Обучение фонетике английского языка при помощи современных методов
статья

Домбровская Светлана Сергеевна

Разработка посвящена актуальному вопросу развития фонетических навыков английского языка у обучающихся общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Для успешной иноязычной коммуникации, с целью точной передачи мысли и верного понимания вербального сообщения, непременным условием является сформированность фонетических навыков, фонетическая компетентность.

В процессе обучения верному произношению в иностранном языке должны быть задействованы все анализаторы обучающегося, а именно – речедвигательный, зрительный и слуховой. Эти анализаторы не могут существовать по отдельности, они взаимозависимы. Обучающийся должен верно слышать звуки в составе слова иностранного языка, верно произносить их. При этом, как известно, довольно сложно верно услышать те звуки, которые человек не умеет произносить. Зрительная же составляющая – это контроль и вспомогательный инструмент для освоения фонетического строя языка, так как речь дополняется движениями губ, мимикой при визуальном контакте с говорящим.

Развитые фонетические навыки являются базой для развития остальных разговорных навыков. Надо заметить, что именно в обучении английскому языку развитие фонетических навыков является довольно сложным.

В самом общем виде, фонетические навыки, формируемые в процессе школьного обучения, делятся на слуховые и произносительные. Первые включают в себя определённый алгоритм по узнаванию тех или иных звуков, слов, словосочетаний и предложений. Навыки произношения – это умения верно произносить звуки (при правильной артикуляции), а также составлять звуки в слова, словосочетания и предложения. При этом важно также обладать навыками верного интонирования, постановки ударения.
       Говоря об интонации и ударениях, необходимо отметить так называемые ритмико-интонационные навыки. Эти навыки зачастую вызывают затруднения при изучении иностранных языков, так как в различных языках присутствует различная «мелодия» речи. Обучающиеся часто применяют интонации родного языка в иноязычной речи, что, конечно, неверно.

Так как нарушение фонетической правильности речи, неправильное звуковое и интонационное оформление говорящим ведёт к недоразумениям и непониманию в процессе коммуникации, развитие фонетических навыков школьника крайне важно. Нельзя, однако, забывать о том, что обучение фонетическим навыкам в средней школе не может являться единственной целью, оно должно развиваться исключительно в тесной связи с другими языковыми навыками (грамматическими и лексическими) и речевыми умениями (аудирование, говорение, чтение, письмо).

В существующей литературе по вопросу обучения фонетике в средней школе имеется несколько категоризаций методик обучения. Это, в том числе, разделение методов на лингвистические и психологические. Данная схема представляется достаточно обоснованной.

Когда мы говорим об основных правилах звуковой системы изучаемого иностранного языка и сравниваем их с системой родного языка, то речь идёт о лингвистическом анализе. Он даёт возможность своевременного выявления тех трудностей, которые могут возникнуть перед обучающимися при начальном освоении фонетических явлений. Эти трудности разделяются на артикуляционные, позиционные и акустические. Артикуляционные трудности могут возникать при попытках произнесения каких-либо отдельных конкретных звуков, позиционные проявляются при произношении отдельного звука в сочетании с другими звуками, акустические же выражаются в трудности восприятия звука/звуковых сочетаний в разных фонетических условиях. Психологическая составляющая в обучении фонетике носит субъективный характер. Для успешного обучения произношению необходимо уделять внимание психолого-физиологическим особенностями обучающихся. При этом учитываются следующие факторы: насколько развит речевой слух учащегося с фонематической точки зрения; насколько гибок речевой аппарат учащегося; каков объём кратковременной памяти учащегося.

В общем и целом, все подходы к обучению произношению можно разделить на три методических принципа. Это принцип аппроксимации, принцип имитации, а также сочетание анализа и имитации. В первом случае мы имеем дело с фонемой как с минимальной звуковой единицей, с помощью которой значения могут быть поняты без особого старания в произношении. Различение смысла при этом будет являться главной характеристикой фонем в фонетике английского языка. Этот подход лежит в основе явления аппроксимации, т.е. произношения, приблизительного к нормам. Фонемы произносятся приблизительно, и это не нарушает процесс коммуникации. При использовании принципа имитации, мы обращаем внимание на совпадения в двух языках – русском и английском. Имитация при этом разделяется на прослушивание иноязычного образца речи и на его повторение. При частом многократном повторении обучающийся освобождается от ошибок в произношении. Далее в дело может вступить принцип сочетания анализа и имитации. При использовании этого принципа происходит объяснение способов артикуляции и сопутствующий анализ образцов устной речи.

При обучении фонетике в младших классах в основном преобладает имитация, так как школьники младшего школьного возраста более легко имитируют звуки. В средней школе для обучения фонетики с большей степенью вероятности подойдёт аналитико-имитативный подход.

Наиболее сложным и ответственным периодом освоения фонетики английского языка, бесспорно, считается начальный период. В это время развивается не только база произношения и восприятия звуков на слух, но также и основы всех остальных языковых умений и навыков. Начальное формирование фонетических навыков представляет собой знакомство со звуками, тренировку в их произнесении, использование полученных навыков в языковой практике. В этом периоде речь учителя должна быть утрирована и демонстративна, а темп речи – должен быть замедлен. При объяснении фонетических принципов применяется аналитико-имитативный способ.  При этом обязательно следует демонстрировать эталонные аудиозаписи с выверенным произношением. Это делается для создания условий погружения в языковую среду. За этим должна следовать тренировка обучающихся в произношении на основе эталона.

В дальнейшем, на этапе средней и старшей школы, необходимо совершенствовать сформированные фонетические навыки, поддерживая их на достаточном уровне, не допуская деавтоматизации.

Говоря непосредственно об особенностях фонетики английского языка, следует отметить тот факт, что фонетический строй английского сильно отличается от фонетического строя русского языка. Именно это вызывает затруднения при коррекции звуков у школьников, особенно на ранних этапах освоения иностранного языка. Хотя и в дальнейшем эти трудности могут не исчезнуть полностью. Это связано с тем, что артикуляционный уклад английского и русского языка различен.

Необходимо помнить о том, что в английском языке, в отличие от русского, гораздо больше гласных звуков, а в русском – согласных. При этом, гласные звуки противопоставляются по долготе, и замена краткого звука на долгий полностью может изменить значение слова. Также гласные звуки английского языка делятся на монофтонги и дифтонги (особые гласные звуки, состоящие из двух элементов в пределах одного слога). Что касается согласных, то в английском языке согласные звуки на конце слова не оглушаются, оглушение также приводит к изменению значения слов. Плюс ко всему, в английском нет противопоставления и различения твёрдых и мягких согласных. В свою очередь, в русском языке отсутствуют характерные для английского языка межзубные звуки и носовые сонорные.

Одним из самых эффективных и распространённых методов обучения фонетическим навыкам английского языка на первом этапе является фонетическая зарядка. В самом общем виде – это та часть урока, которая нацелена на формирование и поддержание слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков обучающихся. Специальные фонетические упражнения могут быть предложены в любой фазе урока. Основной целью фонетической зарядки является предупреждение ошибок и трудностей в произношении, а также создание стимула в системе мотивации дальнейшего общения на английском языке.

Метод фонетической зарядки содержит в себе ряд важных задач: предупреждает и снимает появление различных слуховых, произносительных, интонационных и фонетических проблем; помогает качественно проработать те фонетические навыки, которые на данный момент сформированы в недостаточной мере; создаёт благоприятную учебную атмосферу; способствует мотивации к дальнейшему изучению языка.

Среди особенностей данной методики основными являются:

- кратковременность проведения (не более 10 минут за урок в 45 минут). Это позволяет обучающимся не уставать, фокусироваться на текущих задачах. Одновременно с этим, такая продолжительность не позволяет зарядке стать превалирующей частью урока.

- совместимость с основным лексико-грамматическим материалом. Можно не только проработать произношение, но и прорабатывать и вводить необходимые лексические единицы и грамматические конструкции.

- сочетание упражнений на имитацию с упражнениями на самостоятельное воспроизведение фонетического материала. Это способствует развитию речевого слуха.

Фонетическая зарядка должна иметь преимущественно игровой характер. Это позволяет активировать творческую деятельность обучающихся, развивает их память и внимание, плюс мотивирует их на изучение английского языка.

Для младших школьников следует тщательно продумывать содержание фонетической зарядки. Это могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова и предложения, а также небольшие тексты.

Примерный вариант фонетической зарядки для учащихся начальной школы может выглядеть следующим образом:  отдельные слова, предложения, вопросно-ответные конструкции, игры-диалоги, стихи, скороговорки, рифмовки, чистоговорки и т.д.

  1. Стишки и чистоговорки на отработку определенных звуков:

На звук [au]

Little Mouse, Little Mouse,

Will you come out of your house?

Thank you, Pussy, says the mouse

I won’t leave my little house.

На звук [w]

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy? Why, Willy?

Why, Willy, why?

На звук [æ]

Pussy-Cat, Pussy-Cat,

Can you catch that big, fat rat?

If you catch that bad, fat rat,

You will have some milk for that.

  1. Отработка звуков через звукоподражание, имитируя необходимые звуки, издаваемые предметами или живыми существами.

«…Однажды ночью разыгралась непогода, подул сильный ветер [uː], зашумели деревья, и полил сильный дождь. Язычок проснулся и стал прислушиваться к звукам снаружи. Сначала он услышал, как ухает сова на дереве [u], как совсем близко пробежал, отфыркиваясь, ёжик [v, f]. Какая-то птица всё время повторяла [ʌ]…»

  1. Скороговорки на английском языке для отработки звуков.

На звуки [b]; [p]

To begin to toboggan first buy a toboggan, but don't buy too big a toboggan. Too big a toboggan is too big a toboggan to buy to begin to toboggan.

На звуки [s]; [ʃ]

She saw Sharif's shoes on the sofa. But was she so sure those were Sharif's shoes she saw?

She sells seashells by the seashore.

На дальнейших этапах обучения школьников английскому языку (средняя и старшая школа) интересным представляется метод «теневого повтора» (“shadowing”). Это продвинутый метод изучения языка. Идея проста: вы слушаете, как говорит носитель языка, и повторяете то, что он говорит в режиме реального времени, с минимальной задержкой. При этом улучшается не только разговорная речь, но и произношение, и интонация. Доказано, что обучающиеся гораздо лучше слушают и пишут, чем говорят. Как правило, в условиях формальной школы (с большим количеством учеников в классе и ограниченным количеством часов в неделю) разговорной речи уделяется не так много времени. Это одна из тех причин, по которой у обучающегося может быть не очень чёткое произношение или не особо хороший уровень разговорной речи.

Метод «теневого повтора» позволяет натренировать артикуляторы (речевой аппарат) для более точного воспроизведения звуков. Считается, что, имитируя чужую речь, возможно просто сосредоточиться на звуках языка. Для отработки фонетических упражнений по методу «теневого повтора» необходимо использовать довольно короткие аудио- или видеофрагменты (не длиннее 5 минут), где говорит только один человек. Обучающиеся должны прослушать эту аудиозапись как минимум один раз, чтобы привыкнуть к акценту, ритму и интонации говорящего. Следует стараться повторять то, что говорит говорящий, как можно быстрее и точнее, при этом, если у учеников возникли какие-либо проблемы, необходимо остановить запись и попросить их начать с начала. Далее, после того, как все ученики потренировались и начали чувствовать себя увереннее, необходимо записать их на аудионоситель (смартфон или ноутбук), прослушать запись и сравнить речь с оригинальным звуком.

В то время как концепция кажется довольно простой, на практике подобная фонетическая отработка может быть довольно сложной. Однако при регулярном использовании в рамках более широкой учебной программы это может быть очень полезно, плюс ко всему ученики смогут практиковаться в любом месте и в любое время, не только в классе в учебные часы.

В условиях цифровизации образования, школьники пользуются различными гаджетами и интернет-ресурсами, и их успешно можно включать в учебный процесс. Это позволяет проводить уроки более наглядно, повышать интенсивность учебного процесса, а также формировать мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, использование электронных учебных ресурсов помогает сформировать у обучающихся информационную компетентность, а также научить их самостоятельной работе с учебными материалами.

Говоря об обучении фонетике английского языка, можно упомянуть, к примеру, следующие мобильные приложения и интернет-ресурсы:

- https://www.theschoolrun.com/phonics-teaching-step-step

Сайт, на котором представлен ряд уроков по фонетике английского языка. Можно распечатать список фонем для практики, прослушать отдельные звуки и проработать их с помощью специально разработанных рабочих листов. Данный интернет-ресурс может быть полезен как для учителей при обучении детей начальной школы, так и для родителей, для контроля успеваемости.

- https://www.phonics.com/

Следующий интернет-ресурс – это красочный сайт для обучения фонетике. На нём можно найти 7 уроков, в каждом – упражнения на отработку отдельных звуков английского языка. Также здесь представлены фонетические игры и рабочие тетради, соответствующие содержанию уроков. Использование рабочих тетрадей позволяет проработать не только фонетические навыки обучающихся, но и навыки письма.

Для обучения в средней и старшей школе более целесообразным является использование мобильных приложений. Это могут быть следующие приложения:

- мобильное приложение Speak English Pronunciation.

Это приложение демонстрирует английские звуки в таблицах, у каждого звука также есть диаграмма с примерами звучания в отдельных словах.

- мобильное приложение English Pronunciation.

С помощью этого приложения можно научиться правильно произносить звуки, так как оно предлагает иллюстрации с правильной артикуляцией для воспроизведения определённых звуков.

В заключении хочется сказать о несомненной важности развития фонетических навыков английского у школьников на всех этапах обучения в средней школе. Способ организации занятий по отработке фонетических навыков особенно важен на начальных этапах обучения, когда дети сталкиваются с иноязычным звучанием, по большому счёту, впервые. Погружение в фонетику английского языка может являться стрессообразующим фактором, поэтому необходимо давать положительную психологическую установку на иноязычную речь. Применение интерактивных методов обучения, в особенности – игровой метод, создаёт вектор положительной мотивации, вовлекая и заинтересовывая школьников.

Обучение фонетической стороне английской речи должно носить систематический характер на протяжении всего срока обучения, при этом не стоит забывать и о развитии остальных речевых навыков. Фонетика не должна идти изолированно от изучения лексики и грамматики, в соответствии с планом обучения.

Список использованной литературы:

  1. Английский для малышей. Книга для родителей и преподавателей. / М.Е. Вербовская, И.А. Шишкова. Под ред. Н.А. Бонк – М.: АОЗТ «Издательство РУЧЕНЬКИНА», 1996
  2. Английский язык. Фонетика и грамматика для начинающих: Учеб.-метод. пособие / Сост. Л.Н. Литвинова, О.С. Ивасюк, Т.Н. Казанцева. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2003
  3. Вводно-фонетический курс английского языка. Учебное пособие для студентов начальных курсов. / Под ред. Желонкиной Т.П. – Калининград: Изд-во БФУ им И.Канта, 2011
  4. Теоретическая фонетика английского языка: учеб. пособие / Е.В. Семенова, Я.Н. Казанцева.  Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2020
  5. Теоретическая фонетика английского языка: учебно-методические рекомендации. / Левина Т.В., Назарова А.О. – Владимир: ВГГУ, 2010
  6. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. Пособие / Я. М. Колкер. –М.: Издательский центр «Академия», 2000
  7. https://www.freeed.com/articles/803/step-by-step-guide-to-the-shadowing-technique
  8. https://www.theschoolrun.com/phonics-teaching-step-step
  9. https://www.phonics.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике в средней школе...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методовв статье рассматриваются разные методы обучения фонетике английского языка, и выявляется чваж...

Обучение фонетике английского языка

Теоретический и практический материал по преподаванию фонетики ...

Особенности обучения фонетике английского языка детей с дисграфией и дислексией

Данная статья поможет преподавателям в обучении английскому языку детей с дисграфией и дислексией...

Доклад "Креативный подход в обучении фонетике Английского языка"

Выступление на МО учителей иностранного языка...

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

Содержание Введение.Современные методики объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на у...