Индивидуальный словарь как метод работы с лексикой в старших классах.
статья
Важной целью преподавательской деятельности является умение научить школьников аналитически подходить к изучению лексики, передать знания и сформировать умения, которые помогут им самостоятельно систематизировать и организовывать работу с лексикой.
В данной статье рассматривается индивидуальный словарь ученика как метод введения новой лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный словарь как метод работы с лексикой в старших классах.
учитель английского языка
ГБОУ школы №47 им. Д. С. Лихачева
Петроградского района СПб
Иванова Е. А.
Words—so innocent and powerless as they are, as standing in a dictionary, how potent for good and evil they become in the hands of one who knows how to combine them.
Nathaniel Hawthorne (1804-1864)
Лексическое значение слова состоит из нескольких компонентов: денотация, фигуративное, контекстуальное и коннотативное значение. Важной целью преподавательской деятельности является умение научить школьников аналитически подходить к изучению лексики, передать знания и сформировать умения, которые помогут им самостоятельно систематизировать и организовывать работу с лексикой.
Рассмотрим самостоятельную работу над введением новой лексики на примере ведения учеником индивидуального словаря (Vocabulary).
Прежде всего необходимо обозначить список английских толковых словарей для работы. Данные словари позволяют отследить не только денотативное значение, но также эффективное употребление, произношение, коннотацию, а также синонимы. Предлагается использовать следующие электронные пособия:
- https://dictionary.cambridge.org/ru/
- https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
- https://www.collinsdictionary.com/
- https://www.english-corpora.org/coca/
- https://www.macmillandictionary.com/
Важно объяснить учащимся, что информация в одном словаре не может быть исчерпывающей/совершенной, поэтому необходимо нарабатывать навык использования нескольких словарей для получения достаточных знаний.
Посмотрим значение слова “key” в словаре dictionary.cambridge.org. Словарная статья выдает следующие результаты:
A key /kiː/ | a piece of metal that has been cut into a special shape and is used for opening or closing a lock, starting a car engine, etc.: |
any of the set of moving parts that you press with your fingers on a computer keyboard, or musical instrument to produce letters, numbers, symbols, or musical notes | |
a list of the answers to the questions in an exercise or test: |
В зависимости от цели и задач урока учащемуся предлагается ознакомиться с конкретным/контекстуальным значением или всей совокупностью. Так ученики знакомятся с денотативными вариантами значения слова по средствам чтения словарной статьи и конкретных контекстуальных примеров. Контекст позволяет ознакомиться с эмоциональной и стилистической окраской значения.
Фигуративное значение (a key to success/to our understanding/to our future и др.) в данном словаре обозначено довольно скудно с одним примером:
the key to sth - the best or only way to achieve something.
Словарь collinsdictionary.com предлагает более подробную словарную статью, включающую в себя collocations (master key, tuning key), фразовые глаголы и синонимы.
Не стоит забывать о том, что лексика условно делится на продуктивную и рецептивную. В ходе работы со словарем вторым этапом можно обозначить выделение основных (целевых) значений и занесения их в индивидуальный словарь.
После проведения данной работы ученик составляет свой пример, иллюстрирующий употребление данного слова в конкретном контексте. Примеры из словарных статей могут служить смысловой опорой на данном этапе работ.
Если требуется, ученик может написать перевод слова (либо дополнить объяснение иллюстрацией в третьей колонке.
Word | Definition+example | Translation |
A key /kiː/ | ◊ a piece of metal that has been cut into a special shape and is used for opening or closing a lock, starting a car engine, etc He opened the door with his key ◊ master key, jangle key, spare key | ключ |
В заключении хочется сказать, что словарная работа является первой ступенью системного подхода к освоению продуктивной лексики. Различные практические инструменты, заучивание и грамотное повторение активизируют и увеличивают лексический минимум изучающих английский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"
Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций у учащихся старших классов ...
Образовательный потенциал игры как педагогического метода на примере обществознания в старших классах средней школы: гендерный аспект
Описание и типология игр, используемых в образовательном процессе....
Методы работы с лексикой на уроках английского языка.
Методическая разработка предлагает различные скороговорки для формирования базовых звуков английского языка и некоторые виды игр для развития речевой компетенции учащихся на уроках иностранного языка....
Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»
В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...
Методы и приемы работы над эпизодом в старших классах
Статья содержит фрагменты уроков по литературе (10-11 класс). Поможет при работе над эпизодом.Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых худ...
Работа над лексикой на старшем этапе обучения
У многих учеников очень маленький словарный запас по английскому языку. Для запоминаня лексики существует целый ряд специальных лексических упражнений: закончи предложение, вставь пропущенное сл...
Рабочая программа индивидуальных занятий курса «Методы решения нестандартных задач» для 8 класса
Данная рабочая программа сотавлена для профильных классов...