Формирование навыков ЗОЖ на уроках иностранного языка.
статья (9 класс)

Данная статья посвящена использованию здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. В качестве примеров приводятся задания и всевозможные приёмы и методы, используемые на уроках в 9 классе по УМК Starlight. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга

Формирование навыков ЗОЖ на уроках иностранного языка.

Учитель ГБОУ «Школы №83» Заварзина А.М.

2022г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Младший школьный возраст…………………………………………………………...4

Средний школьный возраст…………………………………………………………….6

Старший школьный возраст……………………………………………………………7

Развитие навыков здорового образа жизни в 9 классе………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………………....9

Источники………………………………………………………………………………..9

Введение.

В реалиях нашего времени с его экологическими и эпидемиологическими условиями проблема здоровья учащихся стоит особо остро.

 Поскольку значительную часть времени дети проводят в стенах школы, то забота об их здоровье ложится на плечи не только родителей, но и педагогов.

             Современный урок иностранного языка подразумевает высокую степень интенсивности и концентрации внимания. К быстрой утомляемости на уроках иностранного языка приводит необходимость выполнять множество упражнений, частое «переключение» с одного вида деятельности на другой, а также тот факт, что многие учащиеся в процессе изучения иностранного языка сталкиваются с психологическим дискомфортом, связанным с языковым барьером.

          По данным СанПиНа, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. Он является вторым самым сложным предметом после математики и требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению состояния тревожности и снижению активного внимания.

Современная школа ставит в качестве своей цели воспитание успешного, физически здорового, ориентирующегося в социуме выпускника. Однако, чтобы стать востребованным в сегодняшнем обществе, нужно освоить огромный объем компетенций. Требования к освоению образовательной программы по английскому языку достаточно высоки: новая лексика вводится почти на каждом уроке, учащиеся должны овладеть сложными грамматическими конструкциями научиться использовать их в речи.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость или нервное напряжение.

  В решении данной проблемы могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологий – это технологии, призванные обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, умения, навыки, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Итак, какие здоровьесберегающие технологии могут быть использованы на уроках иностранного языка?

Младший школьный возраст.

В начальной школе широко практикуются игровые технологии.

Игра как инструмент преподавания активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся вовлекаться в образовательную деятельность, развивает мотивацию к изучению нового.  

         По мнению психолога А.А. Леонтьева, игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

         Игра всегда предполагает поиск решения. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, поскольку игра позволяет имитировать реальные жизненные ситуации. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это эмоции, активность, внимание и воображение, а значит и мышление.

        Вот примеры некоторых игр, используемых на уроках в начальной школе.

- Игра- пантомима (при изучении алфавита: изобразить букву; при изучении темы ‘’Animals’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами)

- Игра «Незнайка» при изучении тем «Цвета», «Числа», «Знакомство»

- Игра «Весёлые художники» и «Невнимательный художник»

- Игры-загадки (отгадать персонажа сказки по описанию учителя)

-Игра «Фоторобот» (дети описывают одноклассника, чтобы другие ребята отгадали, о ком идёт речь)

- Игра «Последняя буква» (ученик называет слово, следующий ученик должен назвать другое слово, начинающееся с такой буквы, на которую заканчивается предыдущее слово)

- Игра «Что в коробке?» (дети задают учителю вопросы, чтобы узнать, какой предмет находится в коробке

- Фонетические игры (долгие и краткие гласные; какая команда лучше споёт песенку)

- Сюжетно-ролевые игры по изучаемым темам: «В кабинете у врача», «В магазине» и др.

При обучении произношению используются считалки, стихотворения, песни, фонетические игры, фонетические зарядки (сопровождаются различными движениями), физкультминутки, движения при исполнении песен на иностранном языке.

При обучении лексическим и грамматическим навыкам используются всевозможные виды наглядности. Например, звуковая (прослушиваются аудиозаписи, проговариваются новые фразы и звуки), зрительная наглядность (рисунки, карточки, карандаши, презентации, видеозаписи); предметная наглядность (игрушки и пальчиковые куклы). Более чем оправдано использование игр на лексику и грамматику, а также кроссвордов, загадок, викторин. Трудно переоценить важность ролевых игр – на данном этапе обучения полезно инсценирование диалогов и драматизация сказок. Ролевые игры позволяют воссоздавать различные отношения, в которых взаимодействуют люди в реальной жизни. Драматизации на уроке иностранного языка подлежат как диалоги и сказки, так и стихотворения и считалки.

Поскольку ребенок младшего школьного возраста не может долго фокусироваться на учителе и его речи, необходимо проводить на уроках физкультминутки, чередовать периоды увлечённости и расслабления. Необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста и менять виды работ. Учитывая данную возрастную особенность, можно снизить стресс и сберечь здоровье юных учащихся.

Средний школьный возраст.

Для учащихся среднего школьного возраста важно самоутверждение. Такие учащиеся заинтересованы в речевой деятельности, готовы высказывать свою точку зрения и спорить. В средних классах ребятам нравятся игры на подобие «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером», «Международная конференция», “Аукцион», «Необитаемый остров», а также различные викторины. При использовании игровых технологий в комплексе с другими приёмами и методами можно добиться высокой заинтересованности учащихся в предмете, вызвать у них эмоциональный отклик и, таким образом, повысить их мотивацию к изучению иностранного языка.

          С учащимися среднего звена по-прежнему можно использовать элементы театрализации на уроках. Кроме того, учащиеся могут принимать участие в постановках при подготовке к различным мероприятиям. Многим ученикам нравится разучивать и исполнять песни на иностранном языке. Языковой материал таких, изучаемых в средней школе тем, как «Распорядок дня», «Питание» и «Поход к врачу» позволяет использовать разнообразные приёмы для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни. Так, например дети могут обсудить и сравнить свой распорядок дня с тем, как проходит день у их одноклассников или у школьника их возраста в англоговорящей стране и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики и сохранения здоровья. Изучая тему «Питание», дети знакомятся с правильным режимом питания, правилами гигиены, расширяют свои знания об этикете, узнают о различной степени полезности продуктов.

       

Старший школьный возраст.

 В старшем звене на уроках иностранного языка обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение и употребление вредной пищи и запрещённых веществ, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма. Учащиеся не только читают тексты по проблемам здоровья подростков, они обсуждают их в диалогах, группах и готовят проекты по этим темам, что способствует воспитанию их творческих способностей. В этом возрасте полезны такие сюжетно-ролевые игры как «Дебаты» на различные темы (например, «Следует ли запретить фаст-фуд рестораны/экстремальные виды спорта»), игра «Выживание на необитаемом острове», игра «Детективное расследование»), в которых команды должны отстаивать определённую точку зрения, приводить доводы. Таким образом развивается критическое мышление учащихся, их коммуникативные навыки и навыки командной работы.

Развитие навыков ЗОЖ на уроках иностранного языка в 9 классе.

Сейчас я предлагаю рассмотреть то, каким образом уроки иностранного языка способствуют развитию навыков здорового образа жизни среди учащихся 9х классов на примере УМК Starlight.

Иностранный язык – это прикладной предмет, целью которого является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, поэтому так важна связь иностранного языка с реальной жизнью и возможность применить полученные знания на практике. Так в УМК Starlight учащимся предлагается не только повторить и систематизировать лексику по теме «симптомы» и «поход к врачу», но и разыграть диалог по ролям между двумя друзьями, в котором один из учащихся жалуется на беспокоящие его симптомы, а его одноклассник задаёт вопросы, чтобы узнать о проблеме больше и посоветовать наилучший способ её решения, используя модель диалога для опоры. Это задание может быть разыграно в виде сценки по ролям и дополнено разными симптомами и ситуациями на усмотрение учащихся и учителя. Например, после ознакомления с текстом «Средства народной медицины в России» учащиеся могут обсудить в парах, какие из перечисленных средств используются в их семье, а затем, разыгрывая сценку, могут рекомендовать подобные способы лечения друг другу, исходя из названых симптомов. Таким образом, учащиеся смогут отработать большую часть новой тематической лексики в игровой форме.

Отдельное внимание в УМК Starlight за 9 класс уделяется проблемам психического здоровья, механизмам самоконтроля и самоанализа собственного самочувствия. На основе представленного в УМК материала учащиеся учатся распознавать и анализировать собственные чувства и эмоции, а также получают советы по управлению негативными эмоциями и борьбе со стрессом, что актуально для выпускников 9 класса. Например, ребятам перед прочтением тематической статьи можно предложить порассуждать о том, какие ситуации из приведённого списка могут вызывать у них стресс и распределить их по шкале от наименее до наиболее тревожных. Затем вниманию учащихся предлагается текст под названием «Скрытый враг», который рассказывает им о таком опасном, но незаметном враге как стресс. В тексте приводятся научные факты о стрессе, о его влиянии на организм, а также о способах снижения стресса в повседневной жизни в школе и дома. В качестве анализа прочитанного текста учащиеся могут обсудить в парах или группах, считают ли они советы из статьи полезными и предложить другие известные способы борьбы со стрессом. Чтобы логически завершить урок по данной теме учитель, дополнительно может провести опрос, по результатам которого учащиеся смогут определить уровень стресса у себя и прочитать связанные с результатом рекомендации.

Кроме того, УМК Starlight знакомит учащихся со всевозможными способами оздоровления организма. В нём рассказывается о различных видах тренировок или необычных практиках по улучшению самочувствия. Так, например текст «Чудная тренировка» посвящён своеобразному виду энергичной тренировки с использованием дорожных конусов, строительных лесов и прочих вещей, которым, казалось бы, не место в спортзале, а текст «Смешная йога» рассказывает о необычном способе укрепления организма и борьбы с негативными эмоциями. Учащимся предлагается провести собственное исследование и узнать больше о разных видах подвижных игр и видах спорта, о способах справляться со стрессом в разных странах и культурах и подготовить сообщение в парах или индивидуально.

Таким образом, мы можем видеть, что на уроках иностранного языка реализуется проектная деятельность, в которой находят своё отражение и

здоровьесберегающие технологии. Через выполнение проектных работ происходит развитие логики, воображения, навыков планирования и самоорганизации. Дети учатся формулировать и высказывать свою точку зрения. Выполняя коллективный проект, учащиеся развивают навыки командной работы и коммуникативные навыки. Посредством общения и совместной работы происходит осознание себя и своих личностных качеств. Таким образом, проектная деятельность способна развивать самоуважение и формировать чувства собственного достоинства. Доказано, что обучение различным дисциплинам, в том числе и иностранному языку, проходит более успешно при условии вовлеченности в творческую деятельность. Кроме того, проектная деятельность развивает в учащихся самостоятельность и способность брать на себя ответственность за результат своего труда, обучает самообразованию.

Заключение.

Здоровье – это высшая ценность, поэтому одной из наиважнейших задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни. По этой причине необходим выбор таких технологий преподавания, которые соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям учеников, устраняют перегрузки и сохраняют здоровье школьников.

Список использованной литературы.

1.  Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. «Здоровьесберегающие технологии  в начальной школе»  Самара, 2004г.

3.  Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие    технологии» М., ВАКО, 2004г.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008г.

5. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

6. Дули Д., Копылова В.В. “Starlight 9 Звёздный английский». – М.:Просвещение, 2021г.

7. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеом...

Формирование социокультурных навыков школьников на уроках иностранного языка

Социокуьтурные навыки и умения способствуют более осознанному овладению иностранным языком как средством общения, развивают стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом, г...

Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Трудности при обучении  аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....

Проблемы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка.

Статья раскрывает некоторые проблемы,возникающие при обучении говорению на иностранном языке...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Методическая разработка "Формирование навыков чтения на уроках иностранного языка"

Один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка-формирование навыков чтения. Благодаря которому студенты учаться понимать язык через текст, видеть в нем грамматические и лексические структуры...