Выступление на областном заседании РУМО общеобразовательных дисциплин 31 января 2019 г. Актуализация содержания обучения с учётом выполнения конкурсных заданий участниками олимпиады
статья
Актуализация содержания обучения с учётом выполнения конкурсных заданий участниками олимпиады
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление Мемешкиной И. В. на областном заседании РУМО общеобразовательных дисциплин 31 января 2019 г.
Тема: «Актуализация содержания обучения с учётом выполнения конкурсных заданий участниками олимпиады»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Говоря о такой теме, как «Актуализация содержания обучения с учётом выполнения конкурсных заданий участниками олимпиады», нам с коллегами хотелось бы поделиться своим опытом проведения ежегодной региональной олимпиады по английскому языку.
Знание иностранного языка является не только важнейшим компонентом профессиональной компетенции будущих специалистов, но и неотъемлемой частью его будущей профессиональной деятельности. Важное значение при изучении иностранного языка имеет проблема мотивации студентов.
В современном коммуникационном пространстве одними из факторов, которые способствует повышению мотивации к изучению иностранных языков, развитию у молодых людей творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умению импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются профессиональные конкурсы и олимпиады. Именно они являются одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки.
Актуальность проведения олимпиад по английскому языку в системе среднего профессионального образования объясняется необходимостью в серьёзной языковой подготовке студентов в связи с присоединением России и Смоленской области к движению WorldSkillsInternational, участием в профессиональных конкурсах по стандартам WorldSkillsInternational, внедрением новых профессиональных стандартов, а также развитием волонтерского движения в нашей стране и за рубежом.
Английский язык важен для обмена опытом и идеями, для сотрудничества специалистов из разных стран.
Развитие рынка телекоммуникационных услуг и внедрение новых телекоммуникационных технологий требует владения английским языком: прилагающиеся документы, технические паспорта, инструкции к оборудованию, произведенному за рубежом, написаны на английском языке. Для полного понимания требуется хорошее знание профессиональной терминологии.
Осознавая важность и необходимость языковой подготовки будущих специалистов, впервые в практике в 2017 году ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» выступил инициатором проведения региональной Олимпиады по английскому языку для студентов средних профессиональных образовательных учреждений Смоленской области.
В организационный комитет в состав профессионального жюри которой входят преподаватели иностранного языка ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»Масленкина С.А., Мемешкина И.В., Свид Д.Л., Фатова А.С.
Председателем жюри является Хапаева Е.В., победитель регионального конкурса СПО «Преподаватель года - 2008», ныне учитель высшей категории СОГБОУ с интернатом "Лицей им. Кирилла и Мефодия".
Таким образом, успешно было проведено уже 2 региональные Олимпиады.
При подготовке к данной олимпиаде мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
- выявление и развитие у обучающихся в системе СПО творческих способностей и интереса к английскому языку;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов;
- развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов СПО;
- формирование социокультурной компетенции будущих специалистов;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, развивать языковую интуицию;
- развитие у обучающихся способности ориентироваться в поликультурном мире;
- расширение кругозора и интереса к дисциплине;
- формирование активной гражданской позиции обучающихся и их профессиональной ориентации;
- повышение роли иностранного языка в учебном процессе, воспитании, развитии личности, профессиональной ориентации;
- повышение качества обучения английскому языку в СПО;
- оценка качества подготовки студентов ПОО в области иностранного языка для участия в конкурсах по стандартам WorldSkillsInternational.
Хотелось бы отдельно отметить о критериях выбора тематики Олимпиад. При выборе тематики мы учитываем
- её универсальность , т.к. в Олимпиаде принимают участие студенты из учебных учреждений с различной направленностью;
- актуальность (в свете новых ФГОС, молодёжных движений, форумов, конкурсов профессионального мастерства).
Таким образом, в 2017 году тематика олимпиады была посвящена движению WORLDSKILLS, а в 2018 году волонтерскому движению в России и за рубежом (в связи с объявлением 2018 года Годом волонтера и добровольца).
Организация региональной Олимпиады по английскому языку нацелена на улучшение таких показателей, как:
- повышение мотивации и интереса обучающихся к изучению языка. (Об этом свидетельствует ежегодный рост числа участников Олимпиады.);
- расширение кругозора. (Тематика Олимпиады сообщается не менее, чем за месяц до её проведения, и студентам приходится изучать много основной и дополнительной литературы по данной теме. Большая предварительная подготовка подтверждается достаточно хорошими результатами, которые участники показывают на Олимпиаде);
- расширение лексического запаса участников. (Участникам Олимпиады необходимо иметь хороший запас лексических знаний по теме Олимпиады, т.к. во время её проведения запрещено пользоваться словарями и любыми техническими средствами);
- совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов. (Развитие и совершенствование устной речи обучающихся имеет важное значение, т.к один из этапов Олимпиады контролирует именно коммуникативную компетенцию участников. Необходимо отметить, что не все студенты успешно справляются именно с данным этапом Олимпиады, что и требует дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции и соответственно актуализации содержания обучения в данном напрвлении деятельности);
- совершенствование навыков аудирования, языковой догадки. (Письменная часть Олимпиады включает задания на контроль уровня понимания участниками иноязычной речи);
- повышение качества подготовки студентов СПО в области иностранного языка для участия в конкурсах по стандартам WorldSkillsInternational. (Как известно, сегодня многие конкурсы профессионального мастерства включают ряд заданий на английском языке).
Таким образом, работа над улучшением всех этих показателей и способствует повышению уровня владения английским языком.
Хотелось бы отметить, что все материалы олимпиад являются авторской разработкой нашего коллектива преподавателей.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
Тематика Олимпиады и представленных заданий связана с волонтерским движением в России и за рубежом.
Олимпиада включает 2 части: письменную и устную.
Письменная часть включает:
- конкурс понимания устной речи (Listening);
- конкурс понимания письменной речи (Reading);
- лексико-грамматический тест (Use of English);
- конкурс письменной речи (Writing).
Конкурс устной речи –подготовка публичного выступления на заданную тему в соответствии с планом и в соответствии с прописанной ролью.
Распределение заданий по разделам
Разделы работы | макс. балл | Кол-во заданий | Тип задания | Проверяемые умения |
Listening (аудирование) | 14 баллов | 8 6 | 1.Задание на соотнесение (начала и конца предложения) 2. Заполнение пропусков в тексте словами из предложенного списка | Понимать текст с извлечением основной информации из прослушанного |
Reading (чтение) | 14 баллов | 7 7 | 1. Задание на соотнесение (заголовка и текста) 2. Подстановка фраз из предложенного списка в предложения | Понимать текст с извлечением основной и полной информации из прочитанного |
Use of English (Грамматика Лексика) | 40 баллов | 14 12 6 8 | 1.Задание на соотнесение (термина и его дефиниции) 2.Задание на выбор с одиночным ответом из 4 вариантов 3.задание на составление предложения из слов 4. Задание на выбор с одиночным ответом | Употребление существительных, местоимений, артиклей, видовременных форм глаголов. Построение предложения |
Writing (Письмо и письменная речь) | 13 баллов | 1 | Написать мини-эссе (100-140 слов) | Умение написать связный рассказ по прочитанному. |
Speaking/ Public Speaking (Монолог) (2–3 мин.) | 13 баллов | 1 | Подготовка публичного выступления на заданную тему в соответствии с планом и в соответствии с прописанной ролью | Умение тематического монологического высказывания. |
всего | 94 балла |
Методика оценивания выполненных заданий
Для Олимпиады должна быть разработана методика оценивания выполненных заданий.
Каждая задача конкурсных заданий в разделах Listening, Reading, Use of English оценивалась в 1 балл, за неверный ответ или отсутствие ответа выставлялось 0 баллов.
Критерии Listening, Reading, Use of English | |||
Задания Баллы | Listening | Reading | Use of English |
1 | Каждая правильно выполненная задача в задании | ||
0 | неверный ответ или отсутствие ответа |
Критерии письменной речи (эссе) - 13 баллов | ||||||||||
Решение коммуникативной задачи | Бал лы | Организация текста | Баллы | Лексика | Баллы | Грамматика | Баллы | Орфография и пунктуация | Баллы | Общий Балл |
К1 - 3 балла | К2 - 2 балла | К3 - 3 балла | К4 - 3 балла | К5 - 2 балла | ||||||
Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль). | 3 | Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики (не более 1 лексической ошибки) | 3 | Используются грамматические структуры в соответствии с постав-ленной коммуникатив-ной задачей. Практиче-ски отсутствуют ошибки (допускаются 1-2 негрубые грамматические ошибки). | 3 | |||||
Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи. | 2 | Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы | 2 | Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов (2-3), либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. | 2 | Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста (не более 4-х). | 2 | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением. | 2 | |
Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто; | 1 | Высказывание не всегда логично, есть отклонения от предложенного плана; имеются ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует. | 1 | Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста (не более 4-х). | 1 | Многочисленны ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста (допускаются 6-7 ошибок). | 1 | Имеется ряд орфографических и/или пунктуационных ошибок, в том числе те, которые незначительно затрудняют понимание текста (не более 4-х). | 1 | |
Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему, или более 30% текста носит непродуктивный характер. | 0 | Отсутствует логика в построении высказывания; предложенный план ответа не соблюдается. | 0 | Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. | 0 | Грамматические правила не соблюдаются, ошибки затрудняют понимание текста. | 0 | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются. | 0 | |
Балл |
Примечание.
1.При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.
2.Объем высказывания – 100-140 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10 %. Если высказывание содержит не менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов.
3.При превышении объема более чем на 10% (т.е. если высказывание содержит более 154 слов), проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует заданному объему – то есть 140 слов.
Критерии устной речи (публичное выступление) -13 баллов | |||||
Решение коммуникативной задачи (макс. -3 балла) | Организация высказывания (макс. -2 балла) | Лексика (макс. -3 балла) | Грамматика (макс. -3 балла) | Фонетическое оформление (макс.- 2 балла) | Общий балл |
Коммуникативная задача выполнена полностью: освещены все три пункта плана высказывания. Объём высказывания 12-15 предложений. | Допущено не более 2 негрубых лексических ошибок. Уровень лексики соответствует уровню В2 по шкале Европы. | Допущено не более 2 негрубых грамматических ошибок. Используемые грамматические структуры соответствуют уровню В2 по шкале Европы. | |||
Коммуникативная задача выполнена частично: 1 аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно) или 1-2 аспекта раскрыты не полностью. Объём высказывания предложений 9-11 | Высказывание имеет формат публичного выступления, оно логично и имеет завершённый характер. Имеются вступительная и заключительные фразы, соответствующие теме. Разнообразные средства логической связи используются правильно. | Допущено не более 4 лексических ошибок. Уровень лексики в целом соответствует уровню В1 - В2 по шкале Европы. | Допущено не более 4 грамматических ошибок. Используемые грамматические структуры в целом соответствуют уровню B 1 - В2 по шкале Европы.
| 1-2 фонематических ошибки. Беглый темп речи. | |
Коммуникативная задача выполнена не полностью: 2 аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно) или все аспекты раскрыты неполно. Объём высказывания 5-8 предложений. | Высказывание в целом соответствует формату публичного выступления. Оно логично построено и носит достаточно завершенный характер : Но отсутствуют вступительная или заключительная фразы. Или средства логической связи используются недостаточно. | Допущено не более 6 лексических ошибок. | Допущено не более 6 грамматических ошибок. | Речь участника в целом понятна, но допущены 3-4 фонематические ошибки, затрудняющие понимание. Медленный темп речи. | |
Не выполнен ни один из пунктов плана. Объем высказывания 4 и менее предложений. Отказ от ответа. | Высказывание нелогично и /или не носит завершенного характера. Вступление и заключение отсутствуют, средства логической связи практически не используются. Формат публичного выступления не соблюден. | Понимание затруднено из-за множества лексических ошибок (больше 6) | Понимание затруднено из-за множества грамматических ошибок (больше 6). | Понимание речи участника затруднено из-за большого количества фонематических ошибок (более 4). | |
Баллы | |||||
Примечание. При выставлении 0 баллов по критерию 1 – Коммуникативная задача, все высказывание оценивается в 0 баллов |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ
Протокол региональной олимпиады по учебной дисциплине «Английский язык»
Ф.И.О. | ПОО | Listening (макс. 14) | Reading (макс. 14) | Use of English (макс.40) | Writing (макс.13) | Oral Speech (макс. 13) | Итог (макс. 94) | Статус |
1. Байдин Павел Сергеевич | Смоленский колледж телекоммуникаций (филиал) ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» | 14 | 12 | 28 | 12 | 11 | 77 | Призер III место |
2. Билык Борис Викторович | СОГБПОУ «Десногорский энергетический колледж» | 14 | 13 | 30 | 13 | 12 | 82 | Призер I место |
3. Бурлаков Илья Владимирович | СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум» | 14 | 14 | 34 | 8 | 10 | 80 | Призер II место |
4. Гаганова Ольга Юрьевна | СОГБПОУ «Вяземский железнодорожный техникум» | 14 | 6 | 9 | 0 | 0 | 29 | Участник |
5. Иванова Полина Андреевна | СОГБПОУ «Смоленский строительный колледж» | 14 | 13 | 19 | 0 | 0 | 46 | Участник |
6. Ковалев Никита Витальевич | ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» | 14 | 9 | 31 | 12 | 12 | 78 | Участник |
7. Кузьмин Дмитрий Владимирович | СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» | 14 | 14 | 27 | 7 | 9 | 71 | Участник |
8. Лукашук Александр Андреевич | СОГБПОУ «Верхнеднепровский технологический техникум» | 6 | 5 | 16 | 0 | 0 | 27 | Участник |
9. Павлов Антон Дмитриевич | СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий» | 14 | 10 | 21 | 0 | 10 | 55 | Участник |
10. Полищук Максим Николаевич | СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж» | 11 | 8 | 20 | 6 | 0 | 45 | Участник |
11. Пыдрин Олег Алексеевич | Сафоновский филиал ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования» | 14 | 11 | 29 | 7 | 8 | 69 | Участник |
12. Суздалев Дмитрий Сергеевич | ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж им. Е.Г. Трубицына» | 12 | 5 | 21 | 9 | 12 | 59 | Участник |
13. Фомичев Александр Григорьевич | ОГБПОУ «Смоленский политехнический-кий техникум» | 14 | 14 | 25 | 10 | 12 | 75 | Участник |
14. Чепурных Екатерина Николаевна | ЧПОУ «Колледж Смоленского гуманитарного университета» | 14 | 13 | 27 | 13 | 8 | 75 | Участник |
Анализ результатов
Количество участников - 14
Количество участников - 14 | |||||||
Разделы работы | Кол-во студентов, справившихся с заданием | Кол-во студентов, не справившихся с заданием | макс. баллы | Наибольшие набранные баллы | Наименьшие набранные баллы | ||
Баллы % | Кол-во студентов % | Баллы % | Кол-во студентов % | ||||
Listening | 14 100% | - | 14 | 14 100 % | 11 79% | 6 43% | 1 7% |
Reading | 14 100% | - | 14 | 14 100% | 3 21% | 5 36% | 2 14% |
Use of English (Грамматика Лексика) | 14 100% | - | 40 | 34 85% | 1 7% | 9 23% | 1 7% |
Writing | 10 71% | 4 29% | 13 | 13 100% | 2 14% | 0 0% | 4 29% |
Speaking/ Public Speaking (2–3 мин.) | 10 71% | 4 29% | 13 | 12 92% | 4 29% | 0 0% | 4 29% |
Всего баллов | 94 | 82 87% | 1 7% | 27 29% | 1 7% |
С разделами Listening, Reading, Use of English (Грамматика Лексика) справились все студенты.
Разделы Writing, Speaking/ Public Speaking представляли наибольшую трудность. С этими разделами справились 10 студентов, что составляет 71%.
4 студентов не справились вообще с этими разделами.
В разделе Listening 11 человек получили макс. балл -14, наименьшее набранное количество баллов – 6 (1 человек).
В разделе Reading 3 студентов набрали максимальный балл – 14, наименьшее набранное количество баллов – 5 (2 человека).
В разделе Use of English (Грамматика Лексика) 1 человек набрал мак. балл 34. Это составляет 85 % от запланированного. Мин. количество баллов -9 у одного студента .
В разделе Writing 2 студентов набрали максимальное количество баллов - 13.
В разделе Speaking/ Public Speaking 4 студентов набрали макс. Количество баллов – 12, что составляет 92% от запланированного.
Победитель Олимпиады набрал 82 балла (87% от максимально возможных набранных баллов).
Общее минимально набранное количество баллов – 27 (29%).
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Ошибки общего характера:
- ошибки, связанные с узостью кругозора;
- ошибки, связанные с неумением четко следовать инструкциям и невнимательным прочтением вопросов в задании;
- ошибки, связанные с неумением работать в ограниченных временных рамках и распределять усилия в соответствии с оставшимся временем;
- ошибки, связанные с общеучебными умениями и навыками (анализом, синтезом, обобщением и т.д.).
Ошибки предметного характера:
- ошибки в произношении, орфографии и пунктуации;
- узость вокабуляра;
- ошибки в использовании базовой грамматики;
- ошибки, связанные с решением коммуникативной задачи;
- отсутствие композиционной стройности устного/письменного высказывания: зачастую отсутствует введение, логично и связно изложенная основная часть, заключение.
Причины затруднений в выполнении заданий олимпиады:
- не во всех образовательных учреждениях накоплен опыт подготовки студентов к олимпиаде;
- не завершена работа по вооружению студентов стратегиями выполнения заданий;
- не до конца развиты некоторые виды памяти (например, оперативная, долгосрочная), от уровня развитости, которых во многом зависит успешность выполнения заданий рецептивного характера;
- не в полной мере сформированы и развиты общеучебные умения и навыки (анализа, синтеза, обобщения и т.д.);
- иностранный язык – предмет с ярко выраженной практической направленностью, где умения и навыки играют важнейшую роль, в то же время многие из них еще не сформированы окончательно.
Типичные ошибки в разделах олимпиады
Reading (Чтение)
В текстах для чтения содержался определенный процент незнакомых слов, видимо поэтому не все участники смогли продемонстрировать такие умения как:
- умение догадываться о значении слов по контексту;
- умение догадываться о значении слова по словообразующим элементам (приставки, суффиксы);
- умение не обращать внимания на незнакомые слова, которые не препятствуют пониманию запрашиваемой информации;
- умение использовать свои знания в интересующей области при выполнении задания.
Use of English (Грамматика Лексика)
- недостаточной сформированностью грамматических умений и навыков;
- скудным словарным запасом.
Письмо/Устная речь
1. Студенты не знали, что конкретно сказать/написать по предложенной теме.
Причины:
- тема в той формулировке, в которой она дана в задании, не изучается напрямую, но раскрывается в ряде других тем, изучающихся на уроках иностранного языка. Таким образом, сказались, очевидно, недостаточно хорошо сформированные умения анализа и синтеза;
- возможно, не хватило времени на подготовку;
- учащиеся не всегда еще готовы к неподготовленному самостоятельному высказыванию/написанию текста
2. Отсутствие композиционной стройности устного/письменного высказывания: зачастую отсутствует введение, логично и связно изложенная основная часть, заключение.
Причины:
- недостаточно сформирована коммуникативная компетенция в первую очередь на родном языке;
- недостаточно отработан формат устного/письменного высказывания в процессе обучения.
3. Затруднения при подборе лексики.
Причины:
- бедный словарный запас экзаменуемых.
4. Многочисленные ошибки, в использовании базовой грамматики (главным образом употребление видовременных форм глаголов, артиклей, множественного числа существительных , модальных глаголов, отсутствие глагола-связки, словообразовательных суффиксов…)
Причины:
- нет навыка говорения/письма.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Общие рекомендации
При подготовке детей к олимпиаде и обучении всем видам речевой деятельности предлагать обучающимся алгоритм работы с тестовыми заданиями разных типов, использовать тест как метод обучения, и только потом как форму контроля.
1. При обучении аудированию
- уделять внимание формированию аудитивных навыков обучающихся, использованию с этой целью системы подготовительных упражнений;
- развивать механизмы антиципирования и вероятностного прогнозирования как важнейших условий восприятия информации в процессе аудирования;
- задействовать школьную психологическую службу для развития всех видов памяти, внимания обучающихся;
- обучать школьников разным способам организации информации по ходу звучания текста, приучать работать во время 15 секундной паузы;
- обучать школьников использованию различных стратегий аудирования;
- целенаправленно обучать различным видам аудирования.
Для аудирования с извлечением основной информации предусмотреть развитие следующих умений:
- отделять новое от известного;
- отделять существенное от несущественного;
- закреплять в памяти наиболее важные сведения;
- определять тему и коммуникативное намерение говорящего;
- излагать основные факты;
- отвечать на вопросы по основному содержанию;
- составлять план прослушанного, резюме и аннотацию.
Для извлечения детальной информации из текста развивать следующие умения:
- выявлять важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры;
- выявлять конкретные данные: даты, числа, имена собственные, географические названия;
Для полного и точного понимания прослушанного формировать и развивать умения:
- отделять главную информацию от второстепенной;
- выявлять наиболее значимые факты;
- определять свое отношение к ним;
- извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию;
- пересказывать текст с подробным изложением содержания;
- отвечать на вопросы ко всем фактам;
- составлять подробный план.
2. При обучении чтению
Необходимо знакомить учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет, обучать различным видам и стратегиям чтения.
Для чтения с извлечением основной информации развивать следующие умения:
- определять структуру и коммуникативную направленность целого текста и его частей, функции абзацев;
- определять тему, выделять основную мысль;
- выбирать основные факты из текста, опуская второстепенные;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;
- выделять в тексте смысловые вехи и опоры;
- догадываться о значении ключевых слов и обходить незнакомые слова, не препятствующие пониманию основного содержания.
Для чтение с извлечением полной информации обратить внимание на развитие комплекса общих и специальных умений.
1. Общие умения:
- рецептивно владеть значительным по объему лексико-грамматическим материалом;
- отделять главное от второстепенного;
- догадываться о значении слов по словообразовательным элементам;
- догадываться о значении слов по контексту.
2. Специальные умения:
- выборочно анализировать текст;
- точно понимать текст на уровне значения и смысла;
- работать со словарем.
При обучении говорению
Необходимо изменить форму и содержание контрольных срезов по говорению, т.к. будучи ориентированы на пересказ заученной темы как формы контроля на всем протяжении обучения, учащиеся как правило предлагают заранее подготовленную тему, игнорируя формат высказывания.
Обращать большее внимание на выполнение заданий интерактивного характера, что способствует развитию у обучающихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах.
Развивать у учащихся умение видеть в задании и выполнять поставленную коммуникативную задачу.
Обучать учащихся правилам аргументации, добиваться обоснованности ответов.
Ситуация общения требует от коммуникантов владения определенными лексическими единицами и оборотами, значит необходимо учить школьников созданию лексико-тематического словаря.
Учить планировать высказывание, укладываясь в отведенное время.
Особое внимание уделить способам и средствам связи как между частями текста, так и между предложениями и частями предложения.
При обучении письменной речи учителям необходимо изучить критерии оценивания этого этапа олимпиады, в котором раскрываются требования к содержанию, к композиции, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Больше давать учащимся творческих заданий по этому виду речи, оценивая работы именно по олимпиадным критериям.
При обучении лексике и грамматике
В практике преподавания использовать комбинированный подход к обучению грамматическому аспекту языка (комбинация функциональной и аналитической грамматики).
Предлагать учащимся большое количество тренировочных упражнений;
Усилить интегральную связь грамматики с основными видами речевой деятельности, т.е. фокусироваться на грамматике при обучении аудированию, чтению, письменной и устной речи.
Учить учащихся вдумываться в смысл предложения, определять пропущенную часть речи прежде чем заполнять пропуск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о выполнении технического задания участника ИнКО «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС» в 2013 году.
В данном документе представлен отчёт о выполнении технического задания МКОУ "Нижнеомская СОШ №2"- участником ИнКО....
Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)
В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....
Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)
В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....
"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка" (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин)
В выступлении приведена информация о возможностях, формах использования ИКТ на уроках русского языка, результативности и целесообразности применения ИК-технологий в учебно-воспитательном процессе....
Выступление на заседании ШМО гуманитарных дисциплин "Проектная технология на уроках английского языка в начальной школе"
Обмен опыта Метод проектов...
Заседание РУМО общеобразовательных дисциплин 09.09.2019
Заседание РУМО общеобразовательных дисциплин 9 апреля 2019 года на базе ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» состоялось заседание РУМО общеобразовательных дисциплин. Присутств...
Заседание РУМО общеобразовательных дисциплин 31.01.2019г.
Заседание РУМО общеобразовательных дисциплин 31 января 2019 года на базе ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум» состоялось заседание РУМО общеобразовательных дисциплин. Присутст...