполное тождество; ХФСС: тождество.

Являются неполными ССЭ.

3. du hast wohl den Mund zu Hause gelassen?

AC:5; ФС: "не говорить, молчать". Несет оттенок фамильярности.

ЭК"Р" в русском языке нет. Является ФСЭ ФЕ: "у тебя что, язык отнялся?"

"получить по губам".

Подгруппа "заставить кого-либо замолчать"

1. j-m den Mund stopfen

Многозначная ФЕ. АС:5

ФС: "заставить кого-либо замолчать". Просторечное выражение.

заткнуть кому-либо рот

АС:5; ФС: "заставить кого-либо молчать". Несет оттенок просторечия.

Возможны варианты компонентов: заткнуть - зажать, закрыть.

ХАС: тождество; ХФСС: тождество.

Являются полными ССЭ

Неполным ССЭ данной ФЕ немецкого языка является ФЕ "закрой поддувало, чтоб больше не воняло".

В данную ФСГ входят также следующие пословицы русского языка:

1. Как тут говорить, где не дадут рта отворить.

2. Рот не ворота, клином не запрешь.

3. Чужой рот - не огород, не притворишь.

4. Чужой роток - не свой хлевок, не затворишь.

5. На чужой роток не накинешь платок.

Пословицы 3,4,5 имеют в немецком языке ФСЭ с компонентом "Mund": "man mьsste viel Brei haben allen Leuten den Mund zu verstopfen".

ФСГ "говорить"

Состоит из двух подгрупп: "говорить самому" и заставить кого-либо говорить".

Подгруппа "говорить самому"

1. den Mund auftun (aufmachen)

AС:5; ФС: "начать говорить". Употребляется в разговорной речи.

Возможны варианты компонентов: aufmachen - auftun

открывать рот

АС:5; ФС: "начать говорить".

ХАС: тождество; ХФСС: тождество.

Являются полными ССЭ.

разевать рот

Многозначная ФЕ. В данном случае АС:5.

ФС: "начинать говорить". Имеет оттенок просторечия.

ХАС: неполное тождество; ХФСС: неполное тождество.

Являются неполными ССЭ

2. sich den Mund verbrennen

AC:5; ФC: "навредить себе своей болтовней, проговориться". Характерно

разговорно-фамильярной речи.

ЭК"Р" в русском языке нет.

Подгруппа "заставить кого-либо говорить"

1. j-m den Mund цffnen

AC:5; ФС: "заставить кого-либо говорить".

расстегнуть рот кому-либо

\Многозначная ФЕ. АС:5

ФС: "заставить кого-либо заговорить, запеть, заругаться". Несет оттенок

грубости.

ХАС: неполное тождество; ХФСС: неполное тождество;

Являются неполными ССЭ.

ФСГ "грубость, злословие"

1. den Mund (wie ein Scheunentor) aufreissen

Многозначная ФЕ. При актуализации семы 5 развиваются три ФС, входящие в данную ФСГ.

ФС1: "орать, грубить". Употребляется в разговорной речи.

ФС2: "куражиться". Несет оттенок презрения.

ФС3: "шельмовать, срамить кого-либо". Несет оттенок фамильярности.

На основе ФС3 возможен вариант ФЕ:

sich den Mund (ьber j-n/etw) zerreissen

ЭК"P" в русском языке нет. Является ФСЭ для ФЕ "глотку драть".

2. пог.: ihm lдuft der Mund weg

АС:5; ФС: "вредить себе своим злословием, грубостью".

ЭК"Р" в русском языке нет. Является ФСЭ для ФЕ "язык мой - враг мой".

ФСГ "хвастовство"

. den Mund (zu) voll nehmen

Многозначная ФЕ. АС:5; ФС: "хвалиться". Употребляется в разговорной речи.

На основе данной ФЕ в немецком языке существует пословица: nimm den Mund nicht zu voll; ФСЭ в русском языке: хвались, да не поперхнись.

2. посл.: greif’s doch erst praktisch an, mit dem Mund ist’s nicht getan

AC:5; ФС: "сначала делай дело, а потом говори".

ЭК"Р" в русском языке нет. Является ФСЭ ФЕ "дело делают руками, а не

Словом.

ФСГ "передача информации"

1. von Mund zu Mund

AС:6; ФС: "передавать информацию от человека к человеку".

из уст в уста

АС:7 ФС: "передавать информацию от человека к человеку".

ХАС: неполное тождество; ХФСС: тождество.Являются неполными ССЭ.

§ 3. Типы фразеологических соответствий

Данные об удельном весе немецко-русских (русско-немецких ) фразеологических эквивалентов различных типов во фразеологии обоих языков представляются важными общими сопоставительными характеристиками немецкой и русской фразеологических систем. Материалом для подсчетов служили 93 ФЕ немецкого языка и 70 ФЕ русского языка.

В результате  выяснено, что около 49% немецких ФЕ с компонентом "Mund" имеют более или менее регулярные русские фразеологические соответствия, хотя характер и степень их эквивалентности могут быть различными (для русского языка процент ФЕ с компонентом "рот", имеющих фразеологические соответствия, составляет около 65%). Остальные 51% (в русском языке 35%) составляют лексические соответствия и переменные словесные комплексы.

Внутри группы фразеологических соответствий удельный вес подгрупп находится в обратной зависимости от меры их структурно-семантической эквивалентности- меньше всего полных ССЭ, а больше всего - ФСЭ.

Эти наблюдения хорошо согласуются с общим положением сопоставительной лексикологии о том, что частичные межъязыковые эквиваленты значительно превосходят в количественном отношении полные эквиваленты.

 Подобные дифференциальные данные об удельном весе межъязыковых фразеологических эквивалентов различных типов позволяют создать более точное представление о мере тождества и различия немецкого и русского фразеологических составов на уровне конкретных ФЕ.

Таким образом, для рассматриваемых языков сходство конкретных фразообразовательных характеристик значительно ниже сходства конкретных функционально-смысловых характеристик.

Заключение

   Сопоставительный анализ ФЕ с компонентом "Mund"/"рот" в немецком и русском языках выявил их значительное сходство на семантическом уровне.

Несмотря на различный строй языков, а следовательно, и различные способы выражения синтаксических отношений между компонентами ФЕ в немецком и русском языках, можно обнаружить соответствия структурных подклассов субстантивных, вербальных и адъективных фразеологизмов, что в свою очередь увеличивает возможность нахождения эквивалентов различных типов в двух языках.

      Данные исследования свидетельствуют о том, что ФЕ с компонентом-соматизмом демонстрируют разнообразие путей семантического преобразования. Ведущая роль при этом принадлежит метафоре. Метафора формируется на основе ассоциаций, аналогий с различными сторонами объективной действительности. Весьма активной базой переосмысления в исследуемых группах является сравнение.

       В результате проведенного анализа выяснилось, что отличительной чертой фразеологического сравнения в ФЕ с компонентом-соматизмом является их функционирование в составе ФЕ в качестве единственного переосмысленного компонента. Он служит интенсификатором признака.

                   Все исследуемые ФЕ дают качественно-оценочную характеристику, отображают физическое и психическое состояние человека, проявление его эмоций, характеризуют его практическую деятельность.

 Некоторые ФСГ характерны лишь для одного из сопоставляемых языков. Но в основном ФЕ русского и немецкого языков совпадают по своей тематике, что можно объяснить общностью физических и психических проявлений.

Выделение фразеологических эквивалентов различных типов дает яркую картину соответствий немецких и русских ФЕ, включающих в свой состав компонент-соматизм "Mund"/"рот". Число полных ССЭ мало (8), т.к. материальное тождество лексических компонентов и грамматических структур для отдаленно родственных языков нетипично. Влияние сферы коммуникации и стилистические характеристики дают в сопоставляемых языках большое количество НССЭ (16) и ФСЭ (22). Общее число фразеологических эквивалентов равно 46, что составляет около 49% для немецкого и около 65% для русского языков.

  Малое количество ПССЭ можно объяснить тем, что компонент-соматизм "Mund" имеет большую фразообразовательную активность в немецком языке, чем компонент "рот" в русском языке. В русском языке данный компонент оттесняется на задний план более активными компонентами-соматизмами "язык","губы", "зубы".

 Большая часть ФЕ с компонентом "Mund" имеет в русском языке эквиваленты, не включающие в свой состав компонент-соматизм. Такое несовпадение в выборе компонентов можно объяснить избирательной отражающей способностью мышления человека.

Таким образом, результаты исследования указывают на значительное сходство в обоих языках в семантическом плане.

Список использованной литературы

1. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Л.: Наука, 1973. С.336

2. Бородянский И.А., Степанова И.С. О символическом значении компонентов фразеологических единиц // Романо-германская филология. – Киев: Вища школа, Вып. 19, 1985. - С.17-20.

3. Васильева Т.Н. Структурно-семантические типы соматических фразеологизмов немецкого языка в художественном тексте // Структурно-функциональный анализ текста в обучении иностранным языкам. – Чебоксары: ЧГУ, 1986. С.8-19.

 4.Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском

языке // Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М.:

Просвещение, 1977. – С. 140-165.

5. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М.:Просвещение, 1977. – С. 25.

6. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М.: Просвещение, 1978.206 с.

 7.Искоз А.Н., Ленкова А.Ф. Лексикология немецкого языка. Л.: Учпедгиз,

1970. 296 с.

8. Колшанский Г.В., Сухова И.П. Принципы сопоставления семантических

систем языков и проблема перевода // Лингвистика и методика в высшей

школе. – М., 1974. – Вып. 6. – С. 61-69.

9. Копыленко М.М., Попова З.Д. Сопоставительная фразеология: состояние и перспективы // Лексические и грамматические компоненты языкового знака.– Воронеж: ВГУ, 1983. – С. 149-157.

10. Левковская К.А. Лексикология современного немецкого языка. М., 1968.

320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Сравнительный анализ концепта "друг" в русском и английском языках

              С самого рождения человек приучается оценивать действительность и выра...

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТОМ – НАИМЕНОВАНИЕ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

Предлагаю Вашему вниманию работу моей ученицы Салахутдиновой Ф. по сравнительному языкознанию...

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ...

Анализ фразеологических единиц английского языка с семантикой «работа и учеба».

В данной статье рассмотрены фразеологические единицы английского языка с семантикой «работа и учеба». Проанализированы характерные особенности фразеологизмов как лингвистического и социоку...

Окказиональное употребление фразеологических единиц в рекламном дискурсе на примере немецкого языка

Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со...

Окказиональное употребление фразеологических единиц в рекламном дискурсе на примере немецкого языка

Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со...

"Семантико-сопоставительный анализ фразеологических единиц во французском, русском и английском языках"

В данном исследовании мы провели семантико-сопоставительный анализ  фразеологических единиц (далее ФЕ) русского, французского и английского языков, содержащие в себе концепт любовь. Концепт...