Внеурочная деятельность как инструмент повышения интереса обучающихся к изучению иностранного языка
статья
Чтобы достичь современного уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеклассной работы, цель которой - рациональное использование послеурочного времени для развития и закрепления знаний, развития способностей, склонностей и интересов учащихся на базе иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Солдатенкова Ольга Григорьевна
учитель немецкого языка
Внеурочная деятельность как инструмент повышения интереса обучающихся к изучению немецкого языка
Чтобы достичь современного уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеклассной работы, цель которой - рациональное использование послеурочного времени для развития и закрепления знаний, развития способностей, склонностей и интересов учащихся на базе иностранного языка.
В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке я стараюсь формировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся по немецкому языку, которые переносятся на работу учащихся в классе на уроках: у учащихся укрепляется уверенность в своем умении пользоваться немецким языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им.
Во внеклассной работе на первый план, я считаю, должно выступать использование немецкого языка как средства получения и обмена информацией в устной и письменной форме в познавательных и воспитательных целях. При организации внеурочных мероприятий на иностранном языке следует избегать того, чтобы они чем-либо походили на уроки или своим содержанием дублировали их. Здесь важна их несхожесть с уроком, их интересная, занимательная и яркая форма, отличная от обычной процедуры урока.
.
Схема деятельности учителя при подготовке внеклассного мероприятия.
- Определить тему мероприятия, время и место его проведения.
- Сформулировать цель и конкретные дидактические задачи.
- Назначить учащихся, которые будут заняты подготовкой к мероприятию.
- Составить план подготовки, указать в нём фамилии ответственных и сроки окончания тех или иных видов работы.
- Подобрать и проанализировать материал с учётом: цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально-психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
- Продумать сценарий, его музыкальное оформление, нагляднлсть в соответствии с целью и дидактическими задачами мероприятия, использование ИТ.
- Предусмотреть возможность привлечения других учителей к проведению данного мероприятия.
- Распределить материал между учащимися с учётом их индивидуальных особенностей, интересов, уровня владения языком.
- Проводить индивидуальные занятия с учениками в процессе подготовки.
- Провести генеральную репетицию.
- Пригласить зрителей
- Проанализировать мароприятие
В своей деятельности учителя немецкого языка я использовала разные виды внеурочной работы с учащимися начальных классов и среднего звена. И сейчас я хотела бы рассказать о некоторых из них.
Проведение вечеров.
С целью привлечения большего количества учащихся к участию в вечерах немецкого языка, учителя включают их проведение в план работы школы. В методической литературе приводятся основные этапы в подготовке к проведению вечера. Первый этап - подготовка программы. На этом этапе уточняются тема, время, место проведения вечера, материал программы, составление сценария, подготовка материального обеспечения ( костюмов, реквизита, средств музыкального обеспечения и призов для награждения победителей ). На втором этапе существляется подготовка основных номеров вечера в соответствии с программой, проводятся репетиции, индивидуальные занятия с учениками; готовятся объявления о вечере и приглашения для гостей. На третьем этапе реализуется программа сценария, подводятся итоги и награждаются победители вечера.
К программе общих вечеров на иностранном языке предъявляется ряд требований. Прежде всего она должна быть разнообразной (декламации, инсценировки, песни, монтажи, танцы, музыкальные номера). Во-вторых, вечер должен проводиться в торжественной, праздничной обстановке. Тематика вечера должна быть актуальной, отвечать познавательным интересам и культурным запросам учащихся, для которых он организуется. В-третьих, языковой материал, на базе которого реализуется тема вечера, должен быть понятным учащимся, он должен обогащать их языковой опыт. Успеху вечера должны способствовать другие способы активизации учащихся: проведение игр, конкурсов, викторин на немецком языке.
Проведение конкурсов и викторин.
В школьной практике получили распространение следующие конкурсы:
- конкурс на лучшее выразительное чтение художественных стихотворений, юмористических текстов;
- конкурс на лучший рассказ без подготовки;
- конкурс на лучшее описание рисунков, отдельных кадров фильмов, на лучшее озвучивание фильмов;
- конкурс на лучший устный синхронный перевод; конкурс переводчиков;
- конкурс на лучший письменный перевод;
- конкурс знатоков немецких пословиц и поговорок.
Проведение конкурсов сопровождается выставками материалов урочной и внеурочной работы по немецкому языку. На школьных вечерах могут проводиться викторины, включающие различного рода задания и вопросы, выявляющие степень владения языком.
Декада немецкого языка.
Эффективной формой внеклассной работы в школе являются декады немецкого языка. Проведение декады требует большой серьёзной подготовки.
Школьная декада по немецкому языку проводится по заранее составленной программе. К подготовке такой декады привлекаются учителя музыки, изобразительного искусства, литературы, географии.
В план включаются самые разнообразные мероприятия. Это - языковые конкурсы, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации, конференции и т. д.
Выпуск стенгазет и коллажей.
Одной из интересных и эффективных форм внеклассной работы является выпуск стенгазет. Материал, подбираемый для газеты, включает доступную для учащихся лексику. Каждый учитель, выпуская со своими учащимися стенгазету, вносит в неё что-то своё, индивидуальное. Газеты, выпускаемые младшими школьниками, просты по содержанию, но красочны по оформлению. Они отражают творчество учащихся: сказки, мини-сочинения. Каждый школьник стремится представить в стенгазету своё маленькое произведение, красочно и оригинально оформив его.
Газеты старшеклассников посвящаются творчеству поэтов и писателей немецкоговорящих стран, современным проблемам и интересам молодёжи.
Большую заинтересованность проявляют учащиеся в работе с коллажем.
Целью работы над коллажем является расширение вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений. Работа над коллажем - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В создании коллажа принимает участие группа учащихся в количестве 3-6 учащихся.
Этапы работы над коллажем.
Создание ассоциограммы. Основная задача ассоциограммы - визуально раскрыть значение понятия путём восстановления ассоциативных связей. Ассоциограмма выступает в качестве подспорья для последующей работы над коллажем.
Подбор материала. Учащиеся подбирают вырезки из газет, фотографии, тексты и т. д. Свои собственные мнения, впечатления, сообщения по предлагаемой тематике ученики пишут на листах бумаги небольшого размера. Затем вместе с учителем исправляются встречающиеся ошибки.
Обсуждение материала. На данном этапе учащиеся обсуждают, каким образом следует расположить материал, чтобы выделить наиболее важную информацию, отражающую сущность данного понятия.
Оформление коллажа. Учащиеся наклеивают отобранный материал на лист бумаги, пишут название своей работы таким образом, чтобы оно привлекало внимание окружающих, вызывало желание прочитать данную работу.
КВН
Практика проведения КВН свидетельствует об эффективности этого вида внеурочной работы в целях стимулирования интереса к немецкому языку. Заседание КВН проводится как заключительное мероприятие после изучения определенной темы или ряда тем на уроках, по тщательно продуманной программе, которая предусматривает различного рода соревнования.
Групповые формы работы.
К групповым формам внеурочной работы по немецкому языку относится кружковая и клубная работа. Кружковая форма является, согласно програме, основной организационной формой и отмечается стабильностью состава участников, систематичностью, целенаправленностью и планируемостью работы на занятиях.
Различают кружки устной речи (разговорные), драматические, страноведческие, литературно-переводческие, внеклассного чтения и т. д.
Содержание и форма кружковой работы во многом зависит от типа кружка, его целей и уровня знания языка учащимися. Так, кружок устной речи ставит своей задачей развитие и совершенствование речевых навыков и умений, приобретенными учащимися на уроке немецкого языка, в условиях более естественного общения на иностранном языке. Эти кружки целесообразно комплектовать по принципу примерно равного уровня владения языком.
Интересной формой работы является приобщение учащихся к поэзии через чтение и перевод стихотворных произведений. Стихотворения служат прекрасным средством расширения словарного запаса и улучшения навыков произношения. Кружковые и факультативные занятия дают возможность работать со стихами, помогают воспитывать у учеников высокие нравственные качества и углубляют их знания о красоте поэтических произведений. Одновременно ведется работа по поэтическому переводу стихотворений. Лучшие переводы помещаются в стенгазетах, победители награждаются.
Клубная работа.
Клубная форма внеклассной работы имеет много общего с кружковой. Ее отличие состоит в том, что она как бы объединяет все виды кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную систему внеурочной работы по немецкому языку, являясь организующим и кординирующим ее центром. Клубы строят свою работу на основе занятий секций (кружков), объединяемых единым школьным планом работы, каждая из которых создана на основе общих интересов ее членов для совместной деятельности в рамках клуба.
Большое воспитательное и познавательное значение имеют такие формы работы как переписка со сверстниками из других стран, проведение школьных фестивалей дружбы и мира, конкурсов и викторин по международной тематике, организация вечеров интернациональной дружбы, встечи с зарубежными друзьями.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с учащимися во внеурочное время. Она способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность. Как правило, ученики, занятые во внеурочной работе в индивидуальном порядке, участвуют и в других её формах. Индивидуальная форма работы является основным фактором успешного проведения массовой и групповой форм внеурочных мероприятий. В практике определились следующие виды индивидуальной формы работы: заучивание наизусть отрывков прозы или стихотворений, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставки, изготовление альбомов, наглядных пособий, подготовка к докладам, выступлениям в программах вечеров, создание презентации.
Игры
Игра вызывает интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Во время игры можно не только лучше усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать все то новое, что встречается в игре. Игровая форма занятий создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.
Проектная методика во внеклассной работе.
Работа над проектом, презентацией проявляет творческий потенциал ученика, развивает его воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, желание что-то сказать, принять личное участие в проекте. Работая над проектом, ученик учится самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
Использование интернет во внеклассной работе по иностранному языку.
Основная деятельность в Интернет может быть организована во внеурочное время. Как правило, доступ в Интернет организуется на базе медиатеки - специального информационного центра школы, в котором сосредоточивается вся необходимая в образовательном процессе школы информация на любых носителях. Хорошо предусмотреть организацию локальной сети в этом кабинете, которая бы объединила все имеющиеся здесь компьютеры для доступа в глобальную сеть Интернет.
В настоящее время в сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений, навыков в овладении иностранным языком. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур.
Внеклассная работа в кабинете немецкого языка.
Особое значение представляет создание актива по немецкому языку. Это ядро учащихся, изучающих немецкий язык, охотно работает во внеурочное время в кабинете немецкого языка. Рекомендуется иметь в кабинете стенд, на котором отражён актив кабинета, перспективный план и план работы на текущий месяц.
Чтобы стимулировать интерес учащихся к работе в активе, учитель оценивает работу членов актива, поощряет их. На уроках и во внеклассных мероприятиях делается ссылка на лучшие работы членов актива.
Заключение.
Внеурочная деятельность школьников способствует повышению мотивации обучения, стимулирует творческую активность, развивает языковую компетенцию учащихся, повышает их общую культуру. Следует помнить, что только внеклассная работа помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать немецкий язык как средство развития творческих способностей каждого ребенка, его коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)
В данной работе описаны преимущества применения мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО
Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и ...
Повышение познавательной мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
Об опыте работы учителя по повышению мотивации обучающихся к изучению английского языка....
«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».
Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...
Презентация "Театральная педагогика как способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"
Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению иностранного языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляются возможности активизировать на этой основе пр...