Обучение иностранным языкам через чтение и рассказывание историй
статья

Большакова Марина Валентиновна

Метод TPR сторителлинга помогает учащимся значительно обогатить собственный словарный запас, который постепенно и незаметно для них из пассивного переходит в активное владение словами и оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл метод TPR сторителлинга17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение иностранным языкам через чтение и рассказывание историй

(Teaching Proficiency through Reading and Storytelling)

Этот метод приобрел большую популярность среди преподавателей языковых школ так как помогает учащимся заговорить на языке, не задумываясь о грамматике. Этот процесс в чем-то схож с тем, как маленькие дети приобретают способность говорить на родном языке, впитав информацию от родителей и пытаясь её воспроизвести через какое-то время. Метод TPRS не нацелен на учащихся, которые хотят повысить свой языковой уровень или готовятся к сдаче экзамена. Он дает хорошие результаты на начальном этапе изучения языка, когда самое сложное – это начать говорить, и помогает сформировать базовый словарный запас через сторителлинг.

В основе метода TPR сторителлинга лежат три базовых принципа: понимание, повторы и интерес.

Сначала учащиеся слушают рассказ, он должен быть понятным, каждое действие сопровождается переводом и пояснениями контекста. Одни и те же фразы учащиеся слышат в разнообразных контекстах, задаваемые вопросы помогают проверить понимание. Материал должен быть интересным для учеников, иначе у них не будет желания его повторять.

Принцип понимания: каждое слово изучаемого материала должно быть было понятным, ограничивайте вводимую информацию, как грамматический материал, так и лексический. Регулярно проверяйте понимание, прося учащихся устно перевести предложения, выражения или слова. Вводите грамматический материал на родном языке учащихся и только после того, как учащийся встретил его в контексте. Объясняйте порядок работы в классе на родном языке учеников. Скорость работы на уроке должна будет такой, чтобы вас понимал каждый учащийся в группе.

Принцип повторов: Задавая много вопросов, мы вовлекаем учащихся в процесс совместного создания истории. Когда они сами создают рассказ, учителю остается только контролировать, чтобы сюжет развивался в нужном ему направлении. Обсуждая предлагаемые варианты, мы лишний раз повторяем нужные нам выражения или грамматические конструкции. Необходимо использовать разные типы вопросов: общие, альтернативные, специальные.

Принцип интереса: Мы вовлекаем учащихся в совместное развитие сюжета истории, делаем их главными персонажами истории, инсценируем рассказ, по ходу истории расспрашиваем учащихся об их увлечениях, отдельных событиях в их жизни и т. д. После чтения рассказа мы обсудим, случалось ли такое же в жизни учащихся. Если интерес к истории падает, вводим в сюжет новые подробности, меняем темп или вид деятельности.

Три этапа сторителлинга

1. Введение лексики

Перевод новых/неизвестных слов, снятие трудностей с их произношением. Кроме перевода можно использовать жесты, картинки и предметы для ассоциативного запоминания и усвоение лексики.

2. Совместное составление рассказа

Мы начинаем рассказывать базовую историю, задаем вопросы для уточнения полноты её понимания, вынуждая учащихся повторять одни и те же конструкции. Так же, вопросы помогают добавить больше деталей в наш рассказ – таким образом учащиеся активно участвуют в составление рассказа, а мы постоянно прерываете его циклами таких проверочных вопросов–ответов. Такой прием мы называем scaffolding, в российской методической литературе он называется «снежный ком».

Наличие нескольким мест действия помогут добавить интереса и дополнительных деталей в историю. Ведем записи получившегося рассказа.

3. Чтение получившегося рассказа

Читаем совместно составленный рассказ, повторяя ещё раз всю активную лексику урока, проверяем понимание при помощи перевода, можем добавить ещё деталей. Важно отметить, что на начальном этапе учащимся можно давать краткий ответ на вопрос учителя или просто выразить согласие, одобрение (Yes/No), игнорировать вопросы учителя нельзя «по правилам игры». В дальнейшем ответы учащихся становятся полными и развернутыми. Обязательно добавлять эмоциональную окраску ответов, показывая личностное отношение и вовлеченность.

К рассказу учитель придумывает параллельную историю. Её героем становится учащийся из групп/класса. Таким образом обсуждение двух историй становится еще интереснее, а у учителя появляется больше повода вновь и вновь повторить изучаемые ключевые конструкции и слова. На этом этапе можно привлечь учащихся к разыгрыванию получившейся истории, как в театре.

Важные правила для учителя

1. Нельзя заставлять учащихся продуцировать самостоятельную спонтанную речь, если они еще к этому не готовы. На начальном этапе главное - это полное понимание того, что ученики слышат.

2. Нельзя исправлять ошибки

Если учитель заметил ошибку, он может озвучить правильный вариант и дать возможность учащемуся повторить его. Учитель не подчеркивает ошибку, а просто переформулирует правильно.

3. Нельзя заучивать грамматические правила

Грамматический материал вводится после того, как он «всплыл» в рассказе. Правила выводятся исходя из логики использования конструкции в контексте. Это очень краткие пояснения, которые делаются по ходу истории.

Подводя итоги вышесказанного, метод TPR сторителлинга однозначно помогает учащимся значительно обогатить собственный словарный запас, который постепенно и незаметно для них из пассивного переходит в активное владение словами и оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.

Техника овладения навыком чтения на иностранном языке....

Обучение чтению – базовая основа обучения иностранному языку

•Основная цель в обучении иностранному языку – формирование коммуникативных навыков , умение общаться  на языке.•Обучение чтению является одним из краеугольных камней системы обучения иностранным...

Презентация «Повышение мотивации учащихся к обучению иностранного языка через использование новых педагогических технологий»

На мой взгляд,в  использовании новых технологий заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в реч...

Обобщение опыта "Обучение иностранному языку через организацию проектной деятельности"

В обобщениии опыта отражены:1 История возникновения опыта2 Ведущая педагогическая идея3 Актуальность и перспективность  использования метода проектов4 «Плюсы» метода проектов5  Научно-методи...

статья « Обучение иностранному языку через театральное творчество».

Театральное действие необходимо в процессе обучения и воспитания школьников. Спектакль, песни, импровизация помогает учителю формировать и развивать языковую компетенцию, решать задачи эстетического в...

« Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку»

Аннотация к учебно-методическому пособию «  Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному язы...