Вклад иностранцев в развитие Санкт-Петербурга
учебно-методическое пособие (11 класс)

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vklad_inostrantsev_v_razvitie_sankt-pterburga.doc139 КБ

Предварительный просмотр:


Вклад иностранцев в развитие Санкт-Петербурга

Абрам Федорович Иоффе - первый директор Физтеха




Авторы:

Титов Алексей (учащийся 8 класса),

                                                  Горичев Арсений (учащийся 11 класса)

ГБОУ школа  №90 Выборгского района

г. Санкт-Петербург

Руководители:

Попова Ирина Владимировна (учитель английского языка)

   Трифанова Татьяна Леонидовна (учитель английского языка)

ГБОУ школа №90 Выборгского района

г. Санкт-Петербург

Санкт Петербург 2021г.

Содержание

I. Введение …………………………………………………………3

II. Основная часть

1.Актуальность выбранной темы…………………………………4

2.Абрама Федоровича Иоффе…………………………..................5

3.Становление ученого……………………………………………5

4.На заре новой эпохи….………………………………………….7

5.Школа «папы Иоффе». ………………………………………….7

6.Круг интересов…………………………………………………...8

7. Испытание войной ……………….…………..............................9

8. Новые проблемы………………………………………………..10

9. Награды и звания ………………………………………………10

10.Память…………… ……………………………………………..11

11.Штрихи………………………………………………………….12

III. Заключение……………………………………………………..12

IV.Литература……………………. ………………………………..13

I. Введение

На протяжении многих лет память доносит до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом верность Родине и ее народу. Увы, все меньше и меньше с каждым днем остается живых свидетелей тех далеких лет. И уже не столько из рассказов очевидцев, а все больше из фильмов и учебников знают о том, как жили и работали люди. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о нашей истории: истории семьи, города, а значит и Родины. Какую тему выбрать для работы? Проводя уроки по страноведению на английском   в школьном музее, мы неоднократно показывали  ребятам портрет человека, который размещается на стенде, это – Абрам Фёдорович Иоффе. Нам  захотелось больше узнать об этом человеке. За советом мы  обратилась к учителям английского языка. От них мы  узнали, что этот человек внес большой вклад в развитие нашего города. Было решено – наша  работа будет  об этом человеке.

Цель нашей работы: изучение истории родного края и страны через жизненный путь Абрама Федоровича Иоффе.

Задачи:

  1. Собрать и проанализировать весь имеющийся материал, связанный с Абрамом Фёдоровичем Иоффе.
  2. Провести  опрос среди одноклассников
  3. Провести   интерактивный опрос среди  жителей города, используя интернет ресурсы.
  4. Оформить отдельный стенд об Абраме Фёдоровиче.
  5. Создать виртуальную выставку.
  6. Рассказать своим одноклассникам об этом известном человеке.

Методы исследования:

- анализ литературных источников

- наблюдение

- анкетирование

-обобщение полученных данных

II. Основная часть

1.Актуальность выбранной темы.

Для того, чтобы выяснить, что знают учащиеся нашей школы и жители города об Абраме Фёдоровиче, мы провели опрос. В нем приняли участие учащиеся средней и старшей школы, жители Выборгского района. Всего – 105 человек.

Ответы учеников средней школы:

да

нет

да

нет

3

15

5

12

Ответы учеников старшей  школы:

да

нет

да

нет

4

10

6

15

Жители Выборгского района:

да

нет

да

нет

6

8

10

11

Результаты получились любопытными.

Многие ученики не смогли ответить, да и взрослые затруднялись с ответом. Этот факт печален. Каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, страны. Знание и понимание истории своей малой родины позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.

Свою работу мы начали  с изучения материала, который находился у нас в школьном музее и источников интернет ресурса.

2.Биография Абрама Фёдоровича Иоффе.


Абрам Фёдорович Иоффе
 (1880-1960)

                                                                    «Во все времена ни у одного народа  не было

                                                                     физика, который бы, подобно Иоффэ , вырастил

                                                                     такое огромное число крупных ученых из своих

                                                                                                                                           учеников»

                                                                                                                                     Семенов Н.Н.

ФТИ имени А. Ф. Иоффе традиционно отмечает свой юбилей 29 октября, одновременно с днем рождения Абрама Федоровича Иоффе — первого директора Физтеха. В 1918 г. по инициативе двух профессоров — М. И. Немёнова и А. Ф. Иоффе — в Петрограде был создан новый институт. По словам Н. Н. Семёнова, до 1917 г. в России не существовало ни одного научно-исследовательского института. Научная работа велась в небольших лабораториях Академии наук и на кафедрах высших школ. Первое официальное сообщение о необходимости образования Государственного рентгенологического и радиологического института (ГРРИ) сделал нарком просвещения А. В. Луначарский 23 сентября 1918 г. на заседании Малой областной коллегии Народного комиссариата просвещения, и положительное решение было принято. Иоффе возглавил Физико-технический отдел ГРРИ, включающий также комиссию по изучению строения молекул, оптическое и радиологическое отделения (изначально были организованы два отдела — вторым, Медико-биологическим, руководил Немёнов). Согласно первому Уставу, руководители отделов были выборными директорами (президентами) института поочередно: Иоффе в 1918–1919 гг., Немёнов в 1919–1920 гг. С преобразованием отделов ГРРИ в самостоятельные институты 1 января 1922 г. Иоффе стал первым и до 1950 г. бессменным директором Физтеха.

Об Абраме Федоровиче Иоффе опубликовано много материалов, и трудно нарисовать его портрет более точно, чем это сделали его сотрудники, ученики, друзья и историки естествознания. Однако исторические аспекты времени его директорства в Физико-техническом институте, масштаб его личности, дар предвидения в науке — все это вызывает неподдельный интерес снова и снова.

Абрам (Авраам) Иоффе родился 29 (17) октября 1880 г. в уездном городе Ромны Полтавской губернии в купеческой семье. Его родители уделяли много времени воспитанию пятерых детей и привили им литературный вкус с юных лет. После окончания реального училища в 1897 г. Иоффе поступил в Технологический институт императора Николая I в Санкт-Петербурге — старейшее техническое высшее учебное заведение России (ныне — Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)), куда принимали юношей вне зависимости от каких-либо ограничений. Летнюю практику Абрам проходил на Путиловском заводе и летом 1900 г. участвовал в установке ферм мостов, исполняя обязанности инженера.

3.Становление ученого

Успешно окончив институт, он по совету и с рекомендациями своего учителя профессора Н. А. Гезехуса* в декабре 1902 г. отправился в Мюнхен, чтобы продолжить образование в лаборатории Вильгельма Рентгена в Физическом институте Мюнхенского университета. Под руководством Рентгена Иоффе проработал четыре года. С самого начала научной деятельности он проявлял интерес к строению атома (структуре вещества). Молодой сотрудник повторил ряд опытов Пьера Кюри и предложил прецизионный метод измерения количества тепла, выделяемого препаратом радия. В 1903 г. Иоффе открыл магнитную фокусировку электронов, но эти результаты не были опубликованы. Рентген зачислил Иоффе на должность приват-ассистента и предложил работать над диссертацией. Позже Иоффе писал: «...Рентген отметил мое уважение к опытному факту и точность измерения — наиболее ценные, с его точки зрения, свойства будущего физика».

В 25 лет (в 1905 г.) Иоффе защитил диссертацию на степень доктора философии «Упругое последействие в кристаллическом кварце» с наивысшей оценкой summa cum laude. Рентген предложил ему остаться в Мюнхенском университете в качестве профессора, но Иоффе принял решение вернуться в Россию, поблагодарив и ответив, «что его гражданский долг не позволяет ему дольше оставаться за границей, особенно в тот момент, когда его родина переживает тяжелое время».

В 1906 г. Иоффе поступил на должность лаборанта, на кафедру физики (под руководством В. В. Скобельцына) Санкт-Петербургского политехнического института, с которым тесно будет связана вся его последующая жизнь.

В 1907–1912 гг. в Петербурге жил и работал всемирно известный ученый из Вены — Пауль (Павел Сигизмундович) Эренфест, который оказал большое влияние на развитие теоретической физики в России и на самого Абрама Федоровича. Иоффе принимал участие в работе физического кружка, организованного Эренфестом. Молодые физики собирались по воскресеньям либо у кого-нибудь на квартире, либо в одной из комнат Физического института Петербургского университета (втайне от директора института и заведующего кафедрой физики И. И. Боргмана), а после отъезда Эренфеста из Петербурга в Лейден — поочередно: одно воскресенье в университете, другое — в библиотеке физической лаборатории Политехнического института. Этот кружок стал центром, из которого впоследствии вырос научный круг физтеховских ученых. Позже развитию плеяды физиков в нашей стране способствовала работа семинаров А. Ф. Иоффе и Я. И. Френкеля. Семинары Иоффе работали еженедельно.

А. Ф. Иоффе, В. Р. Бурсиан, Г. Г. Вейхардт, М. В. Кирпичёва, П. С. Эренфест, Ю. А. Крутков, А. Н. Афанасьева-Эренфест, неизвестный, Л. Р. Степанова («Природа» №9, 2018)

В парке Политехнического института, под окнами квартиры А. Ф. Иоффе (корпус 1), около 1912 г. Слева направо: А. Ф. Иоффе, В. Р. Бурсиан, Г. Г. Вейхардт, М. В. Кирпичёва, П. С. Эренфест, Ю. А. Крутков, А. Н. Афанасьева-Эренфест, неизвестный, Л. Р. Степановаю.

В 1913 г. Иоффе начал читать лекции в Петербургском университете, в Политехническом и Горном институтах, на Высших курсах имени П. Ф. Лесгафта («Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования»). Весной того же года он защитил в университете магистерскую диссертацию (диссертации, защищенные за рубежом, в российских вузах не принимались) по теме «Элементарный фотоэлектрический эффект. Магнитное поле катодных лучей. Опытное исследование», а 30 апреля 1915 г. (одновременно с Д. С. Рождественским) — диссертацию на соискание докторской степени с названием «Упругие и электрические свойства кварца», которую очень хвалил выступавший в качестве оппонента академик В. А. Стеклов. На выборах заведующего одной из двух кафедр физики Иоффе был забаллотирован, но даже обрадовался возможности уделять больше времени работе в Политехническом институте и прекратил чтение лекций в университете. Вместе со своим земляком С. П. Тимошенко Абрам Федорович организовал в Политехническом институте физико-механический факультет с новым для России подходом к физике и обучению. Факультет открылся в 1919 г. (уже после отъезда Тимошенко в Киев и его последующей эмиграции). Интересно, что Иоффе первым из профессоров привлек талантливых женщин (Я. Р. Шмидт, М. В. Кирпичёву, Е. П. Бутыркину и др.) к научной работе в своей лаборатории, добивался вселения студенток в общежитие, когда впервые разрешили их прием в Политехнический институт.

4.На заре новой эпохи

В 1918 г. началась новая эра физической науки в стране — Иоффе вместе с Немёновым основали ГРРИ. В самом начале работы института техническое оснащение в молодом коллективе физиков было весьма скромным. Физико-технический отдел ГРРИ не получил материальной базы при организации и «пользовался гостеприимством физической лаборатории Петроградского политехнического института, предоставившей отделу во временное пользование часть своих помещений и лабораторного оборудования». Помощь в приобретении электротехнического оборудования была оказана со стороны заведующего Петроградским отделением Академического центра М. П. Кристи и со стороны Главэлектро.

Абрам Федорович тратил валюту, полученную в Наркомпросе, и деньги, заработанные им в Европе чтением лекций, на приобретение приборов для исследований. В 1921–1922 гг. он вошел в состав правительственной комиссии, которая заказала и закупила за границей оборудование для советских научных учреждений, в том числе для Государственного физико-технического рентгеновского института (ГФТРИ), в который был преобразован Физико-технический отдел ГРРИ в 1921 г. В соответствии со штатным расписанием директором ГФТРИ стал А. Ф. Иоффе, его заместителем — А. А. Чернышёв, помощником — Н. Н. Семёнов, ученым секретарем — В. Р. Бурсиан. В феврале 1923 г. в письме к жене Иоффе писал, что на открытии нового здания института по адресу Дорога в Сосновку, д. 2 (современный адрес: Политехническая ул., д. 26) «все были поражены зрелищем совершенно оборудованного европейского научного института, чистого и изящного».

В 1922 г. Иоффе был избран председателем Российской ассоциации физиков и приступил к подготовке Четвертого съезда русских физиков (первые три съезда проходили в Петрограде (1919), Киеве (1921) и Нижнем Новгороде (1922)). На этом съезде, в сентябре 1924 г. в Ленинграде, Абрам Федорович сделал доклад «О связи физического исследования с задачами техники». Его основная установка — «физика как основа будущей техники» — воспринималась в 1920–1930-х годах как научная фантастика.

В первой половине XX в. одной из наиболее представительных научных конференций в мире был Сольвеевский конгресс. Институт в Брюсселе, организованный на деньги бельгийского химика Сольве, собирал ведущих ученых ежегодно. Первый раз приглашение принять участие в конгрессе Иоффе получил в 1925 г. — его доклад был посвящен электропроводности кристаллов. Впоследствии Абрам Федорович занимался подготовкой Сольвеевских конгрессов совместно с Н. Бором, А. Эйнштейном, О. Ричардсоном, Т. Дондером, П. Ланжевеном, П. Дебаем, Б. Кабрерой.

В 1927 г. Иоффе читал лекции по физике кристаллов в Массачусетском технологическом институте в Бостоне и затем курс в Калифорнийском университете в Беркли. По материалам этих лекций издательство Mc GrawHill Book Co. опубликовало книгу «Физика кристаллов» под редакцией Леонарда Б. Лёба**. Калифорнийский университет присудил Иоффе степень почетного доктора прав, что было событием нечастым.

5. Школа «папы Иоффе»

Абрам Федорович считал крайне важным для ученых общение с коллегами и совместную работу на международном уровне. Он способствовал поездкам молодых сотрудников за границу, помогал им в этом своими международными контактами и личными валютными средствами. Несколько лет провели в Кембридже К. Д. Синельников и Ю. Б. Харитон, в Лейдене — Л. В. Шубников и О. В. Трапезникова, в Копенгагене — Г. А. Гамов и Л. Д. Ландау, в Гёттингене — В. Н. Кондратьев и Ю. А. Крутков. В 30-х годах в ЛФТИ были организованы группы по изучению иностранных языков. Иоффе выписывал из-за рубежа научную литературу, которая поступала в библиотеку института.

Иоффе интуитивно, во многом благодаря своей широкой научной эрудиции и полученному в Европе опыту научной работы, не только выбирал самые перспективные направления исследований, но и находил для этих исследований молодых, увлеченных наукой людей. Так, с семинара в ЛПИ и первых лабораторий Физтеха начиналась научная школа «папы Иоффе». Первая волна ученых из этой школы — П. Л. Капица, Н. Н. Семёнов, Я. И. Френкель, Н. И. Добронравов, П. И. Лукирский, Я. Г. Дорфман, Л. Д. Ландау. Затем, к середине 20-х годов, выросла новая плеяда исследователей: И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, К. Д. Синельников, В. Н. Кондратьев и др.

6.Круг интересов

Основные научные проблемы, которые интересовали Абрама Федоровича и разрешению которых, по его словам (из автобиографии), была посвящена главная часть научной деятельности, это механические свойства твердых тел, электрические свойства твердых изоляторов, электроны и световые кванты, проблемы новой техники. В дальнейшем его научные интересы были связаны с термоэлектричеством, что привело в военные годы к серьезным успехам в этой области.

Иоффе первым в стране начал изучать электрические свойства полупроводников. Уже в начале 1931 г. в журнале «Социалистическая реконструкция и наука» вышла его статья «Полупроводники — новый материал электроники», где он, в частности, писал о широких перспективах применения твердых фотоэлементов и рациональных методах превращения солнечной энергии в электрическую. Вскоре Иоффе создал в ЛФТИ полупроводниковую группу. Почти через 25 лет после начала работ, в 1955 г., Иоффе обобщил результаты в этой области в книге «Полупроводники в современной физике». Современным ученым хорошо знакомо последующее ее дополненное издание «Физика полупроводников», которое дает уникальный объем знаний. В лаборатории Иоффе в 1950 г. был сделан первый термоэлектрический полупроводниковый холодильник. Вот как Абрам Федорович формулировал задачи коллектива лаборатории полупроводников на заседании ученого совета лаборатории 13 ноября 1952 г.:«Основная задача лаборатории — развитие применений термоэлектрических элементов и их теории... Расширение рабочего температурного диапазона применяемых веществ в область низких и высоких температур... Расширение круга применяемых веществ... Всестороннее исследование электрических и тепловых свойств этих веществ... Необходимо расширить работу по разработке рациональной технологии изготовления термоэлементов и работу по рациональному теплотехническому конструированию систем в целом».

В 1956 г. Иоффе опубликовал монографию «Полупроводниковые элементы», где была изложена разработанная им теория термоэлектричества. Тогда эти исследования были настолько передовыми, что даже слово «полупроводники» было незнакомо широкой публике. Еще в 1955 г., когда по инициативе Абрама Федоровича велась подготовка Первой международной конференции по полупроводникам, диктор на Московском вокзале «категорически отказывалась произносить объявление о сборе прибывающих на конференцию полупроводников, усматривая в тексте подвох».

Будучи директором, Иоффе поддерживал исследования по ядерной физике в институте. Можно с уверенностью сказать, что работы по данной тематике проводились в Физтехе уже в 20-е годы (работы Д. В. Скобельцына, относящиеся к физике космических лучей). Абрам Федорович интересовался всеми достижениями ядерной физики, регулярно выступал с лекциями и обзорами научной литературы в этой области, способствовал проектированию и строительству циклотрона ФТИ. Как писали В. Я. Френкель и Н. Я. Московченко, «Иоффе определял и масштаб работ по ядру — сначала в стенах ФТИ, а затем, через Академию наук и соответствующие ее комиссии, — по стране в целом».В 1932 г. Иоффе возглавил ядерную группу ЛФТИ. Он был одним из инициаторов проведения конференций по ядерной физике, первая из которых прошла в Физтехе в сентябре 1933 г., и пригласил П. Оже, П. Дирака, супругов Кюри, В. Паули и других выдающихся зарубежных физиков для участия. Абрам Федорович способствовал приезду Н. Бора в СССР (сохранились письма Иоффе к Бору, где обсуждаются проблемы физики ядра).

Абрам Федорович был уникальным человеком: помимо таланта физика и организаторских способностей он обладал государственным мышлением. Дар предвидения и талант организатора науки — все это позволило ему создавать научные центры по всей стране, начиная с 1927 г., когда рядом с Физтехом был организован Центральный котлотурбинный институт имени И. И. Ползунова (Политехническая ул., д. 24). Новых институтов в СССР было создано не менее 13 еще при жизни Абрама Федоровича, среди них Сибирский ФТИ в Томске (1928), Украинский ФТИ в Харькове (1930), Среднеазиатский гелиоцентрический институт в Самарканде (1931), Уральский ФТИ в Свердловске (1932, первое время располагался в стенах ЛФТИ), Институт агрофизики в Ленинграде (1932, с 1934 г. переименован в Агрофизический НИИ) и др. Как писал в 1948 г. о своем коллеге Яков Ильич Френкель (материалы были опубликованы только спустя 20 лет), «А. Ф. Иоффе является признанным отцом советской физики: его неутомимой работе, его юношескому энтузиазму, не знающему препятствий, она обязана большей частью своих молодых кадров; его смелым идеям и стимулирующему влиянию — большей частью новых фактов, установленных в области физики за последние 30 лет в различных научно-исследовательских институтах, возникающих из ЛФТИ при помощи его бывших сотрудников» . Физико-технический институт под руководством Иоффе стал alma mater физики в СССР.

В начале 30-х годов в Германии к власти пришел Гитлер, и немецкие ученые начали уезжать за границу. (Часть из них оказалась в Украинском ФТИ, созданном, как говорилось выше, в 1930 г. ведущими учеными Ленинградского физтеха.) В связи с изменением ситуации в Германии в ноябре 1938 г. Абрам Федорович направил профессору Максу Планку письмо с отказом от членства в Прусской академии наук.В 1930 г. произошли изменения в личной жизни Иоффе: он женился во второй раз. Его женой стала Анна Васильевна Ечеистова, коллега по научной работе.

7.Испытание войной

Во время Великой Отечественной войны благодаря еще довоенной стратегии Абрама Федоровича Иоффе в развитии тематик (радиолокация, размагничивание кораблей, бронезащита и др.) Физтех быстро переориентировал свои технические и кадровые ресурсы, и в короткий полуторамесячный срок ученые начали работать в Казани в условиях эвакуации. Как директор института, Абрам Федорович строго оценивал, каким направлениям исследований необходимо дать первенство в данный момент и переводил сотрудников из лаборатории в лабораторию соответственно оборонным задачам. Так же активно под руководством «блокадного директора» П. П. Кобеко работала группа ученых Физтеха, оставшихся в Ленинграде.

Во время войны Иоффе вел большую работу в качестве вице-президента АН СССР и академика-секретаря Отделения физико-математических наук АН СССР.

Абрам Федорович, находясь в Казани с основной частью Физтеха, заботился о сотрудниках, оставшихся в блокадном Ленинграде. По воспоминаниям М. В. Гликиной, он посылал посылки от себя лично, а в апреле 1942 г. в Ленинград был отправлен вагон с продовольствием для сотрудников Академии наук. Организовали сбор продовольствия Иоффе и другие руководители академических институтов, находившихся в Казани.

Когда в 1943 г. из-за срочной необходимости развития исследований по ядерной проблеме и реализации атомного проекта распоряжением по Академии наук СССР, а затем приказом по казанской группе ЛФТИ от 14 августа 1943 г. была создана Лаборатория № 2 (будущий Институт атомной энергии), именно Иоффе рекомендовал И. В. Курчатова в качестве руководителя работ.

8.Новые проблемы

После окончания войны особое внимание Иоффе уделял привлечению в институт новых кадров. И, как писал в воспоминаниях М. М. Бредов, Абрам Федорович «приложил немало усилий для выявления новых специалистов и возвращения старых сотрудников, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

Послевоенные годы директорства Иоффе отмечены запуском циклотрона, работами, связанными с атомным проектом, с развитием полупроводниковой электроники.

Иоффе сделал доклад по прочности металлов — война закончилась, а работы по бронезащите продолжались, как и по другим оборонным направлениям. В 1945–1946 гг. он всячески способствовал организации в ЛФТИ лаборатории под руководством С. Е. Бреслера, работавшего в области химии белков, а позже — генетики.

В разгар кампании «по борьбе с космополитизмом» в октябре 1950 г. президент АН СССР С. И. Вавилов предложил Иоффе уйти с поста директора ЛФТИ.

3 марта 1952 г. состоялся ученый совет ЛФТИ под председательством Комара, на котором были заслушаны выводы специальной комиссии по вопросу «об ошибках освещения современной физики» в книге А. Ф. Иоффе «Основные представления современной физики». Через три недели Абрам Федорович ушел из института и основал Лабораторию полупроводников. Вскоре в Лаборатории полупроводников начали исследования 18 сотрудников, покинувших стены Физтеха. В 1954 г. она была преобразована в Институт полупроводников АН СССР, который через 18 лет вошел в состав Физтеха.

Иоффе активно участвовал в издательской деятельности. Будучи деканом физико-механического факультета ЛПИ, он еще в 1929 г. поддержал инициативу студенческого кружка физиков по изданию журнала «Физика и производство» и опубликовал в первом его выпуске статью «Квантовая механика». Иоффе был организатором в 1931 г. «Журнала технической физики», который через три года уже издавался под его редакцией на трех языках (английском, немецком и французском) с названием Technical Physics of the USSR. Он инициировал создание журнала «Физика твердого тела», в течение нескольких лет редактировал «Журнал экспериментальной и теоретической физики».

9.Награды и звания

10.Память

  • В честь А. Ф. Иоффе был назван кратер Иоффе на Луне и научно-исследовательское судно «Академик Иоффе».
  • В ноябре 1960 года имя А. Ф. Иоффе присвоено Физико-техническому институту АН СССР.
  • В 1964 году в Санкт-Петербурге, Политехническая ул. 26 , перед зданием ФТИ установлен памятник А. Ф. Иоффе. Такой же бюст установлен в Большом актовом зале ФТИ им. А. Ф. Иоффе.
  • В Санкт-Петербурге, Политехническая ул., 29. Технический университет, 2-й учебный корпус на здании установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь в 1906—1948 гг. работал выдающийся советский физик, академик А. Ф. Иоффе, основатель физико-механического факультета института». 1964 — первоначально установлена. 1983 — заменена. Арх. Линцбах Е. П. Мрамор.
  • В Санкт-Петербурге, на набережной Кутузова, 10 на здании, где работал Абрам Иоффе, (ныне здание Института прикладной астрономии РАН) установлена мемориальная доска с текстом «Здесь в 1952—1960 гг. работал крупнейший ученый-физик, академик А. Ф. Иоффе, основатель института полупроводников Академии наук СССР». 1961. Мрамор.
  • Именем А. Ф. Иоффе названа малая планета (5222) Иоффе[en], открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 11 октября 1980 года.
  • Имя А. Ф. Иоффе носит улица в Адлерсхофе (нем. Abram-Joffe Straße).
  • 30 октября 2001 года площади между главными зданиями ФТИ им. А. Ф. Иоффе и Политехнического университета, от которой начинается улица Курчатова, присвоено название Площадь Академика Иоффе.
  • Имя академика Иоффе носит специализированная общеобразовательная школа № 2 города Ромны, которая во времена учёного была реальным училищем.
  • Именем А. Иоффе назван самолёт Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот» с бортовым номером VP-BAD
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники: в номинации физика и астрономия — премия им. А. Ф. Иоффе.

Известны живописные, графические и скульптурные портреты А. Иоффе, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе М. К. Аникушиным (1970).

11.Штрихи

Абрам Федорович был оптимистом, спокойно принимал шутки на свой счет. В 1940 г. он с удовольствием смотрел кукольный спектакль, посвященный его 60-летию. Не все иностранные ученые по разным причинам смогли участвовать в праздновании. Физтеховцы заменили отсутствующих ученых куклами с их портретным сходством, которые были изготовлены в мастерской театра Деммени. Традиция таких спектаклей продолжилась в Институте полупроводников. Сохранилось две куклы — одна из них изображала Иоффе, другая — Поля Дирака.Абрам Федорович очень любил и ценил музыку (сам не музицировал), часто посещал филармонию, Кировский театр. Во время пребывания в Беркли в 1927 г. ходил слушать Федора Шаляпина, который тогда давал концерты в городках на побережье залива Сан-Франциско. В последние годы жизни Абрам Федорович чаще слушал музыку дома.

III.Заключение

В процессе исследовательской работы нами  было изучено много материала об  Абраме Федоровиче Иоффе. Начиная с нескольких фактов биографии на стенде музея, мы  узнали о судьбе целого поколения. Познакомилась с интересными людьми. История жизни Абрама Федоровича тесно связана с историей города. Однако столкнувшись с тем, что многие люди не знают о том, что в развитие города Санкт-Петербурга внесли вклад многие иностранцы, мы решили продолжить нашу исследовательскую работу. Мы  надеемся получить ответы на многие вопросы и донести информацию для наших одноклассников. А это значит, что наша  работа только начинается.

IV. Литература

1. Семёнов Н. Н. Наука и общество: статьи и речи. М., 1981.

2. Соминский М. Академик А. Ф. Иоффе. Иерусалим, 1986.

3. Крылов А. Н. // Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Л., 1972; 13–16.

4. Иоффе А. Ф. Моя жизнь и работа: Автобиографический очерк. М.; Л., 1933.

5. Обреимов И. В. // Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Л., 1972; 21–62.

6. Дукельский В. М. Очерк по истории Физико-технического института Академии наук СССР за период 1918–1954 гг. 1955 г. Архив ФТИ.

7. Головин И. Н. И. В. Курчатов. М., 1979.

8. Семёнов Н. Н. // Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Л., 1972; 5–10.

9. Иорданишвили Е. К. Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Л., 1972; 199–203.

10. Френкель В. Я., Московченко Н. Я. Документы и материалы. Вклад академика А. Ф. Иоффе в становление ядерной физики в СССР. Л., 1980; 8–38.

11. Зельдович Я. Б., Харитон Ю. Б. Роль А. Ф. Иоффе в развитии советской ядерной физики и техники // Природа. 1980; 10: 27–35.

12. Френкель Я. И. Абрам Федорович Иоффе. Л., 1968.

13. Алферов Ж. И. Предисловие. Физико-технический институт в годы Великой Отечественной войны. Сост. Б. Б. Дьяков. СПб., 2006: 3–4.

14. Гликина М. В. // Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Л., 1972: 189–194.

15. Бредов М. М. // Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Л., 1972: 183–188.

16. Сонин А. С. Черные дни академика Иоффе // Вестник РАН. 1994; 64(5): 448–452.

17. Классен М. В., Классен Т. В. Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Отв. ред. В. П. Жузе. Л., 1972: 126–131.

18. Лёб Л. Б. // Воспоминания об А. Ф. Иоффе. Л., 1972: 103–107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Педагог Санкт-Петербурга о Санкт-Петербурге

О работе на занятиях изобразительного искусства....

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...