«Базовые ступени интегрирования музыки в преподавании иностранных языков»
опыты и эксперименты
Методик изучения английского языка существует множество. От традиционных, таких как зазубривание материала, до совершенно новаторских, вроде овладения иностранным языком во сне или под гипнозом.
Все они в той или иной степени эффективны, потому как психика каждого человека устроена особенным образом. В этой статье разберем изучение английского языка по песням, потому что погружение в язык через музыку, в частности пение — это очень результативный способ. Почему же нужно изучать английский по песням?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muratova_z.f.docx | 25.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Базовые ступени интегрирования музыки в преподавании иностранных языков»
Методик изучения английского языка существует множество. От традиционных, таких как зазубривание материала, до совершенно новаторских, вроде овладения иностранным языком во сне или под гипнозом.
Все они в той или иной степени эффективны, потому как психика каждого человека устроена особенным образом. В этой статье разберем изучение английского языка по песням, потому что погружение в язык через музыку, в частности пение — это очень результативный способ. Почему же нужно изучать английский по песням?
Причина №1. Пение помогает понять фонетику.
Во время пения развивается музыкальный слух, необходимый для совершенствования слуха фонетического. При помощи фонетического слуха мы можем распознавать все нюансы произношения звуков в иноязычных словах, это необходимо, ведь от долготы произнесения гласного в английском языке зависит значение слова.
Наряду со звуками, музыкальный слух позволяет разбирать интонационные конструкции, особо ярко выделяемые в рамках песни за счет эмоциональной составляющей.
Причина №2. Пение упрощает освоение лексики.
При разучивании песен на иностранном языке слова, представленные в виде рифмованных и ритмически выстроенных строк, откладываются в памяти гораздо быстрее, чем алфавитный или тематический список слов из словаря.
Даже если перевод их пока не известен, то простое механическое заучивание слов или фраз в структуре песни приносит ощутимую пользу. Ведь когда дело доходит до перевода, встречавшееся в песне слово уже прочно сидит в памяти, а значит расширение словарного запаса обеспечено.
Причина №3. Пение способствует пониманию основ грамматики.
В отличие от грамматического строя русского языка, позволяющего словам в предложении свободно менять местоположение, в английском языке, при построении предложений, используется фиксированный порядок слов.
Это дает прекрасную возможность понять основные закономерности образования разных типов грамматических конструкций английского языка в процессе заучивания и пения иностранных песен.
Причина №4. Пение дает мотивацию к изучению языка.
После прослушивания песни на иностранном языке, особенно той, которая по тем или иным причинам пришлась по вкусу, слушатель задается вопросом: о чем поется в этой песне?
В современном мире нет необходимости самостоятельно заниматься переводом иностранного текста, достаточно найти его в интернете и сразу получить несколько вариантов перевода. Но после прочтения текста на родном языке, начинается сопоставление его с оригиналом, поиск переведенных слов в исходном тексте.
Сама возможность подпевать под любимый трек на иностранном языке, понимая, что именно поешь, вкладывая в произнесение слов осознанные эмоции, является хорошим стимулом к изучению языка
Причина №5. Пение позволяет снять психологическое напряжение.
Благодаря заучиванию песен при изучении английского языка, снимается напряжение, возникающее в результате концентрации умственных сил. Исчезает страх перед неудачей, языковая деятельность активизируется, потому что петь английские слова и фразы проще, чем проговаривать.
Песни на уроках английского языка вносят в процесс обучения не только креативность и разнообразие, но также это отличный способ снять напряжение, разграничить учебные блоки занятий и переключиться с одного вида работы на другой. Легкий, непринужденный мотив и простая рифма быстро запоминаются, причем не только на период обучения, а на всю жизнь.
И дело тут не только в том, что учиться должно быть приятно и весело. Дело в философии!
Античный философ Платон объяснял, в чем главное воспитательное значение музыкального искусства: «Оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».
Платон жил много лет назад. Если бы он был нашим современником и писал в Твиттер, то наверное сформулировал бы свою мысль так: «Музыка – отличная штука, потому что она проникает нам в душу и делает нас лучше».
Преимущества использования песен на занятиях иностранного языка хорошо обоснованы. Например, Даниэль Крамер из Гарвардского университета отмечает, что «в отличие от оторванных от реальности диктантов или упражнений с подстановками, песни с их структурой, подобной маленькому рассказу, содержат в себе последовательный контекст, более подходящий для понимания слов».
Песни на уроке иностранного языка обращены к бимодальному обучению (музыка
обрабатывается в правом полушарии мозга, а речь –в левом) и оказывают положительное влияние на развитие когнитивных способностей обучающихся Прослушивание песен в исполнении носителей языка способствует постановке правильного произношения и тренировке восприятия и понимания текста на слух. Песни предлагают множество мнемонических кодов, таких как повторение, рифма и мелодия, которые помогают лучшему запоминанию. Интеграция песен изучаемого языка во фрагменты занятия, посвященные грамматике, значительно увеличивает способность студентов вызывать в памяти определенные правила.
Тщательно подобранные песни используются не только для введения, тренировки и закрепления грамматического и лексического материала, а также для построения монологических высказываний и ведения дискуссий по поводу затронутых в песне идей или событий. В отличие от упражнений, которые вылетают из головы, как только закончен урок, песни могут сопровождать школьников, студентов всю жизнь и стать частью их культуры.
На уроках иностранного языка песни чаще всего использую:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
3) как стимул для развития речевых навыков и умений;
4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Так для отработки грамматических навыков использую следующие песни:
- песня “We Are the Champions» подойдет для изучения времени Present Perfect;
- песни «Armine van Buren” feat Christian Burns – «This Light Be» строки «Keeps me breathing to the storm» , «But sometimes we fall to pieces», «Don't waste another moment» демонстрируют ученикам разные варианты употребления простого настоящего времени (Present Simple).
- «Yellow Submarine» в исполнении The Beatles , «Come back to Texas» и «Photo», так как их тексты насыщены подобными структурами: «She said she needed a break», «she went to Cleveland», «This is where I grew up», «I think the present owner fixed it up», «I found the photo of the friend» для отработки Past Simple;
- для отработки будущего времени «I Will Survive» by Gloria Gaynor, «I’ll Always Love You» by Whitney Houston или же многими любимый саундтрек к сериалу Friends — «I’ll Be There for You»;
- если нужно разобраться с условными предложениями, послушайте «If I Were a Boy» by Beyonce, «If by Red» Hot Chili Peppers или “Hero» by Enrique Iglesias.
- «How Can I Miss You» by Nelson — второй и третий тип условных предложений;
- «The Reason» by Hoobastank — used to и I wish;
- «It Must Have Been Love» by Roxette, “Always On My Mind”, исп. Elvis Presley — модальные глаголы c перфектным инфинитивом; “We Can Work It Out” группы The Beatles-модальные глаголы.
- «Haven’t Met You Yet» by Michael Bublé — Present Perfect;
- Grenade, Count on Me, Just the Way You Are by Bruno Mars — условные предложения.
- форму будущего времени will, я использую композицию «White Flag» by Dido или «Young And Beautiful» by Lana Del Rey.
- При изучении конструкции used to мне очень нравится давать школьникам послушать старый хит Мадонны «This Used to Be My Playground» или более современную композицию «Somebody That I Used to Know» by Gotye.
Для расширения своего словарного запаса слов на английском языке будут полезны следующие композиции.
- Тема: Дни недели (Days of the Week): “Friday I’m in Love”, исп. The Cure, Burak Yeter, Danelle Sandoval песня «Tuesday», «Every Day Of The Week» исп. JADE
- Тема: Места и география (Places and Geography): “I’ve Been Everywhere”, исп. Johnny Cash, Frank Sinatra – «New York, New York», Scott McKenzie – «San Francisco», Young Thug – «The London» , “Englishman in New York” исп.Стинг.
- Тема: Еда и напитки (Food and drinks): Paul Mccartney «English Tea»,I Like Apples (Fruits Song), «Go Bananas» исп.Little Big, The Divine Comedy “A Seafood Song», I Am Hungry (Food and Drink Song), «Do You Like Spaghetti Yogurt?»
Отдельным видом работ во время уроков с песнями мы следуем методике, предложенной Д. Крамером, который определяет три базовых ступени интегрирования музыки в преподавание иностранных языков: 1) утверждение критериев для отбора песен; 2) аннотирование текстов песен; 3) работа с текстом.
Так, песню «Let It Be» группы The Beatles, например, мы используем для тренировки глагольных времен Present Simple Tense и Present Continuous В частности, обращаем внимание обучающихся на наличие окончания –s в глаголах «comes», «shines», на его отсутствие в глаголах «find», «agree», «wake up» и даю задание сформулировать соответствующее правило. Далее, в случае необходимости, повторяем спряжение глагола «to be» и находим в тексте его личные формы. Затем работаем над лексикой − вводим и закрепляем новые лексические единицы, например, такие как «trouble» («неприятность»), «wisdom» («мудрость»), объясняем значение словосочетания «broken hearted people» («люди с разбитыми сердцами»), переносные значения словосочетаний «hour of darkness» («час темноты»), «there is still a light that shines on me» («свет все еще светит мне»). Обращаем внимание студентов на произношение специфического английского звука [ð], встречающегося в словах «mother», «they», «though», «there», «the». Таким образом, только на этой одной песне мы проводим работу над всеми аспектами языка − грамматикой, лексикой, фонетикой.
После работы над языковыми аспектами мы обсуждаем содержание песни, ее смысл – название «Let It Be» можно перевести как «Пусть будет так». Далее рассказываю историю создания песни. Ее сочинил солист группы Пол Маккартни и посвятил ее своей маме Мэри, которая умерла, когда ему было 14 лет. Идея написать песню пришла Полу после того, как он увидел свою маму во сне. Она сказала сыну: «Не переживай так сильно. Все будет хорошо» и таким образом дала ему свое благословение.
С точки зрения методики песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.
Песни на уроке английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико– грамматического материала .Это помогает сделать процесс обучения не только увлекательным, но и эффективным. А это и есть моя конечная цель на уроках английского языка-благодарные ученики, которые приходя снова и снова на урок ,повторяют слова из песен или просят вместе разобрать новый хит популярной современной певицы.
Земфира Фаниловна Муратова,
учитель английского языка МБОУ СОШ с.Красная Башкирия
МР Абзелиловский район
Республики Башкортостан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....
Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения.
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника воз-можно в том случае, если деятель...
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения
На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...
Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения.
Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения....
Преподавание иностранного языка студентам с низким базовым уровнем
Кратко описаны сложности преподавания иностранного языка в группах с разным уровнем подготовки...