Интеграция навыков чтения и разговорной речи
статья (5 класс)

Галич Александра Федоровна

В меняющейся образовательной парадигме роль языкового образования постоянно возрастает. Так как иностранный язык считается инструментом, позволяющим человеку не только освоиться в современном мире, но и выполнять свои профессиональные обязанности. Кроме того, это дает ему возможность расширить свой профессиональный и культурный кругозор, изучая различные источники информации. Знание одного или нескольких иностранных языков стало для многих актуальной проблемой. И в таких условиях актуальным стал поиск эффективных подходов к обучению иностранным языкам, направленных на решение конкретных профессиональных задач.

Главной стратегической целью обучения иностранным языкам будет формирование специалиста, готового к профессиональной межкультурной коммуникации. В связи с этим необходимо обновить методы и подходы к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_navykov_chteniya_i_razgovornoy_rechi.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция навыков чтения и разговорной речи

Аннотация. В меняющейся образовательной парадигме роль языкового образования постоянно возрастает. Так как иностранный язык считается инструментом, позволяющим человеку не только освоиться в современном мире, но и выполнять свои профессиональные обязанности. Кроме того, это дает ему возможность расширить свой профессиональный и культурный кругозор, изучая различные источники информации. Знание одного или нескольких иностранных языков стало для многих актуальной проблемой. И в таких условиях актуальным стал поиск эффективных подходов к обучению иностранным языкам, направленных на решение конкретных профессиональных задач.

Главной стратегической целью обучения иностранным языкам будет формирование специалиста, готового к профессиональной межкультурной коммуникации. В связи с этим необходимо обновить методы и подходы к обучению.

В процессе обучения чтения на иностранном языке было предложено шесть составляющих навыков:

1) Навыки автоматического распознавания

2) Лексика и структурные знания

3) Знание формальной структуры дискурса

4) Фоновое знание содержания/мира

5) Навыки/стратегии синтеза и оценки

6) Мониторинг метакогнитивных знаний и навыков [19, с. 379].

Среди этих областей знаний словарный запас и структурные знания, которые приобретаются посредством чтения, влияют на успеваемость учащегося.

Как эти компоненты навыков влияют на навыки говорения? Энн Лазаратон [18]предполагает, что устное общение основано на четырех измерениях или компетенциях:

- грамматическая компетенция (фонология, словарный запас, формирование слов и предложений…);

- социолингвистическая компетенция (правила взаимодействия, социальные смыслы);

- дискурсивная компетентность (связность и то, как предложения сочетаются друг с другом);

- стратегическая компетентность (компенсационные стратегии для использования в сложных стратегиях).

Знание словарного запаса и грамматика являются двумя важными факторами изучения иностранного языка, и оба они влияют на успеваемость учащегося. Хорошее знание грамматики рассматривается как важный аспект для достижения успеха в иностранном языке. Грамматика важна для изучения природы языка. Грамматика помогает учащимся строить понятные предложения в разговорной речи. Чтобы понять, как работает язык, учащиеся должны обратить внимание на грамматику. Если учащиеся только частично и поверхностно понимают то, что говорит педагог, передача знаний не может быть реализована должным образом [9].

Чтение помогает учащимся приобрести обширный словарный запас и улучшить знания грамматики. Через чтение учащиеся видят, как слова сочетаются друг с другом. Когда учащиеся постоянно занимаются изучаемым языком, они начинают замечать и осваивать языковые закономерности. Маккарти (2000) утверждает, что лексические и грамматические знания значительно коррелируют с пониманием прочитанного. Это означает, что учащиеся улучшают понимание прочитанного с помощью грамматики. Крашен [20] поощряет чтение, потому что это важный фактор в улучшении овладения иностранным языком, и считает, что учащиеся, которые много и бегло читают, как следствии хорошо пишут и имеют хороший словарный запас и знание грамматики. Учащиеся видят структуру предложения, и это позволяет им строить свои собственные предложения и высказывания.

Чтение может значительно способствовать развитию владения вторым языком. На самом деле есть веские основания предполагать, что чтение вносит вклад в общую компетентность [2].

Знание словарного запаса необходимо для эффективного общения. Льюис пишет, что изучение словарного запаса является основной задачей в изучении второго языка, и любые языковые навыки аудирования, разговорной речи, чтения, письма и перевода не могут существовать без словарного запаса [18]. Словарный запас — это понимание значения слова, поэтому общение не происходит, если нет слов. Поэтому чтение, вероятно, лучший способ выучить новые слова.

Как утверждает Лехманн Чтение приводит к случайному приобретению словарного запаса. Нейшн поддерживает эту идею и говорит: «Чтение долгое время считалось основным источником пополнения словарного запаса» [20]. Большинство людей признают важную связь между знанием слов и хорошим чтением. Эски, поддерживая это мнение, утверждает, что «взаимосвязь между чтением и словарным запасом хорошо задокументирована и взаимна» [20]. И «фактически взаимосвязь между знанием словарного запаса и пониманием прочитанного хорошо известна в литературе для чтения]. Хедж [19] также утверждает, что благодаря интенсивному чтению учащиеся улучшают свою способность угадывать значения неизвестных слов и фраз по подсказкам в контексте.

Широкий и глубокий словарный запас делает учащихся точными и красноречивыми. Через чтение учащиеся видят, как новые слова связаны с другими словами. Чем больше школьники читают, тем больше они увеличивают свой словарный запас, который обычно не проникает в разговорную речь. Улучшенный словарный запас поможет учащимся развить свои разговорные навыки. Речь без словарного запаса невозможна. Словарный запас является одним из существенных и фундаментальных компонентов

Ойя, Манало и Гринвуд предполагают, что лучшее знание словарного запаса способствует лучшей устной речи [17]. Точность и беглость речи учащихся улучшатся благодаря чтению. Они также утверждают, что хорошее знание словарного запаса является одним из важнейших компонентов для достижения беглости речи. Следует отметить, что хорошее знание словарного запаса придаст учащимся уверенности в своих устных выступлениях.

Лучшее знание словарного запаса и наличие большего количества слов в распоряжении, вероятно, облегчит способность лучше рассказывать историю, демонстрировать более широкий спектр языковых ресурсов и более понятно воспроизводить информацию. Лучшее знание словарного запаса также может способствовать повышению уверенности говорящего, что проявляется во время разговора и влияет на создаваемое общее впечатление [2].

В теоретической модели речи иностранных языков, лексика занимает центральное место в формировании высказывания с соответствующими значениями и с синтаксическими, морфологическими и фонологическими структурами. Модель Левлета предполагает два момента. Во-первых, словарный запас всегда требуется на этапе формулировки. Другими словами, речь невозможна без словарного запаса, а словарный запас необходим для речевой деятельности. Во-вторых, лексика, состоящая из лемм и лексем, включает в себя не только объем словарного запаса (т. е. первичное значение и форму [фонологию]), но и глубину (т. е., синтаксис и морфология), что предполагает, что и размер, и глубина связаны с речью [11].

Исследование Адамса (1980) и Хиггса (1982) указывает на тесную связь между словарным запасом как частью общей речи и общей речью на более низких уровнях, чем на среднем и продвинутом уровнях [17].

Для разговорного французского языка лучшим материалом для чтения являются драмы, пьесы и диалоги. У учащихся есть возможность найти предложения и фразы, используемые в нашей повседневной беседе, в драмах, пьесах и диалогах, потому что все они основаны на разговоре одного человека с другим. Некоторые исследования показали, что использование аутентичных текстов положительно влияет на изучение целевого языка за счет развития коммуникативной компетенции. «Текст обычно считается аутентичным, если он написан не для учебных целей, а для реальной коммуникативной цели, когда у автора есть определенное сообщение, которое нужно передать читателю. Таким образом, аутентичный текст — это тот, который обладает внутренне присущими ему коммуникативными качествами» [13]. Это реальный язык, созданный носителями целевого языка в погоне за коммуникативными результатами (Литтл, Девитт и Синглтон, 1989) [18].

Интеграция навыков говорения и чтения углубляет понимание учащимися материала для чтения, выявляет любые проблемы, с которыми они сталкиваются при понимании текста, и, что наиболее важно, позволяет им применять прочитанную информацию в аутентичной разговорной практике, что улучшает их беглость речи.

Список литературы

1. Галиханов, М.Ф., Хасанова, Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайнобучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России, 2019, Т.28. №2. С.51.

2. Кащук, С. М. Использование французских УМК для обучения французскому языку как иностранному / С. М. Кащук // Иностранные языки в школе. – 2000. – №1. – С. 42 – 49.

3. Кузнецова, С. В., Метелькова, Л. А. Проблема выбора метода презентации грамматического материала / С. В. Кузнецова, Л. А. Метелькова // Актуальные проблемы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2015. – С. 140-143/

4. Куклина, С. С. Сотруднические технологии для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в общеобразовательной школе: организационный аспект: [монография] / С. С. Куклина. — Киров: ООО «Издательство Радуга Пресс», 2017. — 158 с.

5. Леонтьева, И.А., Ребрина, Ф.Г. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета, 2018, № 3, с.114.

6. Назарова, А. О. Технология взаимосвязанного обучения рецептивным видам иноязычной речевой деятельности / А. О. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 380-384. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93285/ (дата обращения: 10.06.2023).

7. Обучение французскому языку как фактор формирования у школьников системы ценностей: С. В. Михайлова, В. А. Солдатова // Проблемы современной лингводидактики: сб. науч. ст. : [в... вып.] / М-во образования и науки РФ, Смоленск. гос. ун-т ; [отв. ред. Н. Н. Цурцилина ; среди авт. : А. В. Кулешова, С. В. Михайлова]. – Изд. продолжающееся. – Смоленск, 2018. – Вып. 14. – С. 127–136. 

8. Пономарева, З. Ф. Современные подходы к интенсификации процесса обучения иностранным языкам / З. Ф. Пономарева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2002. – №9 (33): Серия «Языкознание. Лингводидактика». – С. 88.

9. Селиванова, Н.А. «Французский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы» - М.: «Просвещение», 2020. – 78 с.

10. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2022. 239 с.

11. ФГОС ООО. Электронный ресурс. Режим доступа: URL https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (Дата обращения — 23.05.23)

12. Шамов, А. Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А. Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008. — 253 с.

13. Щепилова, А.В. «Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному» - М.: ООО «Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС», 2005 – 245 с.

14. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. М.: Филоматис, 2007. — 416 с.

15. Эффективность использования текстов французских журналов для подростков при обучении чтению: результаты экспериментальной проверки / А. В. Кулешова, А. В. Овчаренко // Проблемы современной лингводидактики : сб. науч. ст. : [в... вып.] / М-во образования и науки РФ, Смоленск. гос. ун-т ; [отв. ред. Н. Н. Цурцилина ; среди авт. : А. В. Кулешова, С. В. Михайлова]. – Изд. продолжающееся. – Смоленск, 2018. – Вып. 14. – С. 119–127.

16. Adams, M. L. (1980). Five coocurring factors in speaking proficiency. In J. R. Firth (Ed.), Measuring spoken language proficiency (pp. 1-6). Washington, DC: Georgetown University Press.  

17. Cunningham, A. E., & Stanovich, K. E. (1998). What Reading does for the Mind. American Educator, 8(15).

18. Davies, P., Pearse, E. (2002). Success in English Teaching. Shanghai: Shanghai Foreign Language Education Press.

19. Grabe, W., & Fredricka S. (2001). Reading for Academic Purposes Guidelines for the ESL/EFL Teacher. In M. Celce-Murcia (Ed.), Teaching English as a second foreign language. Boston: Heinle and Heinle.

20. Harmer, J. (2001). The Practice of English Language Teaching. Harlow: Pearson Education.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Развитие навыков чтения и устной речи по теме «Рецепт салата».

Цель урока: организовать деятельность обучающихся посредством аудирования,...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить сво...

Освоение навыков разговорной речи на уроках английского языка в начальной школе. Основные проблемы и способы их решения.

Английский язык является предметом филологического цикла и важной задачей  всего курса начального обучения предмету является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника, навыков и...

Мастер-класс "Отработка навыка чтения и монологической речи на примере текста «Tsunami Disaster» УМК «Spotlight» Английский в фокусе 8 класс" 2021-2022г.

Данная статья содержит подробные этапы работы над текстовым материалом в 8 классе в рамках ФГОС на примере текста "Tsunami Disaster"....

Презентация "Отработка навыка чтения и монологической речи на примере текста «Tsunami Disaster» УМК «Spotlight» Английский в фокусе 8 класс" 2021-2022г.

Данная презентация содержит типовые задания по отработке навыков чтения и монологической речи в формате урока ФГОС....