Конструктор обучения чтению на иностранном языке
учебно-методический материал

Ряшина Полина Александровна

Обучение чтению является одной из важнейших задач на уроках инстранного языка. Здесь прописаны основные виды чтения, деятельность учителя, деятельность обучающихся, а также УУД, которые формируются в ходе работы над текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_konstruktor_obuchenie_chteniyu.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методический конструктор основного этапа урока обучения ЧТЕНИЮ

Вид чтения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Техника чтения

2. Ознакомительное чтение

3. Изучающее чтение

4. Поисковое чтение

5. Просмотровое чтение

6. Контроль в обучении чтению

  • организует выполнение заданий/упражнений в различных режимах (фронтально, в парах, группах)
  • на усвоение звукобуквенных соответствий;
  • на формирование механизма узнавания слов;
  • на чтение отдельных предложений;
  • для обучениявыразительному чтению

  • организует самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроке или как домашнее чтение, дает задания и инструктирует

  • предлагает небольшие тексты, в которых число незнакомых слов не превышает 5-7%;

  • снимает трудности, объясняя незнакомые лексические и грамматические формы,  идиоматические словосочетания и выражения;

  • предлагает обучающимся пользоваться словарем и другими справочными материалами;

  • рассказывает о социо-культурной ситуации текста, если текст художественный (об авторе, эпохе, литературном направлении)

  • предлагает обучающимся прочитать текст про себя, в быстром темпе (текст может быть достаточно большим по объему);

  • организует выполнение заданий в различных режимах (фронтально, в парах, группах);

  • определяет круг вопросов, фактов, цифровых данных, которые должны найти в тексте обучающиеся

  • предлагает прочесть текст про себя в быстром темпе;

  • определяет круг вопросов, часть из которых может обсуждаться в тексте (например, 2 из 5)

контролирует:

  • технику чтения (на начальном этапе – умение прочитать вслух текст с соблюдением фонетической нормы, синтагматического членения текста и интонированием речи);
  • владение языковыми умениями и умение узнавать лексико-грамматические единицы (догадываться об их значении) в процессе чтения;
  • умение пользоваться словарем;
  • умение использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной установки;
  • умение извлекать из текста основную и дополнительную информацию с полнотой, точностью и глубиной ее понимания;
  • понимание основной идеи текста;
  • понимание содержащейся в тексте авторской позиции, умения ее оценить
  • читают слово;
  • находят в тексте прописные/строчные буквы;
  • составляют слова из данных букв и читают их;
  • прослушивают, а затем читают слова;
  • вписывают в слова недостающие буквы;
  • прослушивают слова и отмечают в тексте ударные слоги;
  • прослушивают предложения и отмечают в тексте вертикальной чертой его смысловые части;
  • заполняют пропуски в предложениях словами из скобок;
  • прослушивают аудиозапись текста, затем читают его;
  • прослушивают вопросы к тексту, затем находят ответы на них и читают ответы вслух;
  • читают текст по ролям;
  • читают текст про себя затем вслух;

  • определяют, о чем говорится в тексте;
  • устанавливают основные факты, содержащиеся в тексте;
  • разбивают текст на части и озаглавливают каждую часть;
  • составляют вопросы к тексту;
  • объясняют заголовок текста;
  • находят в тексте ответы на вопросы;
  • передают содержание текста в устной/письменной форме;
  • составляют резюме текста;
  • высказывают свое мнение о прочитанном тексте;
  • составляют перечень проблем, которые обсуждаются в тексте;
  • выписывают из текста слова, которые можно считать опорными при обсуждении текста и др.

  • читают текст и передают содержание подробно/кратко;
  • составляют план текста и передают содержание по плану;
  • составляют вопросы и задают одноклассникам;
  • составляют резюме текста;
  • находят в тексте важную для понимания содержания информацию;
  • соглашаются/не соглашаются со следующими утверждениями, объясняют свой выбор;
  • переводят текст на русский язык;
  • передают основную мысль текста с помощью ограниченного числа слов;
  • подчеркивают в тексте предложения, которые могут быть опущены без ущерба для смысла текста
  • определяют тему, проблематику текста;
  • читают аннотацию к тексту, определяют соответствует ли она содержанию текста на основе знакомства с оглавлением, выводами, основными положениями текста;
  • находят в тексте абзацы, раскрывающие содержание его темы;
  • находят в тексте факты, которые отвечают на поставленные вопросы;
  • выражают свое мнение о содержании текста

  • просматривают текст, отвечают на вопрос, освещаются ли в нем определенные темы, проблемы, вопросы;
  • находят в тексте раздел, в котором дается определение следующему вопросу;
  • формулируют тему просмотренного текста;
  • выделяют части текста, в которых раскрывается содержание выраженной в заглавии идеи;
  • пишут аннотацию на просмотренную книгу;
  • отвечают на вопросы по прочитанному учащимися тексту, свидетельствующие об умении ориентироваться в его содержании;

  • пересказывают содержание текста с установкой на краткое/подробное его изложение;
  • выбирают правильное утверждение из числа предложенных;
  • излагают основную проблему, содержащуюся в тексте;
  • оценивают позицию автора текста;
  • составляют план текста, аннотацию к тексту;
  • переводят текст

Личностные:

  • умение соотносить поступки и события, представленные в текстах, с принятыми этическими принципами;
  • смыслообразование (задаваться вопросом: Какое значение и какой смысл имеет для меня чтение?)
  • развитие Я-концепции и самооценки;

Регулятивные:

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии при выполнении учебных заданий

Познавательные:

  • умение выделять в тексте основные вехи;
  • обобщить отдельные факты, установить иерархию;
  • соотнести отдельные части текста друг с другом (сгруппировать факты по какому-либо признаку, найти начало и конец изложения темы и т.д.);
  • сделать вывод на основе содержащихся в тексте фактов;
  • извлечение различной информации из текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных жанров;
  • понимание и адекватная оценка языка текстов;

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске информации;
  • развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами чтения текста;
  • развитие умения чтения как вида речевой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе

Введение Цели обучения иностранному языку, поставленные для младших школьников Психологические особенности младших школьников и формирование навыков и умений в чтении на основе их Педагог...

Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке

Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Статья "Различные методики обучения чтению на иностранном языке".

Вступление на МО учителей иностранного языка по проблеме методики обучения чтению в средней школе....

Особенности обучения чтению на иностранном языке в старших классах.

Статья  посвящена  особенностям  обучения  чтению в старших  классах, т.к. чтение как  вид  речевой  деятельности  и  как форма  общения  яв...

Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.

Техника овладения навыком чтения на иностранном языке....

Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные и метапредметные аспекты обучения чтению на иностранном языке.

Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реали...