Занимательная литература страны изучаемого языка
рабочая программа (11 класс)
Предварительный просмотр:
- Введение.
Сегодняшние школьники знают, что без владения английским языком выбор их будущей профессии может оказаться значительно суженным, поскольку практически невозможно найти область деятельности, в той или иной мере не связанную со знанием этого языка.
Реализация идеи как предпрофильного, так и профильного образования способствует не только расширению возможностей углубленного языкового образования, но и развитию творческо-личностного потенциала учащихся.
Предлагаемый школьный курс «Удивительная классика» относится к числу для расширения кругозора учащихся, и рассчитан на три года обучения (9, 10,11 классах -1 час в неделю).
Курс «Удивительная классика Англии и Америки» призван через знакомство с лучшими образцами англоязычной поэзии и прозы способствовать всестороннему целостному развитию личности учащегося, повышению его культурного уровня одновременно с совершенствованием иноязычных умений и навыков.
Чтение художественной литературы окажет существенное влияние на интеллектуальное развитие обучающихся, на духовное и эстетическое обогащение личности, на умение критически ориентироваться в художественном материале, поможет развить художественный вкус.
От существующей программы курса «Художественная литература Британии», опубликованной в «Сборнике программ курсов по выбору и элективных курсов по английскому языку»; М. «Глобус», 2007 (стр.19), данная программа отличается тем, что не ставит своей целью знакомство учащихся с основными направлениями, видами и жанрами художественной литературы.
Основной целью курса является: научить учащихся ориентироваться в мировой литературе и воспринимать произведения англоязычной литературы как уникальную часть мировой культуры.
Образовательная ценность курса заключается:
- в приобщении обучающихся к общечеловеческим ценностям через знакомство с произведениями великих английских и американских писателей;
- в осознании безграничности смыслового потенциала художественного текста;
- в осознании того, что даже самый замечательный перевод не может в полной мере заменить оригинальный текст произведения.
Этот курс имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- развитие лингвистической компетенции (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения);
- развитие социокультурной компетенции, (расширение знаний культурных особенностей носителей языка, их традиций, норм поведения, этикета и умения понимать и адекватно использовать их в процессе общения);
- развитие социолингвистической компетенции, (умения выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения);
- развитие дискурсивной компетенции, (умения строить целостные и логичные высказывания в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов);
- воспитание чувства гармонии и сопричастности к мировой литературе.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- расширить нравственный кругозор обучающихся;
- познакомить обучающихся с произведениями талантливых мастеров художественного слова;
- расширить филологический кругозор обучающихся;
- в области говорения: обучать аргументировано выражать свое мнение о поведении главных героев, о прочитанном;
- в области письма: совершенствовать навыки составления плана и написания эссе, описания впечатлений о прочитанном тексте;
- в области аудирования: совершенствовать умения слушать аутентичные художественные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации, с детальным пониманием;
- в области чтения: совершенствовать умение читать аутентичные художественные адаптированные и оригинальные тексты с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием, развивать начальные навыки литературного перевода.
В результате прохождения курса обучающиеся
* узнают основные факты биографий и творчества писателей Великобритании и США;
* значительно расширят лексический запас;
* научатся:
- давать характеристику литературным персонажам;
- отделять основную информацию от второстепенной;
- обобщать описываемые факты;
- превращать тексты рассказов в тексты пьес;
- аргументировать мысли и суждения;
- передавать при переводе точный смысл предложения или текста;
- выносить развернутое оценочное суждение об образах
литературных героев с привлечением фактологической
информации.
2. Структура курса, организация обучения и контроля.
Курс рассчитан на 90 учебных часов (по 30 часа в каждом учебном году при одном часе занятий в неделю) и состоит из двух блоков.
1 блок (9 класс)- состоит из следующих тематических разделов:
1. Специфика формирования английского языка.
2. Британия в средние века.
3. Литература эпохи Возрождения.
4. Литература эпохи Просвещения.
Каждый раздел предваряется исторической справкой, которая дает учащимся представление о данном периоде: смене монархий и династий, господствующих сословий, развитии философии, искусства, архитектуры и жизни народа в целом.
Первый блок построен на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких как история Великобритании и мира в целом; литература и иностранный язык.
Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют требованиям к владению АЯ в системе уровневых стандартов Совета Европы-В1- intermediate.
В рамках данного блока решаются следующие задачи:
- расширяется нравственный и филологический кругозор обучающихся;
-обучающиеся изучают теоретический материал о наиболее известных английских писателях и поэтах до конца 18 века;
- овладевают навыками работы с аутентичными текстами различных стилей, в том числе с адаптированными и оригинальными текстами стихов У. Шекспира и Р. Бернса;
- осваивают навыки составления плана и написания эссе;
- значительно расширяют лексический запас.
2 блок (10-11 классы) состоит из следующих тематических разделов:
1. Литература 19 века.
2. Литература 20 века.
3. Современные писатели и их произведения.
Изучаемый материал и литературные произведения этого блока соответствуют уровню В2-upper intermediate.
Второй блок, так же как и первый, посвящен знаменитым писателям и содержит биографические данные и описание творчества. Но биография писателей не самоцель - фактов о жизни и творчестве недостаточно для понимания произведений и развития литературного вкуса, поэтому основная задача второго блока - чтение оригинальных литературных произведений и работа с видеоматериалами снятыми по этим произведениям.
В данном блоке, кроме формирования механизма работы с аутентичными текстами различных стилей, говорения и письма развиваются навыки:
- аудирования- за счет выполнения таких заданий как :
- прослушивание текста с одновременным проговариванием его за диктором;
- прослушивание текста и воспроизведение его содержания по памяти, без каких-либо опор;
- передача смысла прослушанного с помощью ключевых фраз с последующим воспроизведением первоначального текста.
- лексический запас расширяется не только за счет заучивания новых слов и выражений, но и за счет:
- толкования слов;
- проведения синонимических замен;
- передачи информации другими словами;
- группировки слов, словосочетаний и разговорных клеше по темам.
Таким образом, помимо воспитательной и развивающей задач данный блок имеет большое практическое значение. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт на уроках литературы и английского языка, а так же при подготовке к олимпиадам и к экзамену.
Основная форма обучения - урочная и самостоятельная работа обучающихся.
Урочная форма обучения проводится в виде занятий в кабинете английского языка с использованием магнитофона или в кинозале с использованием видеомагнитофона и интерактивной доски для мультимедийных наглядных пособий и презентаций. Самостоятельная работа осуществляется главным образом дома.
Каждая глава программы состоит из 3 образовательных блоков: теория, практика, творческое задание.
Одной из форм проведения теоретических занятий может быть лекция-беседа, которую проводит учитель. Однако не исключается возможность участия и самих обучающихся в роли лекторов по заранее подготовленным темам. Задания, предлагаемые в ходе лекции помогают:
- практиковать умение выделять главное,
- вести конспект лекции,
- тренировать память.
В основе практической работы лежит выполнение литературного перевода, написание плана для пересказа, эссе, сочинения. Все это связано с формированием различных видов учебного чтения, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.
Творческие задания включают в себя создание инсценировок, озвучивание отрывка фильма по произведению или дублирование отрывка на английский язык.
В содержание курса включены итоговые контрольные уроки, которые представляют собой тесты и викторины.
- Формы контроля.
Для определения качества знаний и степени обученности по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля:
- вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;
- выделение ключевых слов сообщения с последующим воспроизведением текста;
- перевод;
- микродоклады и сообщения;
- взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление зачетных заданий, викторин и их проведение в классе;
- тестовые задания на аудирование, чтение, лексико-грамматические трансформации;
- написание сочинений, эссе.
4.Ожидаемые результаты обучения.
Изучение данного курса должно обеспечить развитие у обучающихся следующих умений и навыков:
- раскрытие содержания текста, высказывание суждения об образах литературных героев и т.д. в монологической форме;
- участие в обсуждениях и отстаивание своей точки зрения;
- анализ отрывков оригинальных художественных произведений;
- перевод отрывков оригинальных художественных произведений;
- письменное изложение мыслей по поводу литературного произведения.
4. Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Темы занятий и подтемы | Кол. часов | Виды деятельности, формы и методы проведения. | Формы контроля. |
I | Специфика формирования английской культуры. 1. Краткая история английского языка. 2.Легенды о короле Артуре. 3. «Беовульф»-первый шедевр британской литературы. | 3 | Лекции. Составление плана для пересказа. Перевод отрывка из «Легенд о короле Артуре». Анализ отрывка художественного произведения | Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Выделение ключевых слов с последующим воспроизведением лекции. Монологическое высказывание по теме. |
II | Британия в средние века. 1.Особенности социального и культурного развития Британии в средние века. 2. Жизнь и творчество Дж. Чосера. «Кентерберийские рассказы.» | 7 | Лекция. Перевод отрывка из «Кентерберийских рассказов.» Анализ отрывка. Переделывание текста стихотворения в прозу. | Пересказ исторической справки. Монологическое высказывание по теме. Анализ перевода. Анализ отрывка художественного произведения. Тестовые задания на аудирование |
III | Литература эпохи Возрождения. 1. Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения. 2. Англия эпохи возрождения. 3. Томас Мор и его «Утопия». 4. Шекспир и его творчество. | 10 | Лекция. Техника чтения. Анализ сонетов. Аудирование. Видеоуроки. Подготовка проекта по творчеству Шекспира. | Монологические высказывание. Дискуссия по проблемам «Утопии». Обсуждение санетов. Написание эссе. Декламация отрывков из произведений. Защита проектов. |
IV | Литература эпохи Просвещения. 1. Социально-историческая характеристика эпохи Просвещения. 2.Даниэль Дефо и его творчество. 3. Джонатан Свифт и его творчество. 4. Роберт Бернс и его творчество. 5. Александр Поуп и его творчество. | 10 | Лекции. Видеоурок по фильму «Робинзон Крузо». Подготовка к дублированию отрывков из фильма на русский язык. Подготовка к дискуссии по книге «Робинзон Крузо». Подготовка к дискуссии по книге «Путешествие Гулливера». Техника чтения, анализ стихов, перевод в стихотворной форме на русский язык стихов Р. Бернса. Лекция по творчеству А. Поупа. | Монологические высказывания. Пересказ главы из книги «Робинзон Крузо». Дублирование отрывков из фильма. Дискуссия «Положительный ли герой Робинзон?» Викторина по книге «Путешествие Гулливера». Викторины по творчеству Р. Бернса и А.Поупа. Декламация стихов Р.Бернса. |
Итого: 30 часов
10 класс
V | Литература 19 века. 1. Особенности развития английского общества в 19 веке. 2. Писатели 19 века и их творчество. а) Чарльз Диккенс; б) Шарлота Бронте в) Льюис Кэрролл г) Оскар Уальд; д) Артур Конан Дойл; е) Джером Клапка Джером; ж) Редьярд Киплинг; 3. Особенности развития американского общества в 19 веке. а). Жизнь и творчество Эдгара По. б). Жизнь и творчество Дж. Лондона. в) Жизнь и творчество М.Твена г) творчество О.Генри. | 30 | Лекция. Техника чтения. Анализ и перевод отрывков художественных текстов. Аудирование Пересказ..Видеоуроки. Помощь в подготовке к дублированию. | Монологические высказывания. Анализ переводов. Анализ творчества писателей. Анализ художественных отрывков. Анализ эссе. Пересказ отрывков из произведений. Конкурс на лучшее дублирование фрагментов и на лучший перевод (как с английского на русский, так и с русского на английский). |
11 класс | ||||
VI | Литература 20 века. 1.Вирджиния Вульф и ее творчкство. 2. Жизнь и творчество Б. Шоу. 3. Дэвид Герберт Лоуренс и его творчество. 4.Джордж Оруэлл и его знаменитые романы. 5. Вудхауз Пелэм Грэнвилл и его знаменитые литературные герои. 6. Роберт Асприн и его «литературный попкорн». | 12 | Лекция. Техника чтения. Анализ и перевод отрывков художественных текстов. Аудирование Пересказ. Видеоуроки. Помощь в подготовке к дублированию. | Монологические высказывания. Анализ переводов. Анализ творчества писателей. Анализ художественных отрывков. Анализ эссе. Пересказ отрывков из произведений. Конкурс на лучшее дублирование фрагментов и на лучший перевод (как с английского на русский, так и с русского на английский). |
VII | Литература 21 века. 1. Дэн Браун и его книги. 2. Дж. К. Ролинг и ее творчество. 3. Лорен Вайсбергер и ее известные романы-фэнтэзи. | 14 | Лекция. Видеоуроки. Пересказ. Аудирование. Пересказ. Видеоуроки. Помощь в подготовке к дублированию.Помощь учащимся в подготовке интеллектуальных викторин. | Лекция. Монологические высказывания. Дискуссия о важности стиля «интеллектуальный детектив». Конкурс интеллектуальных викторин по произведениям. |
VIII | Заключительный урок-конференция «Удивительная классика». | 4 | Помощь учащимся в подготовке докладов, переводов, викторин. | Защита викторин, переводов, дублирования отрывков из х/ф. по пройденным произведениям. |
5. Содержание программы.
Уроки 1-3
I. Специфика формирования английской культуры.
1. Краткая история английского языка.
2. Чтение отрывка «Легенды о короле Артуре» .
3. «Беовульф»-первый шедевр британской литературы.
Уроки 4-10
- Британия в средние века.
- Особенности социального и культурного развития Британии в средние века.
а) влияние завоеваний на язык и культуру Британии;
б) жизнь простых людей;
в) рост и развитие городов;
г) литература и культура.
2. Жизнь и творчество Дж. Чосера. «Кентерберийские рассказы»- первый шедевр современной английской литературы.
Уроки 11-20
- Эпоха Возрождения.
1. Социально-историческая характеристика эпохи Возрождения.
а) гуманизм;
б) развитие искусства;
в) развитие книгопечатания;
г) научные и географические открытия.
2. Англия эпохи Возрождения.
а) династия Тюдоров.
б) биография и литературное творчество Томаса Мора. «Утопия»
в) рассвет литературы в эпоху правления Елизаветы 1.
3. В. Шекспир и его творчество:
а) биография поэта и характеристика периодов его творчества;
б) сонеты; общая характеристика;
в) «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Генрих VIII».
г) вклад В. Шекспира в мировую культуру.
Уроки 21-30
- Эпоха Просвещения.
- Англия начала 18 века. Социально-историческая характеристика.
а) политическая система;
б) конец династии Стюартов;
в) жизнь среднего класса
г) развитие литературы и искусства.
2. Даниэль Дефо и его творчество.
а) памфлеты
б) «Робинзон Крузо»- первый приключенческий роман.
3. Джонатан Свифт и его творчество.
а) биография;
б) поэзия;
в) памфлеты;
г) «Путешествие Гулливера»- роман-сатира.
4. Роберт Бернс и его творчество.
а) стихи знакомые с детства;
б) песнь о Хагисе.
5. Александр Поуп и его творчество.
10 класс
Уроки 1-30
V. Литература 19 века.
1. Особенности развития английского общества в 19 веке. (Викторианская эпоха)
2. Королева и монархия.
3. Писатели 19 века и их творчество.
а) Чарльз Диккенс; «Рождественская песнь в прозе»; «Оливер Твист».
б) Шарлота Бронте и ее роман «Джейн Эйр».
в) Оскар Уальд и его эстетические взгляды; сказка «Счастливый принц»,
«Портрет Дориана Грея».
г) Артур Конан Дойл - детективный жанр писателя; «Собака
Баскервилей».
д) творчество Дж. К. Джерома; «юмор ситуации» в его произведениях;
«Трое в лодке не считая собаки»; «Мое знакомство с бульдогами»;
«Рассеянный человек».
е) творчество Р. Киплинга; «Книга джунглей»; стихотворение «Если…»
3. Особенности развития американского общества в 19 веке.
Разнообразие литературных жанров.
а) жизнь и творчество Эдгара По; «малоформатная проза»; Вильям
Вильсон»; «Маска красной смерти»; «Падение дома Ашеров».
б) жизнь и творчество Дж. Лондона; «Разжечь огонь».
в) жизнь и творчество М.Твена; «Принц и нищий», «Приключения Тома
Сойера».
г) творчество О. Генри; «Вождь краснокожих».
11класс
Уроки 1-12
V. Литература 20 века. Первая и вторая мировая войны и их влияние на жизнь общества. Борьба идей в литературе.
а) творчество В.Вульф; главы из романа «Миссис Дэллоулэй»;
б) жизнь и творчество Б. Шоу. «Пигмалион»;
в) творчество Д. Лоуренса; стихотворение «Последний урок»; главы из
произведений «Англия, моя Англия», «Сыновья и любовники».
г) Джордж Оруэлл и его притча- аллегория «Скотный Двор» на
революцию 1917 года и последующие события в России; «роман-
антиутопия»- продолжение «Скотного двора».
д) Вудхауз Пелэм Грэнвилл и его литературные герои Дживс и Вустер-
символы британского характера.
е) творчество Роберта Асприна; главы из фантастического романа «Холодная война наличных»; «литературный попкорн» мифических историй.
Уроки 13-26
- Дэн Браун и его интеллектуальный детектив «Код Давинчи».
- Дж. Роулинг. Романы о Гарри Потере.
3. Лорен Вайсбергер и ее известные романы-фэнтэзи «Дъявол носит Прадо»; «У каждого своя судьба».
Уроки 26-30
Заключительный творческий отчет обучающихся по теме «Удивительная классика».
ЛИТЕРАТУРА.
- Трусова В.Р. «Английская литература»; Учебное пособие для школ с углубленным изучением английского языка; М. «Просвещение» 2004.
- Ю.Б. Голицынский « Great Britain» Каро, Санкт-Петербург , 2005
- К. Васильев “Английская литература»; Санкт- Петербург «Авалон», 2002.
- Шишкина Т.Н. «What is the English we read”; «Универсальная хрестоматия текстов на английском языке»; МГУ им. Ломоносова, Факультет иностранных языков, 2003.
- «Literature Guide for Russia”; Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации; “Macmillan”, 2005.
- David McDowall. “All illustrated history of Britain”; “Longman”, 2003.
- Ethel Tiersky. “The USA”; “Longman”, 2006.
- Diana L. Friend-Booth. “Project Work”, “Oxford”, 2006/
- “Penguin Classics”
- Geoffrey Chaucer “The Canterbury Tales”;
- Charlotte Bronte “Jane Eyre”; “ Sense and sensibility”, “Pride and prejustise”
- Oscar Wilde “The Picture of Dorian Gray”;
- “Stories from Shakespeare”;
- Charles Dickens “Great Expectations and others”; “Oliver Twist”;
- Edgar Allan Poe. “Tales of Mystery and Imagination”.
- Jerome K. Jerome. «Three Men in a Boat (to say nothing of the dog)”; “Short Stories”; М. «Радуга», 2004.
- Arthur Conan Doyle “Stories”; М. «Айрис Пресс», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Test 11 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности
тренировочный тест для подготовке к ГИА...
Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.
Иренировочный тест для подготовки к ГИА...
Использование литературы страны изучаемого языка для развития умений монологической и диалогической речи с использованием активной лексики
описание приема для развития умений говорения на уроках английскогоя языка...
Тест 17 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Города и сёла, достопримечательности.
тест для подготовки к ГИА в 9 классе...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по зарубежной литературе и литературе стран изучаемого языка и чтению (немецкий язык)
ЗАДАЧИ:формировать у студентов умение читать, осмысливать и интегрировать художественные произведения различных литературных жанров;развивать умение классифицировать, объединять и обобщать лингвистиче...
«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»
Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...