обобщение педагогического опыта
презентация к уроку

Ефремова Анастасия Игоревна

Социализация слабоуспевающих детей через уроки английского языка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация слабоуспевающих детей через уроки английского языка Подготовила: учитель английского языка МБОУ СОШ №1 Ефремова Анастасия Игоревна 2020г.

Слайд 2

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями и создать все условия для их дальнейшей социализации. За почти 20 летний опыт работы в школе учителем иностранного языка мне довелось работать и в коррекционных классах, и с детьми ОВЗ, и с детьми, имеющими ЗПР, а также с подростками-девиантами. О проблеме обучения педагогически запущенных детей из детского дома знаю не по наслышке , так как также имею большой опыт работы в детском доме и знаю как порой непросто заинтересовать учеников, познавательный интерес которых находится на крайне низком уровне. Проблемы обучения детей данных категорий прежде всего связаны с их особенностями психического и умственного развития, но ещё больше они связаны с трудностями их социализации. Перед современным учителем стоит задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые в свою очередь способствуют формированию социализации. В поисках решения по вопросу о том, как сделать эту работу эффективной, мною было получено образование педагога-психолога, гештальт-терапевта, освоены современные педагогические технологии по проектированию электронных обучающих ресурсов по иностранным языкам в МГУ им. Ломоносова. Являясь активным членом педагогического общества, я попыталась использовать опыт выдающихся учёных, психологов, коллег из научных сообществ разных стран и выработать свою систему работы со слабоуспевающими учениками и создать благоприятные условия для их успешной социализации.

Слайд 3

Актуальность и перспективность Социализация-это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе. Всё, что делается на уроке, в образовательном пространстве в целом, только в том случае будет полезным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересам, согласуются с жизненными планами, то есть носят личностно-ориентированный, индивидуальный характер. Поэтому проблема помощи слабоуспевающим ученикам на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в психологии и педагогике.

Слайд 4

Актуальность и перспективность опыта Выявлены признаки неуспеваемости, типы неуспеваемости, а также причины слабой успеваемости. Это и низкий уровень познавательного интереса, и отсутствие мотивации. Но учащиеся с особенностями в развитии требуют и дополнительных подходов. Я выстроила свою работу таким образом, чтобы по мере своих возможностей ликвидировать причины слабой успеваемости, а именно-учитываю особенности учащихся и повышаю их мотивацию к изучению языка. Главным образом это достигается за счёт привлечения носителей языка в процесс обучения. Рассмотрение тем учебно-методического комплекса построено на принципе личностно-ориентированного подхода и способствует социализации ученика. Однако, стоит понимать, что без правильной работы учителя учащиеся воспринимают информацию пассивно. Я на своих уроках всегда стараюсь заставить их мыслить критически и любую ситуацию рассматривать с разных точек зрения.

Слайд 5

Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея опыта заключается в следующем: развитие социально-значимых качеств, таких как партнёрство, умение работать в группе, взаимоуважение, толерантность, трудолюбие, дисциплинированность, что в конечном счёте способствует профилактике неуспеваемости в школе и способствует дальнейшей успешной социализации слабоуспевающих учащихся.

Слайд 6

Теоретическая база опыта В вопросе о социализации мне наиболее близка классификация А. В.Мудрик , он выделяет следующие её виды: -семейно-бытовая -профессионально-трудовая -гражданская -поло-ролевая Все они находят отражение в изучении иностранного языка. Семейно-бытовая социализация характеризуется овладением социальными ролями члена семьи. формировании профессионально-трудовой социализации. Она представляет собой овладение профессиональными нормами и ролями. То есть происходит рассмотрение таких социальных ролей, как, например, педагог, водитель, программист и т. д. Следующий вид социализации-это поло-ролевая или гендерная социализация. Она представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью. гражданскую социализацию учащихся. Она направлена на осознание принадлежности учащихся к сообществу граждан России. Я уверена, что урок английского языка позволяет решить те непростые задачи, которые в свою очередь способствуют социализации учащихся, ведь на уроках иностранного языка мы можем дискутировать на самые различные темы тем самым формируя личность, неоценимо значимую и нужную современному обществу.

Слайд 7

новизна Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Данная концепция указывает на то, что необучаемых детей нет-нужно к каждому подобрать индивидуальный образовательный маршрут с учётом его способностей и сделать всё, чтобы изучение предмета было интересным и доступным для ученика.

Слайд 8

Технология опыта При планировании работы по выбранной теме в качестве первоочередной была поставлена цель: создание условий, в которых к каждому слабоуспевающему ученику был осуществлён индивидуальный подход, который в последствии помог ему социализироваться в обществе. Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы . Этапы формирования положительного отношения к учению Формируемые отношения 1-й этап 2-й этап 3-й этап К содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал К процессу учения (усвоения знаний) Действует учитель – ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса К себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий К учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Слайд 9

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке : Этапы урока Виды помощи в учении Контроль подготовленности учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником Самостоятельная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Слайд 10

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися Мероприятия Срок 1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации Сентябрь 2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями ( законными представителями), беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком Сентябрь 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости 4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий В течение учебного года 5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса В течение учебного года

Слайд 11

Технология опыта В своей деятельности наряду с традиционными использую и другие виды уроков: интегрированный урок урок-семинар урок-исследование урок творчества

Слайд 12

Технология опыта Большую роль в развитии познавательной активности играет работа над рефератами, исследования ребят, проектная деятельность. Развитию познавательной активности способствуют и внеурочные формы работы. Викторины, игры, предметные КВНы, районные тематические конкурсы вызывают интерес у уч-ся разных возрастов, позволяют за рамками урока повышать уровень развития личности. Эти формы работы позволяют в комфортной обстановке проявить детям свое творчество, артистизм и , конечно, знания, выходящие за рамки программы. Для поддержания интереса к изучению предмета и побуждения ребят к самостоятельному поиску знаний в школе ежегодно проходит Неделя английского языка . В это время учителями активно проводятся внеклассные мероприятия по иностранному языку внутри классов и на параллелях, беседы, конкурсы сочинений, школьные олимпиады, выпускаются тематические газеты и т.п.

Слайд 13

Технология опыта Кроме того, уроки и внеурочная деятельность выстроена в таком ключе, что весь материал отрабатывается в контексте тем, которые заставляют ученика задуматься о его роли в обществе, и формируют в нём нравственные ценности. Так ежегодно на базе Покровского детского дома проводится международный лагерь при поддержке благотворительного фонда «Надежда», где каждый слабоуспевающий ребёнок задействован в совместной деятельности с иностранцами. Используются следующие формы работы: постановка сказок на английском языке, лексические игры, орфографические игры, спортивные мероприятия, просмотр английских детских сказок и их обсуждение с носителями языка, а также проводится конкурс по проектам по теме «Мой способ освоения английского языка», где гости из зарубежные стран были приглашены в жюри и оценивали результативность языковых проектов. Далее на протяжении ряда лет эти учащиеся имеют возможность обмениваться почтовыми открытками. Посылать и получать видеопоздравления с праздниками от своих заграничных друзей, обсуждать свои школьные проблемы, вопросы профориентации и дальнейшие жизненные перспективы. Ряд учеников даже смогли в дальнейшем съездить в гости к своим иностранным друзьям в США и Германию. Конечно, такого рода общение способствовало повышению интереса к изучению английского языка.

Слайд 14

Результативность Работа со слабоуспевающими учащимися не даёт таких результатов, как призовые места в англоязычных олимпиадах, сдачу ОГЭ и ЕГЭ на высокие баллы. Но она даёт другие, не менее важные результаты. Активность обучающихся во внеурочной деятельности – тоже показатель успешной социализации детей. И внеурочная деятельность, и мероприятия в рамках плана воспитательной работы учителя, и дополнительное образование играют огромную роль в становлении личности каждого обучающегося и способствуют успешной социализации. Одной из основных целей сегодняшнего образования является формирование личности, полезной обществу, иначе говоря, формирование социализированной личности. Значит, задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации обучающихся.

Слайд 15

Результативность Мои ученики являются участниками районных конкурсов по английскому языку ( II место в номинации «В мире сказок» в 2017 году), участвуют в школьных конкурсах на лучшее выразительное чтение английского стихотворения ( Дубиков Александр-1 место),участвуют в проектной деятельности и создают очень актуальные современные ТСО ( так воспитанник детского дома Вавилов Олег в 2018 году принял участие в конкурсе проектов и одержал победу в номинации « Самый инновационный проект». Суть его состояла в разработке электронного приложения для изучения учебника).Также мои учащиеся являются участниками городских библиотечных конкурсов , проводимых по творчеству британских писателей ( Шарабанова Светлана -2 место в конкурсе «Творчество выдающихся поэтов мира),оформляют стенгазеты на английском языке, имеют дружеские отношения с зарубежными англоговорящими друзьями (обмен открытками и видеопоздравлениями к праздникам, а также общение через Skype и Zoom) , ежегодно поступают в колледжи и ВУЗы (и сдают там экзамены и зачёты по непрофильной дисциплине «английский язык»), путешествуют по миру, используя свой базовый английский.

Слайд 16

Адресная направленность Мой опыт может помочь учителям английского языка, желающим заинтересовать своим предметом школьников, находящимся в поиске эффективной методики преподавания, что поможет достичь главной цели обучения – личностного развития ребенка. Целеустремленность, вера в необходимость того, что ты делаешь, ответственность за будущее вверенных тебе детей позволит преодолеть все преграды.

Слайд 17

заключение О социализации человека в школьные года можно сказать словами В.Г.Белинского о Гамлете: это переход от «Младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно. Чтобы этот переход совершался как можно безболезненней во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, девушек, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с самим собой. С окружающей жизнью, с обществом. В конечном счете, не так важно, кем являются в мире выросшие дети (слесари они или парикмахеры), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире. И, я думаю, что самая большая награда, когда по истечении лет мои выпускники выражают слова благодарности. Это дает силы и рождает понимание, что всё, что я делаю сейчас, не напрасно.

Слайд 18

Индивидуальная работа во внеурочное время . Дополнительная работа по индивидуальным карточкам. 2. В каждом домашнем задании – задания на повторение. 3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день) 5. Индивидуальные консультации после уроков, на каникулах. 6. Привлечение к проектной работе. 7. Беседы с родителями, классным руководителем.

Слайд 19

Образец индивидуальной таблицы неуспевающего ученика

Слайд 20

Виды работ со слабоуспевающими учениками: карточки для индивидуальной работы; задания с выбором ответа; деформированные задания; карточки – тренажеры; творческие задания; “карточки-информаторы”; “карточки-с образцами решения”; “карточки-конспекты”.

Слайд 21

Карточки – информаторы:

Слайд 22

Карточки для самостоятельного выполнения:

Слайд 23

Карточки – конспекты:



Предварительный просмотр:

Та же самая параллель классов , но уже в 2019-2020 учебном году:

Из представленной диаграммы видно, что количество неуспевающих исчезло совсем, а также увеличился процент учащихся с итоговой оценкой 4 (хорошо).



Предварительный просмотр:

Как показывает график, количество учащихся, вовлечённых в разные виды внеурочной деятельности по английскому языку непрерывно растёт. Достигается это за счёт различных форм организации работы с учащимися и учёта их индивидуальных особенностей и способностей.



Предварительный просмотр:

Результаты измерения социализированности личности учащихся  (М.И. Рожков) на примере 8-ых классов (4а, 4в класс в 2016-2017учебном году  и соответственно  7а, 7в класс в 2019-2010 учебном году)

Учебный год

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2016-2017

30 %

55 %

15 %

2019-2020

15 %

65 %

20 %

Как видно из таблицы, на протяжении ряда лет наблюдается повышение уровня социализированности личности учащихся, что говорит об эффективности осуществляемой работы конкретно в этих двух классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...