Круглый стол образовательных политиков
статья по немецкому языку по теме

Кутепова Юлия Сергеевна

тема "Как оценивать труд учителя?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Успех всего милее тем, кто сроду не имел успеха». Э. Дикинсон.

 «Успех всего милее тем, кто сроду не имел успеха». Э. Дикинсон.

Успешность карьеры человека определяется обществом.
Успешность жизни человека — им самим, его душой.

Успешный человек действует, неуспешный откладывает действие на потом. Успешный падает и снова поднимется, неуспешный боится упасть, совершить ошибку, а если падает, то уже не стремится подняться.

Скорее всего, школьная успешность Жизненную успешность не обеспечивает. По крайней мере, главенствующим параметром не является.
И переход от школьной успешности к жизненной успешности происходит или не происходит в первые 5-7 лет после окончания школы. Точнее, происходит выявление системы координат, в которой человек и начинает себя оценивать по параметру «успешность».
Понятие «успешный школьник» очень сильно отличается от понятия «успешный человек» объемом содержания.
Школьная успешность — это четверки-пятерки, приемлемое поведение и какая-нибудь общественная нагрузка. Ты успешен, если ты вписался в школьные нормы и правила, которые четко прописаны, проговорены и ясны. А ты — хороший их исполнитель.
Успешностьв Жизни — это...
Вовзрослойжизнипонятие«Успешность» перестает быть школьно-однозначным,приобретает большую субъективность ииз Результата превращается в Процесс.
Сравним две ситуации: Школьную жизнь и взрослую Жизнь.
Ситуация школьной жизни.
Цель задана изначально. Четкая, однозначная: закончить школу. Ты должен хотеть именно это.
Путь достижения ясен и не имеет разночтений: ходи на уроки, выполняй домашние задания, слушай учителей, сдавай хорошо экзамены.
Тебе надо одно: следовать указанным путем.
Правила описаны и понятны.
Территория отграничена: школа.
Тупики и ошибки: укажут учителя и родители. Истинный путь подскажут они же.
Успех — гарантирован при выполнении правил.
Срок результата фиксирован.
Критерии заданы.
«Судьи» определены.
Внешние условия: работают на тебя.
Тип условий: лабораторно-тепличные. Школьный социум стабилен. Высокая степень прогнозируемости. Минимум неожиданностей.
Группа поддержки: родители, учителя.
Вдохновляющая мантра: скоро школа закончится.
Позиция: результат важнее процесса.
Основные востребованные качества: прилежание, исполнительность, инициатива в четко отведенных границах, соответствие Правилам и Ожиданиям взрослых.
Время прохождения: 9-11 лет.
Вид дистанции: средняя.
Финал: пышные наряды, бурные восторги, возвышенные речи, массовые гулянья до рассвета.
Что дальше: взрослая жизнь, так долго ожидаемая.
 
Ситуация взрослой Жизни.
Цели изначально не заданы.
Пути достижения не определены.
Надо знать, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ, чтобы ставить цели.
Надо знать, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ, чтобы выбирать пути.
Надо еще очень много-много чего.
Правила многозначны, голографичны, постоянно меняются, иногда требуют тайной разведки.
Территория — обширна до непостижимости: Жизнь.
Тупики и ошибки: неизбежны, распознаются по результату, могут быть учителями и активизировать творческий подход к жизни.
Истинные пути надо искать самостоятельно.
Успех не гарантирован. Его образ может видоизменяться.
Срок получения результата: растянут во времени. На разных этапах дистанции успех и неуспех сменяют друг друга.
Критерии успешности подвижны, выбираются самостоятельно.
«Судей» много. Все говорят разное. Лучше выбрать самому. Иначе они выберут тебя.
Внешние условия: подобны ветру — то в лоб, то в спину, то штиль, то тайфун.
Тип условий: полевые испытания без страховки. Открытый социум не стабилен. Неожиданностей масса. Контролю не подлежит. Прогнозы переменчивы.
Группа поддержки: внутренние опоры и Бог. Состояние ДАО* тоже подойдет.

Вдохновляющая мантра: не прилагается. Надо сочинять самому, менять по ситуации и хранить как зеницу ока.
Позиция: до некоторого момента результат кажется важнее процесса.
Основные востребованные качества: гибкая целеустремленность, энерговосполняемость, стрессоустойчивость и чувство юмора, способность превращать жизненные уроки в жизненные перспективы.
Время прохождения: 40-50-60-70-... лет с момента окончания школы.
Вид дистанции: марафон пожизненный.
Финал: Два варианта: умиротворенность и благодарность Жизни за ВСЁ

ощущение напрасности прожитого, обида и разочарование
+ надежды, что дети достигнут не достигнутого вами.

Что дальше?: ...
ДАО — здесь: состояние полного гармоничного соединения с Потоком Жизни,
Во взрослой жизни есть три базовых Варианта Линии Жизни
ВАРИАНТ ЛИНИИ ЖИЗНИ Выбираешь одну из заданных социумом типовых Схем Жизни.
Четко и пошагово выполняешь все этапы Типовой схемы, предложенной социумом.

Выбираешь одну из заданных социумом типовых Схем Жизни.
В четко заданных рамках Типовой схемы, предложенной социумом,
ищешь свою индивидуальную манеру передвижения.

Вообще ничего не выбираешь,
просто движешься как щепка в бурной реке



Предварительный просмотр:

Утихла волна возмущений ЕГЭ, прекратился поток статей о том, как же сдавали выпускники этого года экзамены, а между тем те, кто поступил в этом году в вузы по новой системе, готовятся к первой сессии, а преподаватели к первой реальной на их взгляд проверке знаний ребят.

Если для гигантов отечественного образования ЕГЭ – необъективный и неэффективный способ оценки знаний абитуриентов, то для региональных вузов – последний шанс добрать ребят на не слишком престижные специальности. Туда, куда при экзаменационной системе абитуриенты просто не подавали документы, надеясь поступить на бюджетные, или, на крайний случай, платные места более престижных специальностей, теперь выстраиваются очереди из выпускников с невысокими, но вполне приличными баллами по единому экзамену.

После президентского Послания, где Дмитрий Медведев заявил, что "единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования", в педагогических кругах вновь стали обсуждать тему ЕГЭ и альтернативных вариантов оценки знаний школьников. Объективен ЕГЭ или нет, чем лучше или хуже ЕГЭ других способов попасть в вуз. Нужды ли вообще экзамены при поступлении в вуз и выпуске из школы? Сказать что все учителя однозначно за или ед Утихла волна возмущений ЕГЭ, прекратился поток статей о том, как же сдавали выпускники этого года экзамены, а между тем те, кто поступил в этом году в вузы по новой системе, готовятся к первой сессии, а преподаватели к первой реальной на их взгляд проверке знаний ребят.

На 19 июля назначено заседание комиссии по совершенствованию ЕГЭ. Нетрудно предугадать, что существо вердикта будет примерно таково: «Неуклонно продолжить совершенствование ЕГЭ». Парадоксально: несмотря на то что громкие скандалы сотрясали кампанию ЕГЭ-2011, мысль о том, что в системе ЕГЭ заложены неустранимые пороки, по-прежнему является крамольной и не подлежащей рассмотрению. Даже убежденные оппоненты в личных беседах говорят: «Ну ты же понимаешь, что ЕГЭ не будет отменен».
А почему, собственно? Только потому, что в этом случае придется нести ответственность многим людям и в том числе с весьма громкими именами? Потому, что возможны неудобные вопросы: куда ушли весьма немалые народные деньги?
Цена ошибки здесь чрезвычайно высока: речь идет о судьбе российской системы образования. В этом году произошло нечто большее, нежели цепь скандалов: подорвано доверие к ЕГЭ. Поэтому дискуссия и неизбежна, и необходима. Рискну предложить альтернативу. Для этого разумно начать все с чистого листа безотносительно к существованию ЕГЭ.
В принципе вопрос об экзаменах вторичен. При всей значимости экзаменов речь идет о коротком эпизоде. Вопросы же об организации жизни школьников в течение 11 лет и студентов в течение 5–6 лет обучения в вузе существенно важнее. Но роль экзаменов не следует и преуменьшать как в силу их судьбоносного характера, так и по иной причине: именно экзаменационные требования жестко конкретизируют цели образования, а следовательно, оказывают серьезнейшее влияние на процесс обучения. Классическая ситуация: хвост виляет собакой.
Какой должна быть оптимальная система экзаменов? На мой взгляд, у экзамена есть три основные функции.
Это, во-первых, серьезное средство воспитания. Вторая важная функция экзамена – развитие системного мышления. Наконец, третья функция испытаний – контролирующая.
Для того чтобы система испытаний отвечала своему предназначению, она должна отвечать нескольким естественным требованиям.
И учение, и обучение – это в первую очередь долгий труд, о результатах которого (в том числе промежуточных) и учителя, и ученики должны постоянно иметь ясное представление. Соответственно система испытаний должна действовать регулярно на протяжении всех лет обучения. Это означает, что речь должна идти о довольно большом числе контрольных работ, зачетов и экзаменов. Такая система весьма разнообразна и в качественном отношении: и устные, и письменные экзамены; тестовые формы, применяемые, как правило, для проверки освоения технических навыков. Разнообразие экзаменационных форм определяется, с одной стороны, необходимостью развития и устной, и письменной речи, мышления в целом, с другой стороны, следует иметь в виду специфику учебных предметов – например, нельзя упразднять устные экзамены, изгонять диалоги экзаменатора и экзаменующегося.
Другое предложение – создание экзаменационных комиссий при активном участии независимых экзаменаторов. Снижению издержек будет способствовать и решение о выдаче аттестатов с двойками (при этом школьные оценки должны учитываться при поступлении в вуз; должна быть развернута система вечерних школ и пунктов сдачи экзаменов, позволяющая бывшим двоечникам себя реабилитировать).

Таким образом, альтернативная ЕГЭ система может быть выстроена. Необходима новая система принципов (некоторые из них указаны выше) и большая работа. Стартовый шаг – принятие временной модели экзаменов 2012 года. Выпускные и вступительные экзамены должны быть разделены. Задача выпускных экзаменов – оценка общей культуры выпускника школы. Задача вступительных экзаменов – оценка уровня предпрофессиональной подготовки. Это принципиально разные задачи, решение которых в рамках одного экзамена невозможно.

Президент России Дмитрий Медведев в День учителя посетил церемонию вручения премии "Учитель года России – 2011", проходившую в Московском планетарии. Глава государства поддержал идею создания альтернативы Единому государственному экзамену (ЕГЭ) лауреаты конкурса высказали пожелание, чтобы для поступления в вузы у ЕГЭ была альтернатива – например, победа во Всероссийской олимпиаде. "Я согласен, если найдем по отдельным предметам альтернативы", – сказал Медведев. Однако он предупредил, что при применении такого способа поступления в вуз "ни у кого не должно не возникать сомнения, что это такой же тонкий и точный тест, как ЕГЭ".Ректор МГУ убежден, что это "лучшие студенты, изюминки".

Грамотное планирование системы в целом – необходимый первый шаг к альтернативной модели. Но успех дела определяет прежде всего профессионализм разработчиков контрольных заданий: на основе ясно сформулированных целей того или иного курса создаются соответствующие системы учебных задач, допускающие ясную проверку достижений. Это касается в первую очередь минимального уровня; для оценки уровня достижений необходимы задания творческого характера (этой же цели служат олимпиады и конкурсы).



Предварительный просмотр:

Современный учитель какой он?

Профессионал, ас своего дела, пришедший в школу по призванию

Постоянно совершенствующийся, чтобы быть всегда на высоте

Его главной задачей является не просто научить, а научить учиться

Он учитель — наставник, важным направлением в работе которого является инновационная деятельность

Имеющий свой собственный имидж

Умело сопровождающий учеников на их личном пути, а не руководящий

Он руководствуется принципами гуманности, законности, демократичности, справедливости, взаимного уважения

Специалист с другим сознанием

Вот таков он, современный учитель, настоящий профессионал, учитель, находящийся в постоянном творческом поиске, соединяющий в себе любовь к делу и к ученикам, умеющий не только учить детей, но и способный сам учиться, чтобы...

Всё время схватывая нить

 Судеб, событий,

 Жить, думать,

 чувствовать, любить,

 Свершать открытья...

Современный учитель. Каков он? Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Работа?… Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить своё будущее. За шесть лет, что я здесь проработала были уже и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты… Я учитель…Учитель… Учитель… Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя. Учитель учит детей, а дети, в свою очередь, – учителя. Он открывает дверь в страну знаний и учит детей тому, чему учили его в своё время. Стоит только произнести слово «Учитель», как мы представляем всё самое прекрасное и доброе, что может быть в человеке. Люди этой важнейшей профессии на земле, не жалея себя, делают всё возможное, чтобы их ученики стали образованными, грамотными людьми в будущем. Учитель… Каков он современный учитель? Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Навсегда остались в памяти слова В.Астафьева: «… фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил». Ведь учитель - это эрудированный и образованный человек, знающий свой предмет: только большой багаж знаний даёт право учить других. Он должен стать другим не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен. На мой взгляд, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Педагогическая деятельность - будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Надо учить своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить; построить свою работу, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Все дети без исключения талантливы: каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, двигательной деятельности, сферах общения и лидерства. Каждый день работы с детьми таит в себе столько удивительного! Что ещё должно быть на высшем уровне в работе учителя? Конечно же, уроки. Хороший урок - это урок, в котором все продумано до мелочей: эмоции, стиль, формы и методы обучения, учтены индивидуальность и интересы каждого ученика. Продуктивный урок – цельная картина, хотя и составлена из кусочков, но каждый кусочек по-своему несёт и смысл, и назначение. Надо помнить, что настоящий учитель – это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Нужно только найти в ребенке струну, суметь её настроить, и тогда она зазвенит, а урок пройдёт как картинка. Заканчиваю своё размышление словами из стихотворения Г.П.Петелиной : «В нашей жизни всё неповторимо, Так ведётся издавна, в веках, Только лишь одно бесспорно, зримо: Кто учил – живёт в учениках».

 



Предварительный просмотр:

Как оценевать качество работы учителя?

Был проведен опрос учителей. Нужно ли оценивать результат работы учителя? 15% сказали нужно оценивать с помощью срезов, 30 % сказали нельзя оценить работу учителя и 55 % можно оценивать, только по другим критериям.Вот такие примерно блоки показателей могут быть при распределении стимулирующей части учителя-предметника:
- Учитель как личность, гражданин, индивидуальность
- Образовательные технологии и методики, которые он использует
- Успехи и достижения его учеников (портфолио пресловутые)
- Его собственные успехи и достижения (порфолио и план самообразования)
- Мотивация его учеников на освоение преподаваемого предмета
- Отношения учеников к нему самому
- Отношения между его учениками

Качество работы учителя оценить можно, но должны быть другие критерии оценки. Конечно,
срезы -это один из показателей, но надо обязательно учитывать с какими детьми работает учитель.

Как оценивать отношения учеников к преподавателю????? Только старшие дети понимают, что строгий и требовательный учитель - это не плохо!
А мотивация??? Она может быть низкой, или не такой - за оценку, например!
А динамика, как возможный критерий, может для кого то и "тройка" динамика успеваемости с двойки (но в целом же это плохо)а кому-то "пятерка" автоматически - на общем фоне например...
Все слишком сложно...
Согласна с фразой "не сталевары мы" - по крайней мере качество стали можно вполне ОБЪЕКТИВНЫМИ тестами оценить. А
учучитель челове, и оценивать его люди будут - уж с этим Вы должны согласиться

оценивать работу учителя однобоко! Оценка должна происходить на основании сравнения результатов деятельности в отдельно взятом классе: положительная динамика или отрицательная. Тем не менее, это также спорный вопрос, одни темы ребенок усваивает лучше, другие хуже, мотивация к учению колеблется в различные возрастные периоды, состояние здоровья детей изменяется, возникают разные жизненные ситуации и много пр. Учесть все эти моменты просто не возможно! Но их каким-то образом надо учитывать! А иначе одни учителя у нас всегда будут "хорошими", а другие - "плохими"

Учитель как личность, гражданин, индивидуальность:
КРИТЕРИЙ - гражданская зрелость и активность личности
ПОКАЗАТЕЛЬ - количество общественно-значимых и социально-зримых дел
ИНСТРУМЕНТ - самооценка и оценка коллег
Образовательные технологии и методики, которые он использует
КРИТЕРИЙ - профессиональная грамотность
ПОКАЗАТЕЛЬ - открытые мероприятия
ИНСТРУМЕНТ - оценка методобъединения
При помощи комплексной анкеты возможно определение уровня профессиональной культуры учителя, что бужет свидетельствовать о качестве его работы.
И все же, считаю, что
технологическая отработка приемов оценки динамики развития учащихся - перспектива для оценки результативности деятельности педагога.

 Руководителям МО рекомендуется завести “Папку достижений учителя в межаттестационный период”. По накопленному материалу учитель будет видеть свои наработки и пробелы, что будет стимулировать его к дальнейшей работе, руководитель будет видеть деловые качества, достоинства учителя и использовать их в работе.

Этот важнейший инструмент управления методической работой определяет желаемые конечные результаты деятельности школьного МО. Методическая работа – это постоянная коллективная индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а так же профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п...

Круглый стол по теме "Расширение гуманитарной образовательной среды"

Совместный проект с Историческим факультетом СПбГУ  (исторический класс). Событие состоялось в ноябре 2010 на базе школы №27 для учителей истории Василеостровского района. Один из вариантов работ...

Материалы круглого стола на тему:«Системная работа по социализации детей-инвалидов в коррекционно-образовательном учреждении»

В данном материале представлены рабочие документы по проведению круглого стола и отчет о прведенном мероприятии...

Выступление по теме "В мастерстве учителя успех ученика"в рамках конкурсного мероприятия "Круглый стол образовательных политиков"

Данное выступление подготовлено в рамках выступления в конкурсном мероприятии "Круглый стол образовательных политиков" для муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...

Круглый стол для педагогических работников образовательных учреждений по теме: «Опыт работы образовательных организаций Ярцевского района в формировании экологической культуры обучающихся».

Сегодня мы говорим об экологической  культуре   как показателе  практического отношения человека к природе.Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с нео...

Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"

С 24 по 27 ноября  2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...