1. Техника чтения
2. Ознакомительное чтение
3. Изучающее чтение
4. Поисковое чтение
5. Просмотровое чтение
6. Контроль в обучении чтению | - организует выполнение заданий/упражнений в различных режимах (фронтально, в парах, группах)
- на усвоение звукобуквенных соответствий;
- на формирование механизма узнавания слов;
- на чтение отдельных предложений;
- для обучениявыразительному чтению
- организует самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроке или как домашнее чтение, дает задания и инструктирует
- предлагает небольшие тексты, в которых число незнакомых слов не превышает 5-7%;
- снимает трудности, объясняя незнакомые лексические и грамматические формы, идиоматические словосочетания и выражения;
- предлагает обучающимся пользоваться словарем и другими справочными материалами;
- рассказывает о социо-культурной ситуации текста, если текст художественный (об авторе, эпохе, литературном направлении)
- предлагает обучающимся прочитать текст про себя, в быстром темпе (текст может быть достаточно большим по объему);
- организует выполнение заданий в различных режимах (фронтально, в парах, группах);
- определяет круг вопросов, фактов, цифровых данных, которые должны найти в тексте обучающиеся
- предлагает прочесть текст про себя в быстром темпе;
- определяет круг вопросов, часть из которых может обсуждаться в тексте (например, 2 из 5)
контролирует: - технику чтения (на начальном этапе – умение прочитать вслух текст с соблюдением фонетической нормы, синтагматического членения текста и интонированием речи);
- владение языковыми умениями и умение узнавать лексико-грамматические единицы (догадываться об их значении) в процессе чтения;
- умение пользоваться словарем;
- умение использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной установки;
- умение извлекать из текста основную и дополнительную информацию с полнотой, точностью и глубиной ее понимания;
- понимание основной идеи текста;
- понимание содержащейся в тексте авторской позиции, умения ее оценить
| - читают слово;
- находят в тексте прописные/строчные буквы;
- составляют слова из данных букв и читают их;
- прослушивают, а затем читают слова;
- вписывают в слова недостающие буквы;
- прослушивают слова и отмечают в тексте ударные слоги;
- прослушивают предложения и отмечают в тексте вертикальной чертой его смысловые части;
- заполняют пропуски в предложениях словами из скобок;
- прослушивают аудиозапись текста, затем читают его;
- прослушивают вопросы к тексту, затем находят ответы на них и читают ответы вслух;
- читают текст по ролям;
- читают текст про себя затем вслух;
- определяют, о чем говорится в тексте;
- устанавливают основные факты, содержащиеся в тексте;
- разбивают текст на части и озаглавливают каждую часть;
- составляют вопросы к тексту;
- объясняют заголовок текста;
- находят в тексте ответы на вопросы;
- передают содержание текста в устной/письменной форме;
- составляют резюме текста;
- высказывают свое мнение о прочитанном тексте;
- составляют перечень проблем, которые обсуждаются в тексте;
- выписывают из текста слова, которые можно считать опорными при обсуждении текста и др.
- читают текст и передают содержание подробно/кратко;
- составляют план текста и передают содержание по плану;
- составляют вопросы и задают одноклассникам;
- составляют резюме текста;
- находят в тексте важную для понимания содержания информацию;
- соглашаются/не соглашаются со следующими утверждениями, объясняют свой выбор;
- переводят текст на русский язык;
- передают основную мысль текста с помощью ограниченного числа слов;
- подчеркивают в тексте предложения, которые могут быть опущены без ущерба для смысла текста
- определяют тему, проблематику текста;
- читают аннотацию к тексту, определяют соответствует ли она содержанию текста на основе знакомства с оглавлением, выводами, основными положениями текста;
- находят в тексте абзацы, раскрывающие содержание его темы;
- находят в тексте факты, которые отвечают на поставленные вопросы;
- выражают свое мнение о содержании текста
- просматривают текст, отвечают на вопрос, освещаются ли в нем определенные темы, проблемы, вопросы;
- находят в тексте раздел, в котором дается определение следующему вопросу;
- формулируют тему просмотренного текста;
- выделяют части текста, в которых раскрывается содержание выраженной в заглавии идеи;
- пишут аннотацию на просмотренную книгу;
- отвечают на вопросы по прочитанному учащимися тексту, свидетельствующие об умении ориентироваться в его содержании;
- пересказывают содержание текста с установкой на краткое/подробное его изложение;
- выбирают правильное утверждение из числа предложенных;
- излагают основную проблему, содержащуюся в тексте;
- оценивают позицию автора текста;
- составляют план текста, аннотацию к тексту;
- переводят текст
| Личностные: - умение соотносить поступки и события, представленные в текстах, с принятыми этическими принципами;
- смыслообразование (задаваться вопросом: Какое значение и какой смысл имеет для меня чтение?)
- развитие Я-концепции и самооценки;
Регулятивные: - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии при выполнении учебных заданий
Познавательные: - умение выделять в тексте основные вехи;
- обобщить отдельные факты, установить иерархию;
- соотнести отдельные части текста друг с другом (сгруппировать факты по какому-либо признаку, найти начало и конец изложения темы и т.д.);
- сделать вывод на основе содержащихся в тексте фактов;
- извлечение различной информации из текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных жанров;
- понимание и адекватная оценка языка текстов;
Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске информации;
- развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами чтения текста;
- развитие умения чтения как вида речевой деятельности
|