Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций
методическая разработка

Ракитина Татьяна Владимировна

Грамматика как раздел науки о языке — это совокупность правил о том, как правильно построить предложение. Посредством грамматики формируются умения устного и письменного общения. Поэтому важно при обучении грамматике не только изучать теорию и добиваться ее усвоения, но и выдвигать в качестве первостепенной задачи практическое усвоение и закрепление особенностей иноязычной речи. Грамматика являлась отправным моментом и целью обучения при грамматико-переводном методе. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу и подобию латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и самоцель.

Метод  – предполагает наличие определённых шагов, принципов, использование конкретных примеров. Выделяют два основных подхода к обучению грамматике: эксплицитный, который подразумевает объяснение правил и явлений; имплицитный, суть которого состоит в повторении и заучивании грамматически верных структур без заучивания самих правил.

Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде. Эксплицитный подход предполагает использование двух методов: дедуктивного; индуктивного. На наш взгляд, чередование методов мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и делает образовательный процесс более интересным и легким.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_osobennosti_648267.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций

Оглавление

1. Определить методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка        2

2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка        5

3. Привести несколько примеров применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп        7

Список литературы        11


1. Определить методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка

Грамматика как раздел науки о языке — это совокупность правил о том, как правильно построить предложение. Посредством грамматики формируются умения устного и письменного общения. Поэтому важно при обучении грамматике не только изучать теорию и добиваться ее усвоения, но и выдвигать в качестве первостепенной задачи практическое усвоение и закрепление особенностей иноязычной речи. Грамматика являлась отправным моментом и целью обучения при грамматико-переводном методе. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу и подобию латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и самоцель [2, 10].

Только разумное сочетание обучению грамматике и закрепление грамматических явлений в речи помогут педагогу сформировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Метод  – предполагает наличие определённых шагов, принципов, использование конкретных примеров. Выделяют два основных подхода к обучению грамматике: эксплицитный, который подразумевает объяснение правил и явлений; имплицитный, суть которого состоит в повторении и заучивании грамматически верных структур без заучивания самих правил.

Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде. Эксплицитный подход предполагает использование двух методов [9]: дедуктивного; индуктивного.

Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях.

Более подробно можно рассмотреть данный метод на основе последовательности действий и его применения: cначала изучается правило с использованием грамматических терминов. Ученикам дается задание найти новое грамматическое явление в тексте, назвать форму, объяснить причину её применения. Ученики выполняют подстановочное упражнение в соответствии с образцом. Осуществляется переход от выполнения подстановочных упражнений к трансформационным. Выполняются упражнения на перевод с русского на немецкий.

В старшей школе зачастую используется дедуктивный метод, так как продвинутый уровень изучения языка подразумевает высокий уровень языковой грамотности, что, в свою очередь, позволяет ученикам пользоваться специальной справочной литературой, как в школе, так и дома.

При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов: Ученикам дается текст, в котором часто используется новое грамматическое правило. Учитель просит определить и сформулировать правило. На данном этапе необходимо использовать различные подсказки такие, чтобы учащиеся смогли без труда определить новые грамматические формы и вывести правило [1, 8]. Учащиеся формулируют правило, учитель корректирует его. Выполняются упражнения на подстановку. Трансформационные упражнения. Обучаемые выполняют упражнения на перевод с родного языка на иностранный.

Выделяют несколько преимуществ использования индуктивного метода на начальном и среднем этапах обучения: данный метод способствует языковой догадке у учащихся; грамматическое правило выводится учениками самостоятельно, благодаря чему легче запоминается и усваивается; объясняя и корректируя правило, учитель избегает сложных грамматических терминов [7].

Имплицитный подход также предполагает использование следующих методов: ситуативного; коммуникативного. Ситуативный метод предполагает использование упражнений на отработку ситуативных моделей. Следующая последовательность действий раскрывает суть этого метода: Аудирование предложений, текста с новым грамматическим явлением. Ученики хором или индивидуально проговаривают образец за учителем. Учащиеся выполняют вопросно-ответные упражнения с использованием только, что изученной структуры, в парах или вместе с учителем. Ученики составляют учебный диалог с несколькими структурами.

При использовании коммуникативного метода, грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке. Коммуникативный метод подразумевает использование частных методов [3]: предварительное слушание, при котором учитель проигрывает определенный текст, содержащий грамматические и лексические единицы, объединенные одним сюжетом; имитация речи, когда учитель просит учеников произнести фразу хором или индивидуально с различными эмоциями, в разной коммуникативной ситуации; группирование схожих фраз по смыслу, форме, что способствует созданию образца речевой ситуации; автоматизация изученных структур, встречающихся в разнообразных ситуациях общения, текстах; действия по аналогии в схожих ситуациях общения, например, общение в гостинице, на собрании, представлении и т.д.

Изучение традиционных подходов и методов обучения грамматике позволяет сделать вывод о том, что каждый подход занимает своё определённое место в процессе изучения иностранного языка. На начальном этапе обучения наиболее эффективно будет использование имплицитного подхода, на среднем и старшем – эксплицитного. При этом следует отметить, что какого бы подхода мы не придерживались, методы, содержащиеся в них, следует чередовать, учитывая способности учащихся, содержание грамматического материала и сложность его усвоения учениками, а также условия обучения. На наш взгляд, чередование методов мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и делает образовательный процесс более интересным и легким.


2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка

На начальном этапе обучения (2 – 4 кл.) ученики овладевают формой, значением и употреблением отдельных грамматических явлений. Они усваиваются лексическим путем, запоминаясь как идиоматические выражения.

Внимание акцентируется на тех явлениях, которые не совпадают с родным языком. Грамматика изучается от примера к правилу. Новое грамматическое явление воспринимается в контексте, затем школьники применяют его на практике в своей речи, а после этого они оформляют полученные ими грамматические знания в соответствии со своей возрастной группой. В конце обучения в младшей школе ученики овладевают многими грамматическими явлениями: артикль, имя существительное (склонение, род, образование множественного числа), числительные (количественные и порядковые), местоимения (личные, притяжательные, вопросительные), простое предложение (вопросительное, повествовательное, восклицательное) и т. д. [4, 7].

Знания, полученные учащимися в младшей школе увеличиваются на среднем этапе обучения (5 – 9 кл.). Школьникам тоже следует распознавать грамматические явления в тексте. С целью продуктивного, а также рецептивного усвоения в процессе среднего обучения ученики овладевают следующими грамматическими явлениями:

5 – 7 кл.: имя существительное (систематизация множественного числа существительных, типы их склонений), числительные (дробные числа); наречия (сравнительная и превосходная степени) и т. д.

8 – 9 кл.: имя существительное (существительные, образованные от прилагательных), глагол (систематизация временных форм глагола, модальные глаголы в субъективном значении, инфинитивные конструкции) и т. д.

Грамматические явления, которые были усвоены на начальном и среднем этапах обучения систематизируются на старшем этапе (10 – 11 кл.). Школьников старших классов следует научить формулировать правила грамматики и для этого правильно использовать грамматическую терминологию [6]. Кроме того, учеников знакомят с новыми грамматическими явлениями: глагол (управление глаголов в устойчивых словосочетаниях), причастные и деепричастные обороты, грамматическая синонимия и т. д.

Учителю следует обратить внимание учащихся на грамматические явления, специфичные для немецкого языка и отсутствующие в немецком и русском языках (например, наличие в немецком умлаутов; глаголов, приставки которых отделяются).

В методике преподавания грамматики часто выделяются действия по выбору схемы предложения, которые соответствуют замыслу высказывания, а также по выбору образования форм слов и словосочетаний. Для обучения навыка устной речи при построении предложений школьниками, учитель должен пользоваться следующим планом действий: выбрать определенное предложение, ознакомить школьников с этим предложением (например, Gib mir deinen Kuli), предложить ученикам осуществить следующие действия: выбрать схему предложения; образовать соответствую форму глагола; выбрать нужную форму личного местоимения; определить форму притяжательного местоимения; оформить все высказывание; раздать ученикам карточки для проведения самоанализа составленного ими предложений.


3. Привести несколько примеров применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп

Чаще всего преподаватели придерживаются традиционного метода обучения грамматике. Работа над грамматической стороной языка ограничивается чтением правила и тренировкой в предложениях. Если отсутствует реальной коммуникации на уроках иностранного языка, то у учащихся появляются пробелы в знаниях, а главное трудности в выражении своих мыслей. Коммуникативная методика предлагает нам другой подход в обучении грамматике. Коммуникативная методика преподавания грамматики направлена на приобретение коммуникативных навыков, умение общаться, выражать свои мысли и эмоции, используя грамматические структуры. Очень важно, чтобы дети имитировали реальное, живое языковое общение.

На уроках грамматики с учениками разных возрастных групп нарабатываем систему коммуникативной грамматики. Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически. На занятиях ученикам дается возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, позволяет им научиться применять грамматические и лексические формы для выражения собственных мыслей [5].

Поэтому большое внимание на уроках уделяется работе в парах и мини-группах. Для учащихся разных возрастных хорошо проходят уроки с использованием мультимедиа оборудования.

Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи.

Для каждого из этапов следует использовать соответствующие их целям упражнения.

На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание и употребление. Этому этапу соответствуют следующие упражнения: подчёркивания; выписывание; грамматический разбор; модель - SOS

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков. Упражнения этого этапа должны иметь коммуникативную значимость.

Методические приёмы, задания и практические способы обучения грамматическим явлениям на каждом этапе должны быть разнообразными.

Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др.

Можно предложить следующие задания: “Разыграйте диалог между покупателем и продавцом одежды” “Расскажите о планируемой поездке”. Учащиеся должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора.

К заданиям, которые учащиеся принимают с большим интересом, традиционно относят различные ролевые, игры, моделирование коммуникации и т.д. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов.

В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», «дискуссию».

Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения.

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Важное условие реального общения - необходимость говорить на иностранном языке - достижимо в заданиях, предполагающих иностранного получателя информации.

Организация и методика проведения данного вида игр предполагают: объяснение сути и правил игры всей группе (инструктаж); демонстрация части игры преподавателем и учащимися; пробная игра мини-группы перед всей группой; фронтальное общение преподавателя с группой, общая беседа (после игры); анализ действий участников.

Можно использовать следующие задания, учебные речевые ситуации и игры:

1. Выберите из ряда реплик одну, вспомните жизненную ситуацию, опишите её группе или речевому партнёру в форме Present Simple. Группа или партнёр стараются отреагировать на ситуацию соответствующей репликой, согласно контексту. Это задание подойдет для учащихся в старших классах

2. Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Тренируя вопросительные структуры, можно показать фотографию и попросить их расспросить о том, где и когда это было. Данный вид задания подходит для учащихся разных возрастных групп. Вариация: предлагаем вжиться в роль одного персонажа на фото и рассказать, что было до и после. Каждый получает картинку с изображением человека, даёт ему /ей имя, обозначает глаголами в начальной форме род его занятий или хобби. Необходимо составить рассказ об этом человеке в соответствующей временной форме.

3.На карточках записаны словосочетания, характеризующие виды занятий во время летнего отдыха. Один показывает в пантомиме действия, другие его отгадывают. При этом отрабатывают The Past Simple Tense.

4.“Комнатный бой” (в игре участвуют два человека).

Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнёра, который будет заполняться “мебелью” по ходу игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнёра.

5.“Интервью”. Задание: Поговорите со своими друзьями и выясните: что они делали и что интересного с ними происходило. Такие задания можно начинать проводить с начальной школы.

6.Задания типа (information gap) могут иметь нетрадиционные формы:  picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks).

Как видно из приведённых примеров любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для учащихся тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно чётко определить цель задания. Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностная вовлечённость учащихся в процесс общения. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях. Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной, как показывает анализ, является обратная связь, которая осуществляется в учебной деятельности на каждом уроке, а не только в тестах или в выполнении домашних заданий.


Список литературы

  1. Аверин, М. М. УМК «Горизонты». Немецкий язык как второй иностранный. 5 кл. М.: Просвещение:Cornelsen, 2018 – 104c.
  2. Антонова, С. Г. Учебно-методическая поддержка образовательных технологий вузов: к вопросу о типологии учебных изданий / С.Г. Антонова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – №5. – С. 32-105.
  3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Иностр. яз.» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
  4. Вишнякова, Н. Г. Терминологическая лексика и принципы ее отбора для обучения иностранному языку в технических вузах  / Н.Г. Вишнякова. – М., 2016. – 412 с.
  5. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова. М.: Академия, 2006. – 412 с.
  6. Димиденко, Е. Н. Формирование и развитие лексического строя речи обучающихся  / Е.Н. Димиденко // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: мат. Межд. научно-практич. конф. - 2016. - С. 21-104.
  7. Донских, О. А. Образование должно освобождать или порабощать? / О. А. Донских // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – №10. – С.15-101.
  8. Иванова, Ю. С. Слоган, пословица и афоризм  / Ю.С. Иванова // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Лингвистика. - 2020. - № 5. - С. 10-133.
  9. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Г.А.Китайгородская // Теория и практика. М.: Высшая школа, 2019. - 280 с.
  10. Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе. – М., 2016. – 451 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике в средней школе...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье описывается методика отработки грамматических явлений иностранного языка. Раскрывается функциональный ( коммуникативный ) подход, практико-теоретический способ введения грамматических явлений...

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций.

Роль изучения грамматики в обучении английскому языку в современной школе. Изучение грамматики в старшей школе с помощью различных методик. Обучение грамматике английского языка с помощью ко...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методовв статье рассматриваются разные методы обучения фонетике английского языка, и выявляется чваж...

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка

Теоретический и практический материал по преподаванию грамматики на уроках иностранного языка ...

Методические рекомендации "Обучение фонетике немецкого языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов"

В данной статье даны методические рекомендации обучения фонетике в ракмках уроков немецкого языка разных возрастных групп обучающихся...

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

Содержание Введение.Современные методики объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на у...