Программа элективного курса "Латинский язык"
элективный курс (11 класс)
Рабочая программа учебного курса "Основы латинского языка" носит пропедевтический характер и предназначена для ознакомления обучающихся химико-биологической направленности 11 класса с минимумом содержания по предмету "Латинский язык". Учащиеся профильных классов получают возможность осваивать латинский язык под углом зрения своих профессиональных интересов, т. к. курс Латинского языка является обязательным для изучения в высших учебных заведениях медицинского, юридического и лингвистического направлений, следовательно, школьники получают базовые знания по предмету. Таким образом, появляется возможность осуществления преемственности в обучении «школа – ВУЗ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
latinskiy_yazyk._rabochaya_programma_11_klass.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 4 № 3
ООП СОО (10-11 классы) МБОУ «Гимназия №1» на 2019-2020 учебный год
(утверждена приказом директора Гимназии от 00.08.2018г №369)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
11 КЛАСС
на 2019 – 2020 учебный год
Автор программы:
Тишечкова Елена Николаевна,
учитель английского языка,
высшая квалификационная категория
г. Нижневартовск 2019
Оглавление
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВЛАДЕНИЮ ЛАТИНСКИМ ЯЗЫКОМ 7
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый новый этап в развитии общества, в развитии научных знаний и потребностей практики, изменения в социальном заказе с неизбежностью приводят к изменениям в системе образования. В учебные планы школ включаются новые предметы и курсы, отвечающие требованиям современности. Рабочая программа учебного курса "Основы латинского языка" носит пропедевтический характер и предназначена для ознакомления обучающихся химико-биологической направленности 11 класса с минимумом содержания по предмету "Латинский язык". Учащиеся профильных классов получают возможность осваивать латинский язык под углом зрения своих профессиональных интересов, т. к. курс Латинского языка является обязательным для изучения в высших учебных заведениях медицинского, юридического и лингвистического направлений, следовательно, школьники получают базовые знания по предмету. Таким образом, появляется возможность осуществления преемственности в обучении «школа – ВУЗ».
Даная программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089)
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по иностранным языкам . Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2009)
Цели и задачи обучения.
Курс латинского языка вводится в программу на старшей ступени обучения и имеет целью формирование элементарной коммуникативной компетенции и продвинутой компетенции в чтении.
Цель обучения может быть конкретизирована следующим образом:
Воспитание осознанного отношения к выбору профессии, потребности в практическом использовании латинского языка в будущей профессиональной деятельности.
Расширение общекультурного и лингвистического кругозора учащихся, их эрудиции в профессионально значимых областях знания.
Развитие у обучаемых таких важных в профессиональном отношении познавательных процессов, как произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление и др.
Развитие познавательных интересов учащихся в области медицины, лингвистики и юриспруденции, навыков исследовательской работы с источниками информации.
Формирование общечеловеческих ценностных ориентаций, гуманитарной культуры, развитие внутренних мотивов учения и общеучебных умений, потребности в самостоятельном совершенствовании в избранной деятельности, стремления к целенаправленному творческому труду.
Цели данного курса определяют следующие задачи:
- Обеспечить владение учащимися одним видом чтения (изучающим) учебных текстов из медицинской, юридической и античной литературы. В процессе работы с текстовым материалом обучить школьников некоторым приемам аналитико-синтетической обработки информации.
- Включить в вокабуляр терминологическую и профессионально направленную лексику, расширить объем рецептивного словаря учащихся, увеличить объем и глубину осваиваемых грамматических явлений, характерных для латинского языка.
- Развивать языковую догадку учащихся, умение распознавать значение ЛЕ по аналогии, графическому или звуковому оформлению, контексту или на основе собственного лингвистического опыта.
Аудирование и письмо в рамках данного курса призваны играть вспомогательную роль. Ведущим видом письменных работ является выполнение грамматических упражнений различного характера.
Поскольку в реальной жизни латинский язык существует лишь в письменной форме (так называемый «мертвый язык»), задачи в области обучения устной речи сводятся к следующему:
- Поиск и сообщение определенной информации.
- Умение читать на латинском языке.
- Иметь представление о составе слова в латинском языке.
- Умение составлять несложные предложения на знакомом языковом материале.
- Умение осуществлять обратный перевод простых нераспространенных предложений.
1.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Исходя из целей обучения латинскому языку и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения программа включает следующие компоненты:
1. Общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру учебно-познавательной деятельности школьников по освоению латинского языка и по самосовершенствованию в нем:
- учебно-организационные (умение пользоваться ТСО);
- учебно-интеллектуальные (умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте);
- учебно-информационные (умение отбирать нужную информацию, пользоваться справочной литературой);
- учебно-коммуникативные (умение понимать интернациональную лексику терминологического характера).
2. Специальные (речевые ) умения, характеризующие уровень практического владения латинским языком как средством познания.
3. Лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые (произносительные, лексические и грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма.
Отбор содержания проводится с учетом его необходимости и достаточности для достижения поставленной цели, с учетом сферы профессиональных интересов учащихся, их возможностей усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с возрастными особенностями обучающихся и с их жизненным и лингвистическим опытом.
При овладении разными видами речевой деятельности на латинском языке учащиеся должны быть обеспечены условиями регулярной практики в чтении:
- работать с текстами различного объема и жанра;
- просматривать тексты для нахождения определенной информации грамматического и лексического характера;
- опознавать и понимать слова и фразы, встречающиеся впервые в письменной форме;
- устанавливать звуко-буквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ ЛЕ и соотносить ее со значением;
- находить значение нового слова, используя справочную литературу, лингвистический опыт или контекст;
- читать для удовлетворения собственных интересов и потребностей.
Курс латинского языка направлен на развитие общелингвистических умений и навыков, обогащение лингвистического опыта учащихся. С этой целью в содержание обучения включаются следующие компоненты:
* фонетика: латинский алфавит, произношение звуков, ударение, долгота и краткость слога;
* морфология: глагол (4 спряжения), имя существительное (5 склонений, словарная форма), анатомическая и фармацевтическая номенклатура, имя прилагательное (2 группы, определение, причастие);
* словообразование: состав слова, важнейшие латинские и греческие приставки,
* клиническая терминология, терминоэлементы и греческие корни, названия патологических процессов;
* медицинская терминология, фармацевтическая терминология.
* рецептура - обучающиеся познакомятся с краткими сведениями о рецепте, с латинскими предлогами
Курс латинского языка рассчитан на 35 часов при количестве один час в неделю. Данная программа составлена на основе требований типовой программы по иностранным языкам и Государственного Стандарта. Программа предусматривает использование учебных пособий под редакцией М.Н. Чернявского «Латинский язык и основы медицинской терминологии», Ниссенбаума М. Е. «Латинский язык», учебник, рекомендованный Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВЛАДЕНИЮ ЛАТИНСКИМ ЯЗЫКОМ
Настоящие требования к практическому владению латинским языком соответствуют конечным требованиям к учащимся на конец 11 класса. С учетом значимости отдельных видов речевой деятельности для становления будущего специалиста они рассматриваются в такой последовательности: чтение, перевод, письмо.
- читать по латыни;
- правильно писать некоторую латинскую лексику;
- иметь представление, как переводить рецепт с русского на латинский и оформлять его по заданному образцу, соблюдая грамматические правила;
- уметь извлекать понятия из клинического термина и конструировать его;
- узнать словообразовательные элементы и ориентироваться в значении клинических терминов
- знать некоторые латинские пословицы и поговорки
Перевод
Требования к переводу выражаются в следующих умениях: оперативно находить слова в латинско-русском словаре, выбирая нужное значение ЛЕ; вырабатывать оптимальный режим включения словаря в процесс чтения; ориентироваться в формальных признаках лексических и грамматических явлений; осуществлять языковую и контекстуальную догадку; адекватно передавать содержание переводимого текста в соответствии с нормами русского литературного языка.
Письмо в данном курсе играет в основном вспомогательную роль в обучении чтению и переводу, служит для фиксации значимой информации и выполнения лексико- грамматических упражнений.
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:
- требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;
- критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе курса данного года обучения;
Для оценивания достижений обучающихся при изучении курса используется оценочная система: отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок)
За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Контрольные работы | От 51% до 65% | От 66% до 90% | От 91% до 100% |
Самостоятельные работы, словарные диктанты | От 51% до 70% | От 71% до 94% | От 95% до 100% |
Качество языка (лексика, грамматика, фонетика, интонация).
Отметка «5»: ученик демонстрирует правильное и понятное произношение и ударение, учащийся использует богатую и разнообразную лексику по теме, учащийся не допускает грамматические ошибки, ученик правильно использует простые и сложные структуры без ошибок.
Отметка «4»: учащийся демонстрирует произношение и ударение с некоторыми ошибками, которые иногда мешают пониманию, ученик использует простую лексику в основном правильно, но иногда употребляет неподходящие слова, учащийся допускает некоторые грамматические ошибки, ученик использует простые структуры с некоторыми ошибками, он пытается иногда использовать сложные структуры.
Отметка «3»: учащийся демонстрирует неправильное произношение и ударение, которые мешают пониманию, его словарный запас небогат, он использует иногда неподходящие слова, учащийся допускает много грамматических ошибок, использует простые структуры с ошибками.
Отметка «2»: учащийся демонстрирует неправильное произношение и ударение, которые мешают пониманию, его словарный запас ограничен, он испытывает трудности в подборе слов, учащийся постоянно допускает грамматические ошибки, неправильно использует простые структуры.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п | Кол-во часов | Тема урока | Учебные задачи | Лексико-грамматический материал | Предполагаемый результат |
1 | 5 часа | Латинский алфавит. Правила чтения: диграфы, дифтонги, буквы и буквосочетания. Правила слогоделения и ударения. Долгота и краткость слога. | Ознакомление с латинским алфавитом, обучение чтению. Развитие умений устанавливать звуко-буквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением ЛЕ. Формирование и развитие умений в чтении. | Слова, предложения микротексты. | Учащиеся умеют правильно читать латинские слова, расставлять ударения, имеют представление о долготе и краткости слога, надстрочных знаках, их роли при чтении. |
2 | 6 часов 3 часа 2 часа 5 часов 1 час 1 час 2 часа | Имя существительное: - 1 склонение - 2 склонение - 3 склонение - 4 склонение - 5 склонение Имя прилагательное: - 1 склонение - 2 склонение - 3 склонение Местоимения Система глагола: - спряжение - наклонение - залог Числительное Предлоги Словообразование | Развитие способностей к чтению, восприятию и пониманию письменной речи. ознакомление с грамматическим строем языка. Формирование вокабуляра терминологического характера. Развитие языковой догадки. Расширение лингвистических знаний, обогащение языкового опыта. Обучение переводу различных по характеру текстов. Знание лексических и фразеологических единиц языка, средств словообразования, грамматических средств выражения мыслей на уровне словосочетания, предложения, сверхфразового единства, русско-латинских языковых (лексических, фразеологических) языковых связей, выражающихся в заимствовании, переосмыслении лексики исходного языка. Формирование навыков выбора нужной ЛЕ или грамматической формы, понимания слов и словоупотребления. | Лексика урока Специализированная лексика (медицинская и юридическая терминология) Тексты для чтения Грамматические упражнения Афоризмы | Учащиеся обладают определенным словарным запасом: - умеют находить значение незнакомых слов , пользуясь справочной литературой; - распознают формы слова по его графическому образу, соотнося графическую форму слова с его лексическим значением; - применяют знакомую лексику; - понимают различные грамматические структуры и идиоматические выражения; - умеют устанавливать некоторые языковые связи между русским и латинским; - производят аналитико-синтетические операции; - владеют навыками перевода иноязычного текста. |
3 | 6 часов | Простое предложение. | Ознакомление с особенностями строения латинского предложения. Умение формулировать предложение на латинском языке. | Тексты для чтения. Переводные упражнения. Афоризмы. | Учащиеся умеют правильно определять грамматическую основу предложения, учитывать изменения словоформ при обратном переводе. Учащиеся способны правильно строить латинское предложение, осуществлять обратный перевод с латинского языка на русский, учитывая грамматические и синтаксический особенности латинского предложения. |
4 | 1 час | Античный мир. | Расширение культурологического кругозора, обогащение личностного опыта. | Культурологический материал (статьи учебника, энциклопедические сведения) | Учащиеся имеют представление об античном мире, об истоках и роли латинского языка в развитии мировой культуры. |
5 | 3 часа | Медицинская и фармакологическая терминология | Ознакомление с особенностями медицинской терминологии. | Медицинские справочники и словари Медицинские рецепты | Учащиеся обладают определенным словарным запасом: - умеют находить значение незнакомых слов , пользуясь справочной литературой; - распознают формы слова по его графическому образу, соотнося графическую форму слова с его лексическим значением; - применяют знакомую лексику; владеют навыками перевода иноязычного текста. |
5.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089)
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по иностранным языкам . Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2009)
- М.А. Бондаренко, Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учеб. пособие /. - Тула: Тул. гос. ун-т, 2005.
- М.Е. Нисенбаум , Латинский язык, учебник 5-е издание, М.: Эксмо, 2011.
- М.Н. Чернявский, Латинский язык и основы медицинской терминологии, Учебник. – М.: ЗАО «Шико», 2007.
6.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА
- И.Х. Дворецкий. Латинско-русский словарь. Москва. Издательство «Русский язык», 2002.
- В.П. Сомов. Словарь латинских выражений. Москва «АСТ- ПРЕСС» , 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"
Программа элективного курса "Языки мирового общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...
Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"
Программа элективного курса "Языки мирового общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...
Программа элективного курса "Язык через культуру, культура через язык"
Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели ...
Рабочая программа элективного курса «Язык разметки гипертекста HTML»
В связи с бурно развивающимися информационными технологиями и ресурсами большое значение приобрела проблема изучения сетевых технологий, чтобы каждый мог создавать личностно значимую для него образова...
Программа элективного курса "Язык мой - друг мой"
Рабочая программа элективного курса «Язык мой- друг мой»» для обучающихся 5 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку и по требованиям ФГОС основн...
Программа элективного курса "Язык мой - друг мой"
Рабочая программа элективного курса «Язык мой- друг мой»» для обучающихся 5 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку и по требованиям ФГОС основн...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....