Развитие креативного мышления на уроках английского языка
статья (5 класс)

Иксанова Алия Хамитовна

Английский язык является общеобразовательным учебным предметом. Посредством изучения английского языка у обучающегося формируются знания, умения, навыки, происходит расширение кругозора, а также происходит развитие личностных качеств обучающегося. Наряду с этим происходит и формирование творческих способностей. Для формирования креативности у обучающихся могут быть использованы различные методы и приемы, как отдельно, так и в комплексе. Использование комплекса методов и приемов более эффективно в формировании креативности чем использование отдельных методов и приемов.

Для формирования и развития у обучающихся креативности применяется множество различных специальных методов. Методы — это совокупность путей и способов, с помощью которых осуществляется формирование и развитие креативности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие креативного мышления на уроках английского языка.

Проблема креативности и творческих способностей рассматривалась как зарубежными, так и отечественными учеными, ими разрабатывались подходы к развитию творческих способностей.

Сам термин «креативность» появился не так давно. Британский психолог Д. Симпсон в 1922 году ввел термин «креативность». Под данным термином он понимал способность человека мыслить нестандартно. Некоторые ученые отмечают, что креативность – это творчество, однако другие ученые разграничивают данные понятия, но в то же время утверждают, что они напрямую связаны. Исходя из определений, данными психологами Э.П. Торренсом и Абрахамом Маслоу следует, что креативность является синонимом творчества.

Существует два направления в изучении креативности. В первом направлении креативность рассматривается в зависимости от интеллекта человека, во втором направлении креативность представляется как личностная особенность человека.

Одними учеными креативность определяется как качество человека, другими рассматривается как способность человека, некоторые ученые рассматривают креативность как процесс.

Следует вывод, что нет одного общепринятого подхода к трактовке понятия «креативность».

Мы будем придерживаться точки зрения психологов Э.П. Торренса и Абрахама Маслоу; мы будем рассматривать креативность как творческие способности человека.

В XX веке начали появляться различные методы и приемы для формирования и развития креативности, ученые искали пути для формирования и развития у человека способности мыслить нестандартно. При помощи обучения можно формировать и развивать у обучающихся творческие способности.

Английский язык является общеобразовательным учебным предметом. Посредством изучения английского языка у обучающегося формируются знания, умения, навыки, происходит расширение кругозора, а также происходит развитие личностных качеств обучающегося. Наряду с этим происходит и формирование творческих способностей. Для формирования креативности у обучающихся могут быть использованы различные методы и приемы, как отдельно, так и в комплексе. Использование комплекса методов и приемов более эффективно в формировании креативности чем использование отдельных методов и приемов.

Для формирования и развития у обучающихся креативности применяется множество различных специальных методов. Методы — это совокупность путей и способов, с помощью которых осуществляется формирование и развитие креативности. Все методы подразделяются на практические, наглядные и словесные.

Упражнения и игры относятся к практическим методам. Упражнения – это многократное повторение определенных действий, которые усложняются, в результате этого происходит формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся. Игра – это реальная или воображаемая деятельность, которая организуется с целью отдыха, развития или обучения.

Наглядными методами формирования креативности являются: показ плакатов, картин, зарисовок, видеоматериалов, прослушивание аудиоматериалов и др.

К словесным методам формирования креативности относятся: беседа, рассказ, дискуссия и др.

Все методы могут осуществляться в разных формах, а именно в парной работе, групповой работе, в форме диалога, дискуссии и т.д.

Применение данных методов в совокупности способствует более эффективному развитию креативности у обучающихся.

Развитие креативности обучающихся на уроках иностранного языка проходит более эффективно, если учитываются следующие условия:

1. Учитель компетентен и имеет высокий уровень профессионального мастерства.

2. Создание благоприятного социально-психологического климата на уроке иностранного языка.

3. Использование заданий и упражнений разного уровня сложности в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их творческих, интеллектуальных и физических способностей.

4. Педагогические методы, приемы и формы обучения иностранному языку соответствуют личностным и возрастным особенностям учащихся.

5. Образовательное учреждение хорошо оснащено всеми необходимыми техническими средствами и современным оборудованием.

6. На уроке происходит формирование и развитие положительных качеств обучающихся.

7. Поощрение оригинальных идей, высказанных обучающимися, отказ от критики.

Существует множество методов и приемов, которые можно использовать в курсе изучения английского языка с целью развития креативности у обучающихся.

1. Нахождение в ряде слов «лишнего слова» по отличающемуся признаку.

2. Группировка слов по какому-либо признаку.

3. Составление рассказа на определенную тему.

4. Составление текста или рассказа по предложенным вопросам или изображениям.

5. Образование слов из одного слова.

6. Подбор антонимов и синонимов к слову.

7. Метод «мозгового штурма». Учащиеся генерируют идеи на определенную тему.

8. Составление синквейнов. Синквейн – небольшое стихотворение, состоящее из 5 строк, обладающее определенной формой и структурой.

9. Метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающийся включен в активный познавательный процесс, обучающийся самостоятельно формулирует учебную проблему, собирает информацию по проблеме, находит пути решения проблемы, проводит анализ собственной деятельности, делает определенные выводы, тем самым обучающийся приобретает новые знания и учебный опыт.

10. Проведение интервью.

11. Прием «ассоциаций». Обучающиеся называют как можно больше слов на определенную тему.

12. Написание творческих диктантов. Обучающиеся прослушивают текст на иностранном языке, затем изображают услышанное в виде рисунка или схемы.

13. Решение ребусов, викторин, кроссвордов.

14. Конкурс сочинений, сообщений.

Следует отметить, что применение вышеперечисленных методов и приемов не только развивает креативность обучающихся, но и способствует развитию интереса обучающихся к английскому языку.

Таким образом, английский язык является общеобразовательным учебным предметом. Посредством изучения английского языка у обучающегося формируются знания, умения, навыки, происходит расширение кругозора, а также происходит развитие личностных качеств обучающегося. Наряду с этим происходит и формирование творческих способностей. Для формирования креативности у обучающихся могут быть использованы различные методы и приемы, как отдельно, так и в комплексе. Использование комплекса методов и приемов более эффективно в формировании креативности чем использование отдельных методов и приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка.

Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....

Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий

      Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся являетс...

Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка....

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложны...

Примеры развития креативного мышления на уроках английского языка

Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, ...

1. Функциональная грамотность. Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Дается краткий обзор понятию "креативное мышление", рассматриваются примеры  типовых заданий на формирование креативного мышления из банка заданий, и то, как задания из учебников англий...