Статья "Анализ урока иностранного языка"
статья

Дружинская Марина Николаевна

В данной статье подробно рассматривается план для анализа оценки проведенного урока по иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в любой образовательной области традиционно принято анализировать с точки зрения следующих его аспектов:

- педагогического

- психологического

- методического

- физиолого-гигиенического.

Педагогический аспект анализа урока иностранного языка рассматривается через следующие позиции:

1. Педагогическое общение учителя с учащимися на уроке

2. Учёт возрастных особенностей и ценностно-ориентационной сферы учащихся данного возраста

3. Управление социально-психологическими процессами в коллективе учащихся

4. Соблюдение основных дидактических принципов

5. Воспитательные, развивающие, обучающие цели и их отражение в действиях учителя

6. Целесообразность выбора определенной формы урока и его этапов

7. Организационные действия учителя.

Психологический аспект анализа урока иностранного языка предусматривает следующие компоненты:

1. Мотивированность речевой деятельности (наличие мотива)

2. Условия для активизации речемыслительной деятельности

3. Эмоциональный климат урока

4. Приёмы активизации психических функций учащихся

5. Развитие психологических механизмов мышления в процессе использования речемыслительных задач.

Методический аспект анализа урока заявляет следующие общие требования:

1. Определенность, четкость и реальность главной дидактической цели урока

2. Грамотная психолого-дидактическая основа изучения содержания учебного материала

3. Научно оправданный подбор форм работы и методических приёмов как для урока в целом, так и для каждого его структурного элемента

4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА УЧИТЕЛЕМ

Предполагается рассмотрение следующих позиций:

1. Место данного урока в системе уроков по изучаемой теме

2. Обоснование целей урока

3. Характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока

4. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий, выполненных учащимися на уроке

5. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям, задачам и содержанию урока

6. Связность в планировании этапов урока

7. Меры, намеченные учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Более детально проанализировать урок с целью выявления причин (не)успеха можно также, проведя: а) структурный анализ; б) методический анализ.

СХЕМА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА

Тема, цели, тип урока.

Основные этапы урока

Введение в урок

1. Рационально ли был осуществлен этап введения учащихся в урок (организационный момент)? Имел ли он мобилизующее начало?

2. Внимание учащихся было привлечено через: а) условия, способствующие данной задаче; б) средства, которыми пользовался учитель, чтобы сосредоточить внимание учащихся на начавшейся в классе работе.

Проверка домашнего задания

1. Сколько времени затрачено на проверку домашнего задания?

2. Каков характер домашного задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий) и его посильность?

3. Грамотно ли сформулированы вопросы? Стимулируют ли они мыслительную деятельность учащихся (синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование), или ориентированы на простое воспроизведение?

4. Рационально ли организована проверка домашнего задания?

Изучение нового материала

1. Какие образовательные и воспитательные задачи были поставлены при изучении нового материала?

2. Сколько времени заняло изучение нового материала?

3. Какие источники знаний использовались при изучении нового материала? (книга, схема, слово учителя и т.д.)?

4. Научность, доступность изложения, коммуникативная направленность изучаемого материала.

5. Какие методы были использованы, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

6. Какие условия были созданы в целях повышения активности учащихся, их инициативы, самостоятельности?

Закрепление

1. Сколько времени заняло закрепление?

2. Стимулировало ли оно активную познавательную деятельность учащихся, повышало ли эффективность обучения и воспитания?

3. Как учитель проверил усвоение учащимися понятий? Какие были организованы упражнения для закрепления воспринятого материала? Способствовали ли они формированию умений по теме урока?

Контроль

1. Характер проверки знаний учащихся учителем.

2. Виды проверки.

3. Объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Домашнее задание

1. Как учащиеся восприняли домашнее задание (радость, равнодушие, интерес, нежелание, любознательность)?

2. Является ли домашнее задание рациональным (по форме, по содержанию, по затраченному на него времени)?

Итог урока

1. Решены ли на уроке поставленные задачи?

2. Соответствует ли методика подведения итогов урока типу урока?

СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

1. Соответствует ли логика урока его цели?

2. Отмечается ли логичность и последовательность упражнений и этапов урока в целом?

3. Какие виды учебных заданий использовались на уроке, их количественное соотношение: тренировочные, частично-поисковые, творческие; упражнения в развиваемом виде речевой деятельности/ языковом аспекте и другие упражнения; языковые и речевые упражнения; упражнения с опорами и без них и т.п.? Какие из них заслуживают положительной оценки?

4. Какие функции выполняли задания: обучающие, развивающие, контролирующие?

5. Какие методические приемы, используемые учителем, заслуживают положительной оценки?

6. Правильно ли распределено на уроке время, отведенное на речь учителя и учащихся, время выполнения каждого упражнения?

7. Присуща ли уроку целостность и динамичность?

8. Какова степень эффективности обучающей деятельности учителя: наличие четких установок, умелое использование опор, наглядных пособий, мультимедийных технологий, различных организационных форм обучения; умение держать себя, владеть голосом и т.д.

9. Характеризует ли урок содержательность и воспитательная ценность?

10. Удалось ли учителю установить контакт с детьми, успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуацию успеха, реализовать идею сотрудничества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...