Воспитание нравственных ценностей и принципов на уроках английского языка
методическая разработка (5 класс)
Материал может быть использован для выступления на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных ценностей и принципов на уроках иностранного языка
Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации ФГОС. Сюда относится интеллектуальное воспитание, гражданско-патриотическое, а также духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность. Наиболее емкими и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.
Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. К таким ценностям следует отнести такие важнейшие качества человека как честность, верность, уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие.
Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место, он как школьный предмет обладает широкой и всесторонней содержательной стороной. Своеобразие иностранного языка заключается в том, что в ходе его изучения, учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т.д. Также среди тем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, звучат многие насущные проблемы, например, проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры, нищеты и борьбы с ней.
Тематические уроки играют важную роль в реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Например, такие темы, как: «Знакомство», «Семья», «Мой дом и домашние животные», «На уроке», «Выходной день», «Моя страна» способствуют формированию, развитию и применению таких нравственно ориентированных качеств, как забота о себе, близких и домашних питомцах, любовь к родителям, дружба, трудолюбие, помощь старшим, дисциплинированность, сострадание, любовь к стране, знание праздников и традиций своей страны, а также благодарность.
Тематика 7 – 11 классов по английскому языку становится более углубленной, обширной и более сложной: «Учеба в школе и школьная жизнь», «Взаимоотношения и дружба», «Памятные места», «Праздники», «Здоровье и спорт», «Искусство», «Профессии», «Молодежь», «Страны мира», «Мир вокруг нас». Эти сложные и нравственно ориентированные темы нацелены на такую учебную деятельность, в процессе которой формируется, осознается, переживается личностный смысл нравственных принципов и норм учащихся.
Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Приведу небольшой перечень заданий, который будет способствовать быстрому усвоению как знаний, так и норм морали, который позволит учителю проводить уроки с пользой для учеников, для их нравственного становления и развития:
- высказать свое мнение, суждение, доводы;
- рассказать свою историю;
- дать совет герою, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;
- дать оценку действиям и поступкам героев рассказа;
- проанализировать ситуацию и выделить положительные и отрицательные мотивы поведения действующих лиц;
- написать эссе по выдвижению своих предложений;
- провести интервью;
- обыграть ситуацию и дать ей оценочную характеристику;
- выступить экспертом по одной из тем;
- создать проект о своей стране;
- «прорекламировать» лучшие качества своего друга;
- высказать похвалу или порицание;
- поделиться советами по тому, как найти настоящего друга и сохранить хорошие отношения;
- выполнить объемные грамматические упражнения для закрепления знаний и воспитания воли;
- представить древо семьи и рассказать о семейных традициях;
- сравнить традиции и культурные праздники своей страны и страны изучаемого языка.
Использование видео на уроке иностранного языка открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. Видео могут иметь высокую воспитательную ценность
Ссылки для просмотра фильмов и мультфильмов, которые затрагивают нравственные ценности.
https://personalexcellence.co/blog/inspirational-movies/
https://www.careeraddict.com/disney-lessons
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-443127-1560145821.jpg)
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/23/picture-626271-1429803791.jpg)
«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.
Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка. В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных ИКТ
В статье рассматриваются основные направления духовно-нравственного воспитания личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием различных современных информационно-коммуникацио...
"Воспитание нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка"
Данная статья содержит материал, способствующий воспитанию и развитию нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/10/picture-823157-1531231800.jpg)
проект на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки".
Проектная работа на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/14/picture-1117107-1550149877.jpg)
Формирование ценности научного познания на уроках английского языка
В статье рассмотрен особый вид познавательной деятельности - научное познание, раскрыты принципы и стратегии по формированию ценности научного познания учащихся. Рассмотрены ключевые компе...
Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.
В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...