Развитие креативного мышления на уроках английского языка
статья по английскому языку
Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка.
Сегодня актуальным становится формирование функциональной грамотности у учащихся. Функциональная грамотность складывается из читательской грамотности, финансовой грамотности, цифровой грамотности и др. Одним из компонентов функциональной грамотности является креативное мышление. На основании этого считаю, что данная тема является актуальной на данный момент.
В настоящее время даже маленький ребенок знает, что такое интернет. Для детей сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни, но особенно их привлекают красочные компьютерные игры, а важные составляющие развития личности остаются на втором плане: живое общение с друзьями, посещение кружков по интересам и др.. Возникает вопрос: а как же «прекрасное вечное, доброе»? Вот тут и должна проявиться по - настоящему так необходимая личность учителя.
Всем известно изречение - неталантливых детей не бывает, поэтому нужно с самого детства дать возможность каждому ребенку поверить в себя, свои силы, почувствовать себя успешными, т.е. побывать в ситуации успеха. То, что заложено в детстве, очень сильно может повлиять на всю последующую жизнь человека. Абрахам Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям, сколько для создания хорошего человека.
Само понятие креативности описано во многих источниках. Рассмотрим некоторые из них. Так, в психологическом словаре понятие «творческие способности» трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Необходимым средством и условием для выполнения творческого задания является творческое мышление -креативность. В основе понятия «креативность» лежит глагол из английского языка create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
Креативность- это способность проявлять совершенно новые, оригинальные, нестандартные идеи и использовать средства для решения проблем, с которыми они не сталкивались ранее. Эти способности характеризуются повышенной активностью для нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.
В обычной жизни креативность проявляется как смекалка, сообразительность - способность находить выход из, казалось бы, безвыходной, иногда критической ситуации, используя очень ограниченные средства и ресурсы, которыми обладает ребенок.
Все дети неординарны, у них свое интересное видение мира, которое очень отличается от видения взрослых. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность начинают влиять общественное мнение, социум и другие факторы окружающей среды, и в результате у детей появляется шаблонное мышление. В результате творчество отодвигается на второй план и человек привыкает только воспроизводить по образцу или просто копировать, т.е. действовать по шаблону. Сегодня такая деятельность особой ценности для общества не представляет. Сегодня востребованы специалисты, готовые действовать в условиях многозадачности, т.е. умеющих решать одновременно несколько проблем или задач. В итоге у многих людей нет достаточных ресурсов для достижения личных высоких целей. А, следовательно, личность остается незамеченной и непризнанной, возможно, не очень счастливой, ведь мечты остаются нереализованными.
Большой смысл заключен в высказывании Джона Мэйсона «Ты родился оригиналом, так не умри же копией». Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности. Это поможет в будущем реализовать даже самые смелые замыслы и идеи. Нужно учить детей в любой ситуации предлагать нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь. Но, как известно, развитие творческих способностей на любом уроке может происходить только в процессе собственной деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Возникает вопрос - как же развить творчество в детях на уроках английского языка? Не потерять то, что заложено с рождения? Конечно, существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения направлены на создание учениками собственного продукта - рисунок, сочинение, диалог и т.д..
Учитывая необходимость развития творческого мышления, попробуем проанализировать УМК «Форвард» и мою внеурочную деятельность с обучающимися начальной школы. . Какие задания помогут учителю формировать данные умения? Достаточно ли таких заданий или нужно искать и предлагать другие задания?
Многие темы, изученные в УМК «Форвард» в 5 классе, повторяются с расширением и дополнением в УМК для 6 класса: «Моя семья», «Праздники», «Распорядок дня», «Покупки», «Каникулы», «Свободное время и хобби», «Знаменитости прошлого и настоящего», «Страны изучаемого языка».
Большое место в моей работе занимают проекты, мне самой очень нравится именно эта форма, плюс она находит отражение в учебнике. А именно после изучения каждой темы учебника авторы предлагают выполнение проекта по данной теме. Для меня более подходящим вариантом является сбор нескольких тем в итоге триместра, где по итогу на последнем уроке у нас проходит презентация и защита проектов. Проект как результат изучения определенных тем помогает суммировать знания и представить их в необычном формате. Я не ограничиваю ни форму ни методы выполнения. Это могут быть и плакаты а4, а2 и презентации, видеоролики. После защиты проектов на уроке плакаты мы традиционно размещаемся на информационных досках рядом с кабинетом, где остальные обучающиеся могут познакомиться с ними. Чаще всего такая форма работы подходит для обучающихся 7-8 классов, тех, кто может в достаточном формате представить информацию. Это очень трудоемкий процесс.
Так же традиционно я устраиваю тематические уроки и викторины приуроченные к праздникам таким как День Независимости, Рождество и Новый год, День святого Валентина,День Независимости, День Космонавтики, День Победы и т.д. В основной массе это лингво-страноведческий материал который подается в необычной форме (урок-викторина, урок -путешествие) , где в нетрадиционной форме подается материал, при изучении которого необходимо проявить свои способности, например на Рождество традиционно в начале урока краткий рассказ о традициях, а затем обучающиеся оформляли открытку с поздравлениями на английском языке. Так совсем недавно прошли уроки в начальной школе, где обучающиеся изготавливали открытки на английском языке с поздравлениями к Новому году и Рождеству.
На занятиях по внеурочной деятельности мною была проработана программа, где на протяжении 4 лет планомерно , соблюдая принцип приемственности, изучается английский язык с помощью песен, стихов, и театральных постановок. 1 и 2 классы традиционно изучали стихи, песни, игры на английском языке , а 3 и 4 классы это театральная студия. В конце года мы традиционно готовили большое мероприятие для всей школы «Английский с удовольствием», где представляли каждый класс сценку по понравившемуся произведению и песни, старшие классы ставили танцевальные номера. Обучающиеся сами выбирали понравившееся произведение и всем было интересно выбрать необычное, то , которого не было предыдущие годы. Распределяли роли по желанию. Не всегда всем хватало ролей, но иногда и не все желали выступить, были те, кто желал заниматься оформлением декораций, зала или подготовкой костюмов. Это большая работа, которая проводилась весь год и как итог- большой концерт с выступлением всех обучающихся, где каждый внес посильный вклад. А в завершении большое чаепитие для всех. Настоящий праздник английского языка.
Как же дети учавствуют?
По наблюдению учащиеся среднего звена с удовольствием принимаются за творческую работу, но она дается им с трудом, задают много вопросов, работы не всегда закончены, не очень аккуратны, учащиеся боятся сделать что-то неправильно. Со временем работы становятся лучше, более содержательными и интересными. Учащиеся 6 классов, подходят к выполнению творческих заданий уже более серьезно. Конечно, не все учащиеся любят такие задания. Некоторым проще выполнить что-нибудь по образцу, попроще. Но, поставленные в условия, когда нужно что-то выдумывать, учащимся приходится начинать думать, создавать что-то, они вынуждены выполнять задания, развивать свое воображение. Развитие креативности обучающихся на уроках предполагает не пассивное усвоение предложенных форм и методов, а собственное активное участие в учебной деятельности, при которой используются индивидуальные качества человека. Это становится основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму в целом. Учитель, умеющий превратить недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать возникающие проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают метапредметные умения и развивают собственные творческие умения.
Таким образом, творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранному языку. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. Усложняя задания, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.
ЛИТЕРАТУРА
Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психодиагностика одаренности школьников// Психологическая газета.- 1997. - №1 (16).
Алессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. – 2001. – Т.4, № 1. – С. 22-43.
Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002.
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96.
Быстров А.Н. Нормативная модель личности и деятельности подростка. Архангельск, 2005.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
ТЕСТ Э.П. ТОРРЕНСА: ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ http://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.htmlhttp://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.html
Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/03/21/sravnitelnyy-analiz-kreativnosti-podrostkov-dlya
Леонтьева Т.В. //Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности.https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti
Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2009.- 434 2. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика Технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.:Моск.ун-т, 2003.- 416 с. 3. Ревенков А. В., Резникова Е. В. Теория и практика решения технических задач / А. В. Ревенков, Е. В. Резникова. — М.: «Форум», 2008 г., 345с. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка.
Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....
Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий
Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/13/picture-1421414-1665636391.jpg)
Развитие креативного мышления на уроках английского языка
Английский язык является общеобразовательным учебным предметом. Посредством изучения английского языка у обучающегося формируются знания, умения, навыки, происходит расширение кругозора, а также проис...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-10464-1556195889.jpg)
Педагогическая модель развития креативного мышления на уроках английского языка
Разработка по теме...
Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы
Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-1018639-1520244647.jpg)
Примеры развития креативного мышления на уроках английского языка
Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-456778-1415859450.jpg)
1. Функциональная грамотность. Развитие креативного мышления на уроках английского языка
Дается краткий обзор понятию "креативное мышление", рассматриваются примеры типовых заданий на формирование креативного мышления из банка заданий, и то, как задания из учебников англий...