Развитие критического мышления старшеклассников при подготовке к письменным высказываниям.
статья (10, 11 класс)
Развитие критического мышления на примере подготовки к заданию 40 в ЕГЭ (письменное высказывание с элементами рассуждения) с использованием заданий на чтение и аудирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления старшеклассников при подготовке к письменным высказываниям.
Критическое мышление — один из самых необходимых навыков на сегодняшний день, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует. Старшеклассникам необходим данный навык при выполнении задания 40 в ЕГЭ – написание opinion essay. К сожалению, я и мои коллеги часто сталкиваемся с проблемой неумения детей понять тему сочинения и сформулировать аргументы в поддержку своего мнения и мнения оппонентов по поставленному вопросу. Для решения данной задачи я использую в своей работе задания по аудированию и чтению текстов по темам кодификатора экзамена. В данной статье я хотела бы подробнее рассказать про данный метод подготовки к письменным высказываниям.
К сожалению, школьный УМК не предоставляет достаточное количество заданий, позволяющих детям накопить необходимую информацию для успешного написания эссе, поэтому большую часть материала я беру из интернет источников.
В начале 10ого класса я раздаю ученикам список тем кодификатора ЕГЭ с формулировками тем эссе прошлых лет, и нашей целью на последующие 2 года становится максимальная проработка и накопление информации по данному списку. Результатом этой работы становится заполненная аргументами и необходимой лексикой презентация или электронный документ с общим доступом через Гугл класс. Ребята могут самостоятельно редактировать его или дополнять новой информацией, которую в дальнейшем будут использовать для написания эссе по данной теме. Таким образом, к концу 11 класса мы с ребятами собираем свой информационный банк, который, несомненно, поможет им при подготовке к экзамену.
Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из прочитанного или услышанного. Ученики выполняют различные упражнения по аудио или текстовому материалу и обязательно отвечают на следующие вопросы:
- Какая проблема описана в тексте?
- Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются?
- Как автор строит свои рассуждения?
- Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация?
- Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста?
Анализируя текст или аудио, ребята обязательно формулируют собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях. Свои идеи, мнения и необходимую лексику по разобранной теме ученики записывают в презентацию.
На мой взгляд, наша задача как учителей – обеспечить учащихся необходимым информационным материалом и показать ребятам как правильно с ним работать. Ведь критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени. Чем выше будет уровень критического мышления учащихся, тем проще им будем даваться освоение школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников монологическому высказыванию на основе технологии развития критического мышления.
Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии...
Технологии развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чт...
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...
Методическая разработка "Система заданий, методов и приёмов, направленных на совершенствование навыков устной речи, развитие критического мышления и творческих способностей у старшеклассников"
Обобщение опыта работы с применением системно-деятельностного подхода в процессе реализации рабочей программы дополнительного образования "Совершенный английский" для учащихся старшего школь...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...