Интеграция мотивационных инструментов для изучения второго иностранного языка в технологию ролевой игры.
учебно-методический материал

Андрусенко Елена Анатольевна

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andrusenko_e.a.doc35.5 КБ
PDF icon prezentatsiya._andrusenko_e.a.pdf523.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция мотивационных инструментов для изучения

второго иностранного языка в технологию ролевой игры.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» Макаренко А.С.

Я, учитель английского и французского языков, участник площадки на базе МБОУ Гимназии 16 г. Мытищи, в процессе апробации региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков, работала над интеграцией мотивационных инструментов для изучения французского языка как второго иностранного. Объектом моего педагогического наблюдения была выбрана устная речевая деятельность, при этом акцент был сделан на развитии универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных (планирование, контроль, коррекция, оценка).

Для апробации из региональной модели мной был выбран игровой характер урока, способствующий развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению французского языка.

Мои апробационные практики осуществлялись на базе технологии: «Ролевая игра». Модернизация образовательного процесса неизбежно приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие современные педагогические технологии, которые вызвали бы интерес обучающихся и мотивировали их на изучение предмета. Необходимы активные методы обучения. Игра является одним из активных методов обучения. Использование игровых технологий становится средством реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Применение игровых технологий дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Выделяют следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов:

- мотивация;

- прикладной характер игр;

- субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).

- овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

Хочется отметить, что наибольшей эффективностью при реализации системно-деятельностного подхода обладают коммуникативные игры, такие как сюжетные, ролевые, деловые.

Ролевая игра — это своеобразная модель общения и специфическая для уроков иностранного языка форма организации коллективной учебной деятельности, ставящая своей целью формирование навыков и умений в условиях общения, близких к естественным. Ролевая игра предусматривает присвоение учащимся определённых ролей и моделирование ситуаций общения в соответствии с заданными ролями.

Для повышения мотивации к изучению французского языка у учащихся, активности на уроке, практического применения французского языка, развития речевой деятельности используют занятия, проводимые в форме ролевой игры. Ролевая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Данную технологию я апробировала в 5-7 классах. В 5 классе на уроке по теме «Идем в магазин» ученикам был предложен диалог с языковыми клише, где они могли заменять названия продуктов питания, которые хотели бы приобрести. Урок был оснащен игрушечным кассовым аппаратом и корзиной с пластиковыми продуктами. Соответственно дети выполняли роли продавца и покупателя.

В 7 классе тема урока была «Путешествия», на подготовительном этапе ученикам были предложено ознакомиться с высказываниями французских школьников о том, где они любят отдыхать и почему, затем на основе изученных текстов ребята писали свои комментарии, которые использовали далее в ходе ролевой игры. Разыгрывали ситуацию в купе поезда. Задание: спросить и рассказать, кто и куда едет отдыхать. Оснащение урока: имитация купе поезда (лавочки, столик, салфетки, чайные кружки, конфеты), аксессуары (кепки, шарфики, темные очки, рюкзаки).

На мой взгляд, технология ролевой игры в ходе апробации была несколько модифицирована путем добавления театрализованных фрагментов, что дало свои результаты. Использование костюмов и декораций является одним из наиболее высоких факторов в повышении интереса и мотивации, а соответственно непроизвольному развитию коммуникативных навыков.

Опыт показывает, что занятия в форме ролевой игры в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике. Организация ролевой игры на занятиях и подготовка к ней - процесс творческий, он требует заинтересованности инициативы, как учителя, так и учеников. Таким образом, ролевые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Недостатками моей апробационной модели является то, что необходимо дополнительное время на подготовку, как языкового материала, так и реквизитов (декорации, костюмы), но хочется отметить, что дети участвуют в этом активно, с интересом и с желанием, соответственно цель оправдывает средства.

Моя работа по апробации позволяет сделать вывод о том, что посредством игры в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом). Игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении иностранному языку и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение второго иностранного языка

Изучение второго иностранного языка в школе-явление не новое, но до сих пор возникает много споров о выборе  языка .Возникают проблемы с выбором УМК и разработкой программ....

Статья. Е.Ю.Грибова. Развитие навыков осознанного применения знаний первого иностранного языка для изучения второго иностранного языка.

Основная специфика обучению второму иностранному языку - это наличие не двух, а трёх языков: родной, первый и.я. и второй и.я., а также наличие у школьников опыта изучения первого и.я. и развитых спец...

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

буклет "Изучение второго иностранного языка"

буклет предназначен для учащихся и родителей...

"Особенности изучения второго иностранного языка в школе"

При обучении немецкому языку как ИЯ2 после английского необходимо опираться на общие принципы, действующие при обучении любому иностранному языку. Несмотря на то, что у этих принципов много общего, он...

"Особенности изучения второго иностранного языка в школе"

В данной презентаци представлены  причины изучения  иностранного языка в средней общеобразовательной школе, принципы обучения, сопоставление языковых систем....