Воспитание нравственных ценностей и принципов на уроках английского языка
методическая разработка (5 класс)
Материал может быть использован для выступления на методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennyh_printsipov_i_tsennostey_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных ценностей и принципов на уроках иностранного языка
Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации ФГОС. Сюда относится интеллектуальное воспитание, гражданско-патриотическое, а также духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность. Наиболее емкими и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.
Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. К таким ценностям следует отнести такие важнейшие качества человека как честность, верность, уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие.
Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место, он как школьный предмет обладает широкой и всесторонней содержательной стороной. Своеобразие иностранного языка заключается в том, что в ходе его изучения, учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т.д. Также среди тем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, звучат многие насущные проблемы, например, проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, национальной культуры, нищеты и борьбы с ней.
Тематические уроки играют важную роль в реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Например, такие темы, как: «Знакомство», «Семья», «Мой дом и домашние животные», «На уроке», «Выходной день», «Моя страна» способствуют формированию, развитию и применению таких нравственно ориентированных качеств, как забота о себе, близких и домашних питомцах, любовь к родителям, дружба, трудолюбие, помощь старшим, дисциплинированность, сострадание, любовь к стране, знание праздников и традиций своей страны, а также благодарность.
Тематика 7 – 11 классов по английскому языку становится более углубленной, обширной и более сложной: «Учеба в школе и школьная жизнь», «Взаимоотношения и дружба», «Памятные места», «Праздники», «Здоровье и спорт», «Искусство», «Профессии», «Молодежь», «Страны мира», «Мир вокруг нас». Эти сложные и нравственно ориентированные темы нацелены на такую учебную деятельность, в процессе которой формируется, осознается, переживается личностный смысл нравственных принципов и норм учащихся.
Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Приведу небольшой перечень заданий, который будет способствовать быстрому усвоению как знаний, так и норм морали, который позволит учителю проводить уроки с пользой для учеников, для их нравственного становления и развития:
- высказать свое мнение, суждение, доводы;
- рассказать свою историю;
- дать совет герою, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;
- дать оценку действиям и поступкам героев рассказа;
- проанализировать ситуацию и выделить положительные и отрицательные мотивы поведения действующих лиц;
- написать эссе по выдвижению своих предложений;
- провести интервью;
- обыграть ситуацию и дать ей оценочную характеристику;
- выступить экспертом по одной из тем;
- создать проект о своей стране;
- «прорекламировать» лучшие качества своего друга;
- высказать похвалу или порицание;
- поделиться советами по тому, как найти настоящего друга и сохранить хорошие отношения;
- выполнить объемные грамматические упражнения для закрепления знаний и воспитания воли;
- представить древо семьи и рассказать о семейных традициях;
- сравнить традиции и культурные праздники своей страны и страны изучаемого языка.
Использование видео на уроке иностранного языка открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. Видео могут иметь высокую воспитательную ценность
Ссылки для просмотра фильмов и мультфильмов, которые затрагивают нравственные ценности.
https://personalexcellence.co/blog/inspirational-movies/
https://www.careeraddict.com/disney-lessons
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников....
«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.
Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка. В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных ИКТ
В статье рассматриваются основные направления духовно-нравственного воспитания личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием различных современных информационно-коммуникацио...
"Воспитание нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка"
Данная статья содержит материал, способствующий воспитанию и развитию нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка....
проект на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки".
Проектная работа на тему "Воспитание нравственности на уроках английского языка через тематические уроки...
Формирование ценности научного познания на уроках английского языка
В статье рассмотрен особый вид познавательной деятельности - научное познание, раскрыты принципы и стратегии по формированию ценности научного познания учащихся. Рассмотрены ключевые компе...
Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.
В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...